Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



27 страница


 

STR.135  

. ГЛАВА 5  

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ  

5.1. ОКЪЕКТ И МЕТОДЫ  

 

Актуальность работ по психологической диагностике способностей  

определяется в первую очередь большой практической значимостью  

этой проблемы. Существующее, в обществе разделение труда, продол-  

жающаяся его дифференциация в эпоху НТР, неуклонное увеличение  

числа профессий повышают важность изучения способностей < склон-  

ностей человека в отношении разных видов деятельности. Такие обла-  

сти практики, как профессиональная ориентация .и консультация,  

профотбор и размещение кадров по рабочим постам, производствеяное  

обучение, требуют разработки и применения надежных, дейстеенных,  

лрогностичных методов диагностики уровня развития способностей и  

их качественного овоеобразия. Такие методы необходимы также для  

ранней диаг.ностики одаренности детей, выраженности у них творче-  

ских, музыкальных, художественных способностей и т. д. Диагностика  

способностей имеет выраженную гуманистическую направленность, по-  

скольку способствует выбору наиболее подходящих возможностям и  

склонностям человека профессий, путей и способов построения обуче-  

ния с учетом индивидуальных особенностей. Все это существенно  

влияет на формирование положительной профессиональной мотивации.  

и удовлетворенность трудом, а следовательно, и на удовлетворенность  

жизнью в целом.  

Проблема способностей неизменна привлекала внимание советских  

психологов. Хорошо известны работы в этой области видных наших  

ученых Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева, К. К. Пла-  

тонова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, М. С. Лейтеса и других.  

Наиболее четко определение способ.ностей, их основных признаков,  

факторов развития сформулировано Б. М. Тепловым в его известной  

работе <Способности и одаренность> (Теплов Б. М., 1941). В целом  

эта концепция способностей разделяется всеми советскими психолога-  

ми (см., например, определение способностей в психологических сло-  

варях: Краткий психологичеокий словарь, 1985; Психологический сло-  

варь, 1983). Хотелось бы отметить, что с момента выхода указанной  

выше работы Теплова накоплен большой экспериментальный матери-  

ал, который требует осмысления в направлении дальнейшего развития  

теории и методологии способностей. На необходимость такой работы  

указывает А. А. Бодалев, который четко очерчивает основные направ-  

ления изучения способностей разными отраслями- психологической на-  

уки и формулирует ряд конкретных задач, решение которых позволи-  

ло бы всесторонне осмыслить способности <...как сложнейшее много-  

компонентное психологическое образование, глубоко понять многопро-  

фильный характер связей его с. деятельностью человека, со всем его  

личностным строем> (Бодалев А. А" 1984, с. 124).  

Теплов выделяет три основных признака способностей как индиви-  

дуально-психологических особенностей человека: во-первых, они отли-  

чают одного человека от другого, во-вторых, они имеют отношение к  

успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятель-  

 

135  

 

STR.136  

ностей, в-третьих, они не сводятся к-наличным знаниям, умениям, на-  

выкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения (Теп-  

лов Б. М" 1941).  

Своеобразная диалектическая связь между способностями и зна-  

ниями и умениями состоит в том, что для овладения последними необ-  

ходимы соответствующие способ.ности, а само формирование способно-  

стей предполагает освоение связанных с соответствующей деятель-  

ностью знаний и умений. <По-мере того как они осваиваются,-отме-  

чает С. Л. Рубинштейн,-т. е. превращаются в личное достояние, они  

перестают -быть только знаниями, умениями, полученными извне, а спо-  

собствуют развитию способностей> (Рубинштейн С. Л., 1940, с. 535).  

С материалистических позиций решается советскими психологами  

вопрос о роли природных, врожденных факторов в формировании спо-  

собностей. Они рассматриваются как анатомо-фйзиолргические задат-  

ки, лечащие в основе формирования способностей, сами же способно-  

сти-это всегда результат развития в конкретной деятельности.  

С. Л. Рубинштейн пишет: <Исходные природные различия между  

людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в  

задатках. Между задатками и способностями еще очень большая дис-  

танция; между одними и другими - весь путь развития личности>  

(1940, с. 533). Сами же способности, по словам Б. М. Теплова, не  

только проявляются, но создаются в деятельности (1941).  

В зарубежной психологии под способностями понимаются либо  

врожденные особенности индивида, фатально определяющие все буду-  

щие достижения субъекта (capacity), либо приобретенные навыки и  

умения (ability). Следует отметить, что достаточно распространенным  

в области психодиагностики способностей является термин ,  

который входит в название многих тестов, главным образом тестов  

отдельных способностей. В английском психологичеоком словаре он  

определяется как <природная способность приобретать относительно  

общие или специальные знания и умения> (English Н. В., En-  

glish А. С., 1958).  

Б. М. Теплов подверг острой критике принятое в зарубежной психо-  

логии понимание способностей, показа1В, что данная терминология од-  

нозначно отражает теоретические воззрения на эту проблему (Теп-  

лов Б. М., 1941). В частности, общие способности, отождествляемые с  

интеллектом, до сих пор рассматриваются западными психологами как  

врожденные, определяющие успехи в обучении и овладении профес-  

сией. Следует отметить, что прогрессив.ные зарубежные ученые, такие,  

как А. Анастази (1982), Л. Кэмин (1974), Дж. Лолер (1982),  

Дж. Наэм (1984) и другие, критикуют сложившийся подход к интел-  

лектуальному развитию, общей одаренности. Тем не менее теория  

врожденности способностей, интеллекта имеет еще много сторонников.  

Разработка проблем способностей за рубежом стимулируется по-  

требностями капиталистического общества в методах выявления и от-  

сеивания наиболее пригодных лиц на те или иные рабочие посты. Это  

связано со стремлением предпринимателей выбрать наиболее подготов-  

ленных и перспективных кандидатов на профессии, чтобы до миниму-  

ма уменьшить затраты на их обучение и как можно быстрее включить  

их в производительный труд. Желание западных психологов выпол-  

нить этот социальный заказ, подготовить требуемые методы диагно-  

стики в короткие сро.ки привело к значительному разрыву между тео-  

рией способностей и практикой применения соответствующих методик.  

Теоретические позиции для такого рода работы, по существу, не были  

сформулированы. Одним из основных подходов к изучению способно-  

 

STR.137  

стей стал факторный анализ, т. е. эмпирическое выделение разнообраз-  

ных факторов, за которыми усматривалось проявление разных способ-  

ностей (Спирмен Ч" 1927; Терстон Л., 1957; Гилфорд Дж., 1967; и др.).  

В числе прочих и интеллект стали рассматривать как <составную>  

способность, включающую вербальные, математические и другие 1виды  

способностей. Однако ряд ли выделение все большего числа факто-  

ров можно считать эвристичным путем изучeния прирЬды способно-  

стей, условий их развития и формирования (хотя для понимания их  

структуры, выделения основания для классификации такая работа  

оказалась полезной).  

Принят выделять общие и специальные способности. Общие спо-  

собности (например, общие умственные) обеспечивают овладение раз-  

ными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих  

видах деятельности. Как и любые другие, эти способности зависят от  

особенностей обучения и воспитания и природных задатков. <Общие  

способности, - пишет Н. С. Лейтес, -- обнаруживаются в широте, мно-  

гообразии возможностей человека и определенном единстве проявляе-  

мых им свойств. К общим способностям относятся прежде всего свой-  

ства ума, и поэтому часто общие способности называют общими ум-  

ственными способностями...> (Лейтес Н. С., 1971, с. 3). Общую спо-  

собность или совокупность общих способностей называют одарен-  

ностью. <Под одаренностью в таком случае,-указывает С. Л. Рубин-  

штейн,-в отличие от специальных способностей или дарований, разу-  

меют общую даровитость; в зарубежной литературе ее обычно отожде-  

ствляют с интеллектом> (Рубинштейн С. Л., 1940, .с. 537).  

В отличие от общих специальные способности рассматриваются в  

отношении к отдельным, специальным областям деятельности, что вы-  

ражается в их классификации по видам деятельности (математиче-  

ские, художественные, музыкальные и т.д.). В советской .психологии  

соотношение общих и специальных способностей понимается как соот-  

ношение общего и особенного. С. Л. Рубинштейн пишет по этому пово-  

ду: <Снособности человека реально даны всегда в некотором единстве  

общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внеш-  

не противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие,  

и единство> (Рубинштейн С. Л" 1940, с. 538).  

Основные положения теории способностей получили свое развитие  

и конкретизацию в многочисленных работах по изучению общих и спе-  

циальных способностей. Здесь можно указать работы Б. Г. Ананьева  

и его сотрудников, посвященные комплексному исследованию разно-  

сторонних особенностей и возможностей человека (Ананьев Б. Г.,  

1980), работы Н. С. Лейтеса об общих умственных способностях и  

одаренности в целом (Лейтес Н. С" 1971), а также целый ряд работ  

по исследованию специальных способностей. К ним относятся: изуче-  

ние математических способностей В. А. Крутецким и его сотрудника-  

ми (1968), изучение музыкальных способностей Б. М. Тепловым  

,(1961), организаторских способностей Л. И. Уманским (1968), педаго-  

гических способностей Н. Ф. Кузьминой (1961), летных способностей  

К. К. Платоновым (1972), художественных способностей Е. И. Игнать-  

евым (1961) и другие.  

В .советской психологии разработан .прочный теоретический и мето-  

дологический фундамент исследований общих и специальных способ-  

ностей, получен богатый фактический .материал, дана его содержа-  

тельная интерпретация. Несколько менее интенсивно разрабатываются  

собственно диагностические методы. При изучении способностей ис-  

пользуется широкий набор разнообразных методик: наблюдение, есте-  

 

137  

 

STR.138  

.ственный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельно-  

.сти и др., но по формальным критериям эти методы, как правило, не  

доведены до уровня требований, предъявляемых методам психодиагно-  

стики. Необходимость же в таких методах ощущается все более остро  

в связи с возросшими потребностями использования психологических  

знаний в различных областях практики, в частности в работе психоло-  

гической службы школы и производств а.  

В настоящее время .в психологической диагностике выделяют мето-  

ды изучения общих и специалкных способностей. Однако в самих ме-  

тодиках такое разделение не всегда строго соблюдается. Как мы уви-  

дим из дальнейшего изложения, в батареи тестов отдельных способно-  

стей наряду с заданиями, направленными на изучение специальных  

способностей, включены задания, взятые из тестов интеллекта. В свою  

очередь тесты интеллекта .предусматривают изучение специальных  

способностей (технических, математических). Интеллект длительное  

время рассматривался исследователями ка.к единое, .неделимое свой-  

ство.  

Собственно тесты специальных способностей и стали разрабаты-  

ваться для того, чтобы получать данные о развитии особенностей че-  

ловека, не связанных, с его интеллектуальным развитием, а как бы  

дополняющих его. Однако применение фактор.ного анализа показало,  

что интеллект сам по себе включает ряд относительно независимых  

способностей, таких, как вербальные, математические, пространствен-  

ные, мнемические (Thurstone L., 1957).  

В данной главе будут рассмотрены некоторые методы диагностики  

способностей. Вне области нашего внимания останутся методы диаг-  

ностики творческих способностей, артистических, музыкальных, художе-  

ственных и др. Однако достаточно подробно будут рассмотрены неко-  

торые батареи и отдельные тесты, имеющие отношение к широкому  

кругу разных видов деятельности и потому чаще использующиеся в  

практической работе психолога.  

В зарубежной литературе по проблемам психодиагностики принято  

классифицировать специальные способности по двум основаниям: во-  

первых, по видам психических функций (моторные, сенсорные), во-вто-  

рых, :по видам деятельности (технические и профессионализированные,  

т. е. соответствующие той или иной профессии: конторские, артисти-  

ческие, художественные и пр.). В соответствии с этими группами раз-  

рабатываются и методы диагностики.  

Начнем наше знакомство с конкретными методиками с тестов на  

моторику. Диагностика моторных (или, как их еще называют, психо-  

моторных или сенсомоторных) способностей находит широкое практи-  

ческое применение б профотборе и спорте (Анастази А., 1982; Кула-  

гин Б. В., 1984; Марищук В. Л" Блудов Ю.М., Плахтиенко В. А., Се-  

рова Л. К., 1984; Проблемы космической биологии, 1984; Сишор X.,  

1963). Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости  

движений, зрительно-моторной и кинестезически-моториой координа-  

ции, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечногс  

усилия и др. Роль психомоторнки в успешности овладения разнообраз  

ными видами деятельности изучается в .психологии давно, в частност]  

простейшие диагностические .приемы использовались еще Ф. Гальто  

ном, Э. Крепелином н другими. В нашей стране в 30-е годы был:  

опубликована фундаментальная работа в этой области М. И. Гуреви  

чем н Н. И. Озерецким (1930). Авторы описывают наиболее популяр  

ные психомоторные тесты как апробированные, так и находящиеся  

стадии разработки и определяют пригодность методов для изучени  

 

STR.139  

отдельных компонентов движений. В работе представлены разнообраз-  

ные тесты для исследования темпа, ритма, координации движений, то-  

нуса, силы, скорости реакции и т. д. При этом дана и общая схема  

изучения моторики, в которую включены описание сумм внешних при-  

знаков, полученных путем, наблюдений и характеризующих состояние  

всего организма или отдельных его частей iB покое и движении (мото-  

скопия), данные специальных измерений движений (мотометрия) и  

результаты анализа изображений, оттисков, отпечатков движений (мо-  

тография). Авторы дали повозрастную шкалу тестов по аналогии с  

сериями тестов Вине. Некоторые из разработанных ими тестов прочно  

вошли в арсенал диагностических методов советских и зарубежных  

психологов и психиатров (Анастази А., 1982).  

Бели в первый период изучения моторных способностей исследова-  

тели полагали, что существует некий общий фактор, общая моторная  

одаренность, то в дальнейшем благодаря применению факторного ана-  

лиза было показано, что каждая из выделенных мотордых способно-  

стей отличается высокой специфичностью, поскольку результаты, полу-  

ченные по разным тестам, мало связаны (корреляции очень низки).  

-Многочисленные работы Э. А. Флейшмана и его коллег позволили вы-  

делить следующие самостоятельные факторы: точность выполнения  

движений, ответную ориентацию (способность находить правильный  

двигательный ответ на разнообразные стимулы в условиях высокой  

скорости их предъявления), координацию, время реакции, скорость  

движения руки, оценку контроля (умение сохранять контроль за изме-  

няющимися по скорости и направлению объектами), ручную ловкость,  

ловкость пальцев, твердость руки, скорость движения запястья .и  

пальцев (например, скорость выстукивания сигналов рукой при рабо-  

те на телеграфном аппарате) (Fleishman Е. А., 1954; Fleishman -Е. A.,  

-HemphillN.E., 1956).  

В советской психологии проблема .психомоторного развития чело-  

века исследуется достаточно интенсивно, особенно в спортивной пси-  

хологии; психомоторные тесты включены в комплексные методы проф-  

отбора (Кулагин Б. В., 1984; Марищук В. Л. и др., 1984). Специаль-  

ные исследования посвящены изучению психомоторного развития  

взрослых людей (начиная от непроизвольных автоколебательных дви-  

жений типа тремора до самых сложных графических и рабочих движе-  

ний), установлению степени взаимосвязанности этих характеристик




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 743
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Психология общих способностей » 30 страница
  • Психология общих способностей » 20 страница
  • Психология общих способностей » 21 страница
  • Психология общих способностей » 22 страница
  • Психология общих способностей » 23 страница
  • Психология общих способностей » 24 страница
  • Психология общих способностей » 25 страница
  • Психология общих способностей » 26 страница
  • Психология общих способностей » 27 страница
  • Психология общих способностей » 28 страница
  • Психология общих способностей » 29 страница
  • Психология общих способностей » 19 страница
  • Психология общих способностей » 31 страница
  • Психология общих способностей » 32 страница
  • Психология общих способностей » 33 страница
  • Психология общих способностей » 34 страница
  • Психология общих способностей » 35 страница
  • Психология общих способностей » 36 страница
  • Психология общих способностей » 37 страница
  • Психология общих способностей » 38 страница
  • Психология общих способностей » 39 страница
  • Психология общих способностей » 40 страница
  • Психология общих способностей » 18 страница
  • Психология общих способностей » 1 страница
  • Психология общих способностей » 2 страница
  • Психология общих способностей » 3 страница
  • Психология общих способностей » 4 страница
  • Психология общих способностей » 5 страница
  • Психология общих способностей » 6 страница
  • Психология общих способностей » 7 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь