Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



46 страница


ние К. Клакхона и Г.Мюррея: человек в чем-то не меняется никогда  

(или меняется достаточно медленно), в чем-то меняется часто и в  

чем-то не бывает постоянным никогда. ТРР позволяет описывать и  

такие изменчивые характеристики.  

Таким образом, ТРР предоставляет возможность не менее строго,  

чем другие психометрические инструменты, <работать> на уровне ин-  

дивидуального сознания, т. е. на том уровне, на котором разворачи>  

ваются основные события психической жизни человека. Репертуарные  

тесты не требуют обращения к групповым нормам и большим выбор-  

 

229  

 

STR.229  

кам, позволяйт применить весь арсенал многомерных статистических  

методов для анализа индивидуального сознания, охватывают не только  

статику, но и динамику смысловых образований личности.  

Методические задачи, стоящие перед нами, не позволяют подробно  

остановиться на концепции Дж. КелЛи, основоположника ТРР. Пози-  

тивная оценка его подхода с точки зрения советской психологии уже  

неоднократно давалась на страницах отечественной печати (Козло-  

ва И. Н., 1975; Шмелев А. Г., 1982 а), б), 1983; Похилько В. И., Фе-  

дотова Е. О., 1984). Многие положения теории Дж. Келли, такие, как  

принцип развития, целостность и системность, принцип активности,  

представление о важной роли прогнозирования в развитии смысловой  

сферы и другие, близки советской психологической традиции. Однако  

мы не склонны преувеличивать самостоятельный статус и концепции,  

и метода. Свою психологическую определенность они должны полу-  

чить, на наш взгляд, на базе более общего подхода, каковым является  

экспериментальная психосемантика (Петренко В. Ф., 1983; Шме-  

лев А. Г.,1983). Сходство многих положений и методов, средств ана-  

лиза и представления экспериментальных данных несомненно. Неко-  

торые из них мы опишем подробно, некоторые - только назовем. Мы  

надеемся, что читатель сумеет оценить гибкость, и универсальность,  

красоту и конструктивные возможности репертуарных тестов.  

Основания техники репертуарных решеток. При знакомстве с ТРР  

удивляет разнообразие методик: это могут быть варианты структури-  

рованного интервью, методики типа <бумага - карандаш>, стандарт-  

ные компьютерные интерактивные программы, методики сортировки и  

еще ряд других процедур. Что же объединяет их к отличает от других  

техник субъективного шкалирования, стандартизированного самоотче-  

та, интервью, таких, как семантический дифференциал, аджективные  

контрольные списки или различные варианты клинической беседы?  

Первое отличие от других стандартизированных психометрических  

методов заключается в том, что в ТРР используются не заданные из-  

вне, а собственные, <вызванные> у самого испытуемого конструкты.  

При составлении репертуарной решетки необходимо учитывать сле-  

дующие три принципа: принцип биполярности конструкта, принцип  

диапазона применимости конструкта, принцип индивидуальности.  

Принцип биполярности - один из самых важных и фундаменталь  

ных для ТРР. Он требует учета не только феноменов сходства, груп  

пировки и обобщения, но и феноменов противопоставления. Действи  

тельно, оценки людей и событий через систему оппозиций максимальн  

информативны для целей предсказания, поскольку позволяют видет  

не только нечто данное, но и противоположное первому. Это може  

быть альтернативный способ поведения, или качество, или вещ]  

Дж. Келли неодинок в своих представлениях о биполярности. Дж. Д  

j(Dees J" 1965) вводит механизм противопоставления в качестве одн1  

го из двух определяющих ассоциативное значение. Сходную позици  

занимает советский психолингвист А. А. Брудный (1971), определю  

значение как систему оппозиций. В его работе есть хороший дрим  

принципа биполярности. Дословный перевод с русского на осетинск)  

язык понятия <железная дисциплина> имеет смысл, противоположи  

действительному, поскольку в русском языке железо (как более тве  

дое) неявно противопоставляется дереву, а в осетинском .(как бол  

мягкое) - стали.  

Конечно, конструкт не сводится к значению, но механизмы обра:  

вания сходные. Конструкт отличается от концепта тем, что задает  

номинальную шкалу (класс), а, как минимум, шкалу порядка. Кон  

 

STR.230  

рукт - это <референтная ось> (Bannister D., Fransella F., 1977) типа  

-<север - юг>, основной параметр оценки, причем элементы, которые  

в одном случае могут быть на одном полюсе, в другом - могут ока-  

заться на противоположном. Иными словами, если мы ожидаем в ка-  

ком-либо помещении увидеть стул, то важно для понимания нашего  

-ожидания знать то, что мы не ожидаем увидеть в этом помещении.  

Так, например, это может быть кресло или табуретка.  

Если человек использует в своих оценках качество <равнодушный>,  

то для понимания смысла, который он вкладывает в это слово, необ-  

ходимо знать, чему в данном конкретном случае противопоставляется  

им <равнодушие>. Один может считать равнодушным человека в том  

-случае, когда он незаботлив, немилосерден. Другой может считать  

равнодушным человека, когда он невосторжен, неэмоционален.  

Надо сказать, что тотальность принципа биполярности конструкта  

оспаривается некоторыми исследователями.  

Так, в работах В. В. Столина, на наш взгляд, достаточно аргумен-  

тированно доказывается возможность существования однополюсных  

конструктов и в конкретном экспериментальном исследовании когни-  

тивных и эмоциональных составляющих смысла <Я> показывается дей-  

ствительное наличие таких однополюсных конструктов у испытуемых.  

-<Однополюсный конструкт> означает, что <человек в своем сознании  

исключает саму возможность иного осмысления явления, события, об-  

<стоятельства> (Столин В. В., 1983, с. 158). В традиции теории Келли  

такие конструкты называются конструктами со скрытой, неявной оп-  

позицией (вводится определение <погруженного> полюса, т. е. полюса,  

который не представлен в созна.нии). Последнее утверждение нужда-  

ется в проверке. Во всяком случае, тотальность принципа биполярно-  

<сти пока еще нельзя считать абсолютно доказанной, скорее этот прин-  

цип представляет собой теоретическую и экспериментальную проблему,  

<которая еще ждет своего решения. Тем не менее там, где это оказы-  

вается возможным, применение принципа биполярности действительно  

позволяет конкретизировать и эксплицировать реальное содержание  

конструкта и оказывается важным и полезным в экспериментальной  

работе.  

Принцип индивидуальности - следствие представлений Дж. Келли  

о человеке как об активном исследователе (personal scientist), кото-  

рый не просто усваивает извне готовые средства оценок и предсказа-  

ний, но сам производит различения и обобщения, выдвигает гипотезы  

и проверяет их в реальном поведении. Те из создаваемых им конструк-  

тов, которые позволяют предсказывать и различать события, остаются;  

те же, которые оказываются неудачными, разрушаются. Следователь-  

но, у человека могут быть свои собственные конструкты, уникальные,  

непохожие на <чужие> и групповые, и нам необходимо уметь выявлять  

и такие конструкты.  

Принцип диапазона применимости подчеркивает, что каждый кон-  

структ может быть применен к ограниченному набору объектов (эле-  

ментов). Следовательно, <управляя> набором (репертуаром) элементов,  

можно вызывать разные по уровню общности и диапазону применимо-  

сти конструкты. На этих принципах и построены процедуры <вызыва-  

ния> собственных индивидуальных конструктов человека.  

Техник вызывания конструктов существует множество (Bannister D"  

"Fransella F" 1977; Shaw M., 1980). Мы познакомимся с некоторыми  

из них, наиболее популярными.  

На первом этапе необходимо выбрать исследуемую область, опре-  

делить ее границы и задать набор объектов IB дальнейшем - репер-  

 

STR.231  

туар элементов) таким образом, чтобы (а) в нем были представлены  

по возможности различные локусы выбранной области и (б) чтобы  

элементы относились к одной какой-либо категории (требование i-омо-  

генности). Последнее требование очень важно, поскольку, нарушая  

гомогенность элементов, мы нарушаем принцип диапазона применения  

конструктов. В результате процедура вызывания будет неудачной. Мы  

получим часть конструктов, которые могут быть применены только к  

нескольким элементам из нашего набора, а часть конструктов - с не-  

ограниченным диапазоном применения (типа осгудовских факторов,  

которые представляют собой смысловые отображения обобщенных аф-  

.фективных реакций), которые дают мало информации по отношению-  

к исследуемой области.  

Элементы могут задаваться несколькими способами:  

1) конкретным набором (например, имена реальных людей, лите-  

ратурных героев, названия или фотографии предметов, рисунки и др.);  

2) ролевым списком, который заполняется самим испытуемым (на-  

пример, <мужчина, оцениваемый положительно>, <отец>, <я через  

10 лет> и т. п.);  

3) определяются в процессе беседы, обсуждения выбранной обла-  

сти или темы.  

Количество элементов может варьировать в широких пределах.  

Однако слишком мало (меньше 8) и слишком много (больше 25) эле-  

ментов брать нежелательно, так как в первом случае мы получим  

ненадежные оценки связей между конструктами, а во втором случае  

процедура заполнения репертуарной решетки может быть утомитель-  

ной для испытуемого (и для психолога), а по своей информативности  

не будет значительно отличаться от решетки, имеющей 15 или 20 эле-  

ментов.  

Способ вызывания конструктов методом триад. Один из самых рас-  

пр-остраненных методов. Предложен Дж. Келли (Kelly G., 1955) пол  

названием <метод минимального контекста>. Из репертуарного набора  

выбираются тройки элементов. Для каждой тройки испытуемый дол-  

жен выбрать двух самых сходных в чем-то между собой и отличных  

по этому параметру от третьего. Обязательное требование заключаете?  

в том, чтобы оба полюса конструкта были определены (принцип би  

полярности). Если элементов не очень много, то можно брать все воз  

можные тройки из набора. Однако, как показывают конкретные иссле  

дования (Похилько В. И., Федотова Е. О., 1984), после тридцати Tpoei  

редко появляются совсем новые конструкты. Поэтому на практике, ка1  

правило, ограничиваются небольшим набором триад, например, с та  

ким расчетом, чтобы каждый элемент встретился с каждым хотя 61  

один раз.  

Метод самоперсонификации. Это метод - вариант метода триал  

Отличие состоит в, том, что в каждую триаду в качестве одного и  

элементов входит элемент <Я сам>. Этот метод позволяет выявлят  

наиболее личностно-релевантные конструкты.  

Метод полного контекста. Испытуемый работает сразу со всем на  

бором элементов (лучше, если они будут выписаны на карточках)  

классифицирует их различными способами. Таким методом можн  

<вызывать> невербализованные и невербализуемые конструкты, напри  

мер попросить испытуемого разложить карточки на две группы п  

сходству между собой. После того как переписаны номера карточе  

в каждой группе, испытуемого просят разложить по какому-либо др  

тому основанию. Можно попросить испытуемого, если он не може  

точно назвать основания для той или иной классификации, определит  

 

STR.232  

Конструкт  

 

Рис. 34. Способ последовательного  

вызывания конструктов и элементов  

 

их метафорически, образно. Этот способ позволяет сразу же в про-  

цессе <вызывания> конструктов <заполнять> репертуарную матрицу.  

Недавно Т. Кин и Р. Белл (Keen Т., Bell R., 1981) предложили  

оригинальный метод вызывания одновременно конструктов и элемен-  

тов. Этот метод может быть рекомендован при первом знакомстве с  

испытуемым, когда психолог еще ничего не знает о нем и не может  

сразу определить необходимый репертуар элементов. Испытуемому  

предлагают первый элемент (мы часто в таких случаях используем  

ролевую инструкцию <Я сам>) и просят назвать кого-то (или что-то.,  

если в качестве элементов используются предметы), отличающегося  

от первого элемента каким-либо значимым образом. После того как  

определены оба полюса конструкта,  

испытуемому предлагается назвать  

третий элемент, относящийся к дан-  

ному конструкту. Этот третий эле-  

мент становится первым для следую-  

щего конструкта и процедура пов-  

торяется дальше, пока не будет ис-  

черпана область или не начнутся  

повторения конструктов и элементов.  

Графически эта процедура изображе-  

на на рис. 34.  

Процедуры <лестница> и <пира-  

мида>. Эти процедуры позволяют  

вызывать суперординатные (более ба-  

зовые, широкие) и субординатные конструкты (подчиненные). Проце-  

дуры могут быть применены самостоятельно или к вызванным на пре-  

дыдущем этап.е конструктам.  

Исследователь выбирает один из первоначально вызванных конст-  

руктов и предлагает испытуемому рассмотреть его более внимательно.  

Например, был выбран конструкт <застенчивый - общительный>. Ис-  

пытуемому предлагается выбрать более предпочитаемый полюс. Да-  

лее диалог может идти примерно так:  

 

<Лестница>  

 

Почему Вы предпочитаете общительных?  

Потому что общительные, как правило, преуспевающие, а застенчивые - все  

неудачники.  

- Почему так важно быть преуспевающим?  

- Преуспевающих люди уважают, а неудачников жалеют.  

- т. д.  

<Пирамида>  

 

- Что именно Вы подразумеваете, когда гoвopитe, что человек застенчив?  

- Начинает волноваться, когда на него обращают внимание.  

- А незастенчивый человек в таких случаях?..  

- Радуется, даже стремится к этому.  

- А что значит <начинает волноваться>?  

- Ну... краснеет, запинается.  

- А что Вы подразумеваете, когда говорите, что человек общителен?  

- Имеет много знакомых и друзей.  

 

Процедура <лестницы> позволяет подниматься с конструкта более  

низкого уровня к наиболее общим и широким для данного человека.  

В справедливости этого исследователь скоро убеждается по мере пов-  

торения <лестницы> с новыми конструктами - в процессе восхожде-  

ния с разных точек часто приходят к нескольким повторяющимся су-  

перординатным конструктам.  

Процедура <построения пирамиды> позволяет вызывать конструкты  

 

STR.233  

более низкого уровня, более детальные, субординатные. Обе процедуры  

можно совмещать. Например, начиная с <лестницы> (с конструкта,  

который кажется исследователю важным и значимым), переходить на  

<построение пирамиды> и наоборот.  

Как видим из приведенного выше описания, многие процедуры по-  

хожи на структурированное интервью, помогают организовать беседу,  

поддержать контакт с испытуемым. При наличии определенного опыта  

исследователь может использовать для вызывания конструктов обыч-  

ную беседу, уточняя выбранные конструкты вместе с испытуемым в  

заключительной части встречи.  

 

Репертуарные матрицы.  

 

Прежде чем перейти к описанию способов заполнения решеток и  

анализа данных, мы считаем необходимым подчеркнуть, что ТРР ори-  

ентирована на работу с компьютером. Существуют ручные методы  

(Bannister D., Fransella F" 1977; Shaw М" 1980), но они даже в  

простых случаях достаточно трудоемки. Исследователь, предполагаю-  

щий работать с решетками без компьютера, будет разочарован: боль-  

шие временные затраты на вычисления не оставят времени на обду-  

мывание и обсуждение. Репертуарные решетки хороши тогда, когда  

есть возможность быстро проводить анализ, выдвигать гипотезы и про-  

верять их в следующих встречах, обсуждая с испытуемым результаты  

предыдущей работы. Сейчас, когда лаборатории повсеместно оснаща-  

ются персональными компьютерами, возможность оперативного ана-  

лиза репертуарных решеток получает все большее число исследова-  

телей. Поэтому и мы не будем тратить много времени и места на  

описание ручных методов, а будем ориентироваться на возможность  

компьютерного анализа репертуарных матриц.  

. Ранговая решетка. Самая популярная и самая простая по процеду-  

ре проведения. Выбранные элементы выписываются на карточки, после  

чего испытуемого просят проранжировать элементы по каждому кон-  

структу от одного полюса до другого. В матрице на пересечении строк  

(конструктов) и столбцов (элементов) стоят ранги каждого элемента  

по каждому конструкту. Ранговая процедура может быть усовершен-  

ствована. П. Боксер (Boxer P., 1980) предложил соединить ранжиро-  

вание с графической шкалой. Эта процедура удобна, когда выполня-  

ется непосредственно за экраном дисплея (с помощью диалоговой




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 672
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 39 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 34 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 35 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 36 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 37 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 38 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 40 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 41 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 42 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 43 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 44 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 45 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 47 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 48 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 49 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 50 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 15 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 4 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 6 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 9 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь