|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированиясвободу в том, как он разносит карточки по темам, поощряя ка. ловно оправданное всякое решение (<В данном случае Вы - i Вам виднее>). Следует предупреждать повторные перекладывая точек из одной группы в другую (чтобы испытуемый не выра труппы по численности). На это надо дать следующее объяснен экспертных оценках самым ценным, самым правильным являете вое решение, которое приходит человеку в голову>. Точно такое же объяснение призвано снять у испытуемого колебания, которые он испы- тывает, когда не знает, в какой класс занести многозначную фразу. Закончив тематическую классификацию фраз, испытуемый дает на- звания выделенным классам. Как правило, уке по этим названиям ди- агносту очень легко идентифицировать 10 использованных в данной версии ТЮФ тем: 1) садизм, 2) секс, 3) пагубные пристрастия (пьян- ство), 4) деньги, 5) мода, 6) карьера, 7) семейные неурядицы, 8) со- циальные неурядицы, 9) бездарность в искусстве, 10) человеческая глупость. Если испытуемый не формулирует ясных интерпретируемых назва- ний, то идентификация 7 стандартных тем производится по <ядерным> однозначным фразам. Если в i-тый класс попали 3 и более однознач- ные фразы из /-той темы, то i-тый класс можно отнести к /-той теме. Сам подсчет тестового -балла не сводится к применению ключей: диагносту достаточно подсчитать количество карточек в соответствую- щей кучке (классе), чтобы приписать определенный балл мотивацион- ной теме. Десять подсчитанных таким образом показателей могут быть визуализированы. в виде профиля. В отличие от количественных тестов, в которых показатели по шкалам сравниваются с популяционными нормами (MMPI, 6PF), в данном случае сравниваются показатели внутри индивидуального профиля: выявляется порядковая структура мотивационных тем, какие темы доминируют, какие второстепенны и т. д. Таким образом, применяются ипсативные тестовые оценки. Про- стые статистические рассуждения (хи-квадрат для оценки отклонения от равномерного распределения) позволяют считать .статистически зна- чимым событием появление класса численностью в 14 и более карто- чек. При анализе диагностической продукции ТЮФ следует учитывать, что напряженность мотивационной темы может отражать не только си- лу мотива, но и силу преграды. Поэтому мотивационные структуры ис- пытуемого интерпретируются либо в терминах предмета потребности, либо в терминах преграды (фрустратора) потребности. Для различения предметного и преградного уровней содержания актуальной мотивации необходимы дополнительные диагностические критерии. Темы, используемые в данной версии ТЮФ, не явились результатом применения какой-либо теоретической системы классификации мотивов. Они были выделены эмпирически с помощью кластер-анализа несколь- ких сотен опубликованных шуток, т. е. отражают наиболее устойчивые и распространенные конструкты обыденного сознания. Авторы теста дают предположительную теоретическую психологическую) интерпрета- цию использованных тем, Ьсновываясь на трехуровневой схеме группи- ровки личностных черт и мотивов (Столин В. В., 1983):
" Здесь даются типичные бытовые названия тем. Ї Тест юмористических фраз, очевидно, сензитивен не только к мотивам как к устойчивым характеристикам личности, но и к ситуационно детерминированным мо- тивационным состояниям. Разведение этих двух возможных диагностических резуль- татов достигается с помощью отсроченного перетестирования.
STR.176 1" 1:) садизм: мотив- самосохранение; преграда - разнообразные <агрессивные> факторы, угрожающие физической целостности индивида; 2) секс: мотив-вступление в интимно-сексуальные отношения, разрядка напря- жения от сексуальной неудовлетворенности; преграда-внутренние трудности (недо- статочная привлекательность, скромность) и интериоризированные субъектом соци- альные запреты на проявление сексуальности вне социальных ситуаций супружеской интимности; - 3) пагубные пристрастия (пьянство): мотив-употребление алкогольных напит- ков, снятие напряжения с помощью психофармакологических средств; преграда - ин- териоризированные субъектом социальные запреты, проявляющиеся в чувстве вины, стыда; внешние трудности (административные преследования, дороговизна алкоголь- ных напитков и т. п.); 4) деньги: мотив-личное материальное благосостояние; преграда-недостаток денег, высокие цены и т. п.; 5) мода: мотив-самоподача, престиж, самоутверждение за счет обладания внешними атрибутами социального успеха; преграда-скачки моды, дефицит и вы- сокая цена престижных товаров; 6) карьера: мотив-достижение высокого положения в обществе, получение ши- рокого признания за счет профессионального и социального продвижения по служеб- ной лестнице; преграда - конкуренция, необходимость компромиссов, унижений, маскировки и т. п.; 7) семейные неурядицы: мотив - семейное благополучие; преграда - несоответ- ствующие ожиданиям субъекта поступки членов семьи (супруга, детей) или объек- тивные трудности (низкий семейный доход, недостаток жилплощади); 8) социальные неурядицы: мотив - социальное благополучие; преграда - асоци- альность, <несознательность> окружающих, нарушающих нормы социальной справед- ливости и гражданственности; 9) бездарность в искусстве: мотив - поиск красоты, гармонии, эстетическая сен- зитивность; преграда-эстетическая беспринципность так называемых <людей искус- ства>, обилие бездарных работ; 10) человеческая глупость: мотив-познание, стремление к истине как самостоя- тельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием; преграда - неве- жество, ограниченность окружающих.
При этом темы 1, 2 и, возможно, 3 представляют потребности организма, темы 4, 5, 6, возможно, 7, 8 - потребности социального индивида, темы 9, 10, возможно, 7, 8 - потребности личности. В интерпретации данных следует, как и в других многомерных тес- тах, анализировать не только изолированные темы, но и учитывать их комбинации, выражающиеся в одновременном повышении или пони- жении напряженности отдельных пар или троек тем. В отличие от обыкновенного тест-опросника, где профиль может быть одновременно <приподнят> или <опущен> по всем шкалам, в данном случае <площадь под кривой> профиля окажется постоянной - равной 80 (количество фраз в тексте): одни темы <притягивают> (апперцепируют) к себ фразы из других тем. Более детальные возможности для анализа результатов дает состав- ление матрицы смещения 10-10; строки соответствуют исходным темам, столбцы - темам, воссозданным испытуемым, однозначные фразы да- ют вклад в виде двух единиц, многозначные - в виде одной единицы. Матрица смещения позволяет увидеть такие эффекты, как <слипание> (сцепление) определенных тематических конструктов или <избиратель- ное доминирование> (например, конструкт <деньги> вбирает все много- значные фразы, лежащие на пересечении с конструктами <мода> <карьера>, <самозащита>, но не включает других тем). Очевидно, что список тематических конструктов в данной версии не может считаться полным. Основным его пробелом является отсутствие аффилиативных тем. Проверка валидности Теста юмористических фраз производилась авторами в ходе 3 различных экспериментальных серди. В первой серии в качестве критерия валидизации использовалась
176
STR.177 Групповая оценка личности (ГОЛ) - опрос товарищей по группе. Про- филь ТЮФ сравнивался с профилем одноименных мотивационных тем,. реконструированных с помощью ГОЛ (групповыми оценками выра- женности интереса к каждой из семи тем). Общая корреляция профи- лей по результатам 32 испытуемых - двух академических студенче- ских групп по 16 человек в каждой - Дала значимое, но не высокое значение 0,34. Оказалось, что только по одной теме - <деньги> - име- ется достаточно высокое совпадение групповых оценок и тестовых ре- зультатов (0,45). Это вполне естественно в применении к студентам, для которых напряженность этой темы указывает скорее не на особую алчность, а на повышенную силу преграды - дефицит самих денег. В результате на этой выборке данная тема оказалась <социально-по- зитивной> и доступной для точной оценки внешнего наблюдателя. Чувствительность ТЮФ латентным мотивам показал второй экспе- римент, в котором была предпринята конвергентная валидизация ТЮФ и Тематического апперцептивного теста по трем мотивационным те- мам: <карьера>, <сексуальные отношения>, <агрессия - самозащита>. Корреляция профилей ТЮФ и профилей ТАТ (экспертных оценок вы- раженности каждой из трех мотивационных тем в рассказах испытуе- мого) достигла высокого значения - 0,85 (данные 25 испытуемых). Этот результат доказывает, что простой и экономичный ТЮФ для определенных локальных задач может быть использован и может быть близким по своей эффективности громоздкой методике ТАТ. Третий экспериментальный критерий валидности был построен по логике <известных групп>. Согласно .известным представлениям у боль- ных, госпитализированных в психиатрические клиники, резко усили- вается депрессивный синдром. Ав- торы теста получили статистически значимое (на уровне р<0,001) уси- ление темы <агрессия - самозащи- та> у 24 больных по сравнению с нормой (рис. 33). Это подтвержда- ет чувствительность ТЮФ к осо- бым ситуациям фрустрации опре- деленных потребностей. Надежность - согласованность (синхронная надежность) достига- лась в ходе построения теста от- бором фраз по результатам клас- тер-анализа. В заключение авторам хотелось бы выразить надежду на то, что Тест юмористических фраз со вре- менем пополнит батарею существу- ющих методов практической диаг- ностики мотивационной сферы лич- ности. ТЮФ разрешает традицион- ную психодиагностическую дилем- му между стандартизацией и инди- видуализацией диагностической про- цедуры (тест), заключая в себе возможности компромисса между алго- ритмизованным характером баллирования и интерпретации результа- тов и получением глубоких высокоиндивидуализированных диагности- ческих сведений. Простота и краткосрочность как самой процедуры- проведения, так и процедуры подсчета делают ТЮФ исключительно
Численность класса 14 п 1В
Рис. 33.
t 5 В Н класса больные шмипумые здарМые испытуемый
Графики усредненных тема- тических профилей
STR.178 оперативной методикой. Не требуя никакой лаборантской рутины, ТЮФ дает немедленные результаты (если необходимо, то и <на гла- зах> клиента-испытуемого). Релевантной практической задачей Теста юмористических фраз яв- ляется, по мнению авторов, прежде всего диагностика в целях инди- видуального психологического консультирования и коррекции. Юмори- стический характер стимульного материала способствует установлению раскрепощенного доверительного контакта между диагностом-психоло- гом и его клиентом-испытуемым, что обеспечивает органичное включе- ние диагностической процедуры в процесс индивидуального консуль- тирования. Стимульный набор ТЮФ легко адаптируется к решению локальных психодиагностических задач. Можно прогнозировать созда- ние специальных диагностических шкал.
STR.179 ГЛАВА
ПСИХОДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
7.1. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ
Сфера межличностных отношений чрезвычайно широка. Она охва- тывает практически весь диапазон существования человека, начиная от его отношения к большим социальным группам (нации, рабочему коллективу) до интимных, диадных отношений (супружеских, отноше- ний родитель- ребенок и т. д.). Можно утверждать, что человек, да- же будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих помыслах и действиях на имеющиеся представления об оценках, зна- чимых для других. Недаром были созданы и до сих .пор показывают свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории личности, в которых статус главных ее составляющих припи- сывается межличностным отношениям (Мясищев В. Н., 1960; Sulli- van Н., 1953). В настоящее время в психологии существует громадное количество конкретных методических приемов исследования межличностных от- ношений, и даже беглый обзор их вряд ли уместился бы во всем объ- еме этой книги. Это понятно, имея в виду как обширную феноменоло- гию межличностных отношений, задачи, решаемые отдельными мето- диками, так и различия в теоретической оценке сущности исследуемого явления. Систематика методик психодиагностики межличностных от- ношений возможна на различных основаниях: а) на основании объек- та (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процес- сов, диадных отношений и т. д.); б) на основании задач, решаемых исследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т. д.); в) на основании структурных особенностей используемых мето- дик (опросники, проективные методики, социометрия и т. д.); г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отно- шений (методики субъективных предпочтений, методики выявления личностных характеристик участника общения, методики исследования субъективного отражения межличностных отношений и т. д.). Возмож- ны, конечно, и другие критерии систематики методик. Необходимо отметить, что критерии систематики важны не сами по себе. Они представляют определенный аспект для оценки адекват- ности методики тому или другому конкретному исследованию. Так как целью этой главы является осуществление помощи в выборе методики или категории методик для конкретного обследования или исследова- ния, поясним предыдущую мысль более подробно. Во-первых, объект исследования, или точка приложения методики. Межличностные отношения. проявляются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга, в которых действуют различные психологические детерминанты. Поэтому применение конкретных методик имеет свои границы, игнори- рование которых приводит к <девалидизации> методики, необоснован- ности выводов. Так, скажем, социометрия, адекватная для исследова- ния группы лиц, хорошо знакомых друг с другом, даст трудно интер- претируемые результаты при обследовании группы, в которой люди на- ходятся на различных уровнях межличностного познания.
179
STR.180 Во-вторых, задачи, решаемые в исследовании. От них совершенно определенно зависят требования, предъявляемые к валидности исполь- зуемых методик, к объему поставляемых ею психологических данных и др. Понятно, что исследование, направленное, скажем, на выяснение совместимости экипажа парусного судна для продолжительного пла- .вания, предполагает не только моделирование и анализ межличност- лых отношений в условиях, максимально приближенных к реальным, но и углубленное изучение мотивационно-потребностной сферы каждо- го с целью прогноза и предупреждения межличностных коллизий во время продолжительного плавания. В то же время эти методики, при- мененные для исследования структуры, сплоченности открытого для внешних социальных воздействий коллектива, дали бы излишнюю и .не вполне адекватную информацию. В особом положении находятся .методики исследования межличностных отношений в малых группах (скажем, в семье), используемые для решения задач психокоррекцион- ной работы. Желательно, чтобы они были не только констатирующи- ми, т. е. раскрывали бы картину существующих отношений, но и эври- стическими - дающими психологу возможность понимания субъектив- ного мира, исследуемого во всей его сложности, расширяющие диапа- "зон психической реальности как для психолога, так и для обследуемого человека. В таком случае они выполняют функцию введения в психо- .коррекционную работу, подготавливают клиента для осознания скры- тых, многоуровневых его отношений с другими лицами. Методикам .исследования межличностных отношений, применяемым для решения задач психокоррекционной работы, обычно не ставятся очень жесткие требования относительно ихдиагностическойи прогностической валид- ности - они служат для построения рабочия>1ипотез, которые в по- следующем уточняются и верифицируются. В этой сфере исследования появляются и новые требования к методикам, такие, как психокоррек- Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|