Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



42 страница


начает слово <семья>, так как этим искажается сама суть исследова  

ния. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, психолог долже]  

просто повторить инструкцию. Время выполнения задания не ограни  

чивается (в большинстве случаев оно длится не более 35 мин). Пр;  

выполнении задания следует отмечать в протоколе: а) последователь  

<ость рисования деталей; б) паузы более 15 с; в) стирание деталей  

г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и и  

связь с изображаемым содержанием.  

После выполнения задания надо стремиться получить максиму  

информации вербальным путем. Обычно задаются следующие вопрось  

1. Скажи, кто тут нарисован? 2. Где они находятся? 3. Что они д  

лают? Кто это придумал? 4. Им весело или скучно? Почему? 5. К  

из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6. Кто из HI  

самый несчастный? Почему?  

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсужу  

ние чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если р  

бенок не отвечает на них или отвечает формально, не следует наста  

вать на эксплицитном ответе. При опросе психолог должен пытать  

> выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным член  

t семьи;почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (ее  

так произошло) ;эчто значат для ребенка определенные детали рис  

ка (птицы, зверушки и т. д.). При этом по возможности следует из<  

гать прямых вопросов, настаивать йа ответе, так как это может ин,  

цировать тре.вогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказы  

ются проективные вопросы (например: <Если вместо птички был  

нарисован человек, то кто бы это был?>, <Кто бы выиграл в сорев  

 

STR.210  

ваниях между братом и тобой?>, <Кого мама позовет идти с собой?> ц  

т. п.).  

После опроса мы предлагаем ребенку решить 6 ситуаций: три и>  

них должны выявить <негативные чувства к членам семьи, три -"по-  

зитивные. 1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого  

бы ты позвал идти с собой? 2. Представь, что вся твоя семья идет  

в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?  

3. Ты строишь, из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для  

куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь? 4. Ты имеешь-  

билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кино-  

картину. Кто останется дома? 5. Представь себе, что ты попал на не-  

обитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить? 6. Ты получил в.  

подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним чело-  

веком больше, чем надо. Кто не будет играть?  

Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ре-  

бенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возмож-  

но, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду или.  

школе.  

 

7.3.2. Интерпретация методики <Рисунок семьи>  

 

Ниже предлагаемые интерпретации основываются на работах  

А. И. Захарова (1982), В. Хьюлса (Hulse W" 1951), Дж. Ди Лио  

(Di Leo J., 1973), Л. Кормана (Corman L., 1964), P. Бернса, С. Кауф-  

мана (Burns R" Kaufman S., 1972), К. Маховера (Machover К., 1949),  

а также на наших исследованиях и опыте практической работы с ме-  

тодикой (Хоментаускас Г. Т., 1982, 1984; Chomentauskas G., 1983).  

Интерпретацию рисунка условно разделим на три части: 1) анализ-  

структуры <Рисунка семьи>; 2) интерпретацию особенностей графиче-  

ских презентаций членов семьи; 3) анализ процесса рисования.  

Анализ структуры <Рисунка семьи> и сравнение состава нарисован-  

ной и реальной семьи. Ожидается, что ребенок, переживающий эмо-  

циональное благополучие в семье, будет рисовать полную семью. По  

нашим данным, около 85% детей 6-8 лет, нормального интеллекта,  

проживающих совместно со своей семьей, в рисунке изображают ее  

полностью. Искажение реального состава семьи всегда заслуживает  

пристального внимания, так как за этим почти всегда стоят эмоцио-  

нальный конфликт, недовольство семейной ситуацией. Крайние вариан-  

.ты представляют собой рисунки, в которых: а) вообще не изображены  

люди; б) изображены только не связанные с семьей люди. Такое за-  

щитное избегание задания встречается у детей достаточно редко. За  

такими реакциями чаще всего кроются: а) травматические пережива-  

ния, связанные с семьей; б) чувство отверженности, покинутости (по-  

этому такие рисунки относительно часты у детей, недавно пришедших  

в интернат из семей); в) аутизм; г) чувство небезопасности, большой  

уровень тревожности; д) плохой контакт психолога с исследуемым ре-  

бенком.  

В практической работе чаще приходится сталкиваться с менее вы-  

раженными отступлениями от реального состава семьи. Дети умень-  

шают состав семьи, <забывая> нарисовать тех членов семьи, которые  

им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конф-  

ликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы раз1ряжает неприем-  

лемую эмоциональную атмосферу в семье, избегает негативных эмо-  

ций, связанных с определенными людьми. Наиболее часто в рисунке-  

отсутствуют братья или сестры, что связано с наблюдаемыми в семьях  

 

211  

 

STR.211  

<ситуациями конкуренции. Ребенок таким способом в символической си-  

туации <монополизирует> недостающую любовь и внимание родите-  

лей. Ответы на вопрос, почему не нарисован тот или иной член семьи,  

бывают, как правило, защитными: <Не нарисовал потому, что не оста-  

лось места>; <Он пошел гулять> и т. д. Но иногда <а указанный воп-  

рос дети дают и более эмоционально насыщенные реакции: <Не хо-  

тел-он дерется>; <Не хочу, чтобы он с нами жил>, и т. п.  

В некоторых случаях вместо реальных членов семьи ребенок ри-  

сует маленьких зверушек, птиц. Психологу всегда следует уточнить,  

< с кем ребенок их идентифицирует (наиболее часто так рисуются  

<братья или сестры, чье влияние в семье ребенок стремится умень-  

шить). Например, девочка И., 8 лет, нарисовала себя, а рядом - ма-  

ленького зайчишку. Свой рисунок она объяснила следующим образом:  

<Сейчас пойдет дождь, я убегу, а зайчик останется и промокнет. Он не  

умеет ходить>. На вопрос: <Кого тебе напоминает зайчик?> - девочка  

ответила, что он похож на сестричку, которой нет еще годика и кото-  

рая не умеет ходить. Таким образом, в рисунке И. обесценивает свою  

сестру, осуществляет против нее вимволическую агрессию.  

Случается, что ребенок вместо реальной семьи рисует семью зверят.  

Например, мальчик Н. 7 лет, ощущающий отвержение, фрустрацию  

потребности в близких эмоциональных контактах, в рисунке изобразил  

только папу и маму, а рядом детально нарисовал семейство зайцев,  

которое по составу идентично семье Н. Таким образом, в рисунке ре-  

бенок, раскрывая чувство отверженности (не нарисовал себя), тем са-  

мым выразил и сильное стремление к теплым эмоциональным контак-  

там, ощущению общности (изобразил близкий контакт семейства зве-  

рушек) .  

Большой интерес представляют те рисунки, в которых ребенок не  

рисует себя или вместо семьи рисует только себя. В обоих случаях  

рисующий не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об  

<отсутствии чувства общности. Отсутствие в рисунке <Я> более харак-  

терно детям, чувствующим отвержение, неприятие. Презентация в ри-  

сунке только <Я> может указывать на различное психическое содержа-  

ние в зависимости от контекста других характеристик рисунка. Ест  

указанной Презентации свойственна и позитивная концентрация на ри  

сований самого себя (большое количество деталей тела, цветов, деко  

рирование одежды, большая величина фигуры), то это наряду с нес  

формированным чувством общности указывает и на определенную аэго  

< центричность, истероидные черты характера. Если же рисунку себ;  

характерна маленькая величина, схематичность, если в рисунке други  

ми деталями и цветовой гаммой создан негативный эмоциональны  

-фон, то можно предполагать присутствие чувства отверженности, пок1-  

нутости, иногда - аутистических тенденций.  

Информативным является и увеличение состава с;емьи. Как прав1  

ло, это связано с неудовлетворенными психологическими потребностям  

в семье. Примерами могут служить рисунки единственных детей -  

они относительно чаще включают в рисунок семьи посторонних ль  

,дей. Выражением потребности неравноправных, кооперативных связ?  

является рисунок ребенка, в котором дополнительно к членам ceMi  

нарисован ребенок того же возраста (двоюродный брат, дочь cocej  

и т. п.). Презентация более маленьких детей указывает <а неудовле  

воренные аффилиативные потребности, желание занять <охраняющу  

<родительскую, руководящую позицию по отношению к другим дет?  

(такую же информацию могут дать и дополнительно к членам сем  

нарисованные собачки, кошки и т. п.).  

 

STR.212  

Дополнительно к родителям (или вместо <их) нарисованные, не  

-связанные с семьей взрослые указывают на восприятие неинтегратив-  

.ности семьи, на "поиск человека, способного удовлетворить потребность а  

ребенка в близких эмоциональных контактах. В некоторых случаях -  

эда .-символическое разрушение целостности семьи, <месть родителям  

вследствие ощущения отверженности, ненужности.  

Расположение членов семьи. Оно указывает на некоторые психоло-  

гические особенности взаимоотношений в семье. Сам анализ располо-  

жения по своему содержанию созвучен спроксемической оценкой груп-  

пы людей, с той разницей, что рисунок - это символическая ситуа-  

дия, создание и структурация которой зависит только от одного чело-  

века - автора рисунка. Это обстоятельство делает необходимым (как  

и при других аспектах анализа) различать, чтс отражает рисунок -  

субъективно реальное (воспринимаемое), желаемое, или то, что ребе-  

;нок боится, избегает и т. д.  

Сплоченность семьи, рисование членов семьи с соединенными рука-  

ми, объединенность их в общей деятельности являются индикаторами  

психологического благополучия, восприятия интегративности семьи,  

.включенности в семью. Рисунки с противоположными характеристика-  

ми (разобщенностью членов семьи) могут указывать на низкий уро-  

<вень эмоциональных связей. Осторожности в интерпретации требуют те  

случаи, когда близкое расположение фигур обусловлено замыслом по-  

местить членов семьи в ограниченное пространство (лодку, маленький  

ломик и т. п.). Тут близкое расположение может,"наоборот, говорить  

опопытке ребенка объединить, сплотить семью (для этой цели ребе-  

нок прибегает к внешним обстоятельствам, так как чувствует тщет-  

ность такой попытки).  

Психологически интереснее те рисунки, в которых часть семьи рас-  

положена в одной группе, а одно или несколько .лиц - отдаленно.  

Если отдаленно ребенок рисует себя, это указывает на чувство невклю-  

"ченности, отчужденности. В случае отделения другого члена сейьи  

можно предполагать негативное отношение ребенка к нему, иногда су-  

лить об угрозе, исходящей от него. Часты случаи, когда такая пре-  

зентация связана с реальным отчуждением члена семьи, с малой его  

значимостью для ребенка.  

Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить  

психологические микроструктуры семьи, коалиция. Так, например, де-  

вочка P., 6 лет, на1рисовала себя рядом-с матерью и в отдельной груп-  

ле - отца с братом, иллюстрируя таким образом существующую в  

этой семье конфронтацию на почве ролевых несовпадений <мужест-  

венности> и <женственности> (см. цветную вкладку).  

Как указывалось ранее, ребенок может выражать эмоциональные  

<связи в рисунке посредством физических расстояний. То же значение  

имеет и отделение членов семьи объектами, деление рисунка на ячей-  

ки, по которым распределены члены семьи. Такие презентации указы-  

вают наслабость позитивных межперсональных связей.  

Анализ особенностей нарисованных фигур. Особенности графических  

презентаций отдельных членов семьи могут дать информацию большо-  

го диапазона: об эмоциональном отношении ребенка к отдельному чле-  

ну семьи, о том, каким ребенок его воспринимает, об <Я-образе> ре-  

бенка, его половой идентификации и т. д.  

При оценке эмоционального отношения ребенка к членам семьи  

следует обращать внимание на следующие моменты графических пре-  

зентаций:  

1) количество деталей тела. Присутствуют ли: голова, волосы, уши,  

 

21>  

 

STR.213  

глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щеки, рот, шея, плеч1И, руки, ладо-  

ни, пальцы, ноги, ступни;  

2) декорирование (детали одежды и украшения): шапка, воротник,  

галстук, банты, карманы, ремень, пуговицы, элементы прически, слож-  

ность одежды, украшения, узоры на одежде и т. п.;  

3) количество использованных цветов для рисования фигуры.  

Как правило, хорошие эмоциональные отношения с человеком соп-  

ровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в ре-  

зультате отражается в большем .количестве деталей тела, декорирова-  

нии, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное:  

> отношение к человеку ведет к большей схематичности, неоконченности  

его графической презентации. Иногда пропуск в рисунке существенных  

частей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным  

отношением к нему также <на агрессивные побуждения относительно-  

этого человека.  

О восприятии других членов семьи и <Я-образе> рисующего мож-  

но судить на основе сравнения величин фигур, особенностей презента-  

ции отдельных частей тела и всей фигуры в целом.  

Дети, как правило, самыми большими рисуют отца или мать, что-  

соответствует реальности. Однако иногда соотношение величин нарисо-  

ванных фигур явно не соответствует реальному соотношению величин  

членов семьи - семилетний ребенок может оказаться выше и шире  

своих родителей и т. д. Это объясняется тем, что для ребенка (как и  

для древнего египтянина) величина фигуры является средством, при  

помощи которого он выражает силу, превосходство, значимость, доми-  

нирование. Так, например, в рисунке девочки Н. 6 лет мама нарисова-  

на на 1/3 больше отца и вдвое больше других членов семьи. Для это  

семьи была характерна большая доминантность, пунитивность матери  

которая являлась истинно авторитарным руководителем семьи. Неко  

торые дети самыми большими или равными по величине с родителям)  

рисуют себя. В нашей практике это было связано с: а) эгоцентрич  

ностью ребенка; б) соревнованием за родительскую любовь с други)  

родителем, при котором ребенок приравнивает себя родителю прот1-  

воположного пола, исключая или уменьшая при этом <конкурента:  

Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дет1  

которые: а) чувствуют свою незначительность, ненужность и т. и  

б) требующие опеки, заботы со стороны родителей. Иллюстрацией эт  

го положения может служить рисунок мальчика Я., 6,5 лет. В рисун?  

семьи он нарисовал себя ненатурально маленьким, к тому же поч  

вдвое меньшим, чем нарисовал себя в других ситуациях. Аналогичн.  

трансформация характерна и для его поведения. Активный в груп  

детского сада, мальчик занимал позицию <малыша> дома. Тут он i  

пользовал свою плаксивость, беспомощность как средство привлечен  

внимания родителей. Вообще, при интерпретации величин фигур п(  

холог должен обращать внимание только на значительные искажен)  

а при оценке величин фигур исходить из реального соотношения BCJ  

чин (например, семилетний ребенок в среднем на 1/3 ниже своего  

дителя).  

Информативным может быть и абсолютная величина фигур. Бо  

шие, через весь лист, фигуры рисуют импульсивные, уверенные в се  

склонные к доминированию дети. Очень маленькие фигуры связан)  

тревожностью, чувством небезопасности.  

При анализе особенностей презентаций членов семьи следует о(.  

щать внимание и на рисование отдельных частей тела. Дело в том,  

отдельные части тела связаны с определенными сферами активно  

 

STR.214  

-являются средствами общения, контроля, передвижения и т. д. Особен-  

ности их презентации могут указывать на. определенное, с ними связан-  

ное, чувственное содержание. Коротко проанализируем самые информа-  

тивные в этом плане части тела.  

Рук являются основными средствами воздействия на мир, физи-  

ческого контроля поведения других людей. Если ребенок рисует себя  

с поднятыми вверх руками, с длинными пальцами, то это часто связа-  

но с его <агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки рисуют и




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 706
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 49 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 36 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 35 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 34 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 37 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 38 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 48 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 47 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 46 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 45 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 44 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 43 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 41 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 40 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 39 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 7 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 6 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь