Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



25 страница


танты> и <п-сихологи-диагносты>. Портреты приводятся в форме так  

называемых <уравнений эффективности>: весовые коэффициенту перед  

сокращенными техническими обозначениями факторов 16PF указы-  

вают на вклад фактора в прогноз эффективности соответствующей про-  

фессиональной деятельности.  

 

<Эффективный продавец> = 0,44Л- 0,33L+0.44Q2 +0,22Н- 0,225- 0,22Q4  

<Психотерапевт> = 0,72А+0,29В+0,29Я+0,29.  

<Психодиагност> = 0,31Л+0,78В+0,47JV.  

<Полицейский> ==-0,47A-0,35F- 0,35/ + 0,23Q2 + 0,23Q3.  

 

Читателю предоставляется возможность самостоятельно проинтер-  

претировать эти профили, пользуясь табл. 1, содержащей краткую  

интерпретацию указанных факторов 1PF.  

Тест-опросник 16PF. Об истории создания и методах, лежащих в  

основе 16PF, к настоящему времени уже имеется достаточно обшир-  

ная литература на русском языке (Мельников В. М., Ямпольский Л.Т.,  

1985 - наиболее подробное пособие, самое полное англоязычное  

руководство: Cattell R. et а1., 1970). Обычно процедура теста пред-  

полагает проведение двух сеансов-обследований: вначале с использо-  

ванием одной формы теста (А, С, Е-по уровню образования), затем,  

как правило, в другой день - соответствующей параллельной формы  

(В, D, F). Наиболее часто применяемые формы А и В включают пере-  

чень из 187 вопросов, отнесенных к одному из 16 факторов. В письмен-  

ном варианте для проведения методики требуются комплект тестовых  

буклетов с -инструкцией испытуемому и списком вопросов, стандартные  

ответные листы, позволяющие применять ключи в виде трафаретки.  

Один сеанс, как правило, отнимает у испытуемого не менее 50 м. А от  

психодиагноста требуется еще 10-15 м для подсчета 16 тестовых бал-  

лов, их перевода в стены и подсчета 4 вторичных факторов. Опера-  

тивность подсчета значительно повышается с применением компьюте-  

ра на линии тестирования.  

Несмотря на то что опыт исследовательского и практического при-  

менения 16PF советскими психологами достигает без малого двух де-  

сятилетий, до недавнего времени полной психометрической адаптация  

пункты опросника не подвергались. Одна из первых попыток полно>  

компьютеризации и психометрической адаптации 16PF была осуществ  

лена А. Г. Шмелевыми В. И. Похилько. В результате применения  

компьютерного алгоритма анализа корреляций ответов (на пункт) (  

суммарным баллом были выявлены 45 вопросов исходной переводной  

версии 16PF (переводчики - И. М. Палей, М. С. Жамкочьян), которьи  

не обладали значимой корреляцией с релевантным фактором ни  

одной из использованных для анализа выборок (студенты разных спе  

циальностей, больные, работники транспорта, спортсмены, пожарник  

и др.). Строго говоря, ключ по этим вопросам был некорректным.  

К исходным 187 были добавлены специально разработанные 97 вс  

просов, предназначенных для компенсации недостающих пунктов в ее  

ответствующих шкалах. Под нашим руководством А. Соловейчиком бь  

ло обследовано 120 человек в анонимной ситуации (испытуемые ввод  

 

STR.125  

ли с клавиатуры псевдоним и.йи произвольный цифровой код) и 170  

человек - в административной ситуации (студенты МГУ вводили в  

память ЭВМ номер зачетной книжки или студбилета).  

Испытуемые в ходе обследования были высоко замотивированы  

получением после опроса немедленной обратной связи - сообщения  

об особенностях их характера по сравнению с другими. Это очень  

 

Фактор  

 

Таблица 5  

 

№ Обозначение  

 

Интерпретирующее сообщение  

 

1.  

2.  

3.  

4.  

5.  

6.  

7.  

8.  

9.  

10.  

II.  

12.  

13.  

14.  

15.  

16.  

 

 

+B  

-В  

С  

С  

+Е  

-E  

 

+F  

_ p  

 

+G  

-0  

 

+H  

-H  

 

+1  

 

+L  

-L  

+M  

-M  

 

 

 

 

 

+Qi  

-Qi  

+02  

-Q>  

+0з  

 

-Qa  

+04  

 

-Q<  

 

открытый, легкий, общительный  

необщительный, отстраненный, критичный  

с развитым логическим мышлением, сообразительный  

невнимательный или со слаборазвитым логическим мышлением  

эмоционально устойчивый, зрелый, спокойный  

эмоционально неустойчивый, изменчивый, поддающийся чувствам  

самоуверенный, склонный к лидерству, неуступчивый  

мягкий, послушный, уступчивый  

жизнерадостный, беспечный, веселый Ц  

трезвый, молчаливый, серьезный  

совестливый, моралистичный, степенйый, аккуратный  

практичный, стремящийся к выгоде, свободно трактующий правила  

смелый или даже дерзкий -  

несмелый, застенчивый .  

чувствительный, тянущийся к другим, с художественным мышление>  

полагающийся на себя, реалистичный, рациональный  

подозрительный, не дает себя провести  

доверчивый, принимающий условия от других  

с развитым воображением, мечтательный, немного рассеянный  

прагматичный, занятый мирскими заботами  

искушенный, сознательно лояльный, тактичный  

прямой, откровенный, не без трудностей в общении  

обвиняющий себя, неуверенный, возможно обидчивый  

уверенный в себе, спокойный, безмятежный  

экспериментирующий, радикально настроенный, вольномыслящий  

консервативный, уважающий традиции  

предпочитающий собственные решения, самодостаточный  

зависимый от группы, несамостоятельный  

контролирующий себя, умеющий подчинять себя правилам  

импульсивный, неорганизованный  

напряженный, озабоченный планами, усталый  

расслабленный, невозмутимый, возможно инертный  

 

сильно стимулировало самоотдачу и аккуратность испытуемых. Ока-  

залось, что в компьютерном варианте из 45 вопросов, не обладающих  

дискриминативностью в брошюрном варианте, 15 вопросов обнаружили  

удовлетворительную (статистически достоверную на уровне р<0,01)  

дискриминативность - значимую корреляцию с суммарным баллом по  

релевантной шкале (табл. 5).  

По результатам обследования с помощью статистического анализа  

пунктов среди дополнительных 97 пунктов удалось выявить 30 пунктов,  

обладающих необходимыми корреляциями с теми шкалами, для кото-  

рых не хватало психометрически корректных вопросов.  

Пользователям, желающим применить методику 16PF в разрабо-  

танном варианте, следует учесть следующее:  

1) психометрическая адаптация с расчетом ключей и норм произ-  

водилась на популяции студентов при использовании компьютеризо-  

ванного варианта методики с интерпретирующей обратной связью;  

 

STR.126  

2) профиль характера по 16 факторам, построенный с помощью  

одной формы А, дает основания только для выдвижения диагностиче-  

ских гипотез, нуждающихся в проверке с помощью независимого диаг-  

ностического инструме-нта (работа над психометрической адаптацией  

формы В 1PF в настоящее время продолжается);  

3) для уточнения профиля полученные стены следует корректиро-  

вать с помощью особой машинной (в силу вычислительной трудоемко-  

сти) процедуры поправок с учетом связей между шкалами.  

Последнее обстоятельство продиктовано тем, что первичные 16 лич-  

ностных факторов не являются статистически независимыми: имеют  

место значимые статистические корреляции между факторами. Напри-  

мер, испытуемый, получивший высокий балл по фактору 0 (<интро-  

пунитивность>, <проницаемость границ Эго>), в 75% случаев должен  

получить и высокий балл по фактору Q4 (<напряженность базальных  

потребностей>). Это обусловлено тем, что данные факторы с высокими  

нагрузками входят в интегральную черту темперамента <тревожность>  

или <нейротизм>. Точно так же <доминантность> (+?) коррелирует  

со <смелостью> {+Н), <сила Суперэго> (+G) - с <самоконтролем>  

(+0з), <чувствительность> (+/) - с <мечтательностью> (+Л1), <кон-  

серватизм> (-Qi) - с <конформизмом> (-02). Все эти корреляции  

обусловлены существованием описанных выше базисных черт, интегри-  

рующих индивидные черты в определенные блоки - <вторичные фак-  

торы>.  

Полная система поправок представляет собой матрицу коэффици-  

ентов линейной регрессии 16х16 между всеми факторами, а скоррек-  

тированный балл по t-тому фактору рассчитывается подстановкой на  

место переменных Х, Хг,..., Xie в уравнении множественной регрессии  

стенов по соответствующим факторам:  

 

t/=piXi+p2X2+...+p,+pi6Xi6.  

 

где у - скорректированный балл;  

р, - регрессионные веса, вычисленные на ЭВМ.  

Применение такой процедуры, поправок требует 16-кратного вычис-  

ления правой части в приведенном уравнении, что без использования  

ЭВМ оказывается практически невозможным. Это обстоятельство пояс-  

няет пользователю тестов необходимость применения ЭВМ для- кор-  

ректного построения многомерного профиля черт с помощью таких ме-  

тодик, как опросник <шестнадцати личностных факторов>. Если при-  

митивный способ подсчета баллов еще может быть использован в ходе  

консультативной индивидуальной работы с испытуемым (тест i6PF  

в этом случае не более, чем подспорье в выдвижении и проверке эври-  

стических гипотез, основанных на материалах беседы и наблюдения),  

то при попытках принятия каких-либо программ вмешательства, осно-  

ванных только на баллах теста и количественном числовом прогнозе  

эффективности, необходимо выполнять все требования психометрики.  

Надежность шкал I6PF существенно возрастает при использования  

для каждого пункта многомерного <ключа-вектора>. Дело в том, чтс  

большинство пунктов I6PF (как и других многомерных опросников)  

имеет значимые корреляции (а следовательно, может вносить и потен  

циально весомый вклад) не с одним, а с несколькими факторами  

Приведем примеры, полученные по эмпирическим данным описанной  

исследования.  

1. Вопрос: <Я считаю, что самую скучную повседневную работу  

нужно доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необхо  

димости> - вызывает подтверждающий ответ у испытуемых, у которы;  

 

126  

 

STR.127  

статистически выявлены факторы: +G (корреляция +0,32), -Н  

(-0,22),-/ (-0,37), -L (-0,30), -M (-0,21), -Qz (-0,25), +Q>  

(.+0,29), т. e. с ним могут согласиться испытуемые, обладающие раз-  

ными чертами: <совестливостью>, <робостью>, <практицизмом>, <довер-  

чивой исполнительностью>, <реалистичностью>, <конформизмом>, <вы-  

соким самоконтролем>. На одном эмпирическом индикаторе в данном  

случае конвергируют 7 факторов - пример множественной причинно-  

сти определенного поведенческого проявления: за одним поступком  

стоят разные черты у разных людей.  

2. Подтверждение вопроса: <Иногда совсем незначительные пре-  

пятствия очень сильно раздражают меня> - коррелирует с <эмоцио-  

нальной нестабильностью> (-С, корреляция -0,40), <распущенно-  

стью> (-G, корреляция -0,25), <робостью> (-Н, -0,24), <подозри-  

тельностью> (+L, +0,26), <проницаемостью> (+0, +0,26), <импуль-  

сивностью> (-Qs, -0,50), <напряженностью> (+04, +0,48).  

3. Подтверждение вопроса: <Предчувствие, что меня ожидает ка-  

кое-то наказание, даже если я не сделал ничего дурного, возникает у  

меня часто> - коррелирует с <нестабильностью, слабостью> (-С,  

-0,44), с <бессовестностью> (-G, -0,32), с <робостью> (-Н, -0,25),  

с <интропунитивностью> (+0, +0,19), с <неорганизованностью> (-Qs,  

-0,35), с <напряженностью> (+04, +0,31).  

Здесь, как и в предыдущем примере, вклад фактора G лучше по-  

нять, прибегая к смысловой инверсии: <совестливые> люди (+G) не  

говорят о том, что их раздражают <незначительные препятствия>, что  

<их ожидает наказание>, так как они не допускают мысли о таких по-  

ступках и возможностях. Два последних примера показывают возмож-  

ность довольно редкой встречи такой комбинации черт, как <совестли-  

вость> и <смелость>. По отношению к этим индикаторам более <бессо-  

вестными> оказываются <трусы>. Чаще же встречается обратная ком-  

бинация, как в нижеследующем примере:  

4. Утверждение: <Обо мне правильнее сказать, что я скорее вежли-  

вый и спокойный, чем энергичный и напористый>-коррелирует с  

<подчиненностью, ведомостью> (-E, -0,47), с <совестливостью> (+G,  

+0,25), <робостью> (-Н, -0,45), <доверчивостью> (-L, -0,29),  

<консерватизмом> (-Qi, -0,23), <групповой зависимостью> (-02,  

-0,27).  

Это перекомбинирование факторов в разных эмпирических индика-  

торах иллюстрирует общую закономерность, важную для теории: точно  

так же и частные черты могут перекомбянироваться в рамках одних и  

тех же интегральных черт. Например, в одних случаях высокий <само-  

контроль> (+0з) может сочетаться с <радикализмом> (+Qi), в дру-  

гих случаях-с <консерватизмом> (-Qi). Эта комбинация-резуль-  

тат взаимодействия конституциональных черт индивида, требований  

внешней (предметной и социальной) среды и личностного стиля реше-  

ния проблем.  

Приведенные выше примеры иллюстрируют на конкретном мате-  

риале отдельных вопросов факт взаздмодействия отдельных шкал  

16PF. Это взаимодействие и обусловливает необходимость корректи-  

рующих поправок с использованием матрицы регрессионных весов  

16х16. Таких поправок можно избежать, если использовать более  

сложный (и громоздкий, та,к как для каждого фактора требуется от-  

дельная трафаретка) <вектор-ключ>, позволяющий учитывать вклад  

ответа на один вопрос в несколько факторных шкал. В этом случае  

каждый фактор 16PF обеспечивается не десятью, тринадцатью, а сра-  

зу несколькими десятками пунктов, что резко повышает надежность.  

 

127  

 

STR.128  

Наши результаты показывают, что в этом случае для всех шкал, кро-  

ме L, N, Qi, тета надежность (3.2.11) значительно превышает 0,90.  

Надо отметить, что и в англоязычном варианте теста указанные три  

фактора отличаются минимальной надежностью-согласованностью  

(как и надежностью по критерию параллельных форм). Это обуслов-  

лено сильным сцеплением данных факторов в индивидуальном созда-  

нии с <социальной желательностью>. "  

Интерпретация факторов в табл. 5 отражает модифицированный  

набор дескрипторов, употребляемых Р. Кэттеллом и его последовате-  

лями и извлеченных из результатов анализа субъективных оценок  

.(Cattell R. et а1., 1970; Гильяшева И. Н., 198.3; Мельников В. М., Ям-  

польский Л. Т., 1985). Модификация была направлена (на устранение  

максимально возможное) оценочного смысла. Эта работа опиралась  

на результаты экспериментов с использованием интерпретирующей об-  

ратной связи (свыше 200 испытуемых). ЭВМ, подсчитав суммарные  

баллы по факторам, сразу .после окончания тестирования сравнивала  

баллы с границами <нормы>: если балл оказывался выше границы  

Л1+5, то иа дисплее высвечивалось сообщение с позитивного полюса  

фактора, если в границах от М-S до AI+S, сообщение .по данному  

фактору не входило в <послание>, если балл оказывался ниже М-S,  

то в - <послание> вводилось сообщение с негативного полюса фак-  

тора.  

Относительно каждой строки <послания> (сообщение по одному  

фактору) ЭВМ формулировала испытуемому вопрос: <Подходит или  

не подходит данное сообщение, по-вашему мнению? (введите <нет>,  

если вы не согласны хотя бы с одной из характеристик)>. Собранная  

статистика <отвержений.> по каждому фактору позволяла оперативно  

модифицировать интерпретирующие сообщения в направлении вырав-  

нивания процента отвержений с каждого полюса каждого фактора,  

В результате усовершенствованные сообщения обеспечивали статисти-  

чески незначимые различия в процентах <отвержений> (и минимиза-  

цию отвержений-меньше 50% для каждого сообщения). Данная мо  

дификация имеет принципиальное значение для приспособления 16Р/  

для нужд консультативной практики, предполагающей совместное об  

суждение психологом и клиентом тех внешних и виутренних причин  

которые породили трудности клиента.  

Кроме того, полученный массив данных-источник повышения ;ва  

лидности методики. Как показано в литературе, более устойчивыми в<  

времени оказываются те черты, которые сам испытуемый подтвер  

ждает у себя в эксперименте с интерпретирующей обратной связью-  

с использованием так называемого психологического фидбэка> (Ken  

rick D., Stringfield D., 1980).  

Будущие перспективы теста 16PF-в получении универсальных те  

стовых норм, в обеспечении параллельных форм, во введении <вектор  

ных> ключей, в сопряжении (на уровне коэффициентов взаимного п(  

ревода) с родственными методиками. Но главное направление-KOI  

цептуальное углубление психологического смысла интерпретирующе  

системы черт.  

Патохарактерологическая диагностика. Тест 16PF удобен для и(  

пользования в немедицинских психологических учреждениях-он в  

<отпугивает> клиента имплицитным психопатологическим содержание  

вопросов, не вызывает акцентированной категоризации ситуации диа  

иостики как ситуации экспертизы.  

 

Обратная связь.  

128  

 

STR.129




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 726
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Знаете ли вы себя? » 2 страница
  • Знаете ли вы себя? » 1 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 58 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 50 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 51 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 52 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 53 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 54 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 55 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 56 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 57 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 48 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 59 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 60 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 61 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 49 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 47 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 46 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 45 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 44 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 43 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 42 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 41 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 40 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 39 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 38 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь