|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования
STR.135 . ГЛАВА 5 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ 5.1. ОКЪЕКТ И МЕТОДЫ
Актуальность работ по психологической диагностике способностей определяется в первую очередь большой практической значимостью этой проблемы. Существующее, в обществе разделение труда, продол- жающаяся его дифференциация в эпоху НТР, неуклонное увеличение числа профессий повышают важность изучения способностей < склон- ностей человека в отношении разных видов деятельности. Такие обла- сти практики, как профессиональная ориентация .и консультация, профотбор и размещение кадров по рабочим постам, производствеяное обучение, требуют разработки и применения надежных, дейстеенных, лрогностичных методов диагностики уровня развития способностей и их качественного овоеобразия. Такие методы необходимы также для ранней диаг.ностики одаренности детей, выраженности у них творче- ских, музыкальных, художественных способностей и т. д. Диагностика способностей имеет выраженную гуманистическую направленность, по- скольку способствует выбору наиболее подходящих возможностям и склонностям человека профессий, путей и способов построения обуче- ния с учетом индивидуальных особенностей. Все это существенно влияет на формирование положительной профессиональной мотивации. и удовлетворенность трудом, а следовательно, и на удовлетворенность жизнью в целом. Проблема способностей неизменна привлекала внимание советских психологов. Хорошо известны работы в этой области видных наших ученых Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева, К. К. Пла- тонова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, М. С. Лейтеса и других. Наиболее четко определение способ.ностей, их основных признаков, факторов развития сформулировано Б. М. Тепловым в его известной работе <Способности и одаренность> (Теплов Б. М., 1941). В целом эта концепция способностей разделяется всеми советскими психолога- ми (см., например, определение способностей в психологических сло- варях: Краткий психологичеокий словарь, 1985; Психологический сло- варь, 1983). Хотелось бы отметить, что с момента выхода указанной выше работы Теплова накоплен большой экспериментальный матери- ал, который требует осмысления в направлении дальнейшего развития теории и методологии способностей. На необходимость такой работы указывает А. А. Бодалев, который четко очерчивает основные направ- ления изучения способностей разными отраслями- психологической на- уки и формулирует ряд конкретных задач, решение которых позволи- ло бы всесторонне осмыслить способности <...как сложнейшее много- компонентное психологическое образование, глубоко понять многопро- фильный характер связей его с. деятельностью человека, со всем его личностным строем> (Бодалев А. А" 1984, с. 124). Теплов выделяет три основных признака способностей как индиви- дуально-психологических особенностей человека: во-первых, они отли- чают одного человека от другого, во-вторых, они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятель-
135
STR.136 ностей, в-третьих, они не сводятся к-наличным знаниям, умениям, на- выкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения (Теп- лов Б. М" 1941). Своеобразная диалектическая связь между способностями и зна- ниями и умениями состоит в том, что для овладения последними необ- ходимы соответствующие способ.ности, а само формирование способно- стей предполагает освоение связанных с соответствующей деятель- ностью знаний и умений. <По-мере того как они осваиваются,-отме- чает С. Л. Рубинштейн,-т. е. превращаются в личное достояние, они перестают -быть только знаниями, умениями, полученными извне, а спо- собствуют развитию способностей> (Рубинштейн С. Л., 1940, с. 535). С материалистических позиций решается советскими психологами вопрос о роли природных, врожденных факторов в формировании спо- собностей. Они рассматриваются как анатомо-фйзиолргические задат- ки, лечащие в основе формирования способностей, сами же способно- сти-это всегда результат развития в конкретной деятельности. С. Л. Рубинштейн пишет: <Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями еще очень большая дис- танция; между одними и другими - весь путь развития личности> (1940, с. 533). Сами же способности, по словам Б. М. Теплова, не только проявляются, но создаются в деятельности (1941). В зарубежной психологии под способностями понимаются либо врожденные особенности индивида, фатально определяющие все буду- щие достижения субъекта (capacity), либо приобретенные навыки и умения (ability). Следует отметить, что достаточно распространенным в области психодиагностики способностей является термин , который входит в название многих тестов, главным образом тестов отдельных способностей. В английском психологичеоком словаре он определяется как <природная способность приобретать относительно общие или специальные знания и умения> (English Н. В., En- glish А. С., 1958). Б. М. Теплов подверг острой критике принятое в зарубежной психо- логии понимание способностей, показа1В, что данная терминология од- нозначно отражает теоретические воззрения на эту проблему (Теп- лов Б. М., 1941). В частности, общие способности, отождествляемые с интеллектом, до сих пор рассматриваются западными психологами как врожденные, определяющие успехи в обучении и овладении профес- сией. Следует отметить, что прогрессив.ные зарубежные ученые, такие, как А. Анастази (1982), Л. Кэмин (1974), Дж. Лолер (1982), Дж. Наэм (1984) и другие, критикуют сложившийся подход к интел- лектуальному развитию, общей одаренности. Тем не менее теория врожденности способностей, интеллекта имеет еще много сторонников. Разработка проблем способностей за рубежом стимулируется по- требностями капиталистического общества в методах выявления и от- сеивания наиболее пригодных лиц на те или иные рабочие посты. Это связано со стремлением предпринимателей выбрать наиболее подготов- ленных и перспективных кандидатов на профессии, чтобы до миниму- ма уменьшить затраты на их обучение и как можно быстрее включить их в производительный труд. Желание западных психологов выпол- нить этот социальный заказ, подготовить требуемые методы диагно- стики в короткие сро.ки привело к значительному разрыву между тео- рией способностей и практикой применения соответствующих методик. Теоретические позиции для такого рода работы, по существу, не были сформулированы. Одним из основных подходов к изучению способно-
STR.137 стей стал факторный анализ, т. е. эмпирическое выделение разнообраз- ных факторов, за которыми усматривалось проявление разных способ- ностей (Спирмен Ч" 1927; Терстон Л., 1957; Гилфорд Дж., 1967; и др.). В числе прочих и интеллект стали рассматривать как <составную> способность, включающую вербальные, математические и другие 1виды способностей. Однако ряд ли выделение все большего числа факто- ров можно считать эвристичным путем изучeния прирЬды способно- стей, условий их развития и формирования (хотя для понимания их структуры, выделения основания для классификации такая работа оказалась полезной). Принят выделять общие и специальные способности. Общие спо- собности (например, общие умственные) обеспечивают овладение раз- ными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. Как и любые другие, эти способности зависят от особенностей обучения и воспитания и природных задатков. <Общие способности, - пишет Н. С. Лейтес, -- обнаруживаются в широте, мно- гообразии возможностей человека и определенном единстве проявляе- мых им свойств. К общим способностям относятся прежде всего свой- ства ума, и поэтому часто общие способности называют общими ум- ственными способностями...> (Лейтес Н. С., 1971, с. 3). Общую спо- собность или совокупность общих способностей называют одарен- ностью. <Под одаренностью в таком случае,-указывает С. Л. Рубин- штейн,-в отличие от специальных способностей или дарований, разу- меют общую даровитость; в зарубежной литературе ее обычно отожде- ствляют с интеллектом> (Рубинштейн С. Л., 1940, .с. 537). В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности, что вы- ражается в их классификации по видам деятельности (математиче- ские, художественные, музыкальные и т.д.). В советской .психологии соотношение общих и специальных способностей понимается как соот- ношение общего и особенного. С. Л. Рубинштейн пишет по этому пово- ду: <Снособности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внеш- не противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие, и единство> (Рубинштейн С. Л" 1940, с. 538). Основные положения теории способностей получили свое развитие и конкретизацию в многочисленных работах по изучению общих и спе- циальных способностей. Здесь можно указать работы Б. Г. Ананьева и его сотрудников, посвященные комплексному исследованию разно- сторонних особенностей и возможностей человека (Ананьев Б. Г., 1980), работы Н. С. Лейтеса об общих умственных способностях и одаренности в целом (Лейтес Н. С" 1971), а также целый ряд работ по исследованию специальных способностей. К ним относятся: изуче- ние математических способностей В. А. Крутецким и его сотрудника- ми (1968), изучение музыкальных способностей Б. М. Тепловым ,(1961), организаторских способностей Л. И. Уманским (1968), педаго- гических способностей Н. Ф. Кузьминой (1961), летных способностей К. К. Платоновым (1972), художественных способностей Е. И. Игнать- евым (1961) и другие. В .советской психологии разработан .прочный теоретический и мето- дологический фундамент исследований общих и специальных способ- ностей, получен богатый фактический .материал, дана его содержа- тельная интерпретация. Несколько менее интенсивно разрабатываются собственно диагностические методы. При изучении способностей ис- пользуется широкий набор разнообразных методик: наблюдение, есте-
137
STR.138 .ственный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельно- .сти и др., но по формальным критериям эти методы, как правило, не доведены до уровня требований, предъявляемых методам психодиагно- стики. Необходимость же в таких методах ощущается все более остро в связи с возросшими потребностями использования психологических знаний в различных областях практики, в частности в работе психоло- гической службы школы и производств а. В настоящее время .в психологической диагностике выделяют мето- ды изучения общих и специалкных способностей. Однако в самих ме- тодиках такое разделение не всегда строго соблюдается. Как мы уви- дим из дальнейшего изложения, в батареи тестов отдельных способно- стей наряду с заданиями, направленными на изучение специальных способностей, включены задания, взятые из тестов интеллекта. В свою очередь тесты интеллекта .предусматривают изучение специальных способностей (технических, математических). Интеллект длительное время рассматривался исследователями ка.к единое, .неделимое свой- ство. Собственно тесты специальных способностей и стали разрабаты- ваться для того, чтобы получать данные о развитии особенностей че- ловека, не связанных, с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его. Однако применение фактор.ного анализа показало, что интеллект сам по себе включает ряд относительно независимых способностей, таких, как вербальные, математические, пространствен- ные, мнемические (Thurstone L., 1957). В данной главе будут рассмотрены некоторые методы диагностики способностей. Вне области нашего внимания останутся методы диаг- ностики творческих способностей, артистических, музыкальных, художе- ственных и др. Однако достаточно подробно будут рассмотрены неко- торые батареи и отдельные тесты, имеющие отношение к широкому кругу разных видов деятельности и потому чаще использующиеся в практической работе психолога. В зарубежной литературе по проблемам психодиагностики принято классифицировать специальные способности по двум основаниям: во- первых, по видам психических функций (моторные, сенсорные), во-вто- рых, :по видам деятельности (технические и профессионализированные, т. е. соответствующие той или иной профессии: конторские, артисти- ческие, художественные и пр.). В соответствии с этими группами раз- рабатываются и методы диагностики. Начнем наше знакомство с конкретными методиками с тестов на моторику. Диагностика моторных (или, как их еще называют, психо- моторных или сенсомоторных) способностей находит широкое практи- ческое применение б профотборе и спорте (Анастази А., 1982; Кула- гин Б. В., 1984; Марищук В. Л" Блудов Ю.М., Плахтиенко В. А., Се- рова Л. К., 1984; Проблемы космической биологии, 1984; Сишор X., 1963). Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестезически-моториой координа- ции, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечногс усилия и др. Роль психомоторнки в успешности овладения разнообраз ными видами деятельности изучается в .психологии давно, в частност] простейшие диагностические .приемы использовались еще Ф. Гальто ном, Э. Крепелином н другими. В нашей стране в 30-е годы был: опубликована фундаментальная работа в этой области М. И. Гуреви чем н Н. И. Озерецким (1930). Авторы описывают наиболее популяр ные психомоторные тесты как апробированные, так и находящиеся стадии разработки и определяют пригодность методов для изучени
STR.139 отдельных компонентов движений. В работе представлены разнообраз- ные тесты для исследования темпа, ритма, координации движений, то- нуса, силы, скорости реакции и т. д. При этом дана и общая схема изучения моторики, в которую включены описание сумм внешних при- знаков, полученных путем, наблюдений и характеризующих состояние всего организма или отдельных его частей iB покое и движении (мото- скопия), данные специальных измерений движений (мотометрия) и результаты анализа изображений, оттисков, отпечатков движений (мо- тография). Авторы дали повозрастную шкалу тестов по аналогии с сериями тестов Вине. Некоторые из разработанных ими тестов прочно вошли в арсенал диагностических методов советских и зарубежных психологов и психиатров (Анастази А., 1982). Бели в первый период изучения моторных способностей исследова- тели полагали, что существует некий общий фактор, общая моторная одаренность, то в дальнейшем благодаря применению факторного ана- лиза было показано, что каждая из выделенных мотордых способно- стей отличается высокой специфичностью, поскольку результаты, полу- ченные по разным тестам, мало связаны (корреляции очень низки). -Многочисленные работы Э. А. Флейшмана и его коллег позволили вы- делить следующие самостоятельные факторы: точность выполнения движений, ответную ориентацию (способность находить правильный двигательный ответ на разнообразные стимулы в условиях высокой скорости их предъявления), координацию, время реакции, скорость движения руки, оценку контроля (умение сохранять контроль за изме- няющимися по скорости и направлению объектами), ручную ловкость, ловкость пальцев, твердость руки, скорость движения запястья .и пальцев (например, скорость выстукивания сигналов рукой при рабо- те на телеграфном аппарате) (Fleishman Е. А., 1954; Fleishman -Е. A., -HemphillN.E., 1956). В советской психологии проблема .психомоторного развития чело- века исследуется достаточно интенсивно, особенно в спортивной пси- хологии; психомоторные тесты включены в комплексные методы проф- отбора (Кулагин Б. В., 1984; Марищук В. Л. и др., 1984). Специаль- ные исследования посвящены изучению психомоторного развития взрослых людей (начиная от непроизвольных автоколебательных дви- жений типа тремора до самых сложных графических и рабочих движе- ний), установлению степени взаимосвязанности этих характеристик Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|