Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



29 страница


частям.  

Общее время, необходимое для проведения испытания, превышает  

5 ч, поэтому его рекомендуется разбивать на два этапа. Батарея раз-  

работана в двух эквивалентных формах-5 и Т. Коэффициенты на-  

дежности отдельных тестов равны 0,90 (в среднем). Взаимокорреля-  

ции отдельных субтестов (за исключением субтеста на скорость и точ-  

ность восприятия клерка) колеблются около 0,50. Тестовая батарея  

была стандартизована на выборке из более 64000 учащихся. Созда-  

 

144  

 

STR.145  

надо посмотреть эту страницу.  

 

 

STR.146  

со сложным критерием учебных достижений (Анастази А., 1982;  

Thorndike P., Hagen E., 1977).  

Батарей, подобных DAT, насчитывается много, однако дифференци-  

альная валидность их невысока. Совершенно права А. Анастази, кото-  

рая выделяет ряд конкретных причин, снижающих валидность этих  

тестовых батарей. Она .пишет: <Вероятно, различия в овладении кон-  

кретными учебными предметами в основном зависят от интересов, мо-  

тивации и эмоциональных факторов, а факторы такого рода непред-  

сказуемы, поскольку их особенности определяются межличностными  

отношениями учащихся и учителей> (Анастазя А., 1982, с. 23).  

Другая очень известн.ая батарея тестов общих способностей GATB  

была разработана в 40-х годах и использовалась в промышленности и  

в армии для профессиональной консультации, размещения кадров .по  

рабочим постам. Создатели этой батареи провели предварительный  

анализ почти 50 тестов, разработанных для разных профессий, и обна-  

ружили, что они во многом совпадают. Были выделены 9 способностей,  

которые измерялись iao всех анализированных методиках, и именно  

для них и были подготовлены задания GATB. Таким образом, совре-  

менная форма этой батареи включает 12 субтестов, измеряющих 9 спо-  

собностей. Диагностика общих умственных способностей осущест-  

вляется с помощью трех из них (запас слов, математическое мышле-  

ние, пространственное восприятие в трехмерном пространстве). Вер-  

бальные способности диагностируются путем заданий на определение  

синонимов и антонимов (залас слов). Числовые способности изучаются  

с помощью двух субтестов на вычисления и на математическое мыш  

ление. Пространственное восприятие анализируется с помощью зада  

ний, аналогичных 4-му субтесту DAT (геометрические развертки)  

Восприятие формы представлено двумя субтестами, в которых испы  

туемый сопоставляет различные инструменты и геометрические формы  

Скорость .восприятия клерка представлена парами слов, идентичност:  

которых необходимо установить. Моторная координация предст.авляе  

собой задание испытуемому делать пометки карандашом в серии квад  

ратов. Ручная ловкость изучается с помощью теста, аналогичного Те  

сту Крауфорда, с которым мы знакомились, обсуждая проблему те  

стирования моторных способностей (в батарее этому отведено дв  

субтеста). Пальцевая моторика изучается с помощью двух субтесто]  

в которых испытуемый соединяет и разъединяет соответственно зг  

клепки и шайбы.  

Тестовая батарея была стандартизована на выборке из 4000 чел<  

век. Полученные при тестировании показатели преобразуются в ста]  

дартные с М=100 и а=20. Для каждой профессии установлены нео1  

ходимые для овладения ею способности и минимальные значеш  

стандартных показателей, которые считаются достаточными для у  

пешного овладения профессией. Коэффициенты надежности коле  

лютея в пределах от 0,80 до 0,90, правда, надежность моторных т  

стов несколько ниже. В обобщающем исследовании С. Бемиса бьи  

.показано, что средняя валидность факторов не .превышает 0,22 (В  

mis S" 1968). По данным E. Гизелли, средняя валидность всех инте  

лектуальных тестов, а следовательно, и тестов общих способност  

выше по критериям профессионального обучения (0,39), нежели  

критериям профессиональной успешности (0,22) (Ghiselly E., 197  

Максимальная валидность относительно критериев профессиональн  

успешности равна 0,46. Специальное сопоставление двух рассмотре  

ных выше батарей DAT и GATB показало, что между соответству  

щими данными той и другой отмечены следующие корреляции:  

 

STR.147  

вербальным способностям 0,70, по пространственному восприятию 0,69,  

по конторским способностям 0,56 (Thorndike P., Hagen E., 1977). Эти  

корреляции, по мнению многих исследователей, не настолько высоки,.  

чтобы считать эти тесты идентичными.  

Таким образом, GATB в большей степени ориентирова;на на при-  

менение в промышленности, a DAT-в .школе. Следует отметить, что-  

обе батареи представляются достаточно пригодными для использова-  

ния iB практике психологической службы,, вопрос лишь в том, для ка-  

ких конкретных целей они могут быть применены.  

Эти батареи известны исследователям о нашей .стране. В психоло-  

гической литературе встречаются более или менее подробные их опи-  

сания, однако очень мало работ, в которых бы они использовались  

в качестве главного метода.  

Можно назвать лишь некоторые исследования, проведенные в При-  

балтике с применением этих или разработанных по аналогии с ними  

.методик.  

 

5.2. ТЕСТ АМТХАУЭРА  

 

Однако у нас есть опыт исследовательской работы с одним из те-  

стов общих интеллектуальных способностей-тестом Р. Амтхауэра,  

остановимся на нем подробнее (Arnthauer R., 1953).  

Впервые тест структуры интеллекта был описан .Р, Амтхауэром .в  

1953 г. Групповой тест предназначался для оценки структуры интел-  

лекта лиц в возрасте от 13 до 61 года. Автор ставил задачу разрабо-  

тать метод, который мог использоваться на практике для профессио-  

нальной ориентации и консультирования по проблемам выбора про-  

фессии. Амтхауэр включил в свой тест задания на диагностику следую-  

щих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического,  

пространственного, мнемического. Средняя величина взаимных корре-  

ляций между этими факторами в тесте равна 0,36. Тест был разрабо-  

тан в трех параллельных формах. Стандартизация проводилась на вы-  

борке из 4076 испытуемых, средний показатель по сырым баллам рав-  

нялся 82. После стандартизации новая средняя равнялась 100, (т==10.  

Надежность теста как инструмента равна 0,97 (корреляция четных и  

нечетных заданий), при повторном тестировании через год коэффици-  

енты надежности оказались равными 0,83 (по. отдельным субтестам  

0,50). Валидность теста по критерию успешности обучения в школе  

равна 0,62.  

Тест Р. Амтхауэра был любезно предоставлен лаборатории психо-  

диагностики Института общей и педагогической психологии АПН  

СССР национальным предприятием <Психодиагностика> (ЧССР).  

Тест был адаптирован для выборки русских школьников и исполь-  

зовался только в исследовательских целях (Акимова М. К. и др.,  

1984) и включал 9 субтестов; мы ограничились применением 8 из  

них, исключив субтест на запоминание, поэтому все данные, получен-  

ные в эксперименте, основаны на использовании неполного варианта  

 

теста.-  

В него входят следующие субтесты: 1 - на общую осведомлен-  

ность и информированность в разных областях знаний (не только  

научных, но и житейских); 2 - на классификацию понятий; 3 - на  

 

Названия субтестов в представленном нами варианте теста не совпадают пол>  

ностью с классическими названиями Теста Амтхауэра (Arnthauer R., 1953).  

 

STR.148  

установление аналогий: 4 - на подведение двух понятий под общую  

категорию (обобщение); 5 - на умение решать простые арифметиче-  

ские задачи; 6 - на умение находить числовые закономерности; 7 -  

на умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости;  

8 - на умение мысленно оперировать изображениями объемных фи-  

гур; 9 - на заучивание слов. Каждый субтест, за исключением чет-  

вертого состоит из 20 заданий, в четвертый субтест входит 16 заданий.  

 

Ниже приводятся примеры заданий из каждого субтеста.  

Задания первого субтеста представляют собой предложения, в каждом из кото-  

рых пропущено одно слово. Испытуемому необходимо из пяти данных на выбор  

слов подобрать то, которое необходимо по смыслу:  

Противоположностью понятия <верность> является....  

а ) любовь, б) ненависть, в) дружба, г) предательство, д) вражда.  

Во 2-м. субтесте на классификацию понятий испытуемому предлагалось из пяти  

данных слов вычеркнуть одно, не подходящее к остальным четырем, которые явля-  

ются сходными по определенному признаку:  

а) рисунок, б) картина, в) графика, г), скульптура, д) живопись.  

В 3-м субтесте испытуемый должен был установить аналогию: дерево: строгать-  

железо: (?)  

а) чеканить, б) сгибать, в) лить, г) шлифовать, д) ковать.  

В 4-м субтесте требовалось отыскать объединяющее родовое или видовое поня-  

тие из двух предлагаемых: дождь - снег, правильным понятием будет <осадки>.  

Субтест 5 включал арифметические задачи:  

Сколько километров пройдет товарный поезд за 7 ч, если его скорость 40 км  

в час?  

В 6-м субтесте требовалось продолжить числовые ряды, построенные по опреде-  

ленным правилам:  

691215182124?  

В 7-м субтесте испытуемому предлагались изображения геометрических фигу{  

(плоскостных), разрезанные на несколько частей. Необходимо было мысленно соеди  

нить части фигуры и определить, какая фигура получится в результате.  

В 8-м субтесте испытуемому предъявлялись изображения кубиков, с различн(  

обозначенными гранями. Кубики были определенным образом повернуты и перевер  

нуты в пространстве, так что иногда появлялись новые, неизвестные испытуемом:  

грани. Необходимо было определить, какой из пяти кубиков-образцов изображен н;  

каждом рисунке.  

 

Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется о  

6 до 10 мин. Целиком весь этот тест проводился за 90 мин (два урок:  

без перерыва). Тест групповой, подготовлен в двух формах-А и Е  

Соседи по парте работают с разными формами теста. Исследовали  

проводится двумя экспериментаторами: один зачитывает инструкцш  

разбирает примеры, следит за временными интервалами, другой-  

контролирует правильность заполнения бла,нков ответов, правильност  

переворачивания страниц тестовой тетради ,и т. д.  

Таким образом, задания теста состоят из вербального и числовог  

материалов, а также из изображений. Первые требуют от испытуемы  

определенных знаний и умений производить с материалом некоторь  

логические действия. Вторые предполагают определенную степень ра  

вития формализованного и пространственного мышления. Р. Амтхау;  

предполагал, что с помощью этого теста можно судить о структур  

интеллекта испытуемых по успешности выполнения отдельных субт  

стов. Для грубого анализа <умственного профиля> он предлагает ел  

дующее: если наивысшие результаты получены по первым четыре  

субтестам, значит, у испытуемого больше развиты теоретические сп  

собности, если же по следующим пяти субгестам-то .практическ;  

способности. Мы, приступая к .работе с тестом, .исходили из того, ч  

он выявляет интеллектуальные способности, сложившиеся у испыт  

мых в -конкретных условиях обучения и воспитания. В настоящее вр  

мя собран экспериментальный материал по применению Теста Амтхг  

эра на выборке городских и сельских школьников (7-10-е классь  

 

STR.149  

включающей более 450 человек. Часть результатов исследовательской  

работы обработана и опубликована (Акимова М. К. и др., 1984), од-  

нако большой объем данных еще не представлен в публикациях, по-  

этому мы не можем их привести в данной главе.  

Надежность теста подсчитывалась на выборке из 101 человека пу-  

тем корреляций данных тестирования с интервалом в 1 год (9-е и 10-е  

классы городских школ). Коэффициент оказался равным 0,83. Валид-  

ность теста определялась путем нахождения корреляций между данны-  

ми по субтестам и тесту в целом и успеваемостью (общей и по цик-  

лам учебных предметов). Приведем данные по 8-м классам городских  

школ (табл. 6).  

Из табл. 6 видно, что корреляции находятся на среднем уровне.  

Это значит, что тест в целом охватывает именно те качества учащихся  

 

Таблица 6  

 

ШколаОбщий балл и суммарная успеваемостьБалл по вербальному субтесту и успеваемость по гуманитарным предметамРезультат по пространственным субтестам и успеваемость по техническим предметам (алгебра, геометрия, физика) ям  

Москва . .0,45 0,52 0,440,20 0,33 0,530,29 0,34 0.23  

 

Орша . .  

 

(понятливость, рассудительность, умение логически мыслить), которые  

необходимы им для усвоения школьных предметов. Низкие коэффици-  

енты корреляции, встречающиеся в таблице, можно объяснить тем,  

что имеется влияние многих фа.кторов помимо школы: домашнее окру-  

жение, внешкольные виды деятельности (кружки, студии, дополни-  

тельные уроки), влияние средств массовой информации и пр. Такое  

многостороннее влияние, с одной стороны, способствует формированию  

навыков логического мышления и накоплению более широких и глубо-  

ких знаний о мире, а с другой-ослабляет связь тестовых достиже-  

ний со школьной оценкой.  

Пр,и интерпретации полученных в исследовании данных был опро-  

бован новый критерий. В традиционном тестировании при оценке ре-  

зультатов за точку отсчета принималась статистическая норма, полу-  

чаемая яа основе эмпирических исследований выборок испытуемых, от-  

личающихся по социально-экономическим признакам. На противоре-  

чивость такого решения не раз указывал в своих работах К. М. Гуре-  

вич, который отмечал, что критерий сравнения .по нормам, получен-  

ным путем неправомерного объединения разных выборок, игнорируег  

влияние различных условий онтогенеза на умственное развитие людей.  

Эти условия многообразны и в первую очередь включают условия  

обучения. Кроме того, само представление тестовых данных .в виде  

баллов, кривых распределения затрудняет качественный анализ теста  

и влияния разных условий на развитие ребенка. Критикуя применение  

нормы в качестве критерия развития, К. М. Гуревич пишет: <...норма  

характеризует выборку или популяцию, но не раскрывает действитель-  

ных и обычных, т. е. нормальных требований к человеку как сложив-  

шемуся или складывающемуся члену общества. Имманентно присущая  

данной выборке статистическая норма по тем или другим причинам  

может не совпадать с нормальными требованиями к нему. Но эти тре-  

бования совсем 1не случайны, они опираются на общественную практи-  

ку и вытекают из нее> (Гуревич К. М" 1982, с. 17). В качестве крите-  

 

STR.150  

рия, ориентируясь на который можно сравнивать данные тестового об-  

следования, К. М. Гуревич предлагает использовать так называемый  

социально-психологический норматив (СПН) (Там же). В сжатом  

виде СПН можно определить как систему требований, которую общ-  

ность предъявляет каждому из его членов. Чтобы не быть отторгну-  

тым от существующей вне его общности, человек должен овладеть  

теми требованиями, которые < нему предъявляются, причем процесс  

этот является активным - каждый стремится занять определенное ме-  

сто в своей социальной общности и сознательно осуществляет этот  

процесЬ приобщения к своему классу, группе. Эти требования и могут  

составлять содержание социально-психологических нормативов, кото-  

рые являются, в сущности, идеальной моделью требований социаль-  

ной общности к личности. Следовательно, оценка результатов тестиро-  

вания должна проводиться по степени близости к СПН, который диф-  

ференцируется в образовательно-возрастных границах. Такие требова-  

ния могут быть закреплены в форме правил, предписаний, требований  

к человеку и включать самые .разнообразные аспекты: умственное раз-  

витие, нравственное, эстетическое и др. Об этом же пишут в своей  

статье А. А. Бодалев и Е. В. Шорохова, которые отмечают: <...пред-  

ставляется очень важной разработка содержательных и одновременно  

достаточно конкретных нормативов развития...>, которые <...должны  

очень определенно и широко очертить круг требований к идейно-поли-  

тической, умственной, нравственной, трудовой, эстетической и .фдзиче-  

ской воспитанности вступающих в самостоятелыную жизнь молодых  

людей> (1983, с. 21).  

Требования, составляющие содержание СПН, вполне реальны, они  

присутствуют в образовательных программах, в квалификационных  

профессиональных характеристиках, общественном мнении, мнения  

учителей и воспитателей. <Несомненно,-пишет К. М. Гуревич,-чтс  

социально-психологические нормативы в их образовательно-возраст  

ной отнесенности подлежат раскрытию в виде понятий и терминов i




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 683
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Психология общих способностей » 29 страница
  • Психология общих способностей » 20 страница
  • Психология общих способностей » 21 страница
  • Психология общих способностей » 22 страница
  • Психология общих способностей » 23 страница
  • Психология общих способностей » 24 страница
  • Психология общих способностей » 25 страница
  • Психология общих способностей » 26 страница
  • Психология общих способностей » 27 страница
  • Психология общих способностей » 28 страница
  • Психология общих способностей » 19 страница
  • Психология общих способностей » 30 страница
  • Психология общих способностей » 31 страница
  • Психология общих способностей » 33 страница
  • Психология общих способностей » 34 страница
  • Психология общих способностей » 35 страница
  • Психология общих способностей » 36 страница
  • Психология общих способностей » 37 страница
  • Психология общих способностей » 38 страница
  • Психология общих способностей » 10 страница
  • Психология общих способностей » 9 страница
  • Психология общих способностей » 8 страница
  • Психология общих способностей » 7 страница
  • Психология общих способностей » 6 страница
  • Психология общих способностей » 5 страница
  • Психология общих способностей » 4 страница
  • Психология общих способностей » 3 страница
  • Психология общих способностей » 2 страница
  • Психология общих способностей » 1 страница
  • Психология общих способностей » 32 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь