|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированияраздражители, способностью к осуществлению эффективной деятель- ности в ситуациях, требующих энергичных действий: не обнаруживая признаков запредельного торможения,, нервная система выдерживает длительное и часто повторяемое бозбуждние. 16. Низкий балл по первой шкале (ниже границы Х-S) - указы- вает на слабость возбуждения, быстрое достижение запредельного торможения. 2а. Высокий балл по второй шкале отражает силу нервной системы по отношению к процессам торможения, быстрое и прочное установ- ление тормозных условных рефлексов, способность к отказу от актив- ности в условиях запретов. 26. Слабость процессов торможения вызывает затруднение в раз- витии тормозных рефлексов, возможная склонность к неадекватным импульсивным действиям в ситуациях, требующих отказа от актив- ности. За. Высокая подвижность отражает способность нервной системы к быстрой переделке знаков раздражителей (из возбуждающего реф- лекс в тормозной и .наоборот), способность к быстрой перестройке при столкновении с новой ситуацией, готовность и желание взаимо- действовать с новыми предметами и явлениями. 36. Низкая подвижность указывает на высокую инертность нервной системы в переучивании знаков раздражителей, для индивида затруд- нен переход к новым навыкам, он часто избегает новых ситуаций. Очевидно, что возможности прогнозирования поведения с помощью результатов по тесту Стреляу зависят от того, насколько указанные понятия теории Павлова - Теплова могут быть корректно применены к заданному классу ситуаций. На нормативной выборке А. Г. Шмелевым проведен компьютерный анализ пунктов опросника по величине корреляции с суммарным бал- лом каждой шкалы. Подтверждена на высоком уровне статистической значимости внутренняя валидность большинства вопросов. Ряд вопро- сов, не получивших значимых корреляций с релевантной шкалой, будут переформулированы в новой версии методики. Уровень надежности - согласованности для первой русскоязычной версии теста можно при- знать удовлетворительным. Альфа-коэффициент Кронбаха по шкалам равен: 0,82 (первая шкала), 0,84 (вторая шкала), 0,81 (третья шкала). Косвенные экспериментальные сведения по проверке валидности мето-
STR.120 дики для данной версии получены в работе Н. Н. Даниловой (1985). Тест-опросникАйзенка. При корреляционном анализе пунктов опрос- ника Стреляу была выявлена высокая скоррелированность двух кон- цептуально независимых (согласно теории Павлова - Теплова) изме- рений: уровня возбуждения и подвижности. Большинство пунктов, яв- лявшихся прямыми по одной шкале, оказывались прямыми и по другой Таким образом, в сознании испытуемых эмпирические ситуационно- поведенческие проявления силы и <подвижности> оказались, по суще- ству, <склеенными>. , Этот факт можно понимать двояко: различение силы и <подвижности> на уровне социально-норматив- ного обыденного сознания не происходит; система базисных черт конституциональных свойств существенно двумерна. Вторая точка зрения имеет опору в многолетних разнообразных эмпирических исследованиях с применением факторного анализа реи хофизиологических и опросниковых данных, проведенных, в частности английским психологом Г. Айзенком (Eysenk Н., 1967). Пытаясь сое динить воззрения И. П. Павлова и К. Юнга, Г. Айзенк предложил качестве базисных два параметра индивидуальности: <экстраверсию ~ интроверсию>, <нейротизм - эмоциональную стабильность>. Эта ди ференциальная концепция основана на эмпирическом выделении дву типов невротических расстройств: истерического невроза, который сво1 ствен лицам холерического темперамента (<нестабильным экстраве] там>), и невроза навязчивых состояний который свойствен лицам м ланхолического темперамента (<нестабильным интровертам>). F рис. 21 представлена схема Айзенка и ее соответствие типам темпер мента по Гиппократу (соответствие задано самим Айзенком). В работе 1967 г. <Биологические основы индивидуальност] Г. Айзенк предложил нейрофизиологическую интерпретацию сво факторов: высокий балл по шкале <нейротизм> соответствует сни> Мшьнмм Tю порога активации лимбическ системы (в этом смысле ПОЕ
Ммш а "" <эмоциональная нестаби. ность> - это реактивность в OTI - _______ на события во внутренней ср( ЭкстраСерсм -интрсВсрм организма, в ответ на колебания холерик Мемиюлик ганизмических потребностей и сост ний), в то же время высокий 61 нестоВиньнмть по шкале <интроверсия> соответств снижению порога активации рети Рис. 21. Схематическое изображение дярной формации (в этом смы <размещения> типов темперамента У У Гиппократа в двухфакторном про- <интроверты> испытывают более странстве Айзенка сокую активацию в ответ на экст( цептивные раздражители). Этип] ставления в какой-то степени соответствуют тому акценту на <уро активации>, который был сделан и советскими психоф<зиологами в лее поздних работах (Небылицын В. Д" 1976). Феноменологически в поведении <экстраверты> и проявляют ( как <возбудимые> и <подвижные>, а <интроверты> - как затормо ные и инертные. Нестабильность - результат неуравновешенности цессов возбуждения и торможения.
" О классификации невротических заболеваний см.: Кэмпински А" 1975. 12в
STR.121 По тест-опроснику Айзенка проведено много психометрических ис- следований. С помощью инструкции на имитацию идеального <Я> было показано, что шкала <нейротизм> линейно отрицательно связана с со- циальной желательностью (желателен полюс - <стабильность>), а шкала <экстраверсия> - криволинейно (желателен медианный балл). Таким образом, в ситуации экспертизы балл по шкале <нейротизм> удет смещен в сторону к <стабильности>, а по шкале <экстравер- сия> - к медианному, среднему баллу. В настоящее время разработаны две параллельные формы (А и В) адаптированного русскоязычного варианта тест-опросника. Данный вариант теста подготовлен А. Г. Шмелевым на основе пси- хометрического анализа пунктов по критерию внутренней валидности (надежности - согласованности -см. 3.2). В каждой из форм из 57 вопросов были заменены 12, не обладающих необходимой значимой корреляцией с суммарным баллом по релевантной шкале (за основу был принят массив из 114 вопросов, переведенных с англбязычного ва- рианта Г. Айзенка ленинградскими психологами, дополненный 46 но- выми вопросами, составленными А. Г. Шмелевым для замены <не ра- ботающих> переводных вопросов). Каждый из 57 вопросов каждой формы относится к одной из трех шкал (первым назван полюс, соответствующий высокому баллу по шкале):
1. Экстраверсия - интроверсия (24 вопроса), 2. Нейротизм - стабильность (24 вопроса), 3. Ложь - откровенность на грани цинизма (9 вопросов). Более подробную содержательную интерпретацию шкальных пока- зателей читатель сможет уточнить по обширной литературе (см. в ча- стности, Кулагин Б. В., 1984). Пользователю следует учесть, что настоящий вариант обладает из- вестными недостатками: кроме несбалансированности относительного вектора <социальной желательности> (см. 3.3.) шкала <нейротизма> не защищена от систематической ошибки вследствие возможной пози- ционной тактики ответа испытуемого (все 24 вопроса - прямые). Эти недостатки присущи основному исходному варианту Айзенка. Универсальность двухмерной системы черт <экстраверсия> и <ней- ротизм> подтверждена не только в исследованиях самого Г. Айзенка, но и в других исследованиях с применением факторного анализа ши- роких наборов вопросов на больших популяциях. При так называе- мом <вторичном> факторном анализе шкал 16PF в качестве наиболее весомых факторов выделяются постоянно (в различных исследованиях разных авторов) родственные факторы <эксвия - инвия> и <тревож- ность> (CattellR. et а1" 1970; Ямпольский Л. Т., 1981). Указанные факторы можно получить не только как комбинацию шкал, но и как комбинацию первичных индикаторов-самих вопросов опросника. На материале русскоязычного варианта 16P.F впервые та- кая факторизация была произведена в 1983 г. в исследованиях В. И. Похилько и А. Г. Шмелева. Факторы <тревожностью и <экстра- версия> были воспроизведены также при факторизации пунктов ММР1 (Ильин В. И., Похилько В. И., 1983). Эти факторы - наи- более интегральные черты индивидуальных особенностей психической регуляции деятельности. Их существование эмпирически объясняется статистическим взаимодействием между чертами индивидуального и личностного уровней. Эти черты не являются статистическими (функ- ционально) независимыми, но объединяются в интегральные образова-
STR.122 ния, которые и оказываются факторами темперамента. Этому меха- низму есть вполне содержательное объяснение: при суммировании черт поведения, свойственных узко специфическим классам ситуаций, то особенное их содержание, которое различается от одного класса ситуа- ций к другому, как бы <взаимоуничтожается>, нивелируется, в резуль- тате чего проявляется общий, неспецифический компонент, присутству- ющий в определенной дозе в любой черте высокого уровня,- компонент eмпepaмeнтa (проекция на ребро <конституция> в концептуальном кубе возрастает). Но факторы темперамента, хоть и универсальны, недостаточно прогностичны. Их учет дает лишь небольшое превышение точности прогноза над случайным уровнем. На сколько-нибудь значи- тельных выборках (более 100 человек) и при наличии свыше сотни раз- нообразных эмпирических индикаторов факторы <тревожность> и <экстраверсия> не объясняют свыше 10% общей дисперсии - суммы диагональных элементов матрицы интеркорреляций (Харман Г., 1972). Третий универсальный фактор, который характерен для универ- сальных перечней эмпирических индикаторов,- это, по-видимому, фак- тор <кортикального контроля>. Этот фактор, не предусмотренный кон- цепцией Г. Айзенка, стабильно выделяется на разных выборках при факторном анализе пунктов 16PF, ММР1 и, по-видимому, любого уни- версального перечня. Р. Кэттелл указывает на этот фактор как на третий в списке ведущих <вторичных> факторов и интерпретирует егс как <чувствительность> (техническое название - <кортерция - пате мия>). В этот фактор со значимыми нагрузками входят пункты и: <первичных> факторов: -А, +С и +Qs 16PF, а также из шкал Pd, Pa Ма теста ММР1. Индивиды с высоким баллом по этому фактору в по ведении отличаются педантичностью, деловитостью, строгим следова нием принятым правилам и доставленным целям. Лица с низким 6aJ лом отличаются высокой сензитивностью, эмоциональностью, впечатл1 тельностью, импульсивностью, образным складом мышления. В обь денной (житейской) психологии эти различия чаще всего описываютс в терминах <рациональность - эмоциональность>. В. С. Мерлин (197 подобные черты объединяет преимущественно в таком свойстве темп рамента, как <ригидность>. По-видимому, эта интегральная черта име также некоторую конституциональную, нейрофизиологическую основ если <нейротизм> отражает активность базальных отделов головно мозг, <интроверсия> - активность ретикулярной формации (обуслс ливающей низкие пороги к экстероцептивной формации), то <кор1 кальный контроль> - активность новейших отделов коры головне мозга, и прежде всего лобных долей, которые, как это известно нейрофизиологии и нейропсихологии, отвечают за торможение импу. сивных поведенческих реакций (обеспечивают нисходящее тормоз) воздействие на центральные и базальные отделы головного мозга), п за осуществление волевой регуляции (Хомская Е. Д., 1972; Лурия А. 1973). Четвертый вторичный фактор 16PF - <конформизм> также п тверждает свою универсальность при факторном анализе матриц инч корреляций пунктов. Этот интегральный фактор для подсистемы т видных (социальных) черт личности указывает на степень подверд ности индивида давлению групповых (социальных) норм и группе) мнения (в противоположность самостоятельности, ориентации на ственные <системы отсчета> в оценке ситуации и принятии решен Этот фактор объединяет разнообразный круг феноменов <внуша сти>. Исследования когнитивного стиля (Witkin Н. et а1., 1974) п зали, что существует определенный конституционально предопреде
STR.123 яый фактор <внушаемости> - это <полезависимость>, низкий уровень <психологической дифференциации>, выражающийся в связанности процессов интеллектуального (второсигнального) и эмоционально- -образного (первосигнального) отражения действительности. Показано, что психологическая дифференциация снижается при любых отклоне- ниях от оптимального, уравновешенного уровня активированности об- щих неспецифических (тонических) регулирующих систем мозга. Ка- залось бы, напрашивается следующая упрощенная схема соответствия основных универсальных конституциональных диспозиций: это трех- мерная система <эмоциональный тонус (нейротизм) - экстероцептив- ный тонус (интроверсия) - кортикальный тонус (самоконтроль)>, при этом <конформизм> достигается на периферии сферы (при максималь- ных отклонениях от оптимума - начала координат системы). Однако подобный схематизм (как и большинство других подоб- ных универсальных схем) оказывается оправданным не в большинстве. а в меньшинстве типичных случаев. В большинстве случаев соотноше- ние конституциональных черт не отражается в поведении непосредст- венно, помимо многообразных компенсирующих (и сверхкомпенсирую- щих) комбинаций черт более высоких уровней. Показано, что <инди- видуальный стиль деятельности> (Климов Е. А., 1969) достигает устой- чивости нестолько благодаря <ярко выраженной> конституциональной специфике, сколько благодаря устойчивости стратегий поведения, скла- дывающихся на социально-ролевом и личностном уровне. Измерение социально обусловленных диспозиций (характер). Пове- денческие черты, доступные для регистрации внешнему наблюдателю, в значительной степени отражают содержание исторически сложив- шихся социально-ролевых предписаний к деятельности людей в стан- дартных классах ситуаций. В результате общественного разделения тру- да люди фактически живут в разных <мирах> с точки зрения предмет- ного содержания задач (целей и условий деятельности), с которыми им приходится иметь дело. Опыт решения этих задач и предопреде- ляет во многом <фиксацию> определенных стратегий поведения. Сче- товод обычно более расчетливо ведет свой домашний бюджет, чем артист, но не потому, что его отличает конституционально более высо- кий <кортикальный контроль>, а главным образом потому, что он при- меняет в обыденной практике сложившиеся навыки профессиональной деятельности, освоенные в рамках профессиональной роли. Однако и трансляцией навыков и стратегий, сложившихся в ходе исполнения ведущей социальной роли, не объяснишь все многообразие поведения индивида в различных социальных ролях, которые ему приходится выполнять практически одновременно в разных общностях. Можно назвать немало примеров тому, как <одержимые программисты> вме- сто того, чтобы демонстрировать высокую организованность и привер- женность планосообразному поведению., демонстрируют крайнюю сти- хийность и хаотичность в своей обыденной жизни (Вейценбаум Дж., 1982); возможно, весь <запас> способности к <кортикальному контро- лю> расходуется во время работы за пультом ЭВМ (модель ограни- ченных ресурсов). Применяя тест-опросники характера типа 16PF, психолог не дол- жен забывать, что респондент-профессионал преднамеренно или бессо- знательно может стремиться давать такие ответы, которые будут <обос- новывать> его профессиональные притязания,- ответы, нормативно соответствующие требованиям профессии, соответствующие скорее же- лаемому <Я>, чем действительному. Построение на основе таких отве- тов усредненных <типичных профилей> для лиц определенной профес-
STR.124 сиональной группы может приводить к серьезным артефактам. Конеч- но, черты характера (уже сложившиеся в детстве и юности) влияют на выбор профессии, но и приобретенный профессиональный опыт тоже видоизменяет характер. Приведем для иллюстрации некоторые отдельные профессиональ- ные портреты, полученные коллективом Р. Кэттелла для таких катего- рий испытуемых, как <продавцы>, <полицейские>, <психологи-консуль- Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|