|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированиясваивается номер, который он записывает на каждом из 6 бланков. Проведение теста. На 20 с затемняется комната и на экране предъ- является одна из 6 картинок. Включение света становится сигналом, по которому испытуемые начинают составлять рассказ. После истече- ния 1 мин экспериментатор об этом указывает и говорит: <Переходите к следующему вопросу>. На составление рассказа отпускается 5 мин. Когда проходит 4 мин, экспериментатор говорит: <У вас осталась еще 1 минута, чтобы закончить рассказ>. Контроль за временем ведется очень строго. Далее комната снова затемняется и предъявляется оче- редная картинка. Между предъявлением картинок и составлением рассказов нельзя .делать паузы. Проведение теста занимает 40-45 мин и требует боль- шой психологической культуры.
Анализ рассказов экспертом. 1. Обработку должен проводить эксперт, который прошел подготовку по специальной программе обучения контент-анализу. 2. Если у испытуемого имеются не все протоколы, то его рассказы обработке не подлежат. Также не обрабатываются рассказы, в которых не хватает всех пунктов. 3. Эксперт должен оценивать рассказы только на основе той информации, кото- рую он получает из историй. 4. Категории, выделенные в одном рассказе, могут повлиять на оценку и выде- ление категорий в других рассказах. Поэтому рассказы всех испытуемых по одной картинке нужно обработать одновременно и только потом перейти к следующей кар- тинке. 5. Вначале нужно обработать все картинки успеха, а потом все картинки не- удачи. 6. Нельзя в процессе обработки сверять рассказы одного испытуемого друг с другом, в связи с тем, что каждая картинка является независимой от другой. 7. В процессе обработки рассказов, при возникновении сомнений, необходимо об- ратиться к ключу контент-анализа. 8. При необходимости перерывы в работе надо делать после окончания обработ- ки текущей картинки. 9. Перед каждым новым сеансом обработки данных даже опытному декодиров- щику нужно снова прочесть ключ контент-анализа, особенно если прошло несколь- ко дней или недель после последней обработки протоколов. 10. Бессмысленно браться за обработку данных, полностью не овладев контент- янализом.
На основе выделенных в рассказах категорий подсчитываются ин .дивидуальные индексы мотивов Ms и Млр. Индекс мотива Мц равняет я сумме всех категорий первой части контент-анализа, выделенных во всех рассказах, а для Мдр - сумме категорий второй части контент анализа. При этом в одном рассказе каждая категория подсчитываете; только один раз. Кроме того, если одно и то же высказывание можн отнести как к одной категории, так и к другой, то подсчитывается of. на из этих категорий. Для определения людей с мотивом Ms (стремление к успеху) и М/ (избегание неудачи) можно поступить следующим образом. Для каа дого испытуемого находится разность Ms и Мдр. Затем для всей выбо] ки производится ранжирование этих разностей. Люди с выраженны мотивом Ms (Ms>MAp) - это те, которые попали за 75-й процентил с мотивом MAP {Ма<Млр) - те, которые находятся в части выбор] ниже 25-го процентиля.
6.3. ОПРОСНИК ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ (ПД)
Существующие методики измерения потребности в достижении i тодом тематической апперцепции (Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон др., 1953) неудобны для массовых обследований, требуют высокой тп
STR.171 хологической квалификации исследователя, специальной подготовки экспертов для контент-анализа текстов рассказов. Поэтому целесооб- разно конструирование опросника для измерения потребности в дости- жении. Считается, что балл (потребность в достижении), полученный проективным методом ТАТ, отражает индивидуальные различия в от- носительно устойчивом, генерализованном латентном мотиве достиже- ния (McClelland D. et а1., 1953). Такие сложные мотивационные обра- зования недоступны непосредственному самонаблюдению. В литерату- ре приводятся данные, показывающие, что индекс nAch и субъек тивная оценка наличия у себя ориентации на достижение не коррели- руют. При конструировании опросника перед автором стояла задача в та- ком подборе вербальных стимулов (пунктов), чтобы в них косвенно отражались индивидуальные особенности человека, ориентированного на достижение. В связи с этим пункты опросника отбирались на осно- ве наличия связи с баллом (need for achivement), полученйымнаосно- ве ТАТ. Критерий валидизации был создан на основе использования 2 методик: проективного метода диагностики мотива достижения Мак- клелланда и сотр. (McClelland D. et а1., 1953) и метода групповой оценки личности (ГОЛ). Были составлены 2 группы испытуемых, раз- личающихся баллом <ПД>. Процедура диагностики мотива достижения. Нами были смодели- рованы две ситуации: ситуация, ориентированная на достижение, и нейтральная ситуация, в которой не производилась активация мотива-. ции достижения. В этих двух ситуациях испытуемым предъявлены 4 картинки, использованных Макклелландом и сотр. (McClelland D, et а1., 1953): <Исследователи>, <Мальчик в клетчатой куртке сидит за столом на фоне классной доски>, <Отец - сын> (ТАТ 7ВМ Г. Мюррей) и <Мальчик на фоне смутной сцены, где происходит нечто похожее на хирургическую операцию> (8ВМ). Мотивация достижения актуализировалась в ситуации выполнения анаграммы-теста, взятого из популярного набора Г. Айзенка <Про- верьте свои способности> (М., 1972), предложенного перед тестом тематической апперцепции. На исполнение теста требовалось 10 мин. Экспериментатор был представлен как психолог, занимающийся ис- следованием интеллектуальных способностей студентов. Он говорил; <Тест, который вам будет сейчас предъявлен, служит для измерения интеллектуальных способностей, важных для успешности работы учи- теля. Наряду с интеллектом он измеряет способность к организации материала, способность быстро оценивать ситуацию. Этот тест пока- зывает, что человек, обладающий высокими показателями по данному тесту, может быть хорошим учителем>. Нейтральная ситуация. Экспериментатор говорил студентам, что ему нужно проверить трудность вопросов для теста, и поэтому просил их принять участие в решении задач. При этом создавалась обстанов- ка непринужденности. Фамилии студентов на листах не указывались, так как было сказано, что экспериментатора интересует не отдельная личность, а процент правильно решенных задач по всей группе сту- дентов, который необходим для оценивания трудности задач. После решения этих задач второй экспериментатор предъявляя тесты темати- ческой апперцепции. В этих ситуациях каждый испытуемый написал 4 рассказа по обще- принятой для ТАТ схеме. Для интерпретации рассказов с целью определения индекса. nAch, отражающего индивидуальные различия в мотиве достижения, был
STR.172 использован контент-анализ Д. Макклелланда и сотр. (McClelland D. etal., 1953). В работе также был использован один из вариантов субъективной оценки - метод групповой оценки личности (ГОЛ).
Инструкция. <Мы вас просим принять участие в эксперименте, в котором вы должны будете обнаружить знание личных особенностей членов вашей группы. Вам нужно оценить друг друг>-по тем признакам, которые мы вам сейчас опишем. Пред- ставьте себе человека, который обнаруживает: - настойчивость в достижении целей, - не удовлетворяется достигнутым, - что бы он ни делал, он стремится сделать это лучше, чем раньше, о нем можно сказать, что он <яичницу стремится зажарить лучше, чем обычно>, - склонен сильно увлекаться работой, - не может работать плохо, - для него главное в жизни - это переживание радости успеха в результате достижений более высоких результатов, - он склонен улучшить, рационализировать любую деятельность, изобретать но- вые, более эффективные приемы исполнения, даже в исполнении обычных дел, - стремится к получению уникальных результатов, - склонен преследовать длительные цели, - не удовлетворяется, если успех пришел слишком легко и задача оказалась легкой, он стремится к целям умеренной трудности, не склонен к чрезмерному риску, - с удовольствием принимает помощь других и помогает другим в решении трудных задач, чтобы вместе испытать и пережить радость успеха. Теперь представьте себе образ человека, обладающего описанными выше чертами, и из вашей группы выберите тех, кто более всего подходит этому образу. На листоч- ке напишите их фамилии в последовательности их сходства. Сначала того, кто более всех подходит под описанный выше образ, потом второго и т. д. Нужно выбрать не менее двух и не более пяти человек>.
Составление экстремальных групп. На основе баллов ТАТ и коли- чества выборов по ГОЛ были составлены 2 группы. В одну группу (высокая) были включены испытуемые, набравшие более 6 баллов по ТАТ и получившие наибольшее число социометрических выборов. В другую (низкая) - наоборот, получившие наименьшее число выбо- ров по социометрическому тесту и наименьший балл по ТАТ. Обе груп- пы составили по 27% от всех участников экспериментов. 46% студен- тов, получивших средние характеристики, были исключены из дальней- шего исследования. Анализ пунктов по критерию валидности. Для отбора валидных пунктов подсчитывалась корреляция каждого пункта с критерием. Ко- эффициент корреляции вычислялся по формуле:
"cos- pi= со?
l+
ad be
где г - коэффициент корреляции (косинус пи); a, b, c,d- соответст- вующие частоты четырехклеточной таблицы (Практикум по психодиаг- ностике.., 1984). Пункты, обладающие статистически значимой корреляцией с кри- терием, включались в окончательный вариант опросника. Всего было отобрано 23 утверждения, обладающие достаточной ва- лидностью по критерию, например: (3) <Для меня в любом деле важ- нее процесс исполнения, чем его конечный результат>; (4) <Считаю, что люди больше страдают от неудач в работе, чем от плохих взаи- моотношений с близкими>; (5) <По моему мнению, большинство людей живут дальними целями, а не близкими>; (9) <Даже в обычной рабо- те я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы>. В табл. 7 приведены эти коэффициенты валидности. Однако при отборе вопросов
STR.173 мы стремились также к тому, чтобы утверждения обладали внутренней валидностью, т. е. значимо коррелировали с индивидуальным баллом испытуемого. Во втором столбце приведены коэффициенты внутренней валидности. Вопросы, обладающие высоким уровнем внутренней ва- лидности, но низкой валидностью по критерию, отбрасывались. Для подсчета коэффициентов надежности и валидности были ис- пользованы формулы (см. гл. 3, 3.2, 3.3). Коэффициент надежности вычисляется на основе средней корреля- ции какдого вопроса с индивидуальным баллом, а коэффициент ва- -лидности - на основе корреляции с критерием. Коэффициент надеж- ности равнялся 0,75, а коэффициент валидности 0,87. Кроссвалидизация. Построенный опросник использовался в различ- ных популяциях, в которых была проведена процедура валидизации на небольшом числе испытуемых. В столбце валидности даны бисериальные коэффициенты корреля- ции путем сравнения средних. Они вычислены по формуле:
_ Мь- Mn pq
где Мь, Mn - средние индивидуальных баллов в высокой и низкой группах; Ot - квадратическое отклонение общего индивидуального балла; р и q- доля испытуемых в высокой и низкой группах; .1/ - ордината кривой нормального распределения, соответствующая значению р. Таблица 7 Результаты кроссвалидизации тест-опросника
Объемы выработкиЧисло испытуемыхСредние по группамРазличие среднихВалид-ность <высокой><низкой> 2-й курс отделения психологии и педагогики МГПИ .... 2-й курс отделения учителей начальных классов МГПИ . . ПТУ № 138 26 64 46 8612,8 14,4 12,0 14,0 13,25 13,310,8 11,8 8,1 10,7 9,6 9,82,0 2,6 3,9 3,3 3,6 . 3,50.70 0,80 0,94 0,84 0,81 0,83 3-й курс отделения психологии МГПИ .., 1-й курс дошкольного факультета МГПИ , Взвешенные средние ..... Общее число 260 Все средние различаются по значимости.
Возможности применения опросника. В исследованиях влияния по- требности в достижениях на эффективность деятельности, в которых данная потребность выступает в качестве фактора, по которому осу- :;ществляется группировка, достаточно выделить три уровня потребно- сти: <низкий> - индивидуальный балл от 0 до 9, <средний> - от 10 .До 13 и <высокий> - от 14 баллов и выше. Тогда сравнение результа- тов деятельности в низкой и высокой группах будет свидетельствовать о влиянии данной потребности. Таким образом, исследовалось влияние ПД на эффективность учебной деятельности учащихся, студентов, ра- бочих. В индивидуальном консультировании желательно использовать шка- .лу С (стенов). Отклонение нормального балла от категории 5 свиде-
173
STR.174 тельствует о высокой потребности в достижениях у да-нного индивиды в терминах сигмы нормального распределения. Каждое деление шкалы- С (стенов) соответствует 0,5 сигмы. Индивидуальные особенности людей, которые характеризуются вы- соким индексом nAch, описаны в большом количестве работ. По это- му поводу см. также 6.2 данной работы.
6.4. ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ
Тест юмористических фраз (ТЮФ) - оригинальная, компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, соединяющая в себе достоинства стандартизованного измерительного теста и индиви- дуализированной проективной техники. Методика ТЮФ имеет две характерные особенности. Во-первых, это прием свободной тематической классификации, отно- сящийся к числу методов экспериментальной психосемантики. Психо- диагностический потенциал этого метода заключается в том, что субъ- ект зачисляет в один класс с однозначным стимулом, имеющим моти- йационно валентный семантический признак в качестве единственного классификационного основания, многозначные стимулы, включающие" этот признак. Чем большее количество многозначных стимулов объеди- няет вокруг себя однозначный стимул, тем выше мотивационная зна- чимость соответствующей темы. Появление сверхкрупного класса яв- ляется свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) моти- вации, предметное содержание которой соответствует предметному со- держанию этого класса. Второй особенностью методики ТЮФ является специфический сти- мульный материал - юмористические фразы, позволяющий экспери- ментально реализовать психодиагностические возможности метода те- матической свободной классификации. Стимульный материал представ- ляет собой текст 80 юмористических фраз (афоризмов), из которых (по- результатам нормативных экспериментов) 40 фраз однозначно отно- сятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 40 фраз являются многозначными (испытуемые в зависимости от собственной апперцеп- ции усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 7 основ- ных). Средние значения численности 10 классов (по 10 заданным те- мам) примерно равны между собой. Для идентификации однознач- ности-многозначности юмористических фраз применялись алгоритмы кластер- и клайк-анализа. Все использованные фразы были опублико- ваны в отечественных современных сатирико-юмористических изданиях (наибольший вклад - рубрика <Фразы> с 16-й полосы <Литературной газеты>). Каждая фраза предъявляется в процедуре на отдельной карточке. Стимульный материал легко размножается, дублируется и при необходимости <освежается> за счет новых афоризмов и новых тем (что не изменяет диагностический принцип, лежащий в основе класси- фикационной техники). Процедура проведения теста исключительно проста и оперативнг (занимает от 15 до. 25 мин). Экспериментатор-психодиагност предла гает испытуемому расклассифицировать колоду карточек с юмористи ческими фразами по инструкции на свободную тематическую класси фикацию: <Разделите, .пожалуйста, карточки на кучки, так чтобы i одной кучке лежали карточки с фразами на одну тему> . По ходу ра
Упрощенная диагностическая модификация ТЮФ-классификация по задаг ным темам, недостатком которой является навязывание тематических конструкто испытуемому.
STR.175 <боты психодиагност должен предоставить испытуемому максю Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|