Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



58 страница


Сопоставление данных, полученных при апробации методики на  

разных клинических группах-поднимает вопрос о том, каков вклад  

каждой из составляющей эмоционально-ценностного отношения к себе  

в общий уровень самоприятия диагносцируемого КИСС. В частности,  

в ходе дальнейшей работы представляется необходимой проверка гипо-  

тезы о более тесной связи самоприятия и симпатии, чем самоприятия  

и самоуважения.  

 

STR.289  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  

 

Мы надеемся, что читатели-психологи, профессионально связан-  

ные с психодиагностикой, смогут извлечь из публикуемой книги поль-  

зу для своей настоящей или будущей научной или практической  

деятельности.  

Мы также надеемся, что те читатели, которые профессионально не  

связаны с психодиагностикой, придут к выводам, сходным с теми, ко-  

торые приведены ниже.  

Психодиагностика, при всем ее несовершенстве,- серьезная наука.  

Тесты, опросники, шкалы - это не забавные шарады, которые  

приятно отгадывать в свободное время, а с большим трудом создавае-  

мые диагностические инструменты, используемые в науке и практике.  

Использование диагностического инструмента требует глубокого  

понимания природы выявляемых характеристик, сути научных споров,  

как правило сопровождающих исследование этих характеристик. Пси-  

ходиагност обязан быть сведущим в предмете диагностики.  

Тот, кто использует диагностический инструмент в практических  

целях или как средство измерения в научных целях, обязан знать, что  

именно выявляет (измеряет) данный инструмент и каким способом  

установлена его валидность.  

Подвергая человека обследованию, необходимо знать, какие пси-  

хические процессы актуализируются в диагностической процедуре и  

какие факторы, способные изменить результаты, влияют на поведение  

в ситуации обследования.  

Пользователь учитывает при интерпретации надежность инструмен-  

та, характер выборки, на которой получены нормативные данные, и  

возможность сопоставления с ними данных <своего> обследуемого.  

Сообщением некоторых диагностических сведений, даже внешне  

невинного характера, неподготовленным людям или в неквалифициро-  

ванной форме можно нанести серьезные вред тем, кого касается эта  

информация, или третьим лицам.  

Таким образом, мы надеемся, что эта книга поможет избежать  

крайностей - огульного отрицания психодиагностических методов,  

столь же вредной их фетишизации или даже фатализации, несерьезного  

отношения к ним.  

Взятая в целом, публикуемая книга должна поддерживать тезис,  

высказанный на ее страницах, о недопустимости передачи профессио-  

нальных психодиагностических методик неспециалистам (врачам, учи-  

телям, спортивным тренерам и т. д.), если последние не получили спе-  

циальной и основательной подготовки. К сожалению, примеры недо-  

оценки этого тезиса существуют и в современной отечественной психо-  

диагностической. литературе  

Просматривая уже законченную работу, всегда можно найти упу-  

 

См.: Марищук В. Л., Блудов Ю. М" Плахтиенко В. А., Серо  

в а Л. К. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984.  

 

STR.290  

щения и недоделки. Не является исключением и данная книга. Одним  

из таких недостатков является отсутствие в книге систематического  

раздела, посвященного принципам составления диагностических бата-  

рей, проведения обследования и подготовки диагностических заключе-  

ний. Отчасти такое положение может быть оправдано тем, что плани-  

рование диагностического обследования, форма интерпретации и заклю-  

чение зависят от конкретной диагностической задачи и специальной  

области психодиагностики, т. е. должны рассматриваться соответству-  

ющими специальными (частными) психодиагностиками. Примеры таких  

диагностических батарей и заключений приводятся в литературе.  

Однако это не снимает необходимости обсуждения общих закономер-  

ностей планирования диагностического обследования, его проведения,  

интерпретации и сообщения результатов Эти упущения можно испра-  

вить лишь в последующих публикациях.  

 

См" например: Войтко В. И., Гильбух Ю. 3. М., 1976.  

Ї По этому вопросу см., например: Шванцара И. и др. 1978; Анастази А.  

М" 1982.  

 

STR.291  

ЛИТЕРАТУРА  

 

Маркс К., Энгельс Ф, Соч. 2-е изд. Т. 1.  

Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.  

Маркс К., Энгельс Ф.Соч. 2-е изд. Т. 23.  

Ленин В. И. Поли. собр. соч. 5-е изд. Т. 27. Т. 39.  

Программа КПСС. (Новая редакция). М" 1986.  

Абаев Н. В. Архаичные формы религиозной теории и практики // Буддизм и сред-  

невековая культура народов Центральной Азии. Новосибирск, 1980. С. 15-27.  

Айзенк Г. Проверьте свои способности. М" 1972. 121 с.  

Авансе о, в В. С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982. 199 с.  

Ананьев Б. Г. Человек как предмет п<)знания. Л., 1968. 338 с.  

Ананьев Б- Г. О проблемах современного человекознания. Л., 1977, 380 с.  

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 1-2. 512 с.  

Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лу-  

бовского. М., 1982.  

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. 416 с.  

Андреева Г. М., Богомолова Н. А., Петровская Л. А. Севреиенная со-  

циальная психология на Западе. М., 1978. 272 с.  

Акимова М. К., Борисова Е. М., Козлова В. Т., Логинова Г. П. Осо-  

бенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста //  

Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984.  

С. 23-35.  

Артемьева Е. Ю" Мартынов Е. М. Вероятностные методы в психологии. М"  

1975. С. 148-151.  

Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня  

субт-ективного контроля 11 Психол. журнал., 1983а. Т. 5. № 3. С. 152-162.  

БажинЕ. Ф., Корнеева Т. В., Эткинд А. М. Исследование образного уровня  

восприятия эмоции // Психол. журнал. 1981. Т. 2. № 4. С. 81-84.  

Басилов В. Н. Избранники духов. М., 1984. 208 с.  

Белая И. И. Методика Роршаха и ее применение при исследовании больных эпи-  

лепсией: Методические рекомендации. М" 1978. 75 с.  

Белый Б. И. Тип переживания в тесте Роршаха и функциенальная асимметрия  

мозга // Психол. журнал. 1981. Т. 2. №4.  

Еерезин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р.В. Методика мвогосторои-  

него исследования личности (в клинической медицине, в психогигиене). М.,  

1976. 176 с.  

Б ерзин Э. О. Юго-Восточная Азия в XIII-XVI веках. М" 1982. 332 с.  

Бернштейн Н. А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. М"  

1966. 349 с.  

Б ее па л ь к о И. Г. Статистические и клинико-диагностические аспекты категории  

локализации в методе Роршаха // Психологические методы исследования лично-  

сти в клинике. 1978. Т. 27. С. 104-113.  

Беспалько И. Г" Г и л ь я ш е в а И. Н. Проективные методы // Методы ненхоло-  

<1 гической диагностики и коррекции в клинике. Л" 1983. С. 116-144.  

Бешелев С. Д" Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных  

оценок. М" 1980. 263 с.  

Битинас В.П. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии.  

Вильнюс, 1971. 347 с.  

Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и лич-  

V ности. Киев., 1978. 140 с.  

Б лонский П. П. К проблеме воспоминания // Ученые записки Академии комму-  

нистического воспитания. М" 1930. С. 93-100.  

Бодалев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способ-  

ностей /, Вопр. психологии. 1984. № 1. С. 119-124.  

Бодалев А. А., Столин В. В. О задачах в области научно-психологического  

обеспечения службы семьи// Семья и формирование личности: Сб. научных тру-  

дов. М"1981.С.2-10.  

Бодалев А. А" Шорохова Е. В. Психологические проблемы формирования но-  

вого человека // Психол. журнал. 1983. № 6. С. 20-29.  

 

STR.292  

Бодров В. А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психол.  

журнал. 1985. № 2. С. 85-94.  

Болдырева В. С. Конвергентная валидность теста юмористических фраз (ТЮФ)  

и Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) // Вестник МГУ. 1984. № 4.  

С. 74-75.  

Болдырева С. А. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией,  

М" 1974. 160 с.  

Бом Э. Руководство по психодиагностике. М" 1977.  

Борисова Е. М. Индивидуальное своеобразие становления профессионала // Пси-  

хофизиологические вопросы становления профессионала. М" 1976. С. 6-17.  

Бояршинова Т. Н, К вопросу о психологической диагностике вялотекущей ши-  

зофрении // Журнал невропатологии и психиатрии. 1975. Вып. II. С. 1680-1682.  

Браверман Э. М., Мучник М. Б. Структурные методы обработки эмпириче-  

ских данных. М., 1983. 464 с.  

С-р у д н ы и А. А. Значение слова и психология противопоставлений // Семантическая  

структура слова / Под ред. А. Н. Леонтьева. М., 1971. С. 19-27.  

Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. 412 с.  

Бу р лачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. Киев, 1979.  

175 с.  

Бурмистров И. В. Опыт создания компьютерного банка данных в психодиагно-  

стике: Дипломная работа. М" 1985.  

Васюкова Е. Е. Уровни развития познавательной потребности // Вопр. психологии.  

1984. № 5. С. 125-131.  

Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум.  

М.-, 1982. 368 с.  

Волков И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследова-  

ниях. Л" 1970. 88 с.  

Воловик В, М. Семейные исследования в психиатрии и их значение для реабили-  

тации психических больных / Под ред. М. М. Кабанова, К. Вайзе. М., 1980.  

395 с.  

Воробьев М. В. Культура чжурчжэней и государство Цзинь (X в. - 1234 г.). М"  

1983. 345 с.  

Войтко В. И., Гильбух Ю. 3.0 некоторых основных понятиях психодиагности-  

ки // Вопр. психологии. 1976. № 4. С. 16-30.  

Выготский Л. С. Мышление и речь. М" 1934. 324 с.  

Гайда В. К., Захаров В. П. Психологическое тестирование. Л" 1982. С. 63-  

, 67.  

Г а ннушки н П. Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика. М"  

1933. 202 с:  

Гильяшева И. Н. Вопросники как метод исследования личности в клинике // Ме-  

тоды психологической диагностики и коррекции в клинике. Л" 1983а. С. 62-  

80.  

Гильяшева И, Н. Проективные методы // Методы психологической диагностики и  

коррекции в клинике. Л., 19836. С. 116-144.  

Голицын Н. Н. Исторические этюды Древней Греции: Пифагор // Москвитянин.  

1855. № 19-20. Кн. 1-2.  

Готтсданкер P. Основы психологического эксперимента. М., 1982. С. 74-7й.  

Гоштаутас А. Методика М. Рокича для выявления ценностных ориентаций //  

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л" 1979.  

С. 208-209.  

Губерман Ш. А" Ямпольский Л. Т. Применение алгоритмов распознавания  

образов в психодиагностике // Вопр. психологии. 1983. № 5. С. 118-125.  

Гуревич К. М. Тесты интеллекта и индивидуальные культурно-психологические  

особенности испытуемых // Психодиагностика и школа. Таллин, 1980. С. 19-25.  

Гуревич К. М. Психологическая диагностика. М" 1981. 232 с.  

Гуревич К. М. Современная психологическая диагностика: пути развития // Вопр.  

психологии. 1982. № 1. С. 9-18.  

уревич К. М" Лубовский В. И. Предисловие // Анастази А. Психологи-  

ческое тестирование. М., 1982. С. 5-14.  

Гуревич М. И" Озерецкий Н.И. Психомоторика. М; Л" 1930. 4.2. 172 с.  

Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. М., 1983. 245 с.  

Данилин К. Е. Аутосоциометрическая методика // Социально-психологический  

климат коллектива. М" 1981. 77 с.  

Данилова Н. Н. Эмоциональные состояния: механизмы и диагностика. М" 1985.  

Дэвис Дж. Статистика и анализ данных в геологии. М" 1977. 577 с.  

Деев А. А., Ложкина Г. В" Спасенников В. В. Автоматизация процедуры  

обследования при использовании шестнадцати факторного личностного опросника  

(16 ФЛО)// Психол. журнал. 1984. № 6. С. 106-110.  

 

STR.293  

Джамгаров Т. Т. О системном подходе к использованию методов психологиче-  

ской диагностики в профотборе // Вопросы диагностики психического развития..  

Таллин, 1976. С. 58-60.  

Дэкидарьян И. А. Категория системности и ее методологическое значение для>  

психологии личности // Личность в системе общественных отношений: Социально-  

психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. М._  

1983. Ч. 1. С. 19-20.  

Диккенс Ч. Собр. соч. М., 1984. Т. 6. С. 7.  

Донцов А. И. Психология коллектива. М" 1984. 208 с.  

Дорожевец А. Н. Исследование образа <физического> Я у больных шизофренией?  

с суицидальными попытками: Дипломная работа. М" 1982.  

Д о р о фе е в а Э. Т. Сдвиги цветовой чувствительности как индикатор эмоциональ-  

ных состояний // Психические заболевания. Л., 1970. С. 321-326.  

Емельянов Л. И. Методологические вопросы фольклористики. Л., 1978. 205 с.  

Ермакова И. В. Автоматизированная система Алиса как инструмент психолога-  

экспериментатора // Вопр. психологии. 1984. № 3. С. 141-144.  

Журавлев Ю. Л. Об алгебраическом подходе к решению задач распознавания или-  

классификации // Проблемы кибернетики. М., 1978. Вып. 33. С. 5-68.  

Забродин Ю. М. Развитие советской психологии и задачи психологической служ-  

бы // Психол. журнал. 1984. № 6. С. 3-20.  

Зайцев В. П, Психодиагностический тест <милимульт> // Психол. журнал. 1981>.  

№ 3. С. 118-123.  

Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л" 1982. 216 с.  

3ейгарник Б. В. Патология мышления. М" 1962. 244 с.  

Зейгарник Б. В. Патопсихология. М" 1976. 238 с.  

Зеличенко А. И. Некоторые экстремальные задачи распознавания образов: Дис.  

на соиск. учен. ст. канд. физ.-мат. наук. М., 1982.  

Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М" 1961. 40 с.  

Изард К. Эмоции человека. М" 1980. 440 с.  

Измаил о в Ч. А., Михалевская М. Б. Общий практикум по психологии: Изме-  

рение в психологии. М" 1983.  

Ильин В. И., Похилько В. И. Сравнительный анализ личностных особенностей?  

больных с различными формами гинекологической патологии // Журнал невропа-  

тологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1983. Вып. 12. С. 1836-1840.  

Ильин Е. П. Структура психомоторных способностей // Психомоторика. Л., 1976.  

С. 4-22.  

Кабацов М. М" Личко А. Е" Смирнов В. М. Методы психологической ди-  

агностики и коррекции в клинике. Л" 1983.311 с.  

Каган В. Е" Лунин И. И., Этк и нд А. М. Цветовой тест отношений в клинике  

детских неврозов // Социально-психологические проблемы реабилитации психиче-  

ски больных. Л" 1984. С. 150-158.  

Касаткин В. Н. Теория сновидений. М" 1967. 351 с.  

и Каталог психологических и дидактических тестов. Братислава: Психодиагност, и ди-  

" дакт, тесты. 1982. 198 с.  

Кедров Б. М, Характер изменения объема и содержания развивающихся поня-  

тий // Анализ развивающегося понятия. М" 1967. С. 306-435.  

Кендалл М. Дж. Ранговые корреляции. М" 1975. 216 с.  

Кимбл Л Как правильно пользоваться статистикой. М" 1982. С. 55-70.  

К л иге р С. А. и др. Шкалирование при сборе и анализе социологической информа-  

ции. М" 1978. С. 75-80.  

Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологиче-  

ских свойств нервной системы. Казань, 1969. 60 с.  

Ковалев А. Г. Психология личности, М" 1965. 390 с.  

Ковалев В. И" Дружинин В. М. Мотивационная сфера личности и ее динами-  

ка в процессе профессиональной подготовки // Психол. журнал. 1982. Т. 3. № 6..  

С. 35-44.  

Козлова И. Н. Личность как система конструктов // Системные исследования:  

Ежегодник. 1975. М" 1976. С. 128-146.  

Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск.,  

1976. С. 350.  

Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива. Минск, 1984.366 с.  

Кои И. С. Открытие <Я>. М" 1978. 367 с.  

Кон И. С. Категория <Я> в психологии // Психол. журнал. 1981. Т. 2. № 3.  

С. 25-38.  

Кон И. С. В поисках себя. М" 1984, 336 с.  

Краткий психологический словарь. М" 1985. 341 с.  

Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М" 1968,.  

431 с.  

 

STR.294  

Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления. Л., 1975. 304 с.  

Кузнецов А. Т., Щенев В. П. Проблемы построения банка данных в социоло-  

гии // Математические методы в социологическом исследовании. NL, 1981.  

С. 314-321.  

Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л., 1961. 98 с.  

Кузьмичев В. А. Печатная агитация и пропаганда. М.; Л., 1930. 248 с.  

Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.215 с.  

эмпбелл Д. Модели эксперимента в социальной психологии и прикладных ис-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 873
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Практикум по практической психологии » 3 страница
  • Практикум по практической психологии » 2 страница
  • Практикум по практической психологии » 1 страница
  • Практикум по практической психологии » 4 страница
  • Практикум по практической психологии » 5 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 22 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 21 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 39 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 20 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 28 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь