Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



8 страница


был первым, кто доказал связь образов фантазии с основополагающи-  

ми чертами и свойствами личности. <Роршахиана> как дальнейшее раз-  

витие исследований и идей Г. Роршаха в настоящее время представле-  

на двумя ведущими направлениями - американским (Beck S., 1944;  

Klopfer В., Davidson Н., -1962; Rapaport D. et al" 1945-1946) и европей-  

ским (Bohm E" 1978; Loosli-Usteri M" 1965).  

Американских психологов отличает тенденция к теоретическому  

обоснованию теста в русле идей <нового взгляда> и психологии <эго>,  

а также стремление к более строгому формализованному представле-  

нию и анализу эмпирических результатов. Европейские психологи в  

значительной мере сохраняют верность оригинальной версии Роршаха,  

развивая и дополняя ее в духе ортодоксального психоанализа.  

35  

 

STR.36  

За время, трошедшее после выхода в свет <Психодиагностики>, по-  

явились методики, родственные тесту Роршаха. Наиболее известны сре-  

ди них Бен-Роршах (<Вего>) тест, тест Цуллигера и тест Хольцмана.  

Вего-тест создавался Г. Роршахом и его непосредственным сотрудни-  

ком как тараллельная серия оригинальному набору таблиц. Работа над  

тестом была закончена Г. Цуллигером, также работавшим вместе с  

Роршахом; Цуллигеру удалось доказать, что по основным показателям  

теста (общему количеству ответов, количеству целостных ответов, отве-  

тов на белое пространство, ответов с участием цвета и движения) Ве-  

го-тест эквивалентен оригинальному набору таблиц. Г. Цуллигером в  

1948 г. был предложен и собственный вариант теста - Z-тест, который  

состоит из трех таблиц - черно-белой, .полихромной и черно-красной;  

обработка включает ряд отсутствующих в финальной версии показа-  

телей, главное отличие теста - краткость, формализованность анали-  

за результатов.  

Методика чернильных пятен Хольцмана (Н. 1. Т.) отличается еще  

большей стандартизованностью и схематизацией; он состоит из двух  

параллельных серий таблиц по 45 карточек в каждой; на каждую кар-  

точку испытуемый должен дать только один ответ. Достоинством  

Н. 1. Т., сделавшим его наиболее .валидным и надежным тестом среди  

<дериватов> методики Роршаха, является наличие нормативов и про-  

центильных показателей по основным категориям шифровки ответов.  

В отечественной психологии первые, крайне немногочисленные по-  

пытки применения теста Роршаха относятся к 20-30-м годам и име  

ют выраженную направленность на выявление аномалий личности t  

связи с конституциональными типами для диагностики неврозов и пси  

хопатий, а также при исследоваяии больных эпилепсией (цит. по: Бур  

лачук Л. Ф., 1979). С 60-х годов тест Роршаха все шире внедряется i  

исследовательскую и клинико-диагностическую работу психологов, вы  

ходят первые методические руководства (Белая И. И., 1978; Бе  

лый Б. И., 1981; Бурлачук Л. Ф., 1979; Соколова Е.Т" 1980; Беспаль  

ко И. Г., 1978; Беспалько И. Г., Гильяшева И. Н., 1983). Важно под  

черкнуть, что использование теста Роршаха в качестве диатностическо  

го инструмента сопровождается четкой, глубокой рефлексией диагно  

стических задач и теоретических моделей обоснования теста на основ  

марксистской методологии. Опираясь на базисные положения о прист  

растном характере психической деятельности, конкретные теоретичес  

кие обоснования строятся на основе таких категорий, как <установка  

(Цуладзе С. В., 1969; Норакидзе В. Г., 1975), <личностный компонет  

восприятия (Савенко Ю. С., 1969, 1978; Блейхер В. М" Бурлачук Л.Ф  

1978), <индивидуальный стиль личности> (Соколова Е. Т., 1978, 1980  

/ . Интересной и многообещающей выглядит попытка А. М. Эткинд  

трактовать природу связи перцепции и личйости в терминах <образ  

мира> как изоморфизм двух структур- чувственной ткани перцептш  

ного образа я аффективно-когнитивного единства личности (Э  

кинд А. М., 1981).  

Продолжая хронологический обзор истории развития проективнь:  

1, 1 методов, мы, естественно, не можем не отметить 1935 год, когда впе]  

вые в журнальном варианте, под двойным авторством, появилось cool  

щение о Тематическом апперцептивном тесте (ТАТ) как методике эк  

периментального изучения фантазии (Morgan С., Murray Н., 1935  

В то время тест не был обеспечен ни общей теоретической концепц:  

ей - в качестве метода исследования личности он стал рассматриват  

ся в более поздних публикациях Г. Мюррея (Murray Н" 1938, 1943  

ни стандартизованным руководством по применению. У этого метод  

 

STR.37  

как и у теста Роршаха, имелись свои предшественники и своя преды-  

стория (см., напр., Abt L, Bellak L., 1950; Rapa,port D., 1968). Психо-  

логам психиатрам давно было известно, что рассказы :по сюжетным  

картинкам, специально подобранным для исследуемого контингента,  

позволяют судить о склонностях, интересах и нередко выявляют болез-  

ненные состояния психики. На первый взгляд замысел ТАТ казался бо-  

лее простым и очевидным, чем идея Г. Роршаха. Действительно, разве  

Чарльзу Диккенсу, заканчивающему свой любимый роман о Дэвиде  

Коппер1филде, не чудилось, как он сам писал, <будто он отпускает в  

сумеречный м<р частицу самого себя> (Диккенс Ч., 1984, т. 6, с. 7).  

Мы также различаем за нравственными страданиями героев Ф. М. До-  

стоевского искания его собственной мятущейся души. К сожалению, по-  

добные аналогии, к которым прибегал сам Мюррей при обосновании  

своего метода, мало что проясняют в понимании того, какие именно ас-  

пекты личного опыта <автора> прямо и зеркально отражаются в порт-  

ретах и судьбах его <героев>, а какие, напротив, трансформируются в  

прямо противоположные. А. Моруа, например, недвусмысленно наме-  

кает, что морализм Дюма-сына был не столько <генуинным>, сколько  

формированием реакции в ответ на внутренние запреты и стыд за гу-  

ляку-отца. Это отразилось в его авторской позиции, в частности в дра-  

ме <Дама с камелиями> (Моруа А., 1965).  

Появление Тематического апперцептивного теста остро поставило  

ряд проблем, дискутируемых и по сей день. Одна из них касается про-  

гностичности ТАТ. Исследования 30-50-х годов, проведенные в русле  

идей <нового взгляда>, в целом подтвердили положение Мюррея об от-  

ражении в рассказах ТАТ фрустрируёмых или отвергаемых <Я> потреб-  

ностях. Лишение сна, пищевая, сексуальная депривация, предшеству-  

ющие успехи или неудачи существенно сказываются на ответах по  

ТАТ.  

Однако в этих же экспериментах обнаружилось, что <сила> потреб-  

ности и ее отражение в ТАТ связаны не линейной, а -образной зави-  

симостью: наиболее непосредственно в рассказах проявляются потреб-  

ности умеренной интенсивности; очень сильная депривация приводит к  

вытеснению или искажению соответствующих образов фантазии (San-  

ford R., 1936). Тот же компенсаторный принцип действует и примени-  

тельно к так называемым латентным или социально неодобряемым по-  

требностям, например агрессии или гомосексуальности. В итоге дейст-  

вия защитных механизмов в рассказах ТАТ может искажаться реаль-  

ная картина личностных особенностей. Так, ЭриксЬн и Лазарус пока-  

зали, что лица, страдающие скрытым гомосексуализмом, на провоци-  

рующие таблицы ТАТ дают нейтральные рассказы (Eriksen С. W.,  

1951, 1968). Еще более сложным является вопрос о соотношении рас-  

сказов и реального поведения. Согласно Г. Мюррею, латентные потреб-  

ности не осознаются и невыводимы из открыто наблюдаемого поведе-  

ния, а проявляются только в фантазиях и фантазиоподобной активно-  

сти типа ТАТ. Эксперименты уточнили эту гипотезу: если потреб-  

ность - явная или латентная - не имеет <моторной разрядки>, фру-  

трируется в открытом социальном поведении, она находит компенса-  

торное удовлетворение в рассказах ТАТ (Lazarus R. S., 1961).  

Однако лица, уже совершившие особо тяжкие преступления, могут  

продуцировать нейтральные или подчеркнуто просоциальные темы  

(Стаиишевская М. М., Гульдан В. В., Владимирская М. Т., 1974). Су-  

щественной детерминантой ответа оказывается и сама ситуация обсле-  

дования. Если она воспринимается как экспертная, проявления агрес-  

сии строго контролируются. Из сказанного следует, что прогноз реаль-  

 

37  

 

STR.38  

ного поведения на основе прямого отождествления <героя> и обследуе-  

мого осуществим только для ограниченного круга личностных черт и  

тенденций. .Так, например, вариант ТАТ Д. Макклелланда и Дж. Ат-  

кинсона оказался высоко валидным в отношении мотивации достиже-  

ния (Atkinson J., 1958).  

Возвращаясь к хронологии, следует остановиться на работах Лоу-  

ренса Фрэнка 1939-1948 г., в которых автором были впервые сформу-  

лированы основные принципы проективной психологии. Ему же при-  

надлежит .приоритет в использовании термина <проекция> для обозна-  

чения особой группы методов исследования личности. Наиболее суще-  

ственной чертой проективных методик Л. Фрэнк считал неопределен-  

ность стимульных условий, позволяющих испытуемому проецировать  

свой способ видения жизни, свои мысли и чувства. Чем более неструк-  

турированным является <стимульное поле>, тем в большей степени его  

структурация индивидом будет изоморфична структуре его реального  

жизненного пространства (Frank L., 1939).  

Концепция Л. Фрэнка, испытавшая сильное влияние <холистиче-  

ских> теорий личности, в том числе и К. Левина, акцентирует ряд мо-  

ментов, чрезвычайно важных, на наш взгляд, для понимания назначе-  

ния и диагностических границ проективных методик. Проективные ме-  

тодики направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира  

субъективных переживаний, чувств, мыслей, ожиданий, а вовсе не на  

экспресс-диагностику реального поведения. Узкотарагматическая ориен-  

тация многих исследований часто игнорировала это ограничение, со  

ставляющее суть проективного метода как особого подхода, способа по  

нимания человека. Важно не то, как человек действует, а то, что oi  

чувствует и как управляет своими чувствами. Ясно, что совпадение по  

веденческого уровня и плана переживаний есть частный случай, поэто  

му возможность прогноза поведения по проективным методам ограни  

чена, зато открывается перспектива проникновения в уникальный ми]  

человеческих чувств и внутреннюю логику его построения.  

Исследования Л. Фрэнка, теоретико-методологические по своем  

жанру, породили множество экспериментальных исследований, сред  

которых особо следует выделить два . направления - изучение рол  

стимула в проекции личностно-значимого материала и изучение фене  

мена проекции как психологического механизма, лежащего в основ  

действенности этой группы методов. Неопределенность стимулъных у(  

ловий неоднократно указывалась в качестве признака, дифференцир  

ющего проективные методики от других, например, психометричесик  

процедур. Тест Роршаха и ТАТ дают примеры двух типов стимул  

ной неопределенности - структурного и содержательно-смыслового. Н  

определенной является для испытуемого и сама ситуация обследов  

ния, не ограничивающая его действия какими-либо стандартами и но  

мативными оценками, но предоставляющая максималино широкий BI  

бор способов поведения (Lindzey D., 1959; Бурлачук Л. Ф., 1979; С  

колова Е. Т., 1980; Анастази А" 1982). Дж. Брунер также предполага  

что неопределенность, неоднозначность или <зашумленность> - нео  

ходимые стимульные условия для предоставления приоритета личн  

стным субъективным факторам в детерминации восприятия и друг;  

видов познавательной активности (Брунер Дж., 1977; Abt L" Bellak ]  

1950; Bellak L., 1944).  

В духе экспериментов <нового взгляда> в 40-50-е годы складьм  

лись теоретические обоснования теста Роршаха (Draguns J" 1967)  

TAT (Bellak L" 1950).  

Акцентирование неопределенности стимульных условий позволи.  

 

STR.39  

кроме всего прочего, согласовать .проективные методы с психоаналити-  

ческим стилем клинического мышления. Чем более неопределенны ус-  

ловия (т. е. чем меньше давление реальности), тем в большей степени  

психическая активность приближается по своей природе к <первичным>  

психическим процессам (воображению, галлюцинациям), движимым  

принципом удовольствия. Проективные методы на первый взгляд дава-  

ли основание для подобного осмысления (см., напр., эксперименталь-  

ные исследования аутистического восприятия), однако в этом случае  

необходимо было признать тождество <первичных процессов> и психи-  

ческой активности в ситуации проективного исследования. Не все иссле-  

дователи склонны были следовать традиции ортодоксального психоана-  

лиза. Набиравшая силу <психология Эго>, как и конкретные экспери-  

ментальные клинические исследования, формировали новую теоретиче-  

скую .парадигму для обоснования проективного подхода. Значительный  

вклад был внесен американскими клиническими психологами во главе  

с Давидом Рапапортом (Rapaport D., 1944-1945; 1968). В частности,  

проанализировав исследования <нового взгляда>, особенно той его вет-  

ви, которая занималась изучением когнитивного стиля, Рашапорт по-  

новому определяет специфику процессов, детерминирующих проектив-  

ный ответ. Проективная продукция .рассматривается как результат  

сложной познавательной деятельности, в которой слиты воедино и соб-  

ственно когнитивные моменты (отвечающие <реальности> - ситуации  

эксперимента, задаче - инструкции, определенным характеристикам  

стимулвного материала), и аффективно-личностные факторы - <пери-  

ферические> мотивы, индивидуальные способы контроля и защиты.  

Вслед за работами Д. Рапаиорта и его коллег началось интенсив-  

ное изучение роли стимульных факторов в характеристике проектив-  

ных ответов. Применительно к ТАТ, в частности, было продемонстри-  

ровано наличие таблиц, стойко провоцирующих стандартные темы, на-  

пример депрессию и суицид (ТАТ, табл. 3, 14, 15), сексуальные первер-  

зии (ТАТ, табл. 13, 18) (Bellak L., 1978; Rapaport D., 1968).  

Интересны в этой связи результаты, полученные при исследовании  

сопутствующего значения стимульных характеристик таблиц Роршаха  

методом семантического дифференциала (Kenny D., 1964). Так, оказа-  

лось, что каждая таблица обладает определенным эмоциональным зна-  

чением.  

Таблица 1 - уродливый, грязный, жестокий, грубый, активный.  

Таблица II - счастливый, сильный, активный, быстрый.  

Таблица III - хороший, чистый, счастливый, легкий, активный, бы-  

стрый.  

Таблица IV - плохой, грязный, жестокий, сильный, мужественный.  

Таблица V - легкий, активный.  

Таблица VI - большой по размеру.  

Таблица VII - хороший, красивый, чистый, хрупкий, нежный, жен-  

ственный.  

Таблица VIII - чистый, активный.  

Таблица IX - сильный, активный, горячий.  

ТаблицаХ - хороший, красивый, чистый, счастливый, легкий, ак-  

тивный, быстрый  

Д. Кенни приходит к выводу, что высокоструктурированные изобра-  

жения, <насыщенные> тем или иным побуждением, максимально вы-  

 

" Заметим, что и ранее, правда на основе чисто клинических наблюдений, авторы  

приписывали некоторым таблицам определенные символические значения. Так, IV и  

VI таблицы относились к <мужским>, VII считалась <женской> (Loosli-Usteri М.,  

1965; Klopfer В., 1962; Bohm Е., 1978).  

 

STR.40  

являют индивидуальные различия по степени выраженности этого .по-  

буждения. Другие авторы полагают, что проекция того или иного по-  

буждения на слабоструктурированные стимулы зависит от интенсивно-  

сти данного побуждения, а также от готовности субъекта к саморас-  

крытию.  

С учетом проведенных исследований в настоящее время имеется до-  

статочно обширный выбор вариантов и модификаций ТАТ с таблица-  

ми, <значения> которых подобраны заранее с учетом диагностических  

задач. Среди них наиболее известны серии Д. Макклелланда и Дж. Ат-  

кийсона для диагностики мотивации достижения (McClelland D., At-  

kinson J., 1953), TAT для детей и пожилых людей (Bellak L., 1978),  

ТАТ для подростков (Symonds D" 1949), ТАТ для исследования семей-  

ных установок (Jackson L., 1950), ТАТ для национальных меньшинств.  

Установлено, что оптимальное условие для проекции глубинных слоев  

личлости - умеренный уровень неоднозначности стимульного материа-  

ла. Индивидуальные вариации ответов на стандартные значения сти-  

мулов в этом случае оказываются более диагностически значимыми и  

выявляют не столько аффективные состояния и актуальную силу то-  

требности, сколько устойчивые личностные характеристики, в том чис-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 887
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 50 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 34 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 61 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 60 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 59 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 58 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 57 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 56 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 55 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 54 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 53 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 52 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 51 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 49 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 48 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 47 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 46 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 45 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 44 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 43 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 42 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 41 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 40 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 39 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 38 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 37 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь