Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



35 страница


свободу в том, как он разносит карточки по темам, поощряя ка.  

ловно оправданное всякое решение (<В данном случае Вы - i  

Вам виднее>). Следует предупреждать повторные перекладывая  

точек из одной группы в другую (чтобы испытуемый не выра  

труппы по численности). На это надо дать следующее объяснен  

экспертных оценках самым ценным, самым правильным являете  

вое решение, которое приходит человеку в голову>. Точно такое же  

объяснение призвано снять у испытуемого колебания, которые он испы-  

тывает, когда не знает, в какой класс занести многозначную фразу.  

Закончив тематическую классификацию фраз, испытуемый дает на-  

звания выделенным классам. Как правило, уке по этим названиям ди-  

агносту очень легко идентифицировать 10 использованных в данной  

версии ТЮФ тем: 1) садизм, 2) секс, 3) пагубные пристрастия (пьян-  

ство), 4) деньги, 5) мода, 6) карьера, 7) семейные неурядицы, 8) со-  

циальные неурядицы, 9) бездарность в искусстве, 10) человеческая  

глупость.  

Если испытуемый не формулирует ясных интерпретируемых назва-  

ний, то идентификация 7 стандартных тем производится по <ядерным>  

однозначным фразам. Если в i-тый класс попали 3 и более однознач-  

ные фразы из /-той темы, то i-тый класс можно отнести к /-той теме.  

Сам подсчет тестового -балла не сводится к применению ключей:  

диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствую-  

щей кучке (классе), чтобы приписать определенный балл мотивацион-  

ной теме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут быть  

визуализированы. в виде профиля. В отличие от количественных тестов,  

в которых показатели по шкалам сравниваются с популяционными  

нормами (MMPI, 6PF), в данном случае сравниваются показатели  

внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура  

мотивационных тем, какие темы доминируют, какие второстепенны и  

т. д. Таким образом, применяются ипсативные тестовые оценки. Про-  

стые статистические рассуждения (хи-квадрат для оценки отклонения  

от равномерного распределения) позволяют считать .статистически зна-  

чимым событием появление класса численностью в 14 и более карто-  

чек.  

При анализе диагностической продукции ТЮФ следует учитывать,  

что напряженность мотивационной темы может отражать не только си-  

лу мотива, но и силу преграды. Поэтому мотивационные структуры ис-  

пытуемого интерпретируются либо в терминах предмета потребности,  

либо в терминах преграды (фрустратора) потребности. Для различения  

предметного и преградного уровней содержания актуальной мотивации  

необходимы дополнительные диагностические критерии.  

Темы, используемые в данной версии ТЮФ, не явились результатом  

применения какой-либо теоретической системы классификации мотивов.  

Они были выделены эмпирически с помощью кластер-анализа несколь-  

ких сотен опубликованных шуток, т. е. отражают наиболее устойчивые  

и распространенные конструкты обыденного сознания. Авторы теста  

дают предположительную теоретическую психологическую) интерпрета-  

цию использованных тем, Ьсновываясь на трехуровневой схеме группи-  

ровки личностных черт и мотивов (Столин В. В., 1983):  

 

" Здесь даются типичные бытовые названия тем.  

Ї Тест юмористических фраз, очевидно, сензитивен не только к мотивам как к  

устойчивым характеристикам личности, но и к ситуационно детерминированным мо-  

тивационным состояниям. Разведение этих двух возможных диагностических резуль-  

татов достигается с помощью отсроченного перетестирования.  

 

STR.176  

1" 1:) садизм: мотив- самосохранение; преграда - разнообразные <агрессивные>  

факторы, угрожающие физической целостности индивида;  

2) секс: мотив-вступление в интимно-сексуальные отношения, разрядка напря-  

жения от сексуальной неудовлетворенности; преграда-внутренние трудности (недо-  

статочная привлекательность, скромность) и интериоризированные субъектом соци-  

альные запреты на проявление сексуальности вне социальных ситуаций супружеской  

интимности; -  

3) пагубные пристрастия (пьянство): мотив-употребление алкогольных напит-  

ков, снятие напряжения с помощью психофармакологических средств; преграда - ин-  

териоризированные субъектом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины,  

стыда; внешние трудности (административные преследования, дороговизна алкоголь-  

ных напитков и т. п.);  

4) деньги: мотив-личное материальное благосостояние; преграда-недостаток  

денег, высокие цены и т. п.;  

5) мода: мотив-самоподача, престиж, самоутверждение за счет обладания  

внешними атрибутами социального успеха; преграда-скачки моды, дефицит и вы-  

сокая цена престижных товаров;  

6) карьера: мотив-достижение высокого положения в обществе, получение ши-  

рокого признания за счет профессионального и социального продвижения по служеб-  

ной лестнице; преграда - конкуренция, необходимость компромиссов, унижений,  

маскировки и т. п.;  

7) семейные неурядицы: мотив - семейное благополучие; преграда - несоответ-  

ствующие ожиданиям субъекта поступки членов семьи (супруга, детей) или объек-  

тивные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади);  

8) социальные неурядицы: мотив - социальное благополучие; преграда - асоци-  

альность, <несознательность> окружающих, нарушающих нормы социальной справед-  

ливости и гражданственности;  

9) бездарность в искусстве: мотив - поиск красоты, гармонии, эстетическая сен-  

зитивность; преграда-эстетическая беспринципность так называемых <людей искус-  

ства>, обилие бездарных работ;  

10) человеческая глупость: мотив-познание, стремление к истине как самостоя-  

тельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием; преграда - неве-  

жество, ограниченность окружающих.  

 

При этом  

темы 1, 2 и, возможно, 3 представляют потребности организма,  

темы 4, 5, 6, возможно, 7, 8 - потребности социального индивида,  

темы 9, 10, возможно, 7, 8 - потребности личности.  

В интерпретации данных следует, как и в других многомерных тес-  

тах, анализировать не только изолированные темы, но и учитывать их  

комбинации, выражающиеся в одновременном повышении или пони-  

жении напряженности отдельных пар или троек тем. В отличие от  

обыкновенного тест-опросника, где профиль может быть одновременно  

<приподнят> или <опущен> по всем шкалам, в данном случае <площадь  

под кривой> профиля окажется постоянной - равной 80 (количество  

фраз в тексте): одни темы <притягивают> (апперцепируют) к себ  

фразы из других тем.  

Более детальные возможности для анализа результатов дает состав-  

ление матрицы смещения 10-10; строки соответствуют исходным темам,  

столбцы - темам, воссозданным испытуемым, однозначные фразы да-  

ют вклад в виде двух единиц, многозначные - в виде одной единицы.  

Матрица смещения позволяет увидеть такие эффекты, как <слипание>  

(сцепление) определенных тематических конструктов или <избиратель-  

ное доминирование> (например, конструкт <деньги> вбирает все много-  

значные фразы, лежащие на пересечении с конструктами <мода>  

<карьера>, <самозащита>, но не включает других тем).  

Очевидно, что список тематических конструктов в данной версии не  

может считаться полным. Основным его пробелом является отсутствие  

аффилиативных тем.  

Проверка валидности Теста юмористических фраз производилась  

авторами в ходе 3 различных экспериментальных серди.  

В первой серии в качестве критерия валидизации использовалась  

 

176  

 

STR.177  

Групповая оценка личности (ГОЛ) - опрос товарищей по группе. Про-  

филь ТЮФ сравнивался с профилем одноименных мотивационных тем,.  

реконструированных с помощью ГОЛ (групповыми оценками выра-  

женности интереса к каждой из семи тем). Общая корреляция профи-  

лей по результатам 32 испытуемых - двух академических студенче-  

ских групп по 16 человек в каждой - Дала значимое, но не высокое  

значение 0,34. Оказалось, что только по одной теме - <деньги> - име-  

ется достаточно высокое совпадение групповых оценок и тестовых ре-  

зультатов (0,45). Это вполне естественно в применении к студентам,  

для которых напряженность этой темы указывает скорее не на особую  

алчность, а на повышенную силу преграды - дефицит самих денег.  

В результате на этой выборке данная тема оказалась <социально-по-  

зитивной> и доступной для точной оценки внешнего наблюдателя.  

Чувствительность ТЮФ латентным мотивам показал второй экспе-  

римент, в котором была предпринята конвергентная валидизация ТЮФ  

и Тематического апперцептивного теста по трем мотивационным те-  

мам: <карьера>, <сексуальные отношения>, <агрессия - самозащита>.  

Корреляция профилей ТЮФ и профилей ТАТ (экспертных оценок вы-  

раженности каждой из трех мотивационных тем в рассказах испытуе-  

мого) достигла высокого значения - 0,85 (данные 25 испытуемых).  

Этот результат доказывает, что простой и экономичный ТЮФ для  

определенных локальных задач может быть использован и может быть  

близким по своей эффективности громоздкой методике ТАТ.  

Третий экспериментальный критерий валидности был построен по  

логике <известных групп>. Согласно .известным представлениям у боль-  

ных, госпитализированных в психиатрические клиники, резко усили-  

вается депрессивный синдром. Ав-  

торы теста получили статистически  

значимое (на уровне р<0,001) уси-  

ление темы <агрессия - самозащи-  

та> у 24 больных по сравнению с  

нормой (рис. 33). Это подтвержда-  

ет чувствительность ТЮФ к осо-  

бым ситуациям фрустрации опре-  

деленных потребностей.  

Надежность - согласованность  

(синхронная надежность) достига-  

лась в ходе построения теста от-  

бором фраз по результатам клас-  

тер-анализа.  

В заключение авторам хотелось  

бы выразить надежду на то, что  

Тест юмористических фраз со вре-  

менем пополнит батарею существу-  

ющих методов практической диаг-  

ностики мотивационной сферы лич-  

ности. ТЮФ разрешает традицион-  

ную психодиагностическую дилем-  

му между стандартизацией и инди-  

видуализацией диагностической про-  

цедуры (тест), заключая в себе возможности компромисса между алго-  

ритмизованным характером баллирования и интерпретации результа-  

тов и получением глубоких высокоиндивидуализированных диагности-  

ческих сведений. Простота и краткосрочность как самой процедуры-  

проведения, так и процедуры подсчета делают ТЮФ исключительно  

 

Численность класса  

14  

п  

1В  

 

Рис. 33.  

 

t 5 В  

Н класса  

больные шмипумые  

здарМые испытуемый  

 

Графики усредненных тема-  

тических профилей  

 

STR.178  

оперативной методикой. Не требуя никакой лаборантской рутины,  

ТЮФ дает немедленные результаты (если необходимо, то и <на гла-  

зах> клиента-испытуемого).  

Релевантной практической задачей Теста юмористических фраз яв-  

ляется, по мнению авторов, прежде всего диагностика в целях инди-  

видуального психологического консультирования и коррекции. Юмори-  

стический характер стимульного материала способствует установлению  

раскрепощенного доверительного контакта между диагностом-психоло-  

гом и его клиентом-испытуемым, что обеспечивает органичное включе-  

ние диагностической процедуры в процесс индивидуального консуль-  

тирования. Стимульный набор ТЮФ легко адаптируется к решению  

локальных психодиагностических задач. Можно прогнозировать созда-  

ние специальных диагностических шкал.  

 

STR.179  

ГЛАВА  

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ  

ОТНОШЕНИЙ  

 

7.1. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ  

 

Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охва-  

тывает практически весь диапазон существования человека, начиная  

от его отношения к большим социальным группам (нации, рабочему  

коллективу) до интимных, диадных отношений (супружеских, отноше-  

ний родитель- ребенок и т. д.). Можно утверждать, что человек, да-  

же будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих  

помыслах и действиях на имеющиеся представления об оценках, зна-  

чимых для других. Недаром были созданы и до сих .пор показывают  

свою теоретическую и практическую ценность такие психологические  

теории личности, в которых статус главных ее составляющих припи-  

сывается межличностным отношениям (Мясищев В. Н., 1960; Sulli-  

van Н., 1953).  

В настоящее время в психологии существует громадное количество  

конкретных методических приемов исследования межличностных от-  

ношений, и даже беглый обзор их вряд ли уместился бы во всем объ-  

еме этой книги. Это понятно, имея в виду как обширную феноменоло-  

гию межличностных отношений, задачи, решаемые отдельными мето-  

диками, так и различия в теоретической оценке сущности исследуемого  

явления. Систематика методик психодиагностики межличностных от-  

ношений возможна на различных основаниях: а) на основании объек-  

та (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процес-  

сов, диадных отношений и т. д.); б) на основании задач, решаемых  

исследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и  

т. д.); в) на основании структурных особенностей используемых мето-  

дик (опросники, проективные методики, социометрия и т. д.); г) на  

основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отно-  

шений (методики субъективных предпочтений, методики выявления  

личностных характеристик участника общения, методики исследования  

субъективного отражения межличностных отношений и т. д.). Возмож-  

ны, конечно, и другие критерии систематики методик.  

Необходимо отметить, что критерии систематики важны не сами  

по себе. Они представляют определенный аспект для оценки адекват-  

ности методики тому или другому конкретному исследованию. Так как  

целью этой главы является осуществление помощи в выборе методики  

или категории методик для конкретного обследования или исследова-  

ния, поясним предыдущую мысль более подробно.  

Во-первых, объект исследования, или точка приложения методики.  

Межличностные отношения. проявляются в большом разнообразии  

сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от  

друга, в которых действуют различные психологические детерминанты.  

Поэтому применение конкретных методик имеет свои границы, игнори-  

рование которых приводит к <девалидизации> методики, необоснован-  

ности выводов. Так, скажем, социометрия, адекватная для исследова-  

ния группы лиц, хорошо знакомых друг с другом, даст трудно интер-  

претируемые результаты при обследовании группы, в которой люди на-  

ходятся на различных уровнях межличностного познания.  

 

179  

 

STR.180  

Во-вторых, задачи, решаемые в исследовании. От них совершенно  

определенно зависят требования, предъявляемые к валидности исполь-  

зуемых методик, к объему поставляемых ею психологических данных  

и др. Понятно, что исследование, направленное, скажем, на выяснение  

совместимости экипажа парусного судна для продолжительного пла-  

.вания, предполагает не только моделирование и анализ межличност-  

лых отношений в условиях, максимально приближенных к реальным,  

но и углубленное изучение мотивационно-потребностной сферы каждо-  

го с целью прогноза и предупреждения межличностных коллизий во  

время продолжительного плавания. В то же время эти методики, при-  

мененные для исследования структуры, сплоченности открытого для  

внешних социальных воздействий коллектива, дали бы излишнюю и  

.не вполне адекватную информацию. В особом положении находятся  

.методики исследования межличностных отношений в малых группах  

(скажем, в семье), используемые для решения задач психокоррекцион-  

ной работы. Желательно, чтобы они были не только констатирующи-  

ми, т. е. раскрывали бы картину существующих отношений, но и эври-  

стическими - дающими психологу возможность понимания субъектив-  

ного мира, исследуемого во всей его сложности, расширяющие диапа-  

"зон психической реальности как для психолога, так и для обследуемого  

человека. В таком случае они выполняют функцию введения в психо-  

.коррекционную работу, подготавливают клиента для осознания скры-  

тых, многоуровневых его отношений с другими лицами. Методикам  

.исследования межличностных отношений, применяемым для решения  

задач психокоррекционной работы, обычно не ставятся очень жесткие  

требования относительно ихдиагностическойи прогностической валид-  

ности - они служат для построения рабочия>1ипотез, которые в по-  

следующем уточняются и верифицируются. В этой сфере исследования  

появляются и новые требования к методикам, такие, как психокоррек-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 573
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 39 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 34 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 36 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 37 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 38 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 40 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 41 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 42 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 43 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 44 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 45 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 46 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 48 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 49 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 50 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 51 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 52 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 17 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 18 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 19 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 20 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь