|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированияВ содержании мотива можно выделить нечто специфическое, индиви- дуально-неповторимое, определенное конкретной уникальной ситуа- цией, и нечто устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Та- кое устойчивое предметное содержание характеризует уже не столько сам предмет потребности, сколько личность,, эту потребность испыты- вающую. По мнению С. Л. Рубинштейна, <свойства характера-это в конечном счете и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно по- являющийся у данного человека при однородных условиях> (Рубин- штейн С. Л., 1973). В данном случае С. Л. Рубинштейн имел в виду именно обобщенное предметное содержание мотива. Это же содержа- ние, имеется в виду, когда говорится, например, о таких мотивах, как мотив аффиляции, достижения, игры и т.п. В. Н. Мясищев, исполь- зовавший для описания мотивационных явлений категорию отноше- ний, подчеркивал, что последние <могут приобрести устойчивость, вы- раженность, большую значимость и, продолжая оставаться отноше-
155
STR.156 пиями, становятся характерными для личности> (Мясищев В. Н. 1958 с. 142). Предпосылки для такого подразделения мотивов имеются и в за- рубежной психологии. М. Мадсен, анализируя различные теории мо- тивации, подчеркивал, что одни психологи четко различают диспозя- ционные и функциональные переменные в мотивации, а другие исполь- зуют для них одни и те же понятия .(Madsen М., 1968). Так, для Г. Мюррея потребности (.или мотивы), с одной стороны" выступают как устойчивые мотдвационные образования, а с другой стороны, это же понятие используется, когда говорится о функцио- нальных переменных (Murray Н., 1938). М. Мадсен считает, что дис- позиционные и функциональные переменные необходимо четко разли- чать. Более широко эту проблему рассмотрел Л. Кронбах, который вы- делил две дисциплины в научной психологии: одна направлена на оценку индивидуальных различий, другая-на исследование характе- ристик и особенностей поведения (Cioiibuh L., 1957). Дж. Аткинсо> указывает, что данный разрыв между двумя подходами .преодоле- вается, если рассматрдвать мотивацию как единство лич.ностных де- терминант, т. е. устойчивых мотивов личности и характеристик непо- средственной ситуации (т. е. ситуационных детерминант) (Atkinson J., 1958). Мотив и мотивация. Мотивы с обобщением, относительно устойчи- вым предметным содержанием мы называем <обобщенными мотива- ми> в отличие от <конкретных мотивов>, предметное содержание кото- рых узкоспецифично. <Обобщенные мотивы> выступают в роли устой- чивых атрибутов личности, однако они являются динамическими обра- зованиями, которые при взаимодействии с ситуационными детерминан- тами актуализируются, т. е. переходят из латентного состояния в ак- туальное, реально действующее. Актуализация мотива создает опре- деленную тенденцию действия-разворачивается мотивационный про цесс, направленный на реализацию определенного .мотивационного от ношения с окружающей действительностью. В процессе реализацщ этого мотивационного отношения человек преобразует актуальную си туацию в желательную. Диагностика определенного мотива однозначно не определяют ди агностику соответствующего ему вида мотивации. Необходимо учиты вать вклад детерминант конкретной ситуации. Так, например, степен выраженности латентного мотива достижения у ученика может быт высокой (высокий индекс мотива), но актуальная мотивация достиже ния при этом может быть слабой. Это происходит из-за того, чт школьная ситуация :не имеет для него личностного смысла, а это пр1 водит ж низкой эффективности учебной деятельности. ,0тлич.ие мотива от мотивации со стороны динамически энергетич1 ских характеристик и заключается как раз в том, что интенсивною актуальной мотивации складывается из интенсивности латентного м< тива и интенсивности ситуационных детерминант мотивации. Рассма риваемая особенность мотивации используется в экспериментальнь процедурах как в зарубежной, так и в советской психологии-чер< разные типы инструкций пытаются актуализировать разные типы уровни мотивации в экспериментальной ситуации. К сожалению, некоторых отечественных исследованиях этим и ограничиваются, тог; как необходима,, кроме того, диагностика индивидуально-психологич ских различий в силе <обобщенных мотивов>, которые актуализир ются в дайной ситуации до использования инструкций. Это дает вс
STR.157 можность более адекватно оценить уровень актуальной мотиваили. Валидность диагностики мотива складывается как из валидности ме- тодики, так и из валидности диагностической ситуации, другими сло- вами, из валидности всей экспериментальной процедуры диагностики. Не случайно Д. Маклелланд и X. Хекхаузен, анализируя особен- ности экопер,имента.льной процедуры измерения мотивов, указывают .на необходимость превращения ситуации диагностики в контролируе- мый фактор (McClelland D., 1971; He.ckhausen Н., 1980). Если ситуа- ция стандартизирована и Я1вляется относительно одинаковой для всех испытуемых, то индивидуальные различия в уровне мотивации в ней- тральной ситуации принимаются за индекс силы латентного мотива. Мотивы и потребности. Потребности конкретизируются в мотивах и реализуются через них. Однако из этого не следует, что существует взаимно однозначное соответствие между системой потребностей и си-. стемой мотивов. К.ак потребности, так и мотивы имеют свою качест- венную специфику и их нельзя отождествлять. Во-первых, одна и та же потребность может реализовываться через разные мотивы, а один и тот же мотив может реализовывать разные потребности. Таким об- разом, потребности соответствует целый класс мотивов, а мотив мо- жет входить в разные потребностные классы. Сам мотив не является одномерным образованием, а имеет сложную внутреннюю структуру. Так, <обобщенные мотивы> дифференцируются в ряде конкретных мо- тивов. Когда отношение между потребностью и мотивом рассматри- вается не столько в генетическом, сколько в функциональном плане, то движение от потребности к мотиву есть движение от возможности к действительности, от общего к конкретному, от потенциального к ак- туальному, от генотипическОго к фенотипичес-кому. Диагностика мотивов и потребностей нетождественна, хотя тесно взаимосвязана. Психодиагностика мотивов необходима для диагно- стики потребностей, но недостаточна. Каждому мотиву соответствует свой <мотивационный вес>, харак- теризующий степень вклада, который данный мотив вносит в реали- зацию той или иной потребности. С другой стороны, мотивы, связан- ные с определенной потребностью,-это не просто сумма мотивов, а иерархическая система, в которой имеются определенные уровни до- минирования мотивов. Определение <мотивационных весов> мотивов дает нам возможность обнаружить общие характеристики предмета потребности. Выявление же уровня доминирования мотивов дает воз- можность уточнить конкретную специфику предметного содержания потребностей. Индикаторы мотивации. Мотивация не только детерминирует дея- тельность человека, но и буквально .пронизывает большинство, если не все сферы психической деятельности. Это проявляется, в частности, ( в множестве тех операциональных критериев, которые используются в психодиагностике мотивации. Анализ литературы позволяет назвать ряд индикаторов, опосредующих процессов .или критериев, с помощью которых выносятся суждения о качественных или" количественных ха- 1 ра,ктерист1иках мотивации:
1. Прямая оценка предстр.влений человека о причинах или особенностях поведе- ния, интересах и т. д. (когнитивная репрезентация). 2. Искажение объекта перцепции под влиянием мотавационных тенденций. 3. Повышенная апперцептивная восприимчивость к объекту актуальной мотива- ции (сензитивизация, принцип резонанса). 4. Влияние мотивов на когнитивные оценки и тем самым на структурирование, классификацию и организацию определенного стимульного материала. 5. Выявление зоны целей, релевантных мотиву.
157
STR.158 6. Валентность объекта (через выявление системы побудительных ценностей, ре- левантных мотивам). 7. Проявление мотивов в воображении и фантазии (тест тематической апперцеп- ции и др.). 8. Избирательность внимания к аспектам ситуации, релевантным мотивам. 9. Эффект Зейгарник (через оценку характера персеверирующих нереализован- ных действий, намерений можно косвенно судить ф лежащих в их основе мотивах). 10. Настойчивость при столкновении с преградой (величина усилий, которые про- являет человек для преодоления преграды, может характеризовать силу мотивацион- ной тенденции, детерминирующей его действия). II. Выявление совокупности внутренних или внешних преград, релевантных мо- тивам. 12, Время принятия решения при мотивационном конфликте выбора альтернатив. (приближение-приближение, избегание-избегание). 13. Временные параметры: а) количество времени, которое человек реально посвящает определенной актив- ности (реальное распределение времени); б) количество времени, которое человек желал бы посвятить определенной актив- ности (желаемое распределение времени); в) количество времени, которое человек тратит на обсуждение, разговоры и т. п. по темам, релевантным актуальной мотивации. 14. Свободный выбор активности в лабораторной ситуации. 115. Оценка эффективности выполнения деятельности (при прочих равных усло- виях в определенных пределах более сильной мотивационной тенденции соответствует больший уровень эффективности соответствующей деятельности, поведения). 16. Экспериментальное создание мотивационного конфликта между разными мо- тивационными тенденциями. 17. Выявление личностного смысла различных характеристик поведения, деятель- ности, ситуации и т. д. 18. Типичные защитные механизмы, которые могут быть-связаны с мотивами, потребностями (мотивационные тенденции, реализация которых блокирована внеш- ними или внутренними преградами, проявляются в защитной мотивации). 19. Свободные ассоциации (детерминация характера и количества ассоциаций актуальной мотивационной тенденцией). 20. Выявление тактик каузальной атрибуции, релевантных определенным моти- вам (мотивам могут соответствовать типичные тактики приписывания причин, кото- рые организуются в определенные атрибутивные стили). 21.. Наблюдение за поведением других: а) в смоделированной ситуации, б) в естественной обстановке. 22, Самонаблюдение за своим поведением. 23. Динамика поведения отдельного человека в течение длительного периода (мо- нографический метод). 24. Формирование и трансформация мотивов в эксперименте. 25. Продукты деятельности. 26. Характер и интенсивность эмоциональных реакций, детерминированных акту- альной мотивацией.
Прямые методы психодиагностики мотивационной сферы личности В основе этих методов лежит первый критерий (см. выше), хотя кон- кретные методики могут различаться по способам конструирования i по другим особенностям. По этим методам можно судить скорее о <ка жущихся мотивах>, причинных стереотипах, ценностных ориентациях чем о реально действующих мотивах деятельности. Самый простой вариант такой методики - прямо спросить у чело века <почему> или <ради чего> нечто им делается или делалось в про шлом. Также могут быть использованы интервью, анкеты, когда чело веку предлагается для выбора или оценки определенный перечен мотивов, потребностей, интересов и т. д. Поскольку ситуация являете гипотетической, человеку бывает трудно ответить, как он поступил 61 или поступал в прошлом. Кроме того, не все мотивы являются осознан ными и человек не может сказать о них что-нибудь определенное. Дл осознания сложных мотивационных образований требуются специал1 ная деятельность, высокий уровень развития личности. Ответы на a.t кеты подвержены сознательной или неосознанной фальсификаци) Человек часто стремится к социально одобряемым ответам, т. е. на о
STR.159 веты сильно влияет фактор социальной желательности. Это может быть связано с защитной мотивацией, потребностью в одобрении, стра- хом неодобрения и т. д. Перечень мотивов, которые обычно используются в этих методах, в основном состоит из <конкретных мотивов>. Эти методы чаще всего ис- пользуются не для изучения мотивации личности, т. е. обобщенных мотивов, процессуальной динамики мотива в конкретной социальной ситуации, а для изучения мотивов учебной, профессиональной и других видов деятельности. Некоторые конкретные методики можно найти в литературе (Матю- хина М. В., 1976; Прогнозирование социальных потребностей молоде- жи. М., 1978). В эту же группу входят методики измерения установок, которые по- строены таким образом, что о характере мотивационной переменной судят на основе словесно высказываемого мнения. Возникает сомнение, действительно ли такие методики измеряют реальные установки чело- века. Существует много данных, показывающих несоответствие уста- новки и поведения, т. е. расхождение между словами и делами (Fish- bein М., 196/). Возникающие здесь трудности связаны с попытками предсказать поведение человека только по одной переменной, не учи- тывая другие компоненты мотивации. Если даже указанные методики действительно измеряли бы реальную установку, то вряд ли и тогда этого было бы достаточно для предсказания поведения. (Конкретное описание шкал см., в работах: Анастази А., 1982; Ядов В. А,, 1972). Личностные опросники для измерения мотивов. В этих опросниках испытуемые должны отвечать на вербальные стимулы. В отличие от анкет, в которых задается прямой вопрос, в опросниках предлагается ответить на утверждения, касающиеся некоторых, поведенческих ха- рактеристик, которые прямо не соответствуют мотивам, но эмпириче- ски связаны с ними. Основная проблема измерения мотивации с по- мощью опросников связана со снижением правильности ответов ис- пытуемого из-за действия фактора социальной желательности или за- щитной мотивации. Укажем на некоторые, наиболее популярные из опросников, используемых на Западе. <Список личностных предпочтений> А. Эдвардса (EPPS) (Edwards А., 1954) является опросником, который измеряет силу по- требностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем (Murray Н., 1938). Для каждой из 15 шкал были выделены индикаторы потребностей, которые формулируются в виде утверждений (всего 210 пар утвержде- ний). Опроник построен на основе вынужденного выбора одного из пары утверждений. Итоговый индекс потребности выражает не абсо- лютную силу потребности, а силу этой потребности относительно дру- гих потребностей из перечня. По определению А. Анастази: <Система отсчета такого показателя - это скорее сам индивид, а не норматив- ная выборка> (Анастази А., 1982, т. 2, с. 140). А. Эдварде использо- вал метод вынужденного выбора," чтобы уменьшить влияние фактора социальной желательности. <Форма по изучению личности-> Д. Джексона (PRF) - это мето- дика для измерения мотивационной сферы, также построенная на тео- рии мотивации Г. Мюррея. Опросник Джексона (Jackson D., 1967) из- меряет 20 мотивационных переменных, из которых 12 аналогичны по- требностям из опросника EPPS (Jackson D., 1967). <Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствитель- ности к отвержению> А. Мехрабиана измеряет два обобщенных моти- ва: стремление к принятию (у автора называется аффилятивная тен-
159
STR.160 денция) и страх отвержения (у автора - чувствительность к отверже- нию) (Mehrabian А., 1970). Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая - 24 пункта. Шкалы оценивают, по мнению автора, в первом случае общие ожидания индивида о по- зитивном исходе при установлении межличнос.тного контакта, а во вто- ром случае соответственно негативные ожидания. Тест-ретест через 4 недели для аффилятивнои тенденции имел 0,89, а для страха отвер- жения - 0,92. Автор приводит данные о независимости шкал от фак- тора социальной желательности и об отсутствии значимой корреляции Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|