|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированияявить глобальное самоотношение (самоудовлетворенность) и специфи- ческие формы самоотношения к своему телу, к себе как моральному субъекту, к себе как к члену семьи и т. д. Опросник также позволяет дать дифференцированное заключение о самоотношении в отличие от содержательного аспекта <Я-концепции> (самоидентичности и диф- ференцирующие характеристики). По-видимому, целесообразна адап- тация опросника для отечественных популяций. Шкала детской <Я-концепции> Пирса-Харриса. (Piers-Har- ris Childrens Selt Concept Scale - Piers E., Harris D., 1964) - по- пулярный в США опросник, составленный из 80 простых утверждений относительно своего <Я> или тех или иных ситуаций и обстоятельств, связанных с самоотношением. Предназначен для детей в возрасте от 8 до 16 лет. Пункты опросника основаны на коллекции детских ут- верждений относительно того, что детям в себе нравится, а что не нра- вится, собранной А. Джерсильдом (цит. по: Wylie P., 1974, р. 174). В опросник вошли пункты, различающие испытуемых с высоким и низ- ким суммарным баллом, на которые по крайней мере 50% испытуе- мых с высоким суммарным баллом отвечали в ожидаемом направлении и соотношение ответов <да - нет> по которым не превышало 90 к 10. Опросник содержит равное число позитивных и негативных формули- ровок. Первые 15 утверждений приведены ниже.
1, Мои товарищи смеются надо мной. 2. Я счастливый человек. 3. Мне трудно знакомиться. 4. Я всегда грустный. 5. Я умный. 6. Я стеснительный. 7. Я нервничаю, когда меня вызывают к доске. 8. Моя внешность раздражает меня. 9.. Когда я вырасту, я буду значительным человеком. 10. Я волнуюсь, когда у меня контрольная в школе. Ili. Я непопулярен.
STR.255 12. В школе я хорошо себя веду. 13. Когда что-нибудь не так, то это моя вина. li4. Я приношу неприятности моей семье. 15. Я сильный. По данным обзора Р. Уайли, шкала обладает удовлетворительной одномоментной (от 0,78 до 0,93) и ретестовой (0,77) надежностью. Хо- ; тя и предполагалось, что шкала измеряет глобальное самоотношение, факторный анализ не выделил генерального фактора. Были получены, 10 факторов, из которых 6 были интерпретированы. Существуют неко- торые данные в пользу конструктной валидности. Так, например, по- казатель по шкале коррелирует с восприятием испытуемых обоих ро- дителей как любящих в противоположность отвергающим; дети, нахо- дящиеся в клинике, демонстрируют значимо меньшие показатели по шкале, чем здоровые. В то же время многие данные противоречивы (WylieR.,1974). . , Шкала самоуважения Розенберга (Rosenbergs Self - Esteem Scale - Rosenberg M., 1965) - опросник для подростков, выявляю- щий глобальное самоотношение. Состоит из 10 утверждений.
1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере не менее, чем другие. 2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником. 3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств. 4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство. 5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться. 6. Я к себе хорошо отношусь. 7. В целом я удовлетворен собой. 8. Мне бы хотелось больше уважать себя. 9. Иногда я ясно чурствую свою бесполезность. 10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.
Опросник предполагает 4 градации ответов: <полностью согласен>,. <согласен>, <не согласен>, <абсолютно не согласен>. Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя про- веденный позднее факторный анализ выявил два независимых факто- ра: самоунижение и самоуважение (KaplanH., Pokorny А., 1969). Са- моуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции. Опросник обладает хорошей надежностью и конструктной валид- ностью. Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в об- щении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношени- ем к испытуемому его родителей. В целом, несмотря на методологическую критику опросников, они остаются основным инструментом в исследованиях <Я-концепции>; постоянно создаются новые опросники для специфических целей и по- пуляций. Многие проблемы, связанные с использованием опросников для анализа <Я-концепции>, и прежде всего проблемы конструктной валидности, еще ждут своей разработки (Fleming J., Courtney В., ДШ). С Контрольные списки также являются разновидностью стандартизо- . ванного самоотчета. От оцросников их отличает краткость пунктов, вплоть до отдельных прилагательных. Наиболее известен контрольный- список прилагательных Г. Гоха (Ciough Н., 1960). Список содержит 300 личностных прилагательных, расположенных в алфавитном поряд- ке. Испытуемый инструктируется выбрать те из них, которые соответ- ствуют объекту. Список создавался не как инструмент для диагности- ки <Я-концепции>, но получил распространение и в этом последнем случае. Содержит 24 шкалы, 15 из которых соответствуют перечню потребностей Г. Мюррея, а 9 получены эмпирически. К последним от-
STR.256 носятся: 1) общее число выбранных прилагательных, 2) защищав мость, 3) саморасположенность, 4) нерасположенность к себе, 5) са- моконфиденциальность,. 6) самоконтроль, 7) лабильность, 8) личност- ная приспособленность, 9) готовность к консультированию. Контрольный список, таким образом, также предусматривает из- мерение глобального самоотношения, причем независимо от его пози- тивного и негативного полюса (<саморасположенность> и <самонерас- положенность>). Существенно наличие шкал <защищаемости> и <са- мокОнфиденциальности>. Последняя отражает, вероятно, измерение са- моотношения, названное нами <близость к себе - самоинтерес>. ,--, На русской лексике начало разработки подобного списка, получив- 1 шего название <личностного семантического дифференциала>, заложе- но работами А. Г. Шмелева (1983). -- Списки - относительно удобные диагностические инструменты в смысле простоты применения и обработки, однако они обладают ря- дом недостатков. Во-первых, они навязывают субъекту оценку по па- раметрам, которые, возможно, не являются значимыми для его <Я-кон- цепции>, но по которым грамотный человек в принципе может дать оценку. В результате может возникать некоторое <фантомное> само- еписание. Во-вторых, вынесение категорических суждений относитель- но значимых для субъекта личностных параметров наталкивается на- внутреннее сопротивление. Так, например, сказать <да> илд <нет> от- носительно дескрипторов смелый, добрый, правдивый, отзывчивый и т. п. для некоторых людей довольно сложно и в силу .социальной- нормы скромности, и в силу неясности обстоятельств проявления- этих качеств, так сказать, неясности жизненной цены проявления этих качеств. В-третьих, как показано уже в исследованиях Ч. Осгуда и его коллег, значения слов обладают помимо предметного, деннотатив- ного также и аффективным, коннотативным значением. Самоописания на основе выбора прилагательных, таким образом, оказываются свя- занными с самоотношением и не вполне ясно, какой именно аспект (знание о себе или отношение к себе) в большей мере они выявляют. Все эти недостатки приводят к тому, что семантическая структура. самоописания (и описания других) с помощью прилагательных ока- зывается неустойчивой при расщеплении выборки пополам и фактори- зации каждой половины данных отдельно (см., напр.: Шмелев А. Г., 1983). Шкальная техника, примером которой является семантический дифференциал (Osgood С., Suci С., Tannenbaum P., 1957), также при- Л меняется при анализе <Я-концепции>, и прежде всего самоотношения. Существует достаточно полная отечественная литература, посвящен- ная теории и методу Ч. Осгуда (Петренко В. Ф" 1983). Разработан отечественный вариант семантического дифференциала применитель- но к задачам психодиагностики в психиатрической клинике (Ба- жин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М" 1983). -." / Нестандартизованные самоотчеты. Поскольку <Я-концепция> так или иначе проявляется в любом развернутом самоописании (в дневни- к-овых записях, в нестандартизованных ответах на вопросы анкеты или 1 интервью, в письмах и т. д.), появляется возможность примендтк_не- __ которой совокупности текстов процедуру контент-анализа/На этом основана, в частности, ниже аннотируемая методика. Тест двадцати утверждений на самооношение .(Twenty statements seM attitude Test - Kuhn М" McPartland Т., 1954) - техника, осно-
Об этом тесте см. также: Wylie R., 1974; Андреева Г. М.., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А., 1978; Burns R., 1979.
257
STR.257 ванная на использовании нестандартизованного самоописания с после- дующим контент-анализом. Испытуемого просят в течение 12 м дать 20 различных ответов на вопрос, обращенный к самому себе: <Кто я такой?> Испытуемый также инструктируется-давать ответы в том по- рядке, в котором они спонтанно возникают, и не заботится о последо- вательности, грамматике и логике. Анализ данных исследований поз- волил выделить ряд категорий, которые впоследствии использовались в контент-анализе: социальные группы (пол, возраст, национальность, религия, профессия), идеологические убеждения (философские, рели- гиозные, политические и моральные высказывания), интересы и увле- чения, стремления и цели, самооценки. Общая тенденция состоит в том, что <присоединяющие> утверж- дения, в которых фиксируется принадлежность испытуемого к той или иной категории людей (<студент>, <сын>, <мужчина>), выносятся рань- ше, чем <дифференцирующие> (указывающие специфический при- знак - <слишком толстый>, <неудачливый человек>). Наиболее ча- стые категории, обнаруженные на больших выборках в зарубежных исследованиях: профессиональная идентичность, семейная роль и ста- тус, супружеская роль и статус, религиозная идентичность, пол и воз- раст. В ответах довольно отчетливо прослеживаются социологические закономерности: так, возраст чаще упоминают молодые и пожилые люди, женщины чаще упоминают свой семейный статус, мужчины - половую принадлежность и т.д. В то же время психологические зако- номерности, лежащие в основе ответов на вопрос теста, до сих пор недостаточно ясны. Обычно делается предположение, что порядок на- зывания категорий соответствует выраженности и значимости соответ- ствующих признаков, т. е. структуре самоидентичностей, однако этот тезис не является доказанным. Вполне возможны влияния со стороны стереотипов заполнения официальных анкет и учетных карточек или со стороны защитных стратегий, при которых наиболее значимое ото- двигается <на потом>. Диагностическое использование приема 20 утверждений нуждает- ся в выявлении социокультурных норм, специфицированных по возра- сту и полу, в решении теоретических и методических проблем коди- ровки ответов. Уже показано, что ответы детей отличаются от ответов взрослых: первые чаще определяют себя через свои ситуативные и ча- стные проявления. Ясно также, что в этнически однородном обществе ответы, касающиеся расы и национальности, будут встречаться реже, чем в этнически разнородном. Необходимо также различать ответы, касающиеся самоидентичности в рамках индивидного уровня самосо- знания (т. е. отражающие принадлежность к таким группам, к кото- рым невозможно не принадлежать, живя в обществе, - половую, воз- растную, национальную, семейную) и ответы, касающиеся личност- ной самоидентичности. Последняя отражает принадлежность испытуе- мого к группам людей, членство в которых есть результат либо собст- венного выбора, самоопределения, либо специфических обстоятельств жизни, либо результат специфической самооценки (мыслитель, защит- ник окружающей среды, неудачник, фантазер и т. д.). Личностная са- моидентичность, таким образом, смыкается с наиболее значимыми из- мерениями дифференцирующей составляющей <Я-образа>, Нерешен- ность указанных теоретических и методических вопросов затрудняет использование приема 20 утверждений. Без знания социокультурных и половозрастных норм информативными оказываются лишь крайние, наиболее нетипичные случаи, как например указание только своих не- достатков или указание только своих индивидных идентичностей.
STR.258 Оценивая стандартизованные самоотчеты <с применением контент- анализа в целом, надо отметить, что основное их достоинство по сравнению со стандартизованными самоотчетами состоит в потенци- альном богатстве оттенков самоописания и в возможности анализи- ровать самоотношение, выраженное языком самого субъекта, а не на- вязанным ему языком исследования. Это, однако, является и одним из ограничений этого метода - субъект с низкими лингвистическими спо- собностями и навыками самоописания оказывается в худшем положе- нии по сравнению с человеком, обладающим богатой лексикой и на- выками самоописания для передачи своих переживаний. Эти разли- чия могут затушевывать различия в самоотношении и <Я-концепции> в целом. С другой стороны, всякий контент-анализ ограничивает воз- можность учета индивидуального своеобразия испытуемого путем на- ложения готовой системы категорий, тем самым приближая резуль- таты, полученные этим методом, к тем, которые получаются с по- мощью стандартизованных самоотчетов. На нестандартизованные са- моотчеты также влияет стратегия самоподачи, которая должна учи- тываться при интерпретации результатов. , Идеографические техники, основанные на использовании психосе- мантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при котором пространство самоописания и его содержательные оси не за- даются априорно на основе усредненных данных, а выявляются у дан- ного конкретного испытуемого, а результаты интерпретируются не пу- тем соотнесения с <нормой>, а относительно других характеристик то- го же субъекта, также применяются в диагностике <Я-концепции>. Эти методы представлены в гл. 8 данной книги при описании диаг- ностики индивидуального сознания; как можно было видеть, они пол- ностью приложимы и к анализу самосознания, а именно к дифферен- цирующей части <Я-концепции>. Отметим лишь, что основной труд- ностью в их применении является необходимость более дифференци- рованной системы диагностических заключений, основанной на изу- чении многообразных индивидуальных вариаций, выявляемых этими методами. Если такая исследовательская работа не проделана, то ди- агностическое значение тех или иных вариантов структур сознания или самосознания выводится из здравого смысла, что, естественно, сводит на нет ценность самой идеографической процедуры. Использование проективных техник в исследованиях самоотноше- ния и <Я-концепции> в целом вызвано необходимостью редукции влия- ния стратегий самопрезентации и основано не на психоаналитическом толковании проекции, а скорее на представлениях о проявлении обще- го свойства нашего отражения действительности - его пристрастно- сти (Леонтьев А. Н" 1975; Рубинштейн С. Л., 1959), которая и про- является в том, что структура личности, в частности и представление о себе, и самоотношение, может <проецироваться в недостаточно струк- турированной ситуации> (Соколова Е. Т., 1980). Как правило, проек- / тивные показатели используются для анализа трех различных аспектов самоотношения, в той или иной мере ускользающих при анализе пря- J мого самоотчета (Wells L., Marwell G., 1976). Во-первых, речь идет о тех бессознательных компонентах самоотношения, которые предпола- гают в.нутриличностные защиты, не допускающие это самоотношение до сознания, во-вторых, о <незамеченном, непреднамеренном самоотно- шении>, которое человек затрудняется адекватно вербализовать, в-третьих, о той <нежелательной> самооценке, которая противоречит социально-приемлемым образцам личности. Наиболее часто для анализа самоотношения используется экспрес-
25>
STR.259 сивная проективная методика рисования человека, разработанная К. Маховер (Maohover К., 1949). Поскольку при интерпретации суще- Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|