|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированияле аномалии (Murstein В., 1963). Тест Роршаха и ТАТ лредставляют две группы наиболее распрост- раненных проективных методик то критерию ответной реакции испытуе- мого, относимых соответственно к тестам на структурирование (<кон- ституироваиие> - по Фрэнку) и интерпретацию. Предполагается так- же, что эти методики наиболее удачно дополняют друг друга, выявляя соответственно формальный аспект личности - индивидуальный когни- тивный стиль, способы аффективного реагирования и контроля и со- держательный аспект - структуру потребностей, содержание конф- ликтных переживаний, апперцепцию <Я> и своего социального окру- жения. Не ставя перед собой задачу обзорного анализа существующих проективных приемов, хотелось бы кратко обрисовать относительно но- вые и малоизвестные по отечественной литературе направления в про- ективной психологии. Это прежде всего тенденция рассматривать в качестве проективных или квазипроективных методики, традиционно направленные на диаг- ностику интеллекта и познавательных процессов в целом. Впервые эта точка зрения наиболее четко была сформулирована Д. Рапапортом в уже упоминавшихся исследованиях 1946 г. и затем в более поздних ра- ботах его сотрудников по Меннингерской клинике (например, Klein G., 1970), а также Г. Виткином (Witkin Н., 1954; 1974). Можно сказать, что aiBTOpbi имеют в виду качественный анализ вы- полнения испытуемым интеллектуальных проб, однако на самом деле речь идет о феноменах, в которых находит выражение влияние лично- стных и аф(Ьективно-мотивационных факторов на познавательные про- цессы. Для иллюстрации приведем пример анализа процесса мышле- ния на основе известной нам методики Выготского-Сахарова (цит по: Semeonoff В" 1976). Д. Рапапорт, использовавший эту методику i целях дифференциальной диагностики при исследовании психическ1 больных разных нозологий, выделяет пять категорий <личностных фop мышления>, по существу, представляющих собой феномены, описан ные Б. В. Зейгарник как нарушения мотивационного компонента мыш ления (Зейгарник Б. В., 1962). Например, депрессивные тенденции про являются при выполнении методики в общей инертности, нежелани1 манипулировать фигурками, неспособности отказаться от ранее сфор
STR.41 мулированной ошибочной гипотезы. Реакция на фрустрацию, неудачу, затруднения выражается в аутоагрессйи, дискредитации задания, нару- шении планирования или настаивании на яеобычных идеях. Один я тот же <сим.птом>, как мы видим, может по-разному троявляться у разных людей, что и позволяет говорить об индивидуальном стиле познаватель- ной активности. Аналогичным образом различные индивидуальные стра-- тегии выполнения какого-либо перцептивного теста (например, теста вставленных фигур - EFT) позволяют делать вывод о соответствую- щих индивидуально-типологических особенностях личности - полеза- висимости-поленезависимости (Witkin Н" 1954; 1974). Давая оценку этому направлению, следует подчеркнуть, что расши- рительное толкование интеллектуальных тестов как проективных име- ет своей целью привлечение внимания клинических психологов к про- церсу выполнения интеллектуальных задач, его качественному анализу, что, несомненно, более точяо отвечает специфике клинической диагно- стики. Снимается также противопоставление интеллектуальных и лич- ностных тестов как относящихся к разным <областям> личности - иными словами, реализуется, правда, несколько упрощенно, целостный подход к личности как сплаву аффекта и интеллекта. Другое направление в развитии проективных методов связано с ак- тивной разработкой проблем межличностного йосприятия и взаимодей- ствия и исследования <Я-образа>. В определенном смысле все проективные методы направлены на из- учение того, как субъект воспринимает других людей и самого себя. Наиболее распространено мнение, что проективные методики выявля- ют неосознаваемый компонент социальной перцепции и <Я-образа> (WylieR., 1974). <Неопецифическими> методиками указанной ориентации является ТАТ и тест Роршаха. Предполагается, что в рассказах ТАТ находит отражение не столько реальный характер межличностных отношений обследуемого, сколько их апперцепция, т. е. эмоциональное отношение и пристрастное видение этих отношений. Изображенные на картинках фигуры кроме буквальных значений имеют и символический смысл. Так, фигура немолодого мужчины - олицетворение отца, начальника, вообще власти и мужского начала. В этом случае интерпретация темы рассказа в зависимости от общего контекста <сужается> до анализа внутрисемейных отношений либо расширяется и рассматривается как отражение взаимоотношений обследуемого с широким социальным ок- ружением, отношение к .нормативам общества и его ценностям. Тест Роршаха также дает некоторую информацию об общей благоприятной или неблагоприятной аффективной установке обследуемого к другим людям - враждебно-защитной или аффилятивно-открытой. С 60-х годов Начал разрабатываться и подучил широкое распрост- ранение тест Роршаха для исследования общения - Совместный тест Роршаха (СТР),используемый более всего для диагностики внутри- семейных отношений. Развитие семей.ного консультирования и семей- ной психотерапии послужило толчком к созданию ряда методик, наце- ленных на диагностику семейных отношений. К ним прежде всего сле- дует отнести тест семейных установок Л. Джексона (Jackson L., 1950), тест семейных отношений Л. Вене и С. Антони (Bene L., Antony S" 1957), <кинетический тест рисования семьи> (Burns R" Kaufman S., 1972) и его варианты. К относительно новому направлению, инициировавшему создание .новых методик, относится исследование <Я-образа>. Среди традицион- ных проективных методик следует отметить тест Роршаха, выявляю-
41
STR.42 щий формальные характеристики <Я-образа> - самоконтроль, само- оценку, самореализацию, а также специальную модификацию теста для диагностики физического <Я-образа>, <границ образа физическо- го Я> (Fisher S., Cleveland S., 1958). Общая недостаточная валидность и надежность проективных мето- дик заставляют исследователей искать новые диагностические пара- дигмы. К ним относится включение в проективные процедуры психо- метрических принципов - так построены вариант ТАТ Столина В. В. и Кальвиньо М. (1982), Методика косвенного исследования системы самооценок Соколовой Е. Т. и Федотовой Е. О. (1982). Продуктивным оказывается также создание процедур так называе- мой управляемой проекции (Столин В. В., 1981), позволяющей иссле- довать микроструктуру самоотношения в структуре самосознания. Общая оценка проективных методик как психодиагностических про- цедур исторически связана с обсуждением так называемой проблемы проекции. В отечественной литературе дискуссия по этому поводу так- же-достаточно освещена, однако сама проблема, на наш взгляд, дале- ка от своего разрешения. Как из1вество, Л. Фрэнк ввел термин <проекция>, не определив его конкретного психологического содержания. Подразумевалось, что бла- годаря неопределенности стимульного материала личность <проециру- ется> на него, как на экран (Frank L., 1939). Образное выражение Фрэнка породило представление о проективных методиках как о свое- го рода <рентгеновских лучах>, еыовечивающих глубины личности. Яс но, что подобное истолкование механизма проекции не удовлетворялс исследователей. Первые содержательные интерпретации проекции ка1 феномена, возникающего в ситуации проективного исследования, свя зывались в теоретическом отношении с концепцией 3. Фрейда; для под тверждения психоаналитической концепции привлекались также экспе рименты Г. Мюррея, Р. Сэнфорда и других по изучению мотивации че рез продукты воображения (Bellak L., 1944). Однако фрейдовское пс нятие <проекции> не отличалось однозначностью, что сразу же поре дило ряд трудностей при попытках интерпретировать проективные ме тодики с позиций психоанализа, что отмечалось и отечественными и( следователями (Бурлачук Л. Ф" 1979; Реньге В. Э., 1979). Главные из этих трудностей могут быть сформулированы в тре пунктах: 1) недостаточная разработанность, многозначность термина ция> в психоанализе, многообразие описываемых явлений;
2) лишь частичное сходство феноменов, обозначаемых в поихоан.
лизе этим термином, с процессами, имеющими место в проективно
исследовании;
3) различие типов проекции в разных проективных тестах.
Остановимся на анализе каждого из перечисленных пунктов.
Впервые термин <проекция> в его психологическом значении был и
пользован 3. Фрейдом для .объяснения патологических симптомов п
ранойи в 1896 г., а затем при разборе <случая Шребера> в 1911
В этих работах проекция понималась как приписывание другим люд;
социально-неприемлемых желаний, в которых человек как бы отказ
вает сам себе. В этом случае проекция рассматривалась Фрейдом к
механизм защиты против неосознаваемых асоциальных влечений, в
стиости гомосексуальности, которая лежит в основе бредообразован
при паранойе. Впоследствии была описаяа так называемая фобическ
защитная проекция - вынесение вовне, экстериоризация страха, т]
воги в действительности имеющих эндогенную природу (Фрейд
STR.43
1924). В работах последующих лет наряду с концепцией защитной про-
екции, входящей в cocTaiH различных патологических состояний, Фрейд
вводит понятие проекции как нормального психологического процесса,
участвующего в формировании нашего восприятия внешнего мира. Про-
екция интерпретируется им как первичный процесс <уподобления> ок-
ружающей реальности собственному внутреннему миру (Фрейд 3.,
1925а; 19256; 1924). Таков механизм, например, детского или религи-
озно-мифологического мировосприятия.
Таким образом, проекцией Фрейд называет два существенно отли-
чающихся друг от друга явления, в основе которых лежат процесс са-
мозащиты и процесс <самоуподобления>. Их объединяет неосознавае-
мость трансформаций, которым подвергаются исходные влечения, -в со-
знании выступает лишь продукт этих преобразований. Со временем про-
екция стала столь расхожим термином, что дифференцировать ее от
явлений идентификации, .перенесения и некоторых других психоанали-
тических феноменов стало чрезвычайно трудно (Laplanche J" Ponta-
lis J., 1963). Например, говорят о проекции в психотерапевтической си-
туации, когда на врача <.переносятся> чувства, предназначенные дру-
гому лицу; называют проекцией своеобразное отождествление худож-
ника со своим творением (Г. Флобер говорил: <Эмма - это я>), а так-
же <сопереживание> при восприятии художественных произведений;
проекцией объясняют существование расовых и этнических предрас-
судков.
Б. Мюрстейн и Р. Прайер (Murstein В" Pryer R., 1959), критикуя
многозначиость и, следовательно, недостаточную разработанность поня-
тия проекции, предлагают различать несколько видов проекции. Клас-
сическая защитная проекция Фрейда находит подтверждение во мно-
гих клинических наблюдениях. Атрибутивная проекция - приписыва-
ние собственных мотивов, чувств и поступков другим людям (по смыс-
лу близка к фрейдовскому <уподоблению>). Аутистическая проекция -
детерминированность восприятия потребностями воспринимающего;
для иллюстрации этого вида проекции авторы ссылаются <а экспери-
менты New Look. Рациональная проекция отличается от классической
<рациональной> мотивировкой: например, по данным одного из экспе-
риментов, когда студентам предложили высказать свои замечания по
структуре учебного процесса, оказалось,, что на отсутствие дисципли-
ны жаловались отпетые прогульщики, а .недостаточной квалификацией
преподавателей были недовольны двоечники. Здесь, как в случае обыч-
ной рационализации, вместо признания собственных недостатков испы-
туемые склонны были приписывать ответственность за собственные не-
удачи внешним обстоятельствам или другим людям.
Д. Холме, подводя итоги многолетних исследова,Н1ий, считает необ-
ходимым выделить два <измерения> проекции (Holmes D" 1968). Пер-
вое из них относится к тому, что проецируется; субъект воспринимает
в другом свои собственные черты или черты, ему самому не присущие.
Второе измерение - осознает ли субъект обладание той чертой, кото-
рая проецируется, или нет. Комбинация этих измерений позволяет клас-
сифицировать все известные виды проекции следующим образом.
Д. Холме утверждал, что, несмотря на неоднократные попытки экс-
периментального изучения, проекция неосознаваемых черт не может
считаться доказанной. Исходя из психоаналитической концепции, еми-
лятивная проекция выполняет защитные функции, препятствуя осозна-
нию того факта, что субъект в действительности обладает какой-то не-
желательной чертой. Проекция, метафорически названная в честь <Пан-
глосса> и <Кассаадры>, может рассматриваться как вариант защитно-
STR.44
го механизма <реактивное образование>. Что касается черт, наличие
которых субъект осознает, то их интеноивяое изучение шло в русле
проблемы межличностного восприятия. Экспериментальное подтверж-
дение находит прежде .всего атрибутивная проекция - приписывание
другим имеющейся у субъекта и осознаваемой им черты. Р. Кэттелл
считал этот <ид проекции наивным умозаключением, основанным на
недостатке опыта - люди склояны воспринимать других по аналогии
с собой, приписывать другим те же мысли, чувства и желания, кото-
Классификация видов проекции по Холмсу
Осознание субъектом
проецируемой черты
Наличие у субъекта прое-
цируемой черты
Отсутствие у субъекта
проецируемой черты
Субъект не осознает свою
черту
Симилятивная проекция
Проекция <Панглосса или
Кассандры>
Субъект осознает свою
черту
Атрибутивная проекция
Комплимента? ная проек-
ция
рые находят в самих себе. Комллиментарная проекция предполагает
проекцию черт, дополнительные к тем, которыми субъект обладает в
действительности. Например, если человек ощущает страх, то он скло-
нен других .воспринимать как угрожающих; в этом случае .приписывае-
мая черта служит причинным объяснением собственного состояния.
Как соотносятся эти виды проекции с процессами, имеющими место
в проективном исследовании? По этому вопросу не существует единст-
ва взглядов. Например, Г. Мюррей, употребляя термин <идентифика-
ция> применительно к ТАТ, фактически имел в виду защитную проек-
цию 3. Фрейда(симилятйвный тип проекции по Холмсу); отождеств-
ляя Себя с <героем>, испытуемый получает возможность неосознанно
приписать ему собственные <латентные> потребности. В этом случае
уподобление себя другому позволяет успешно избегать осознания своей
<плохости> или психической ненормальности. Вместе с тем клинические
.и экопер.иментальные исследования показали, что содержание проекция
несводимо ,к асоциальным тенденциям: объектом проекции могут стать
любые иоложительные или отрицательные проявления личности. По-ви
димому, само проективное поведение является производным от многих
факторов. В частности, оказалось, что даже манера экспериментатора
индуцируемые им чувства влияют на аффективный знак тематически;
рассказов: агрессивная установка приводит к возрастанию агрессив
ных <тем>, дружелюбная - к преобладанию релаксационных (Ве1
lak L., 1944). Таким образом, в целом защитную концепцию проекци
неправомерно рассматривать в качестве принципа <обоснования проев
тивного метода, хотя сам феномен защиты может иметь место, в част
ности, если ситуация эксперимента воспринимается как угрожающа
(Lazarus R. S" 1961). Что касается других видов проекции, то их эк(
периментальное изучение применительно к проективным тестам не дг
ло однозначных результатов. Однако большинство авторов, опираяс
на идею 3. Фрейда об <уподоблении>, считают возможным привлека1
феномены атрибутивной и аутистической троекций для доказательс
ва значимости проективной продукции. К сожалению, в обоснования
подобного рода нередко описание тех <ли иных явлений, наблюдающи:
ся в экспер.именте, заменяет раскрытие их собственно психологическ}
STR.45
механизмов. Как одну из .попыток преодоления кризиса в обоснованид Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|