|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированиямежду собой и с другими психофизиологическими функциями (Ро- зе Н. А., 1970), анализу структуры психомоторных способностей (Иль- ин Е. П., 1976), разработке конкретных методик (Марищук В. Л. и др., 1984; Психодиагностические методы, 1976). Следует отметить, что разработка все новых диагностических ме- тодов изучения психомоторики приводит к <открытию> все новых мо- торных способностей. Поэтому совершенно справедливо замечание Б. В. Кулагина о том, что неверно рассматривать факторы психомото- рики так же, как результаты факторного анализа в других сферах ин- дивидуальности, как способности; скорее эти факторы представляют основные виды относительно независимых моторных действий, опера- ций, включенных в соответствующие тесты (Кулагин Б. В" 1984). Для выполнения подавляющего большинства моторных тестов тре- буются специальная аппаратура, приспособления, но существуют и бланковые методики. Однако, по данным многих авторов, между ре- зультатами этих типов тестов отмечаются очень низкие корреляции, часто такая связь вовсе отсутствует. В настоящее время в зарубежной литературе наиболее часто оп,и-
139
STR.140 сываются следующие психомоторные тесты: Тест ловкости пальцев 0К.оннора, Тест ловкости Стромберга, Тест ручной ловкости Пурдье, Миннесотский тест скорости манипулирования, Тест ловкости манипу- лирования с мелкими предметами .Крауфорда. Рассмотрим, .например, .последиий из перечисленных тестов. Он состоит из двух частей, вклю- чающих два типа заданий. Для выполнения теста требуются: деревян- ная доска, состоящая из двух секций (в каждой секции содержится по 48 отверстий, причем в одной из них отверстия имеют резьбу), и ма- териал, включающий стержни небольшого размера, металлические ко- лечки, шурупы, пинцет и отвертку. Вначале испытуемый с помощью пинцета помещает стержни в отверстия доски, а затем на каждый из них надевает колечко. Во второй части теста испытуемому необходи- мо поместить небольшие шурупы в отверстия с резьбой .и завинтить их с .помощью, отвертки. Обычно при подсчете результатов учитывается время выполнения теста и число ошибок (пропусков). Иногда же на выполнение теста отводится определенное время и учитывается, какую часть работы успевает выполнить испытуемый за этот пер.иод. Необ- ходимо отметить, что задания шодобного типа чрезвычайно распростра- нены в тестировании моторики. Они могут использоваться как в каче- стве самостоятельных методов, так и в качестве составных частей ба- тарей тестов (Анастази А., 1982; Tuffin J., McCormick E., 1968). Создатели тестов признают, что моторные функции поддаются бы- строй тренировке и уровень их развития на разных стадиях овладения профессией неодинаков. Более того, под влиянием профессиональной деятельности происходит формирование специфической структуры мо- торных способностей, формирующейся в зависимости от требований профессии (Thorndike P., Hagen E., 1977; TuHin J., McCormick E., 1968). Высокая тренируемость моторики и специфичность моторных функ- ций усложняют создание высоконадежных тестов. Удлинение теста не повышает его надежности, поскольку введение новых заданий приво- дит к охвату иных моторных качеств, а при введении большого числа .идентичных заданий сказывается фактор тренировки. Поэтому надеж- ность моторных тестов колеблется, как правило, от 0,7 до 0,8. Что ка- сается валидности, то она невелика. Например, коэффициенты .корре- ляции между успешностью выполнения теста ловкости Пурдье и экс- пертными оценками профессиональной эффективности упаковщиков колеблются для разных субтестов от 0,19 до 0,47. Коэффициенты ва- лидности для Миннесотского теста скорости манипулирования не пре- вышают 0,40 (Tuffin J., McCormick E., 1968). Отсюда делается вывод о том, что при установлении валидности моторных тестов особенно важ- но выбирать релевантные критерии, которые могут включать лишь от- дельные элементы .профессионального труда, а не эффективность про- фессиональной деятельности в целом. Методы диагностики другой группы специальных способностей- сенсорных <выросли> из эксперименталыных исследований восприятия которые успешно проводятся уже несколько десятилетий. Одной и областей применения сенсорных тестов является клиническое тестиро вание, на,правленное на выявление дефектов в развитии тех или ины сенсорных функций. Однако наиболее широкое применение эти метод] иашли в отборе военного и промышленного персонала, в частности вс дителей разнообразных транспортных средств. Хотя психологическс изучение сенсорных способностей распространяется на все модальн< сти, стандартизованные методы созданы главным образом для изуч вия зрения и слуха. Изучается, например, зависимость эффективною
STR.141 ai качества деятельности от уровня развития сенсорных способностей. .Данные о развитии сенсорики привлекаются к анализу причин травма- тизма и несчастных случаев и т. д, Тесты визуальных и слуховых способностей дифференцируются в за1висимости от того, какие характеристики восприятия они измеряют. .Для изучения визуальных способностей применяются тесты на изме- рение остроты зрения, различительной чувствительности, цветоразли- чения,-восприятия глубины и мышечного баланса глаз (Tuffin J" McCormick Е., 1968). Среди наиболее популярных тестов можно на- звать таблицу Снеллена с изображением букв, .постепенно уменьшаю- щихся по величине, Тест Орто-Рейтера (аналогичный первому, но обес- печивающий соблюдение стандартных условий проведения экспери- .мента, таких, как освещение, направление взора и др.), Тест <Провер- ка зрения>, <Зрительный тест> и ряд других. Они отличаются друг от .друга по охвату разнообразных характеристик зрительного восприя- тия, способам проведения исследования, методам обработки. Что ка- тается валидности этих тестов, то, по данным А. Анастази, Дж. Тиф- фина и Маккормика, имеются положительные корреляции между те- кстовыми данными и эффективностью и качеством труда (Анастази А., 1982, Tuffin J" McCormick Е" 1968). Для изучения слухового восприятия используются тесты на диагно- <стику остроты слуха, выделения сигналов из фона, наполненного шу- мами, адекватной реакции на звуки повышенной громкости, на разли- -чение громкости, тембра, высоты звуков. Чаще всего испытанию под- вергается острота слуха (эта процедура широко .известна в психологии как измерение абсолютных порогов). В качестве раздражителя ис- пользуется не только чистый звук, но и человеческий голос, произно- сящий цифры, слова или предложения, поскольку во многих областях деятельности именно различение речи приобретает .первостепенное зна- чение. Одним из очень распространенных тестов является разработан- иый для изучения музыкальных способностей Тест музыкальной ода- ренности Сишора (Теплов Б. М.., 1961). Он включает серию заданий на изучение восприятия силы звука, интенсивности, тембра. Тест очень хорошо зарекомендовал себя и в областях, далеких от искусства. Еще одним распространенным тестом является Массачусетский тест слухо- вого восприятия (Thorndike P., Hagen Е., 1977). Следующая группа тестов специальных способностей представлена тестами механических или технических способностей. Эти методы были разработаны одними из первых средя методов диагностики специаль- ных способностей. Поскольку тесты интеллекта были сосредоточены на изучении в основном <абстрактных> функций, возникла потребность в методах изучения более <конкретных>, <практических> способностей. В значительной степени эта потребность была удовлетворена за счет разработки тестов технических способностей. Зарубежные исследователи технические способности понимают как способности, проявляющиеся в работе с оборудованием или его частя- ми. При этом учитывается, что такая работа требует особых умствен- ных способностей, хорошего развития сенсорных функций, а также определенных моторных качеств: координации, ловкости, физической силы. В целом технические способности рассматриваются часто, как общие умственные способности (Thurstone L" 1957). Исследователи, занимающиеся этой проблемой, показали, что наряду с некоторой об- щей способностью, которая может быть названа общей технической одаренностью или техническим опытом, приобретаемым человеком в работе с техникой, существуют независимые факторы: пространствен-
141
STR.142 ные представления и техническое понимание. В соответствии с таки№ разделением на два фактора создаются и специальные тесты, вклю- чающие задания на техническое понимание и пространственные пред- ставления. Самые ранние тесты технических способностей требовали от испытуемых умения собирать технические приспособления из отдель- ных деталей, а в настоящее же время наиболее распространены тесты <карандаш-бумага>. Очень популярным тестом изучения технического понимания яв- ляется Тест Беннета, который включает серию картинок с короткими вопросами. Для того чтобы ответить, необходимо понимание общих технических принципов, встречающихся в обыденных ситуациях. При- мер задания из этого теста будет представлен ниже, поокольку такого типа задания входят в батарею тестов различных способностей, с ко- торой мы ознакомимся в дальнейшем изложении (ом. рис. 31). Для изучения пространственных представлений разработано много разнообразных заданий, они входят в батареи отдельных способностей и в тесты интеллекта. Одним из известных и широко применяемых те- стов этого рода является новая редакция Миннесотского теста на IBOC- приятие -пространства. Задания его представлены в виде карточек, с .изображением 6 геометрических фигур: одна разрезана :на две или бо- лее частей и 5 целых (см. рис. 28). Испытуемый должен мысленно со- единить разрезанные части и определить, какая из 5 фигур при этом получится. Коэффициент надежности теста равен 0,80, он оказался ва- лидным .при соотнесении с внешними критериями, свидетельствующими об успешности обучения и .профессиональной деятельности инженеров,. техников, механиков (Thorndike P., Hagen Е., 1977; Tuffin J., McCor- mick E., 1968). Данные о валидности тестов технических способностей представле- ны в руководстве к Тесту Беннета. Основные коэффициенты корреля- ций результатов тестирования с внешними критериями (успешность обучения техническим специальностям и успехи в профессиональной деятельности) колеблются от 0,30 до 0,60 (Анастази А., 1982; Thorndi- ke P., Hagen E" 1977). При внимательном озиакомлении со всеми описанными тестами (а они достаточно представительны для этой группы диагностических методик) приходится признать, что они направлены главным образом на выявление знаний, опыта, нако,пленного испытуемым. Вполне воз- можно, что одни приобретают этот опыт быстрее, чем другие, но тесты позволяют судить только о наличных знаниях и опыте, а не о способах их приобретения. Советскими исследователями показано, что специ- альная организация учебного процесса позволяет направленно форми- ровать как техническое мышление в целом, так и пространственное мышление в частности (Кудрявцев Т. В., 1975; Якиманская И. С., 1980). При тестологическом же подходе к проблеме технического интел- лекта, как справедливо отмечает Т. В. Кудрявцев, <его психологиче-> екая природа остается невыясненной> (1975, с. 190). Общая оценка этих тестов выражается в .признании того, что все они измеряют уро- вень достигнутой субъектом технической осведомленности, знаний в области техники, накопленного опыта работы с техническим оборудо- ванием и приспособлениями. Из серий профессионализированных способностей наиболее часто в практике применяются тесты так называемых конторских способно- стей, задания из этих тестов включены в очень многие батареи тестов общих и специальных способностей. При разработке этих тестов иссле- дователи исходили из того, что в работе клерка необходимы аккурат-
STR.143 жость, высокая скорость восприятия, хорошая речь, информированность в своей области, исполнительность и др. Поэтому они включают раз- нообразные задания на диагностику этих качеств. Тесты требуют от испытуемых умения быстро считывать числовой и словесный материал, располагать определенный материал 8 алфавит- дом порядке, кодировать и классифицировать его. Диагностируются также уровень общей осведомленности испытуемых, знание ими <дело- -вой> терминологии, грамотность, чувство языка. По мнению ряда авторов, наиболее валидным относительно успеш- аости канцелярской работы является тест на скорость восприятия. Примером является Миннесотский конторский тест (Thorndike P., Hagen Е., 1977). Он состоит из двух субтестов: сравнение чисел и сравнение слов. В первом случае испытуемому предлагаются 200 пар <шсел, которые могут включать от 3 до 12 цифр, с просьбой отметить .пары, состоящие из совершенно одинаковых чисел, например:
66273894
527384578.
66273894 .527384578
Во втором субтесте аналогичное задание выполняется на вербаль- ном материале, например:
Нью-Йорк Уолд-
Каргилл Гр.ейн компани
Нью-Йорк Уолд -Каргалл Грейн компани
Подсчитываются скорость выполнения теста и число ошибок. Ко- эффициент .надежности равен 0,70-0,80. При установлении валидно- спи .получены удовлетворительные корреляции между показателями по тесту .и оценками экспертов. Описанные выше методы диагностики специальных способностей, как правило, применяются на практике в комплексе с другими теста- ми. Чаще всего они объединяются в батареи тестов. Существуют батареи тестов для диагностики совершенно опреде- .ленных профессиональных способностей и батареи тестов общих и различных способностей, наиболее известными из которых являются .DAT-The Differential Aptitude Test и GATB-The General Aptitude Test Battery. Первая из этих батарей тестов была создана в 1947 г., а затем пересмотрена в 1963 и 1973 гг. Она создавалась для нужд сред- ней школы и нашла применение в профессиональной ориентации уча- щихся. По замыслу ее первых создателей, она должна была включать измерение таких качеств, которые имеют значение для продолжения образования в высшей школе. ДАТ включает восемь субтестов. 1. Словесное мышление. Задания предлагаются в виде двойных аналогий. От испытуемого требуется заполнить пропуски слов в пред- ложении (слова на выбор приводятся в задании), например:
.... вечером, а завтрак а) ужин-угол, б) кроткий - утро, в) дверь-угол, г ) течение - радость, д) ужин-утро.
Правильный ответ под буквой д). 2. Числовые (счетные) способности. Испытуемому предлагаются задачи, например: 3=?% от 15, а) 5, б) 10, в) 20, г) 30, д) ни один из них.
STR.144 3. Абстрактное мышление. Серия фягур задания расположена в определенной последовательности. Испытуемый должен продолжить серию, выбрав соответствующую фигуру из 5 предложенных (рис. 29). 4. Пространственные отношения. Дана развертка геометрического тела. Испытуемый должен определить, какая фигура получится при складывании этой развертки (рис. 30).
5. Техническое мышление. Задания, аналогичные Тесту Беннета (см. ряс. 31).
6. Скорость и точность восприятия (вариант теста конторских спо- собностей). Каждое задание представляет собой несколько комбина-
//
Рис. 29. Образец задания из субте- ста <Абстрактное мышление> (DAT)
Рис. 28. Образец задания из Минне- сотского теста на восприятие про- странства
ций символов, одна из которых выделена. Испытуемый должен най- ти и отметить точно такую же комбинацию символов на бланке отве- тов. Например: тест бланк ответов 1. АВ АС АД АЕ AF 1. АС АЕ AF АВ АД 2. А7 7А В7 7В АВ 2. 7В В7 АВ 7А А7 3. ЗА 3В 33 ВЗ ВВ 3. ВВ 3В ВЗ ЗА 33
7. Использование языка: правописание. Дается список слов, неко- торые из которых написаны с ошибками. Испытуемый должен прове- рить правильность их написания. 8. Использование языка: предложения. Дается .предложение, содер- жащее одну или несколько ошибок в построении или пунктуации, оно разбито на части, от испытуемого требуется выделить все ошибки по Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|