|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированияБольшинство применяемых дррих многомерных тест-опрооников характера в большей или меньшей степени <замешано> на патохарак- терологическом описании-содержание вопросов информирует испы- туемого о возможной направленности диагностики как диагностики ленхических нарушений. Кратко перечислим основные инструменты такого типа. ММР1 (:1ли ММИЛ в модификации Березина Ф. Б., СМЯЛ в мо- дификации Собчик) - методика многостороннего исследования лично- сти. Представляет собой стандартизацию беседы пациента с психиат- ром (а не клиента с психологом!). Тринадцать диагност.ических шкал и три возможных- перечня по степени надежности измерения и длитель- ности обследования: СМИЛ (стандартизованная методика исследования личности- Собчик Л. Н., 1971; Собчик Л. Н" Лукьянова М. Ф., 1978). Включает 566 вопросов (550 оригинальных и 16 дублированных). Дает возмож- ность диагносцировать 13 основных и до 200 дополнительных шкал ( ные варианты СМИЛ-с использованием компьютера при обработке и интерпретации данных (см., в частности, Гильяшева И. Н" 1983). Ме- тодика наиболее близка международному стандарту ММР1, но гро- моздка и сама по себе сильно воздействует на испытуемого .по типу <экспертизы лоихических нарушений>. ММИЛ (Березин Ф. Б. и др., 1976). Включает 377 вопросов и дает возможность надежно диагносцировать 13 основных шкал. Для дан- ной модификации проведен более значительный объем работ по пси- хометрической адаптации (стандартизация, валидизация по извест- ным критериальным группам). Манамульт (Зайцев В. П" 1981). Включает 86 вопросов и обеспе- чивает приближенную экспресс-диагностику наиболее акцентирован- ных (у данного испытуемого) шкал из основного набора в 13 шкал. Психометрическая адаптация неполная. Факторный анализ пунктов ММИЛ (Ильин В. И., Похилько В. И., 1984) показал наличие в этом перечне наряду с факторами <нейро- тизм> и <экстраверсия> интегрального фактора <психотизм>, независи- мо регистрирующего уровень <поихопатизации> от уровня <невропати- зации>. Инструкция на фальсификацию <социальной желательности> изменяет балл <психопатизации> очень значительно. Именно вопросы из этого фактора носят максимально <экопертизный> характер. Уро- вень <невротизации> и <психопатизации> позволяет диагносцировать также специализированный (для этих целей) опрооник Ленинградско- го НИИ психоневрологии им. В. М. Бехтерева (ЛОБИ - Каба- яов М. М. и др., 1983), а также два <первичных> фактора теста ПДТ Л. Т. Ямпольского (Мельников В. М., Ямпольский Л. Т., 1985). ПДО - <патохарактерологический диагностический опросник> (Личко А. Е., Иванов Н. Я., 1976, 1981). Разрабатывался на материа- ле подростков-психопатов. Взаимосвязан с теорией <акцентуирован- ных типов личности> (Леонгард К., 1981) и с теорией <личности как системы отношений> (МяЬищев В. Н., 1960). II шкал соответствуют эмпирически выделенным типам акцентуации характера: гапертимный, циклоидный, эмоционально-лабильный, астено-невротический, сенситив- ный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, не- устойчивый, конформный. Брошюрный вариант ПДО по перечню во- просов приближается к СМИЛ,-но от испытуемого требуется сокра- щенный перебор-выбор из групп вопросов, собранных <тематически- ми> блоками: самочувствие, настроение, отношение к спиртным напит-
5 Зак. 508 129
STR.130 кам, сексуальные проблемы и т. п. Концептуальная схема ПДО - раз- витие отечественной психиатрической традиции (Ганнуш,кин П. Б.,. 1933). Нормы и ключи определены на популяции подростков в усло- виях клинического обследования. ПДТ-<психодиагностический тест> Л. Т. Ямпольского (Мельни- ков В. М., Ямпольокий Л. Т., 1985). Включает 174 вопроса, сгруппи- рованных в 14 шкал: 10 шкал <.первого> уровня: невротизм, психотизм, депрессия, со- вестливость, расторможенность, общая активность, робость, общитель- ность, эстетическая вшечатлителыность, женственность. 4 шкалы второго> уровня: психическая неуравновешенность (объ- единяет <первичные> шкалы 1,2 и 3), асоциальность (4 и 5), интро- версия (6, 7 и 8), сенситивность (9 и 10). Шкалы отобраны на основе- <экстремальной группировки> пунктов по результатам совмещениого- применения СМИЛ И 6PF на испытуемых-спортсменах. Интерпрета- цию шкал автор связывает со структурными моделями личности Б. Г. Ананьева (1968) и А. Г. Ковалева (1965). Следует обратить вни- мание на спорное, с нашей точки зрения, концептуальное <оборачива- ние> иерархии черт, предлагаемое Л. Т. Ямпольским: более локальные- черты объявляются <индивидными>, более интегральные-<личност- ными>. По-видимому, это не только терминологическое .недоразумение, по результат различий алгоритмов <экстремальной группировки> (Бра- верман Э. М" Мучник И. Б" 1983) и алгоритма факторного анализа полной матрицы интеркорреляций пунктов, используемого в исследо- ваниях А. Г. Шмелева и В. И. Похилько (Шмелев А. Г., Похиль- ко В. И., 1985). <Экстремальная группировка> дает относительно бо- лее локальные классы на множестве пунктов, и это не позволяет иссле- дователю увидеть глобальных факторов. Тем не менее обращает на себя внимание соответствие 4 <вторичных> шкал Л. Т. Ямпольскогс факторам: <невротическая дезадаптация>, <социальная желатель ность>, <экстраверсия> (как сила по возбуждению), <кортикальны) контроль>, рассматриваемым выше. Это тем более не позволяет согла ситься с интерпретацией данных факторов .как <личностных>, так ка] здесь проявляется скорее взаимодействие конституциональных свойст; с ситуационно-рефлексивной тактикой выполнения теста (фактор <асе циальности> фактически не что иное, как шкала <лжи>, особенно ле1 ко фальсифицируемая испытуемыми в ситуациях экспертизы). Диагностика ситуационно-рефлексивных черт личности. Осноано недостаток перечисленных выше инструментов-дефицит валидност вследствие недоучета тактики испытуемого. Тест-0проаники черт, ка правило, строятся на допущении квазиобъективного характера тест( вых шкал: будто факторы--это параметры объекта. Но испытуемы реализует <встречную> когнитивную активность, мысленно налага1 на эмпирические индикаторы собственные различения, собственнь субъективные шкалы, обусловленные индивидуально особенным усво нием житейской психологии. Учет этих принципиальных особенное механизма стандартизованного самоотчета отражен в подходе, назва ным <субъектным подходом к анализу данных> (Шмелев А. ". 1982). Ситуационной актуализацией <личностных конструктов> об) ловлены все ситуационные искажения (Cattell R. et а1., 1970). Эти i кажения отражают содержание, социально-ролевой и <ндивидуальн позиции испытуемого (Шмелев А. Г. и др., 1984). Учет <ситуационно-рефлексивного> уровня необходим не только связи с требованием онтологической адейватности теории, но и в свя с решением проблемы коммуникации-передачи психологических 31
STR.131 яий: тот или иной профиль черт при интерпретации так или иначе ас- социирован с <имплицитной теорией личности>, заложенной в многоты- сячном словаре личностных черт естественного языка (Шмелев А. Г., Похилько В. И., 19856). Этот словарь влияет не только на сознание адресата (.клиента) психодиагностики, но и на сознание самого психо- .диагноста. Черта личности в обыденном сознании-это яе только описатель- ное обобщение, но это всегда отношение, она несет определенный оце- ночный компонент, который всегда оказывается ведущим в субъектив- .ных оценках и описаниях человека человеком, а также в самооценках (Шмелев А. Г., 1983), за исключением случаев преднамеренного устра- нения из материала дескрипторов с особой сильной оценочной на- грузкой. Практически все концепции черт несвободны от оценочного компо- нента. Это касается и интегральных черт темперамента. Пространство черт Г. Айзенка с точки зрения субъектарго подхода следовало бы изобразить так. В ситуациях (средах) со слабыми стимулами более адаптивным оказывается доведение людей со <слабым> типом .нервной системы- менее выносливых, но более сензитивных. В этих <средах> нечувстви- тельный к слабым (но значимым!) воздействиям <экстраверт> может .впадать в агрессивно-раздражительное состояние, так как он не видиг <причин> своей неадекватности. В <средах> с сильными воздействиями (в стрессовых условиях) более адаптивным оказывается <экстраверт>,
Экстроверсия {сим по допужвюности)
" Тупой ", "Агрессивный" Выносливый ", сангбиничный"Ситный {активно -оВвронитепь- ные реакции)"Агрессивный ""Выносливый" ДезадаптиВная (рормаАдаптивная <рормапТупий " \ С/10Цы? , 1 Нозоештоия , \ 1 Си/цные Подавленный"," Чуткий",("итрортчионная . среда")1 { физическая среда ) депрессивный" (пассивно -e5opmuinwb-"йоопршнчиВый ензитиВныи). ные реакции)я ВосприимчивыйпИстощаемый " " Чуткий " СмВый.
Ин/проверсия (низкий порог, ЧязмЗения, SuciTipoe запредемное тортмение)
- тмльмя напраСленност Секторо оценки
Рис. 22. Схема <четырехполюсного> описания черты темперамента <экстра- версия-интроверсия> в соотношении с ортогональным параметром (осью) <адаптивность-дезадаптивность>
Рис. 23. Иллюстрация разнонаправлен- ных <локальных> векторов оценки (по параметру <адаптивность-дезадаптив- ность>) для различного типа сред по силе воздействия
а <интроверт> впадает в депрессию, обусловленную истощением нерв- ной энергии и запредельным торможением. Как видим, <оценочный фактор> входит в перекрестные многомер- .ные отношения с параметрами описания среды жизнедеятельности (см. рис. 22 и рис. 23). Наш подход-это логико-многомерная схематиза-
131
STR.132 ция содержательных представлений, развиваемых в школе Б. М. Теп- лова (1961), отрицающей, как известно, безусловную (внеситуацион- ную, внесредовую) позитивно-негативную оценку черт и типов темпера- мента (конституциональных овойста нервной системы). Сходный под- ход с учетом типов сред развивается в настоящее время в новаторских. работах Б. М. Петухова (1985). Но кроме учета типов сред .важен учет языка описания. Житейская психология, использующая частные локальные обобщения (для узкого класса сред), сформировала частные оценочно-нагруженные оппозиции конструкты): <выносливый-слабый>, <тупой-чуткий> - и не дает- прямых указаний на взаимосвязь полюсов <слабый-чуткий>, <вынос- ливый-тупой> (это требует сложных, недоступных конкретному жи- тейскому мышлению операций кросситуационного обобщения (Выгот- ский Л. С., 1934). Намеченный здесь подход .позволяет понять смысл универсального фактора <нейротизм-тревожность> как оценочного фактора, указы- вающего на адаптивяость поведения индивида по отношению к соб- ственным потребностям: дезадаптивное поведение <сильного> типа - это агрессивность истероида, дезадаптивное поведение <слабого> ти- па-это депрессия, уход во внутренний мир неврот.ика-дистимика (Кэмпински А., 1980). Для каждой описательной черты можно привести <четырехполос- ную> двухмерную реконструкцию ее взаимодействия с фактором оцен- ки (рис. 24). На следующей схеме приведем ось Х в соответствие не с полюсами оценочного фактора, а с полюсами дескриптивного фактора, описываю- щего тип среды (рис. 25). Житейская психология пользуется локальными конструктами, не- свободными от оценочной нагрузки: <гибкость-ригидность> (спра-
ЛвМижпм/пь (тНимность}
ЛезуИм- тиВмя fopna
Хаотичность ИмпупьсиНноспи, Рас/порма-> женность
Ригидност Затарматчносм
Гидкость Переключаемость
АдаптиС- ная
шорна
Плтомерндсть ОрганизоСанность
Ниакая пвМижнмть (стайшьнмть )
iMBuMHociim
хаотичность
Статичная среда
оргапшоСанность
гиНкость i
Динамичн среда
(быстрые U3MWWW
ригидность
Смдитность
Рис. 24. Четырехполюсное> описание чер- ты <лабильность-стабильность> при ортого- нальном параметре - <адаптивность-дез- адаптивность>
Рис. 25. <Четырехполюсное> описа ние черты <лабильность-стабиль ность> при ортогональном парамет ре <статичная среда - динамическа! среда>
ведлив для динамичных сред, задач на .переключение), <организован ность-хаотичность> (справедлив лишь для статических сред-зада на концентрацию). Как видим, психологический прогноз на основе учета тольк свойств конституции человека-факторов <сила> и <подвижность>-
STR.133 невозможен без учета типов сред, или факторов среды <физическая- информационная>, <статическая-динамическая>. Отсюда .понятно, что <склейка> в обыденном сознании силы и подвижности, по-видимо- му, отражает специфику среды, в которой существует популяция ис- пытуемых-студентов: более динамичными оказываются физические воздействия (поэтому сила должна сочетаться с подвижностью), а ин- формационные оказываются более статичными (поэтому сензитивность должна сочетаться с организованностью, способностью к концентра- ции). Но совершенно очевидно, что существуют задачи (работа пси- холога-консультанта, например), которые требуют сочетания сензи- тивностй с подвижностью. Социальный контроль, давление социальных норм и предписании целесообразно различать в понятиях <разрешение-запрет> (или <по- ощрение-наказание>). Эти параметры социальной среды взаимодейст- вуют с конституциональным фактором <активности-пассивности> (свя- зан с уровнем мотивации достижения-избег.ания, рис. 26). Когда требуется социально-адекватное поведение по отношению к <запрещающей> норме, формируется житейский конструкт <послуш- ный (лояльный)-строптивый нонконформист>; когда требуется соцц-
АктиВный АктиВныц
ионканщирмист Л.езадапти8нш
мтрормист
инициативный
АНиптиВная
Нерзшй, непослушный
послушный
посмушныч испмнитемныи
инициативнш i
Разрешение пассивный
ПассиСниц
ПассиСный
Рис 26 <Четырехполюсное> описание черты <ак- Рис. 27. <Четырехполюсное> описа- тивный- пассивный> при ортогональном пара- ние черты <активный-пассивный> метре <адаптивность-дезадаптавность> при ортогональном параметре <рег- ламентация-либерализм>
ально-адекватное поведение по отношению к <поощряющей> или <предписывающей активность> норме, формируется (актуализируется) конструкт <инициативный-пассивный конформист> (рис. 27). Основными средствами диагностики черт на основе указанных выше
представлений являются: 1) жвазиобъективные тест-опросники, включающие поведенческие
вопросы, объединенные в многомерные ключи; 2) контрольные списки прилагательных для субъективного стандар- тизованного описания человека человеком; 3) репертуарные решетки (об этой технике см. главу <Психодиаг- ностика индивидуального сознания>). Нужны не только универсальные <кросоитуационные> методики, но и локальные, ситуационные. Для отдельных ситуаций (<поведение на уроке>, <распределение ролей в трудовом коллективе>, <дорожно- транспортные ситуации> и т. п.) возникают самые разные, часто про- тивоположные сцепления -конструктов с оценочным фактором. Дело усложняется тем, что такие сцепления могут по-разному отражаться з сознании разных .испытуемых, а также в сознании психологов. Это об- стоятельство требует применения в консультативной практике так на- 133
STR.134 зываемых феноменологических методик: семантического дифференциа- ла, контрольных списков, теста конструктов (Анастази А., т. 2, 1982). В .консультативной практике психолог стоит перед задачей перевода получаемой объективной диагностической информации на язык субъ- ективно-.рефлексйвных черт личности-на язык самого испытуемого. Без этого (психологическая обратная связь по -результатам диагностики черт может оказаться неэффективной или даже вредной. Таким образом, завершая главу, подчеркнем, что диагностика черт, будучи универсальным инструментом для психолога, <а практике тре- бует выработки я шрименения продуманной стратегии адаштивной (ад- ресованной) интерпретации: один и тот же результат нужно описы- вать на разном языке для (минимум) трех категорий адресатов: для коллеги-психолога, для административно-управленческого персонала, Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|