Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированияУтверждения формулировались от первого лица; использовались два варианта ответа <согласен> и <не согласен>. Факторная структура опросника выявлялась на выборке из 17Н студентов гуманитарных вузов Москвы (115 женщин и 60 мужчин) Средний возраст испытуемых - 20 лет. В инструкции испытуемым указывалось, что им будет предъявлю личностный опросник, который не предполагает правильных и непра вильных ответов и направлен на анализ личного мнения отвечающих Кроме того, испытуемым сообщалось, что основная цель эксперимен та - это создание надежного психологического теста, и их ответы, ка
STR.264 ответы людей с гуманитарными наклонностями и образованием, осо- бенно ценны для этой работы. Испытуемым также указывалось, что результаты будут закодированы и затем обработаны с помощью ЭВМ; им разрешалось подписывать свои ответы псевдонимом. После оконча- ния опыта испытуемых просили не сдавать свои протоколы в том слу- чае, если они затруднялись давать искренние ответы. Инструкция и процедура опроса, таким образом, были направлены на снижение вли- яния социальной желательности и стратегии самоподачи на ответы. Результаты подвергались факторному анализу по методу главных факторов с последующим варимакс-вращением по методу Кайзера (Харман Г., 1972) по программе, подготовленной Г. П. Бутенко на ЭВМ ЕС-1022. В результате факторизации массива данных по методу главных факторов было выделено 10 факторов, исчерпывающих- 99,78% сум- марной общности. Эти 10 факторов были подвергнуты варимакс-вра- щению, 8 из них были оправданы по критерию Левандовского (Леван- довскийН. Г., 1980). На основании результатов были составлены словесные портреты по одному на каждый полюс, всех восьми факторов; эти словесные портреты предъявлялись для интерпретации экспертам - психологам- консультантам. С помощью этой процедуры и дополнительного содер- жательного анализа 7 факторов были интерпретированы и отобраны " качестве шкал. 1. Самоуверенноёть (<У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное>). 2. Ожидаемое отношение (позитивное или негативное) от других <Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых>). 3. Самоприятие (<Мое отношение к самому себе можно назвать .дружеским>, <В целом меня устраивает то, какой я есть>). 4. Саморуководство, внутренняя последовательность (<К сожале- нию, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так я и буду поступать>). 5. Самообвинение (<Если я и отношусь к кому-либо с укоризной, то прежде всего к самому себе>). 6. Самоинтерес (<Если бы мое второе <Я> существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению>). 7. Самопонимание (<Иногда я сам себя плохо понимаю>). Выделившиеся факторы были интерпретированы как наиболее конкретный уровень самоотношения - уровень внутренних действий в адрес самого себя или готовностей к таким действиям. Соответству- ющие шкалы содержат по 6-7 пунктов. Последовательное вращение 3, 4 и 5 факторов позволило остане- виться на трехфакторном решении, как наиболее содержательно ин- терпретируемом. Эти факторы образовали более обобщенный уровень самоотношения, описываемый четырьмя измерениями. Самоуважение - шкала из 14 пунктов, объединивших утвержде- ния, касающиеся <внутренней последовательности>, <самопонимания>, <самоуверенности>. Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способ- ности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей конт- ролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, пони- мание самого себя. Аутосимпатия - шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному <Я>. В шкалу вошли пункты, касающиеся <самоприятия>, <самообви-
265
STR.265 нения>. В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объ- единяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, до- верие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе - ви- дение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, го- товность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоцио- нальных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вы- несение самоприговоров (<и поделом тебе>). Самоинтерес - шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой <на равных>, уверенность в своей инте- ресности для других. Ожидаемое отношение от других - шкала из 13 пунктов, отража- ющий ожидание позитивного или негативного отношения к .себе окру- жающих. Человек, ожидающий антипатичного отношения к себе, ждет его как от большинства, от посторонних или мало с ним связанных людей, так и от немногих, любовь которых ему важна. От других лю- дей такой человек ждет отрицания его внутренних достоинств (сове- сти), антипатии к своей внешности. При этом он как бы принимает (постулируемую им) антипатию других, что проявляется в том, что и себе он не желает добра по-настоящему. Себя он считает уникальным, непохожим на других, не ставит перед собой задачу на увеличение са- моуважения. Содержательный анализ результатов позволил также интерпрети- ровать главный фактор до вращения (29,82% суммарной общности) как отражение глобального самоотношения, т. е. внутренне недиффе- ренцированного чувства <за> и <против> самого себя. Балл по гло- бальному самоотношению подсчитывается на основе учета ответов 30 (из 62) пунктов опросника. Таким образом, данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: 1) глобальное самоотношение, 2) самоотношение, дифференцирован- ное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отно- шения к себе; 3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему <Я>. Опросник обладает удовлетворительной ретестовой надежностью (30 испытуемых; интервал между двумя тестированиями 7-10 дней): глобальное самоотношение - 0,88, самоуважение - 0,74, аутосимпа- тия - 0,83, самоинтерес - 0,75, ожидаемое отношение других - 0,62, самоуверенность - 0,90, ожидаемое отношение других - 0,66, само- приятие - 0,76, саморуководство - 0,57, самообвинение - 0,69, само- интерес - 0,80, самопонимание - 0,63. Опросник стандартизирован на 260 испытуемых обоих полов. Исследования по валидности опросника проводятся в настоящее время. Получены некоторые данные в пользу конструктной валидно- сти. Так, с помощью факторного анализа большого массива пунктов были выделены два стиля защиты самоотношения. Один из них был назван <Защитой самоотношения с помощью фальсификации <Я>. В соответствующем факторе наряду с утверждениями, взятыми из шкал лжи различных опросников, объединились утверждения типа: <Я считаю, что моим большим достоинством является внутренняя че- стность - я могу признаться перед другими и самим собой в своих ошибках и недостатках>. Другой стиль защиты был назван <агрессив-
" Шкалы с одинаковыми названиями относятся к разным уровням обобщенности самоотношения и не вполне совпадают по составу вопросов, хотя и содержательно близки.
STR.266 ная защита>. Пункты, вошедшие в соответствующий фактор, свиде- тельствуют о взрывной, экстренной мобилизации защиты против угро- зы <Я>, агрессии по отношению к критику или обидчику, при этом без позднейшей дискредитации его, честном признании своей вспыль- чивости и раздражительности, признании ситуаций, в которых субъ- ект действует как прагматик, высокой оценке своей внешности. Исходя из психологического смысла описанных защитных стилей, можно было ожидать, что защита путем фальсификации <Я> будет отрицательно связана с самоинтересом (близостью к себе), а <агрес- сивная защита> - положительно. Такие корреляции были получены: защита путем фальсификации с самоинтересом - -0,4, <агрессивная защита> с самоинтересом - 0,18. Можно было также ожидать, что даже если защита путем фальсификации <Я> и будет эффективна с точки зрения недопущения прямого негативного отношения к себе (т. е. глобального негативного самоотношения, антипатии к себе, не- уважения к себе), то вряд ли она окажется эффективной в предохра- нении от ожиданий негативного отношения других. Субъект с такой защитой должен проецировать неосознанное негативное самоотноше- ние, недопускаемое в сознание с помощью этого типа защиты, в виде ожидания негативной оценки окружающих. <Агрессивная защита> не должна ассоциироваться с ожиданием негативных оценок окружаю- щих, и если она действительно эффективна, показывать положитель- , ную связь с какими-то аспектами самоотношения. Такие данные и бы- ли получены. Защита путем фальсификации отрицательно коррелиру- ет с ожиданием позитивного отношения окружающих (-0,21) и не коррелирует с глобальным самоотношением, самоуважением, аутосим- патией. <Агрессивная защита> положительно коррелирует с аутосим- латией (0,28), что свидетельствует о ее эффективности. Глобальное самоотношение, выявляемое по опроснику, значимо положительно связано с мерой самоотношения, подсчитанной как кор- реляция между ранжировкой цветов из восьмицветного набора Люше- ра по степени, в которой цвет характеризует испытуемого, и ранжи- ровкой тех же цветов по мере привлекательности, составленной на ос- нове их оценки в баллах. Настоящая версия опросника может быть использована в <ситуа- ции клиента> для выработки целей психотерапевтического воздейст- вия, т. е. в условиях добровольного обращения за психологической по- мощью, а также для научных целй. Прямая форма большинства во- просов и отсутствие корректировочных шкал пока не позволяют ис- пользовать опросник в экспертных ситуациях.
9.4. МЕТОДИКА УПРАВЛЯЕМОЙ ПРОЕКЦИИ
Методика управляемой проекции относится к рефр активным техни- кам - разновидности проективных техник. Основной принцип методи- ки состоит в том, что испытуемому предъявляют его собственный сло- весный портрет под именем портрета другого лица, а также портрет его вымышленной противоположности (Столин В. В., 1981). Словесный портрет испытуемого составляется на основе его отве- тов на опрбсник 16 PF P. Кэттелла, подписывается вымышленным име- нем и выдается за портрет реального человека, ранее проходившего тестирование (персонаж А). В портрете указывается также возраст,
Коэффициенты корреляции от 0,18 и выше значимы на 5%-ном уровне. 267
STR.267 близкий возрасту испытуемого, тот же пол, что и у него, и сходна> профессия или социальный статус, а также, если обследуются специ- фические контингенты клиентов (разведенные, родители, одинокие), такие характеристики, как семейное положение, число детей и т. п. Портрет содержит личностные характеристики, составленные по зна чимым по опроснику Кэттелла факторам. Характеристики указывают- ся в максимально безоценочной форме, желательно (там, где лично- стный профиль это позволяет) равновесие адаптивных и дезадаптив- ных черт, указываемых в портрете. Портрет Должен быть коротким и составлять не более 3-4 маши- нописных строк. Портрет противоположного лица (персонаж В) составляется по те> же значимым, по Р. Кэттеллу, факторам, но по их противоположным значениям (если в портрет А вошла характеристика <эмоционально выдержан>, то в портрет В должна войти характеристика <слабо вла- деет своими эмоциями>). Портрет В также подписывается вымышлен- ными инициалами, ему приписывается тот же пол, возраст, что и у обследуемого, однако профессия должна быть контрастной профессии испытуемого (если <А> - <лирик>, то <В> - <физик> и наоборот). Испытуемому предъявляются оба портрета и инструкция: <Это тест на проверку Вашей психологической проницательности. Каждый из нас в жизни бывает интуитивным психологом, т. е. способен оце- нивать других людей, понимать их чувства, мысли, поступки, разби- раться в их личности. Ответьте, пожалуйста, на ряд вопросов, относи- тельно изображенных в словесных портретах людей, которые прохо- дили ранее психологическое тестирование>. Испытуемому предлагается ряд вопросов, конкретное содержание которых может варьировать в зависимости от задачи диагностики. Инвариантной остается оценка прошлого, настоящего и будущего изображенных в портретах людей (персонажей). Вопросов не должно быть слишком много (не более 10-12). Примеры вопросов: <Что этот человек ищет в общении с другими людьми своего и противоположно- го пола?>, <К чему он стремится в жизни?>, <Достигнет ли он того, к чему стремится?>, <Почему он выбрал свою профессию?>, <Как он оце- нивает сам себя?> Второе задание состоит в том, что испытуемого про- сят указать, какие взаимоотношения сложились бы у него с обоими описанными людьми и у них между собой, а также какие чувства ис- пытывали бы все трое друг к другу. Экспериментальные исследования показали, что большинство ис- пытуемых идентифицируются с похожим на них лицом (<А>), причем большая часть более или менее осознанно, меньшая - неосознанно. Только 5-10% испытуемых не выражают никакого эмоционального отношения к персонажам, выполняют задание формально. Критерия- ми <включенности> обследуемого в ситуацию диагностики являются явное привнесение в описание подробностей, отсутствующих в портре- те, объем текста (чем больше, тем более ценным является протокол), эмоциональная насыщенность текста. Отношение, выраженное к сходному персонажу А, отражает, та- ким образом, самоотношение, а к персонажу В - отношение к отсут- ствующим у испытуемого личностным чертам, к <не-Я>. Анализ протоколов может быть осуществлен как в <клиническом ключе>, так и на основе специальной контент-аналитической про- цедуры. Клинический интегральный анализ может предполагать выявление самоотношения по параметрам: глобальное самоотношение, самоува>
STR.268 жение, аутосимпатия, близость к себе. Кроме того, возможен анализ мотивов и потребностей субъекта. Строгий контент-аналитический учет этих категорий возможен на основе индикаторов, т. е. специфических словесных оборотов, встреча- ющихся в тексте. Конкретный состав индикаторов сильно зависит от образовательного и культурного уровня обследуемых. Характеристика самоотношения, выявленная методикой управляе- мой проекции, имеет диалогический характер, т. е. включает и отно- шение к <Я> и к <не-Я> субъекта. Так, например, обследуемый может выражать симпатию и уважение к <Я>, но при этом либо 1) не уважать <не-Я> и испытывать к нему антипатию, 2) уважать и испытывать симпатию к <не-Я>, 3) видеть свое <Я> в противоположных чертах (портрете В) и выражать к нему симпатию и уважение, а к портрету А (реально к своим чертам) - антипатию и неуважение (скрытое са- моотвержение). Возможны и иные варианты самоотношения. Методика пригодна к использованию в условиях психологическо- го консультирования, т. е. в <ситуации клиента>, и может давать важ- ную для консультанта и психотерапевта информацию о форме и ха- рактере самоотношения. Приведем пример клинического анализа протокола одного из ис- пытуемых (студента одного из гуманитарных вузов, 24 года). Александр Т., 25 лет, студ. ИСАА (портрет А). Несколько тревож- ный, склонен к самоупрекам. Застенчив, нерешителен, озабочен, ос- торожен. Мягок, уступчив, редко настаивает на своем. Его может раз- дражать превосходство других людей, фиксируется на неудачах. Борис P., 24 года, студ. МВТУ им. Н. Э. Баумана (портрет В). Спокойный, уверенный в себе, оптимистичный, довольный жизнью человек. Общительный, активный, энергичный, любит рисковать, аван- тюристичен. Самостоятелен, обычно до конца отстаивает свою точку зрения. При этом он не подозрителен, редко вступает в конкуренцию. Испытуемому предлагается ряд вопросов, охватывающих основные сферы жизнедеятельности студента, на которые он должен ответить сначала применительно к схожему персонажу (А), а затем примени- тельно к противоположному персонажу (В): Персонаж А: 1. Почему он поступил в этот вуз? Что его привлекает в будущей профессии? Каковы его профессиональные перспективы? Будет ли он Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|