|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированиякластеров - ДК. (2) Сумма коэффи- циентов между всеми соединительны- ми конструктами. Это дисперсия, при- ходящаяся на артикулирующие кон- структы,- дисперсия интро-артикуля- ционная - ДИА. (3) Сумма коэффициентов всех артикулирующих конструктов со всеми остальными (исключая изолированные). Это экстра-артикуляционная дисперсия - ДЭА. Мерами артикулированно- сти служат следующие два отношения: ДИА/ДК. и ДЭА/ДК. Очевид- но, что оба этих отношения будут максимальны при артикулированной системе и минимальны как при монолитной, так и при фрагментарной. В частности, показано, что у больных неврозами (обсессивный нев- роз) значимость различий этих мер от контрольной группы была высо- кой - для первого отношения различия значимы на уровне /?<0,001, а для второго отношения - на уровне р<0,01. Эта работа является примером совмещения качественного и коли- чественного анализов в ТРР. Такое совмещение открывает новые воз- можности для повышения информативности метода.
Рис. 37.. Монолитная - (а), арти- кулированная-(б) и фрагментар- ная - (в) системы конструктов
STR.240 Иерархический анализ. При обсуждении результатов иерархиче- ского кластер-анализа мы ничего не могли сказать о степени значи- мости каждого конструкта для человека, поскольку иерархия дендро- граммы - это просто способ представления сходства или иерархия похожестей конструктов. Процедуры, позволяющие выявлять значи- мость конструкта, называются импликативными (от логической им- пликации; оценка того, насколько один конструкт обусловливает другой). Импликативная решетка. Предложена Хинклом (Barmister D., Fran- sella F., 1977; Adams-Webber J" 1979). Вызванные на предыдущем эта- пе конструкты организуются в квадратную матрицу (без элементов). Испытуемому предлагается приблизительно такая инструкция: <Пред- ставьте себе, что Вы изменились по данному конструкту (перешли с одного полюса на другой). По каким еще из оставшихся качеств Вы при этом изменитесь тоже?> Инструкция может быть и отвлеченной. Мы используем удобный способ заполнения импликативных матриц. Импликации каждого конструкта проставляются в матрице дважды: по строке (горизонтальной чертой) и по столбцу (вертикальной чер- той) . Матрица считывается по строкам. Горизонтальная черта озна- чает, что конструкт-строка имплицирует конструкт-столбец; вертикаль- ная черта означает, что конструкт-столбец имплицирует конструкт- строку; <крест> означает, что оба конструкта имплицируют друг Друга. Анализ импликативных матриц. Для каждого конструкта подсчи- тывается количество конструктов, которые он имплицирует, и количе- ство конструктов, которые имплицируют данный конструкт. Конструк- ты, которые дают максимальное число импликаций, а сами имплици- руются немногими конструктами, доминантные, суперординатные. Между конструктами по доминантности могут быть конфликтные отношения, такие, как нетранзитивность импликаций (А имплицирует Б, Б имплицирует С, а С имплицирует А). Относительное число не- транзитивных троек используется как показатель конфликтности им- пликативной матрицы. Однако эта мера достаточно общая, поскольку <слабые>, подчи- ненные конструкты, да к тому же сходные друг с другом, могут (в силу маленькой разницы между ними) входить в нетранзитивную тройку, что отнюдь не означает наличия конфликта между ними в сознании человека. Сделать иерархический анализ более информативным позволяет процедура, предложенная в работе Р. Гленвилла (Glanville R" 1981). Она осуществляется следующим образом. Нанесем номера конструк- тов на окружность. Затем, двигаясь по строкам импликативной мат- рицы, будем обозначать линиями со стрелками все импликации кон- структов, как показано на рис. 38,а. Конструкты, имплицирующие друг Друга (крест в матрице), соединяются линией с двумя стрелками. Затем построим иерархограмму (рис. 38,6). Расположим по гори- зонтальным уровням конструкты, таким образом, чтобы на самой нижней находились те, которые имплицируют другие конструкты (не обязательно все), а сами не имеют импликаций от других конструктов, на следующем уровне - те, которые имплицируются только конструк- тами нижнего уровня, на следующем - только те, которые имплици- руются конструктами двух нижних уровней. Возможно, рисунок полу- чится не сразу. Однако в итоге исследователь будет вознагражден простотой и ясностью представления импликативных иерархических отношений между конструктами. Конфликтные конструкты (и каждый
9 Зак. 508 241
STR.241 сам убедится в этом) не могут быть однозначно размещены на каком- либо уровне (мы их ставим между двумя ближайшими уровнями). Теперь можно снова вернуться к нетранзитивным отношениям между конструктами. Очевидно, что чем ниже в целом находится не- транзитивная тройка, тем более значим конфликт (более базовый уро- вень, конфликт между более сильными конструктами). Конфликтные отношения между конструктами можно (и нужно) сделать предметом анализа с испытуемым. Возможно, он не осознает этого конфликта и обсуждение поможет ему <навести порядок в системе конструктов>. Решетка, сопротивления изменениям. Это еще один тип решетки на выявление иерархических отношений между конструктами. Она про- водится следующим образом. Каждый из конструктов выписывается
Рис. 38. Способ представлений иерархических отношений конструктами на основании анализа импликативных репертуарных решеток: а - круговая диаграмма импликаций, б - восстановленная иерархическая организация на основе анализа круговой диаграммы импликаций
на отдельные карточки. Затем карточки попарно предъявляются ис- пытуемому. Его просят указать предпочитаемый полюс по каждому конструкту. После чего испытуемому дается примерно такая инструк- ция: <Представьте себе, что Вам обязательно придется измениться (перейти на непредпочитаемый полюс) по одному из этих конструктов Какой из них Вы бы выбрали?>. Испытуемый отвечает, и результа1 заносится в такую же матрицу, как и при импликативной решетке (зг тем исключением, что в решетке <сопротивления изменениям> каждый конструкт встречается с каждым один раз ив матрице не будет ветре чаться <крестов>). Обработка решеток сопротивления изменениям пол ностью аналогична импликативной процедуре. Много ценной информации может дать сравнение импликативны; иерархических диаграмм (иерархограмм) и иерархограмм, полученны: в результате решетки <сопротивления изменениям>. Часто уровен; конструкта в обоих решетках совпадает (Bannister D., Fransella F 1977), Однако встречаются и сильные рассогласования. Так, например конструкты могут быть самыми слабыми в импликативной решетке : самыми сильными в решетке <сопротивления изменениям>. Анализ та ких рассогласований позволяет выявить наиболее личностно значимы конструкты. Динамика решеток. Дж. Келли (1955) говорил, что человек - эт форма движения. Действительно, решетки меняются, меняются коь
STR.242 структы, меняются связи и отношения между ними. Оценить эти из- менения позволяет опять-таки техника репертуарных решеток. Существуют два принципа организации лонгитьюдных исследова- ний. Первый, который мы называем лонгитьюдной матрицей, заключает- ся в том, что составляется набор конструктов (вызванных или задан- ных), по которым испытуемый оценивает себя несколько раз в течение некоторого времени (например, в ходе терапии или тренинга, дважды в день - утром и вечером). Исторически первым этот способ (не в применении к репертуарным решеткам, а в применении к опроснику) предложил Р. Кэттелл (Cattell R" Cross К" 1975). В применении к решеткам и к анализу изменений состояния в ходе терапии этот спо- соб использован П. Слейтером (Slater P., 1970). В результате такой процедуры получается матрица, где по строкам стоят конструкты, а по столбцам - дни заполнения. Факторный ана- лиз такой матрицы позволяет выявить наиболее важные направления, по которым осуществлялись изменения или колебания состояния че- ловека. Проекция в это пространство столбцов-дней позволяет вычер- тить траекторию изменения состояния человека. Метод хорошо рабо- тает с набором конструктов, описывающих состояние (например, мы использовали стандартный набор теста САН, к которому дополнялись собственные <конструкты состояния> испытуемого). Этот метод очень чувствителен и информативен. В частности, наши исследования пока- зывают, что люди по характеру изменения состояния делятся на две группы. У одних четко выделяются три-четыре устойчивых состояния, по которым человек <перемещается> скачком (из одного в другое и обратно). У других таких четко обозначенных состояний не выявля- ется, а траектория представляет собой плавную или ломаную линию, которая каждый раз оказывается в новой точке пространства. Анализ конкретных изменений траектории позволяет выявить паттерн реакций на различные воздействия и ситуации. Второй принцип организации лонгитьюдных репертуарных реше- ток - это заполнение целой матрицы несколько раз (например, до начала тренинга, в середине и после окончания) (Bannister D., Fran- sella F., 1977). Качественный анализ структурных трансформаций пространств конструктов и .элементов позволяет психологу оценить, насколько и как именно повлияла групповая работа на систему смыс- ловых параметров, оценок и самооценок данного человека. Валидность репертуарных решеток. Мы включили этот параграф в данную главу, скорее отдавая дань психометрической традиции, по- скольку многие критерии валидности в силу особенностей метода к решеткам неприменимы. Решетки валидны <сами по себе>, потому что они так устроены (конструктная валидность). Можно, используя ТРР, построить много формальных индексов (и много их уже построено), таких, как например описанные выше индексы дифференцированности, воспроизводимости и нетранзитивно- сти. Однако, работая с решетками, мы постоянно сталкиваемся с тем, что называется целостностью и системностью. Трудно построить такой формальный показатель, который одинаково бы работал в столь раз- ных системах, каковыми являются индивидуальные системы конструк- тов. Поэтому применять формальные индексы надо с осторожностью, поскольку между ними, как правило, сложные нелинейные отношения. Показатели, которые в одних случаях будут коррелировать положи- тельно, в других-отрицательно. Всегда необходимо дополнять количе- ственный анализ качественным. Только при этом условии смысл коли-
9 243
STR.243 чественного показателя станет ясным для каждого конкретного случая, Более подробный обзор экспериментальных результатов можно найти в работе: Похилько В. И., Федотова Е. О., 1984. В заключение - несколькорекомендаций. Техника репертуарных. решеток хороша не в массовых обследованиях, а при индивидуальной и групповой работе, когда есть живой контакт с человеком, заполняю- щим решетку. Не следует оставлять испытуемого <наедине с решет- кой>; заполнение матрицы может превратиться в однообразную уны- лую работу, и испытуемый будет отвечать формально, е единственным, желанием быстрее закончить работу. Но и не следует мешать испы- туемому, навязывать ему свое понимание, формулировать за него кон- структы, поскольку в результате такой <помощи> вы можете получить. не решетку испытуемого, а свою собственную. Решетки трудно фальсифицировать, особенно оценочные решетки и особенно в тех случаях, когда испытуемый не видит результатов своих предыдущих оценок (например, когда решетку заполняет иссле- дователь, задавая испытуемому вопросы). Однако даже при наличии. установки на фальсификацию система конструктов воспроизводится, поскольку испытуемый, пытаясь фальсифицировать оценки людей,, объектов или ситуаций, делает это на основе собственной системы смысловых оппозиций, в направлении наиболее значимых смысловых параметров. Наилучший же результат решетки дают в тех случаях,. когда между исследователем и испытуемым устанавливаются отноше- ния сотрудничества. Во всех случаях необходимо стремиться сделать. испытуемого исследователем собственной системы конструктов. Тех ника репертуарных решеток - хорошее средство для этого.
STR.244 ГЛАВА 9 ПСИХОДИАГНОСТИКА САМОСОЗНАНИЯ
9.1. САМОСОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
Самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Но самосознание ха- рактеризуется также своим продуктом - представлением о себе, <Я- образом> или <Я-концепцией> Это различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения <чистого Я> (познающего) и <эмпирического Я> (познаваемого) (Джемс У., 1905). Познает, конечно, не сознание, но человек, обла- дающий сознанием и самосознанием, при этом он пользуется целой системой внутренних средств: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление человека о себе самом: о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, таким образом, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса. Не случайно поэтому известный советский исследователь проблемы само- сознания И. С. Кон пишет о растущем понимании относительности различий между действующим и рефлексивным <Я> как об одной из главных тенденций в современных исследованиях (Кон И. С., 1981). Задача анализа собственно процесса самосознания оказалась, од- нако, более сложной, чем задача анализа продуктов или результатов этого процесса. Как человек приходит к тому или иному представле- нию о себе, какие внутренние дейстбия при этом совершает, на что опирается - все эти вопросы сейчас интенсивно разрабатываются в научных исследованиях, однако результаты поисков йока не воплоти- лись в психодиагностических алгоритмах и методиках. Психодиагно- стика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания - представления о себе. При этом допускается, а затем доказывается, что <Я-концепция> не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое внутрилич- ностное образование, которое во многом определяет направление его деятельностей, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми. Анализ <Я-образа> позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накап- ливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе - его <Я-концепции>. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается,- оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Не все реально пости- гаемое в себе самом и не все в собственном самоотношении ясно осо- знанно; некоторые аспекты <Я-образа> оказываются ускользающими от сознания, неосознанными. Уже эти два содержательных тезиса о строении <Я-образа>, т. е.
Представление о себе, <Я-образ>, <Я-концепция> хотя и не являются полностью синонимичными терминами, тем не менее не несут в себе фиксированных терминоло- гических различий и в данном контексте используются как синонимы.
STR.245 тезис о знании о себе и отношении к себе как аспектах <Я-концепции> и тезис о ее осознаваемой и неосознанной частях, позволяют понять ряд принципиальных методологических проблем, возникающих перед психодиагностикой самосознания. Можно ли вообще выявить то, что о себе человек знает? На пер- вый взгляд вопрос этот неоправдан: нетрудно тем или иным способом получить самоописание испытуемого или обследуемого, это самоопи- сание и есть показатель знания человека о себе, выражение его <Я-концепции>. Однако, если человек сообщает о себе, что он добрый, деловой, целеустремленный, общительный или, наоборот, злой, без- вольный, необщительный, то он сообщает не просто сведения, но и оценку самого себя. Выделить эту оценку в самоописаниях и даже отделить ее от словесного самоописания можно, но вот отделить зна- ния от оценки оказывается крайне трудно, если вообще возможно. Но Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|