|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированияесли это так, то не искажает ли оценка знания субъекта о себе? А сама эта оценка в том случае, если она действительно негативна, не ока- зывается ли искаженной и <упрятанной> в подсознание? А если такие искажения происходят, то каков концептуальный, теоретический ста- тус самоописаний? Эти вопросы и ряд других не раз служили предметом методологи- ческого анализа (WylieR., 1974; Burns R., 1979). Так, среди ирреле- бантных факторов, влияющих на самоописание и его интерпретацию (помимо релевантного фактора - самой <Я-концепции>), рассматри- ваются социальная желательность описываемых черт, тактика самопо- дачи (самопрезентация), область самораскрытия, идентифицируемость или анонимность ответов, тактика соглашаться или несоглашаться с утверждениями, характер и степень ограничений в форме ответов на вопросы (пункты), контекст всей процедуры диагностики, установки, ожидания и инструкции, способы подсчета индексов и статистические процедуры (Wylie R" 1974). Помимо этого свою роль играют уровень интеллектуального разви- тия, кооперативная установка в отношении к диагносту или исследо- вателю, чувство безопасности в ситуации тестирования. Прогресс в решении этих методологических проблем психодиагно- стики оказался связанным с продвижением в понимании психологиче- ской сути самого процесса самосознания и его итогового продукта - <Я-концепции>. Остановимся на некоторых наиболее важных резуль- татах теоретического и методологического анализов. Проблема социальной желательности. Эта проблема возникает вся- кий раз при использовании самоотчетов в тех сферах, в которых су- ществуют эталоны должного, правильного образа действий, мыслей и т. д. Особенно острой эта проблема оказывается в ситуации исследо- вания <Я-концепции>. Неоднократно отмечалось, что различные меры <Я-концепции> связаны между собой часто хуже, чем каждая из них в отдельности с мерой социальной желательности. Проблема, однако, состоит в том, нужно ли стремиться к <вычитанию> социальной жела- тельности из самоописаний. Стремление видеть и культивировать i себе социально ценные качества - одно из реальных стремлений чело века, которое, конечно же, отражается в его <Я-концепции>. Поэтому если <Я-концепция> определяется феноменологически, как образ са мого себя, в который человек верит, содержащий черты, обладать ко торыми человек стремится и которые сознательно в себе признает, TI высокую социальную желательность черт, приписываемых его <Я" следует считать не артефактом, а истинной характеристикой <Я-кои цепции> (Wylie R., 1974). Более того, проявлением <Я-концепции)
STR.246 точнее способности иметь <Я-концепцию> (т. е. способности к самосо- знанию) , объясняется не только феномен следования социальной же- лательности, но и такие феномены, как <эффект фасада>, <позиция защиты по отношению к тестам>, <установка на ответ>, тенденция к согласию и др.(цит. по: Анастази А., 1982, т. 2, с. 220). Методически, однако, часто не просто отличить полупроизвольную тенденцию под- черкивать в себе социально желаемые качества от прямой фальсифи- кации <Я-образа> в ситуации, когда обследуемый сознательно стара- ется ввести диагноста в заблуждение. Стратегия самоподачи. Выставлять себя в социально-выигрышном свете - это лишь один из аспектов более общего феномена, известного как стратегия самоподачи. Исследования стратегий самоподачи (са- мопрезентации) исходят из представлений о том, что всякий человек заинтересован во впечатлении, производимом им на окружающих. Определенные аспекты поведения человека специально направлены на установление, уточнение и поддержание своего образа в глазах других (Goffman Е., 1959; Jones Е., Wortman С., 1973; Schlenker В., 1980). P. Баумейстер выделил две стратегии самопрезентации: <ублажаю- щую> и <самоконструирующую> (Baumeister R., 1982). <Ублажающая> стратегия управляется критериями, принятыми в данной аудитории, и направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете (подстраиваясь под аудиторию) и получить <вознаграждение>. <Само- конструирующая> стратегия направлена на поддержание и укрепление <идеального Я>, т. е. вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в <идеальное Я> субъекта. - Экспериментальная схема, в рамках которой проверяются предпо- ложения, связанные с самопрезентационной теорией, как правило, включает в себя сравнение поведения людей в двух условиях: приват- ных (анонимных) и публичных либо в другой паре условий: предпо- лагающих дальнейшее взаимодействие с лицом, вовлеченным в экс- перимент, либо не предполагающих такого взаимодействия. Соответ- ственно, если поведение человека меняется от аудитории к аудитории, это говорит об <ублажающей> стратегии, если не меняется - о <само- конструирующей>. Существует большое число экспериментальных исследований, под- тверждающих основные положения самопрезентационной концепции, т. е. показывающих, что поведение человека меняется в условиях пуб- личности в сравнении с условиями приватности и что оно меняется в зависимости от аудитории. Причем эти положения подтверждаются относительно различных типов поведения. Так, например, влияние са- мопрезентационных мотивов оказалось явно выраженным при так на- зываемом альтруистическом поведении, которое казалось бы, должно быть безразличным к потенциальной выгоде субъекта. Так, <публич- ные> пожертвования оказались гораздо более внушительными, чем приватные (Satow К., 1975). Испытуемые, в присутствии .которых раз- давался <крик о помощи>, предлагали помощь <жертве> чаще и быст- рее в том случае, когда считали, что встретятся с теми, кому помогут, нежели в том случае, когда считали, что останутся анонимными (Got- tlieb J" Carver С., 1980). В одном из экспериментов экспериментатор звонил различным строителям и обращался за помощью. В некоторых случаях этому предшествовал звонок, во время которого репутация строителя описывалась неблагоприятным образом. В этих случаях число позитивных ответов на просьбу о помощи повышалось (Steele С., 1975). Результаты этого эксперимента интерпретируются в том духе,.
STR.247 "по строители восстанавливали свой публичный образ (репутацию) в глазах потенциальной <аудитории>, т. е. мотивировались <конструк- тивной> самопрезентацией. В другом исследовании было обнаружено, что после выполнения группового задания испытуемый распределял деньги (это и было реальным, а не фиктивным заданием): а) в зави- симости от вклада каждого в выполнение задания, когда надо было отчитываться экспериментатору; б) поровну, когда надо было отчиты- ваться перед группой; в) себе непропорционально много, когда ника- кой отчетности не требовалось (Reis H.,.Gruzen J., 1976). Влияние <презентационной> мотивации проявилось также в экспе- риментальных ситуациях, направленных на изучение конформности, агрессии, выполнения тех или иных заданий (performance). С позиции <презентационной> гипотезы переосмыслены эксперименты по когни- тивному диссонансу и по реакции на оценку других (Baumeister R., 1982). Так, диссонанс понимается не как следствие внутренней неспо- собности психики справиться с непоследовательностью, а как следст- вие самопрезентационных мотивов: непоследовательное поведение уг- рожает разрушением публичного образа. Было показано, что эффекты диссонанса, необратимости постдиссонансной установки возникают лишь в ситуации публичности, релевантней самопрезентационным мо- тивам (Baumeister R., 1982). Экспериментально установлено, что лица с высоким и низким са- моуважением ведут себя по-разному в ситуации, когда о них сложи- -лось то или иное мнение у других. Р. Баумейстер провел эксперимент, в котором испытуемые были поделены на основе опросника на людей с высоким и низким самоуважением, кроме того, они оценивались по лжеопроснику. Затем каждый испытуемый получал <личностный про- филь>, якобы основанный на его ответах. Одной половине испытуемых давался профиль эгоиста и эксплуататора, другой половине - благо- родного и кооперативного человека. Половине испытуемых сообщалось, что их личностный профиль известен их партнеру, другой половине этого не говорилось. Каждый испытуемый описывал себя своему парт- неру и затем играл с ним в игру <дилемма узника> (Pruitt D., K.im- mel М.., 1977). (Партнером был подставной помощник эксперимента- тора, который играл по одному и тому же алгоритму.) Игра <дилемма узника> предполагает возможность выбора двух ходов у каждого из игроков, но цена у каждого хода различна и зависит от ответного хода противника. В варианте, использованном в эксперименте, если игрок делает ход <А>, его выигрыш составляет 4 очка в том случае, если противник делает тот же ход. 4 очка получает также и противник. Но если игрок сделал ход <А>, а противник - ход <В>, то игрок про- игрывает 5 очков, а противник выигрывает 8 очков. Если игрок делает ход <В>, а противник - <А>, то игрок выигрывает 8, а противник проигрывает 5 очков. Если же оба делают ход <В>, то оба выигрывают по 2 очка. Единственно выигрышной тактикой в игре <дилемма узника> может быть тактика кооперативная, когда оба партнера делают ход <А>, при ходе <В> оба партнера в конце концов проигрывают. Игра позволяет, однако, выиграть, пользуясь благородством партнера, об- манывая его ожидание ответного благородства. В результате выяснилось, что в <публичных условиях> люди с низ- ким самоуважением в своем вербальном поведении и в процессе игры следуют тому <профилю>, который им навязан экспериментатором. Если это профиль эгоиста, то они не пытаются <приукрасить> его до- полнительной информацией и эгоистично играют в игру <дилемма уз- ника>. Люди с высоким самоуважением, напротив, ведут себя незави-
STR.248 симо по отношению к <репутации>, хотя и с учетом ее. Они <приукра- шивают> себя в вербальной самоподаче и играют кооперативно, есл> их <партнер> считает их эгоистом, и, напротив, играют на выигрыш если информация, имеющаяся у партнера, характеризует их как бла- городных (Baumeister R., 1982). Исследования феномена самопрезентации заставляют более тща- тельно анализировать условия проведения диагностической процедуры еценивать влияние таких параметров диагностической ситуации, как восприятие обследуемым дальнейшей судьбы результатов тестирова- ния, возможностей продолжения контактов с психодиагностом, пола, возраста и статуса психодиагноста. Обследуемый не просто сообщает то, что о себе думает, но активно подает себя, стараясь произвести впечатление, которое сообразуется с его личностью в целом, с ситуа- цией и партнером по общению. Различия в субъективной значимости измерений <Я-концепции>.. Одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей- могут обладать различной субъективной значимостью. Из этого сле- дует, что использование в индивидуальной психодиагностике универ- сальных содержательных измерений (параметров) <Я-концепции> мо- жет приводить к ошибочным заключениям (Анастази А., 1982, т. 2,. с. 221). Один из путей повышения достоверности диагностических за- ключений - это отбор наиболее универсальных и общезначимых пара- метров <Я концепции>, позволяющих уменьшить вероятность ошибки. Другой путь - использование методов, описанных в предыдущей гла- ве, позволяющих выделить значимые измерения у данного субъекта. Достоверность диагностических заключений в консультативной и пси- хотерапевтической практике повышается за счет введения в поле зре- ния диагноста смысла того или иного аспекта <Я-концепции> для об- следуемого. Это достигается путем анализа той субъективной роли> которую у данного человека играют усматриваемые им в собственном <Я> черты в процессе достижения значимых для него мотивов и целей (Столин В, В.,1983). Сложное строение <Я-концепции>. Психодиагностические данные могут интерпретироваться лишь в контексте теоретических представ- лений о строении <Я-образа> и процесса самосознания в целом. Кратко .охарактеризуем основные положения, касающиеся строения самосозна- ния и <Я-концепции>. Самосознание имеет уровцевое строение. Эта идея не раз выска- зывалась в отечественной и мировой литературе. И. С. Кон формули- рует уровневую концепцию <Я-образа>, используя понятие установки (Кон И. С., 1978). Основания для этой концепции И. С. Кон находит в теории диспозиционной регуляции социального поведения В. А. Ядова Ядев В. А., 1975). В целом <Я-образ> понимается как установочная система; установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аф- фективным и производным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта). Нижний уровень <Я-образа> <со- ставляют неосознанные, представленные только в переживании уста- новки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с <самочувствием> и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооцен- ки складываются в относительно целостный образ; и наконец, сам этот <Я-образ> вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей> (Кон И. С., 1978, с. 72-73).
STR.249 И.. И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания Tio критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе (Чеснокова И. И., 1977). На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления <Я> и <другого человека>. Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе проис- ходит в процессе аутокоммуникации, т. е. в рамках <Я и Я>. Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. В каче- стве специфического внутреннего приема самопознания указываются самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соот- носит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оце- ниваются и сами мотивы сточки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на этом втором уровне достигает при формировании жизненных планов, жизненной филосо- фии, своей общественной ценности, собственного достоинства. В работе Е. Дикстейна высказывается верная, на наш взгляд, идея о связи меры самоотношения с характером самосознания на различных уровнях (Dickstein Е., 1977). Таких уровней, которые одновременно являются и стадиями, выделяется пять. Первый уровень связан с фор- мированием чувства автономности ребенка, способностью исследовать окружение, способностью вызывать заботу о себе. Соответственно мера самоуважения связана с различиями в желании исследовать окружение, вызывать заботу о себе. На втором уровне в связи с раз- витием социальной активности ребенка мерой самоуважения становит- ся степень успешности в определенных действиях и в сравнении себя с другими. На третьем уровне в связи с формированием способности к самонаблюдению мерой самоуважения становится степень достиже- ния <Я-идеала>. Четвертый и пятый уровни альтернативны и выражают различные варианты развития. Четвертый уровень-уровень <Я> как интегрированного и интегрирующего целого. Мерой самоуважения на этом уровне будет степень, с которой индивид осознает и принимает каждый из аспектов своего существования. На пятом уровне самосозна- ние характеризуется обнаружением относительности границ <Я>, выдви- жением во главу угла движения вперед и изменений, признанием своей ограниченности. Измерение самоотношения на этом уровне наиболее проблематично и связано с различиями в степени честности отношения к себе и признания изменчивости своего <Я>. Подробная уровневая концепция и самосознания, и личности в це- лом предложена Э. Эриксоном Erikson Е" 1967). В цикле проведенных нами исследований была сформулирована концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека, в рамках которой формируется и дей- Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|