Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



43 страница


внешне спокойные, покладистые дети. Можно предполагать, что ребе-  

нок чувствуетвраждебность по отношению к окружающим, но его аг- .  

рессивные побуждения подавлены. Такое рисование себя также может  

указывать на стремление ребенка компенсировать свою слабостьдже-  

лание быть сильным,властвовать над другими. Эта интерпретация бо-  

-лее достоверна тогда, когда ребенок в дополнение к <агрессивным>  

рукам еще рисует и широкие плечи или другие атрибуты, символы  

<мужественности> и силы. Иногда ребенок рисует всех членов семьи с  

руками, но <забывает> нарисовать их себе. Если при этом ребенок ри-  

сует себя еще и непропорционально маленьким, то это может быть свя-  

зано с> чувством бессилия, собственной незначительности в семье, с  

ощущением, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его  

контролируют. Интересны рисунки, в которых один из членов семьи  

нарисован с длинными руками, большими пальцами. Чаще всего это  

указывает на восприятие ребенком пунитивности, агрессивности этого  

члена семьи. То же значение может иметь и презентация члена семьи  

вообще>без рук - таким образом ребенок символическими средствами  

ограничивает его активность.  

Голова - центр локализации <Я>, интеллектуальной и перцептив-  

ной деятельности; лицо - самая важная часть тела в процессе обще-  

ния. Уже дети 3 лет а рисунке обязательно рисуют голову, некоторые  

части тела. Если дети старше пятилетнего возраста (нормального ин-  

теллекта) в рисунке пропускают части лица (глаза, рот), это может  

указывать на серьезныеонарушения в сфере общения, <отгороженность,  

аутизм. Если при рисовании других членов семьи пропускает голову,  

черты лица или штрихует все лицо, то это часто связано конфликт-  

ными отношениями с данным лицом, враждебным отношением к нему.  

" Выражение лиц нарисованных людей также может быть индика-  

тором чувств ребенка к ним. Однако надо иметь в виду, что дети  

склонны рисовать улыбающихся людей, это своеобразный <штамп> в  

Tix рисунках, но это вовсе не означает, что дети так воспринимают  

окружающих. Для интерпретации рисунка семьи выражения лиц зна-  

чимы только в тех случаях, когда они отличаются друг от друга.  

В этом случае можно полагать, что ребенок сознательно или бессоз-  

нательно использует выражение лица как выразительное средство -  

это характерно для старших. Например, мальчик Р. 9 лет, послед-  

ний сын в семье, имеющий в отличие от своих братьев физический де-  

фект, и не такой, как они, успешный в учебе и спорте, в рисунке вы-  

разил свое чувство неполноценности, изображая себя значительно мень-  

шим, с опущенными вниз краями губ. Эта графическая презентация  

<Я> явно отличалась от других, членов семьи - больших и улыбаю-  

щихся.  

Девочки больше, чем мальчики, уделяют внимание рисованию лица,  

изображают больше деталей. Они замечают, что их матери много вре-  

мени уделяют уходу за лицом, косметике и сами постепенно усваивают  

ценности взрослых женщин. Поэтому концентрация на рисовании ли-  

ца может указывать на i хорошую половую идентификацию девочки.  

 

STR.215  

В рисунках мальчиков этот момент может быть связан с озабочен-  

ностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои?  

физические недостатки, формированием стереотипов женского поведе-  

ния.  

Презентация зубов и выделение рта часты у детей, склонных к,  

> оральной агрессии. Если ребенок та< рибует не себя, а другого члена  

семьи, то это часто связано с чувством страха, воспринимаемой враж-  

дебностью этого человека к ребенку.  

Существует закономерность, что с возрастом детей рисунок человека,  

обогащается все новыми деталями. Дети 3,5 лет в большинстве ри-  

суют <толовонога>, а в 7 лет - презенти.руют уже богатую схему тела.  

Каждому возрасту характерны определенные детали, и их пропуск в.  

рисунке, как правило, связан с отрицанием каких-то функций, с конф-  

ликтом. Если, скажем, ребенок 7 лет не рисует одной из этих дета-  

лей: головы, глаз, носа, рта, рук, туловища, нот, на это надо обратить  

внимание. Примером могут быть рисунки мальчика Г. 7 лет. Он ни-  

когда не рисовал нижней части тела. В беседе с родителями выясни-  

лось, что у них большую тревогу вызывал интерес Г. к своим половым-  

органам. Несколько раз он был даже наказан за такую <познаватель-  

ную> деятельность, которую родители восприняли как мастурбацию.  

Такое поведение родителей индуцировало у ребенка чувство вины,,  

отрицание функций нижней части тела, что повлияло на его <Я-об-  

раз>.  

У детей старше 5,5-6 лет в рисунках выделяются две разные схе-  

мы рисования индивидов разной половой принадлежности. Например,.  

туловище мужчины рисуется овальной формы, женщины - треуголь-  

ной или половые различия выражаются другими средствами. Если ре-  

бенок рисует себя так же, как и другие фигуры того же пола, то  

можно говорить об адекватной половой идентификации. Аналогичные  

детали и цвета в презентации двух фигур, например, сына. и отца".  

можно интерпретировать как "стремление сына быть похожим на отца"  

<идентификацию с ним, хорошие эмоциональные контакты.  

 

Анализ процесса рисования  

 

При анализе процесса рисования следует обращать внимание на:  

а а) последовательность рисования членов семьи; б)апоследовательность-  

рисования>деталей; в)<>стирание; г) <возвращение к уже нарисованным  

объектам, деталям, фигурам; д)> паузы; е) -спонтанные комментарии,  

Интерпретация процесса рисования в общем реализует тезис о том, что  

за динамическими характеристиками рисования кроются изменения  

мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты, они отражают  

значимость определенных деталей рисунка ребенку. Интерпретация  

процесса рисования требует творческого включения всего практическо-  

го опыта психолога, его интуиции. Несмотря на большой уровень не-  

определенности, как раз этот уровень анализа часто дает наиболее  

содержательную, глубокую, значимую информацию. В своем .анализе  

наметим лишь некоторые общие тенденции.  

По нашим данным, около 38% детей первой рисуют фигуру матери,  

35Ї/о - себя, 17% -отца, 8% -братьев и сестер. Как при рассказе ре-  

бенок начинает с главного, так и в рисунке первым изображает наи-  

1 более значимого, главного или наиболее эмоционально близкого чело-  

века. Такое частотное распределение, наверное, обусловлено тем, 4i-(.  

в нашей культуре мать часто является ядром семьи, выполняет наи  

более важные функции в семье, больше времени бывает с детьми  

 

STR.216  

-больше, чем другие, уделяет им внимания. То, что часто дети первыми  

рисуют себя, наверное, связано с их эгоцентризмом как возрастной  

характеристикой. Исходя из этого последовательность рисования более  

информативна в тех случаях, когда ребенок в первую очередь рисует  

не себя и не мать, а другого члена семьи. Чаще всего это наиболее  

значимое лицо для ребенка или человек, < которому он привязан.  

Примечательны случаи, когда ребенок последней рисует мать. Час-  

то это связано с негативным отношением к ней.  

Последовательность рисования членов семьи может быть более дос-  

товерно интерпретирована, в контексте анализа особенностей графиче-  

ской презентации фигур. Если первой нарисованная фигура является  

самой большой, но нарисована схематично, не декорирована, то такая  

презентация указывает на воспринимаемую ребенком значимость этого  

лица, силу, доминирование в семье, но не указывает на положительные  

чувства ребенка в его отношении. Однако, если первая фигура нари-  

сована тщательно, декорирована, то можно думать, что это наиболее  

любимый член семьи, которого ребенок почитает и на которого хочет  

быть похож.  

Как правило, дети, получив задание нарисовать семью, начинают  

рисовать членов семьи. Некоторые же дети сперва рисуют различные  

объекты, линию основания, солнце, мебель и т. д. и лишь в последнюю  

очередь приступают к изображению людей. Есть основание считать,  

что такая последовательность выполнения задания является своеобраз-  

нойзащитной реакцией, при помощи которой ребенок отодвигает не-  

приятное ему задание во времени. Чаще всего это наблюдается у де-  

тей с неблагополучной семейной ситуацией, но это также может быть  

последствием плохого контакта ребенка с психологом.  

> Возвращение к рисованию тех же членов семьи, объектов, деталей  

указывает на их значимость для ребенка. Как непроизвольные движе- <  

ния человека иногда показывают актуальное содержание психики, так  

возвращение к рисованию тех же элементов рисунка соответствуют  

движению мысли, отношению ребенка и может указывать на главное,  

.доминирующее переживание, связанное с определенными деталями  

.рисунка.  

Паузы перед рисованием определенных деталей, членов семьи чаще  

всего связаны с -конфликтным отношением и являются внешним прояв-  

лением внутреннего диссонанса мотивов. На бессознательном уровне  

ребенок как бы решает, рисовать ему или нет человека или деталь,  

-связанные с негативными эмоциями.  

Стирание нарисованного, перерисованного может быть связано как  

<с негативными эмоциями по отношению к так рисуемому члену семьи,  

так и с позитивными. Решающее значение имеет конечный результат  

рисования. Если стирание и перерисовывание не привели к заметно  

лучшей графической презентации -можно судить о конфликтном от-  

ношении ребенка к этому человеку.  

Спонтанные комментарии часто проясняют смысл рисуемого содер-  

жания ребенку. Поэтому к ним надо внимательно прислушиваться.  

Также надо иметь в виду, что кажущиеся иррелевантными коммента-  

рии все же являются средством ослабления внутреннего напряжения,  

и их появление выдает наиболее эмоционально <заряженные> места  

рисунка. Это может помочь направить и вопросы после рисования, и  

сам процесс интерпретации.  

 

Анализ случая  

 

Краткое описание случая. Раса - девочка 5,5 лет, первый ребенок в семье. Имеет  

.младшего брта 3 лет. Живет вместе с обоими родителями. В семье агрессивна, не-  

 

STR.217  

послушна. Непослушность особенно ярко проявляется в отношении к матери, хотя"  

говоря словами матери, ей удается укротить Расу. В детском саду девочка выде-  

ляется среди других детей неуправляемым агрессивным поведением. Дружит преиму-  

щественно с мальчиками, однако занимает в ирах <женскую> роль.  

Последовательность рисования: солнце, мать, фигура <Я>, отец, брат, трава.  

 

Ответы на вопросы  

 

1. <Скажи, пожалуйста, кого ты тут нарисовала?>-<Мать, себя, брата, отца>.  

2, <Что вы делаете на рисунке?> - <Гуляем>. - <Кто это придумал?> - <Мама  

придумала>.  

3. <Весело ли Вам?>-<Не очень. Мама и отец спорят>.-<Почему?>-<Просто-  

так>.  

4. <Кто из нарисованных людей самый счастливый?>-<Братик>.-<Почему?>-  

<Он - самый маленький>.  

5. <Кто из нарисованных людей самый несчастливый?> - <Не знаю>.  

 

Решение ситуаций  

 

1. <Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. С кем бы ты хотела.  

пойти вместе?> - <С отцом>.  

2. <Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и дол-  

жен остаться дома. Кто он?> - <Я останусь>.  

3. <Ты строишь дом из деталей конструктора и тебе не везет. Кою ты позовешь  

на помощь?> - <Никого>.  

4, <У тебя три билета в интересное кино. Кого ты оставишь дома?> - <Братика,.  

он маленький>.  

5. <Представь себе, что ты оказалась на необитаемом острове. С кем ты хотела  

на нем жить?>-<С отцом>.  

6. <Ты получила в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас на-  

одного больше, чем можно. Кто не будет играть?> - <Мама>.  

 

Интерпретация  

 

На рисунке (см. цветную вкладку) изображены все члены семьи.  

Однако выполнение задания начато не с рисования членов семьи, а с  

объекта - солнца. Такая последовательность рисования часто встре-  

чается у детей, для которых семья связана с негативными эмоциональ-  

ными переживаниями. Последовательность рисования членов семьи  

(мать, фигура <Я>, отец, брат) характерна для детей данного возраста.  

Примечательно расположение членов семьи в рисунке. Оба роди-  

теля нарисованы на переднем плане, как бы заслоняя фигуры детей.  

Это может быть связано с восприятием доминантности родителей. В то  

же время родители разделены - отец и мать. не выступают как супру-  

жеская или родительская пара - скорее как отдельные индивиды.  

Если рассматривать расположение фигур не в плоскости, а в про-  

странственной перспективе, то йсе фигуры отделены одна от другой  

значительным расстоянием, что может указывать на то, что Раса вос-  

принимает слабость позитивных эмоциональных отношений между чле  

нами семьи. Наиболее отдаленная фигура - презентация младшегс  

брата. Он же - последняя нарисованная фигура. Это дает основаны  

для предположения, что Расу с братом связывают негативные отно  

шения.  

В рисунке примечательны особенности рисования индивидуальны:  

фигур. Во-первых, выделяются изображения обоих родителей: они на  

рисованы однотипно, схематично, линия небрежная, схематичная. Рас  

рисовала их очень быстро, их рисование не доведено до конца. Тако  

избегание рисования указанных людей выявляет, возможно, сложи1  

шиеся напряженные отношения Расы с родителями. Контраст межд  

презентацией себя и родителей, импульсивность линии и определенна  

гротескность изображения родителей могут быть результатом выраж<  

 

STR.218  

ния агрессивности, указывать на сложившиеся в семье <силовое сорев-  

мование> между Расой и ее родителями. Такая интерпретация, в част-  

ности, соответствует наблюдаемому и агрессивному и неподдающемуся  

контролю поведению Расы в семье и за ее пределами.  

Изображения родителей все же отличаются друг от друга. Отец  

нарисован более тщательно, схема его тела более совершенна, чем у  

матери, что может указывать на более позитивные отношения Расы  

к отцу, чем к матери. На такую интерпретацию наталкивает и анализ  

решений ситуаций, в которых выявляется предпочтение отца матери.  

Примечательно рисование рук отца - они значительно длиннее чей  

у других, они интенсивно заштрихованы, есть презентация пальцев.  

Возможно, что Раса воспринимает отца как пунитивного, контролирую-  

щего человека.  

Фигура матери значительно крупнее других, что указывает на зна-  

чимость матери в жизни семьи (это согласуется и с тем, что она на-  

рисована первой), возможно ее доминантность, атрибуцию силы ма-  

тери. Вместе с тем она нарисована небрежно, импульсивно. Обращает  

на себя внимание отсутствие рук в рисунке матери. Интерпретируя  

этот признак в контексте общего амбивалентного (и негативного) от-  

ношения Расы к матери, ее воспринимаемой значимости и, возможно,  

.доминантности, можно понять его как стремление Расы снизить вме-  

шательство, контроль со стороны матери, ее <манипулятивное> отно-  

шение к другим. На смысловом уровне это согласуется с интерпрета-  

цией больших, пустых глаз матери (такое рисование характерно только  

изображению матери). Они могут быть интерпретированы как инди-  

катор тревожного отношения Расы к матери, как стремление Расы  

скрыться от пристального взора матери и в то же время как ощуще-  

ние его <всевидения>.  

Анализ особенностей рисования родителей наталкивает на опре-  

деленные размышления относительно их отношений между собой. Мож-  

но думать о конфликтности их отношений (родительская пара разде-  

.лена: в ответах на вопросы Раса говорит о немотивированном, на ее  

взгляд, споре). В презентациях обоих родителей явные искажения  

появляются при рисовании одной и той же части тела - рук (у отца  

непропорционально длинные, а у матери их изображение вообще от-  

сутствует). Эти обстоятельства, особенно последнее из них, дают ос-  

нование для выдвижения рабочей гипотезы о том, что доминантность  

и контролирующее поведение матери по отношению к. Расе являются  

следствием переноса такого же отношения, ощущаемого матерью со  

стороны отца.  

В рисунке выделяется и фигура брата - брат отделен пространст-  

.еом, уменьшен, небрежно нарисован, единственный раскрашен зеленым  

цветом. Это может быть связано со стремлением уменьшить роль брата  

в семье, конкурентные отношения с ним.  

Себя Раса нарисовала наиболее тщательно, разукрасила себя цве-  

тами, в отличие от рисунка матери ее фигура имеет больше атрибутов  

женственности: шапочка, юбка, красочность. Это, с одной стороны,




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 703
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 26 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 15 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 16 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 2 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 18 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 19 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 20 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 21 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 22 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 23 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 24 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 25 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 27 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 28 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 14 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 13 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 1 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 3 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 4 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 17 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 5 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 6 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 7 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 8 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 9 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 10 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 11 страница
  • Энгельс Фридрих » Происхождение семьи, частной собственности и государства » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь