|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированиямать является тем лицом, кто осуществляет контроль, проводит в виде совместного собственное решение (см. графу Проникаемость>). Анализ диалога позволяет отчетливо увидеть, что в отстаивании -своей доминирующей позиции мать прибегает к таким средствам борь- бы, как инвалидация самостоятельных суждений сына, их обесценива- жне с одновременной демонстрацией собственной правоты> (начало
STR.205 обсуждения табл. II, ссылка на авторитет психолога при обсуждению табл. 1 и другие комментарии). Часто мама как бы <не слышит> высказываний сына, заставляя того по нескольку раз повторять свое> предложение все с меньшей и меньшей уверенностью, а затем внезап- но выдвигает собственное предложение с такой уверенностью и аргу- ментированностью, что сыну ничего не остается, как принять его (диа- лог на табл. II). Если сын неожиданно оказывает сопротивление (см. диалог на табл. VIII), мать проявляет лояльность и принимает интер- претацию сына, правда, в собственной редакции, чем вновь возвра- щает сына в подчиненное положение. Таким образом, согласие и ко- операция в этой диаде являются скорее !мнимыми, чем действительно отражающими внутренний аффективный климат отношений. Скрытое отвержение и неуважение со стороны матери обнаруживает себя в яв- ном преобладании игнорирующих, амбивалентных и отклоняющих выс- казываний над поддерживающими. Поддержка оказывается только тем высказываниям сына, которые совпадают и подтверждают ее соб- ственное мнение. Таким образом, вопреки осознанному желанию по- мочь сыну мать стремится сохранить тот способ общения, который позволяет ей самой чувствовать себя более уверенной, нужной и ком- петентной, а у сына закрепляет ощущение пассивной зависимости.
7.3. МЕТОДИКА <РИСУНОК СЕМЬИ>
Применение рисуночных техник для исследования личности ребенка особенно распространено в зарубежных странах. В нашей стране толь- ко в последние годы начали больше обращать внимание на рисунок как средство познания личности (Болдырева С. А., 1974; Кольцо ва М. М., 1980; Захаров А. И., 1982; Мухина В. С., 1981), хотя еще в 1914 г. М. Коренблинт иМ. Надольская под руководством проф. А.Ла- зурского проводили работы, в которых пытались использовать уроки рисования в качестве метода исследования личности. Исторически использование методики <Рисунок семьи> связано с общим развитием <проективной психологии>. Росту интереса к рису- ночным методикам способствовал выход в свет фундаментальных мо- нографий методик К. Маховера (Machover К." 1949) и Бука Дж. (Buck J., 1948). Рисуночные методики стали очень популярными среди психологов-практиков в 50-60-е годы. По данным Н. Сандберга (Sund- berg N., 1961), одна из них - тест рисунка человека К. Маховера (Machover К., 1949) -в клиниках и больницах США по частоте приме- нения уступали лишь тесту пятен Роршаха. В настоящий момент труд- но определить <пионера> в использовании <Рисунка семьи> для изуче- ния межличностных отношений. В 60-х годах эта методика быстро рас- пространилась в среде психологов-клиницистов, и в различных гео- графических регионах приоритет в ее использовании связывается с разными именами (в США-В. Хьюлс, во Франции-И. Минковский, М. Поро и т. д.). Э. Хамер (Hammer Е., 1958, с. 391) говорит об этом так: <Наверное, как и многие стоящие изобретения, так и это однов- ременно родились в умах разных людей>. Р. Берне и С. Кауфман (Burns R.,Kaufman S., 1972), однако, указывают, что самое раннее упоминание в литературе о применении <Рисунка семьи> принадлежит В. Хьюлсу (Hulse W., 1951). Не вдаваясь в подробности, отметим только, что <Рисунок семьи> в этих целях применяли еще раньше, О развернутой системе анализа .и интерпретации <Рисунка семьи> мож- но говорить начиная с работы В. Вульфа (Wolff W., 1947). Данный t исследователь придавал влиянию семьи на развитие личности в до школьном возрасте исключительное значение и разработал ряд мето
STR.206 дик для оценки внутрисемейных отношений. Одна из них - рисунок :по заданию <Наисуйво10_?емью>> В рисунке_он_анализирует1_а) по- следовательность рисования_членов семьи, их пространственное_распо- ложение, пропускание в рисунке членов семьиб) отличия между гра- фическими презентйциями в формах, пропорциях. В.Вульф четко не формулирует, какой психологический смысл имеют те или иные осо- бенности рисования, но в разборе отдельных рисунков можно найти конкретные их интерпретации. Автор указывает, что последователь- ность в рисовании может указывать на значимость роли рисуемых людей в семье -<ребенок рисует от бо,лее значимого к [менее. В.Вульф находит аналогии в пространственном расположении членов семьи в .рисунке и их расположении в игровой ситуации. Следует обращать внимание на такое расположение, которое повторяется в других ри- сунках и, следовательно, отражает значимые для ребенка реалии. Автор отмечает, что пропуск членов семьи - редкий случай и что за этим всегда стоит определенный мотив. Часто это выражает стремле- ние уменьшить эмоционально неприемлемого члена семьи, избавиться от него. Говоря об особенностях фигур, автор особо выделяет их вели- чину. Если реальное положение вещей не соответствует соотношению величин на рисунке, то это указывает, что величина детерминирована психическими факторами, а не реальностью. В. Вульф связывает рисо- .<вание других членов семьи большими с восприятием ребенком ихвдо- минантности, рисование <большим себя - с чувством значимости в семье. Информативными могут быть и различия в рисовании отдель- ных частей тела. Интерпретируя их, автор опирается на предположе- ние, что различия в изображении порождаются особыми переживания- ми, связанными с функциями этих частей тела. В. Вульф обращает внимание на то, что при интерпретации различий в нарисованных фигурах надо главным образом опираться на то, как сам исследуемый их осмысливает. Если это невозможно - интерпретация становится чисто субъективной. В обобщении можно сказать, что В. Вульф (Wolf! W., 1947) выде- лил те характеристики рисунка, которые позже неизменно будут объ- ектом интерпретации у других авторов. Новизна работ В. Хьюлса (Hulse W., 1951, 1952) состоит в том, что он анализирует сам процесс рисования (использование каранда- шей, стирание нарисованного, вычеркивание, сомнения, эмоциональные .реакции, спонтанные комментарии). Эти данные дают дополнительную информацию об отношении ребенка к рисуемым деталям, об общем его .эмоциональном состоянии. Дальнейшее развитие анализа <Рисунка семьи> представляют мо- дификации методики Л. Кормана (Corman L., 1964), P. Бернса и С. Кауфмана (Burns R., Kaufman S" 1972). Модификацию Л. Корма- на следовало бы считать продолжением самостоятельных работ над <Рисунком семьи> в французской психологической школе. Согласно этой модификации дети рисуют не <семью> или <свою семью>, как у В. Вульфа и В. Хьюлса, но <семью, как ты ее себе представляешь>. Такая формулировка исходит из тенденции автора представить иссле- .дуемому как можно меньше структурированную ситуацию. Он счи- тает, что если ребенок рисует большую или меньшую семью, чем она является на самом деле, то это указывает на функционирование опре- деленных защитных механизмов. Чем более несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией. Автор анализирует рисунок в трех аспектах, несколько отличающихся от ранее упомяну- тых: а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, ак- .куратность выполнения рисунка, использование пространства); б) фор-
207
STR.207 мальная структура (пропорция частей тела, динамичность рисунка, расположение членов семьи); в) содержание (исследователь стремится выяснить, какой смысл для ребенка имеет р-исунок). Л. Корман ори- гинален и в том, что вводит серию вопросов, которые можно разбить на три группы. 1. Открытые, провокационные вопросы, подталкиваю- щие ребенка на открытое обсуждение чувств (например: <Кто в семье самый плохой?>). 2. <Социометрические> вопросы, в ответе на которые ребенок должен сделать отрицательный или положительный выбор (например: <Отец задумал поездку на автомобиле, но в нем не хва- тает места для всех. Кто останется дома?>). 3. Вопросы, направленные на выяснение, какой смысл для ребенка имеют нарисованная ситуа- ция, определенные детали.
В настоящее время наиболее известна модификация Р Бернса и. С. Кауфмана (Burns R" Kaufman S., 1972) - <Кинетический рису- нок семьи>. Модификаторы исходили из факта, что при обычном за- дании <нарисуй свою семью> ребенок часто рисовал статическую кар- тину, в которой все члены семьи расположены в ряд и повернуты ли- цом к наблюдателю. Попытались обеспечить действие дополнительно- го, кинетического фактора, введя в задание новую инструкцию: <На- рисуй рисунок, в котором каждый член семьи и ты что-нибудь де- лают>. Эти авторы предложили свою схему интерпретации, выделили 4 клинически значимых уровня анализа: а) характеристики индиви- дуальных фигур КРС; б) действия в КРС; в) стиль; г) символы. Интерпретация характеристик индивидуальных фигур схожа с ин- терпретацией особенностей нарисованных фигур В. Хьюлса (Hulse W 1951; 1952) и Дж. Ди Лио (Di Leo J., 1973). Другие уровни анализа являются более оригинальными. Согласно Р. Бернсу и С. Кауфману, действия и объекты, изображенные на рисунке, заключают в себе энергию, созвучную определенным отношениям. <Энергии> или <поля напряжения> могут отражать злобу, зависть, соревнование, стремление к близким контактам и т. д. (Например, игра в мяч говорит о конку- ренции, зависти; горящий огонь - о враждебном отношении, злобе.) Третье измерение анализа - стили - относится к <стратегии> ре- ализации КРС и дает, по утверждению авторов, информацию об эмо- циональных отношениях. В интерпретации учитываются только <ненор- мальные> стили - отделение фигур друг от друга линиями, прогибом листа, расположением фигур по краям бумаги, бездействием фигур и т. д.
Четвертый уровень анализа - интерпретация символов. Р. Берне и С. Кауфман выделяют около 40 часто повторяющихся в рисунках символов (например, лестница, вода, кровать и т. д.), часть которых интерпретируется согласно принципам психоанализа. Однако данные авторы не стремятся приписать символам фиксированные значения, указывая, что они могут иметь индивидуальный смысл или же приоб- ретать свои значения в конкретной ситуации (среди последних - <со- циальные> символы; например, буква <А>, высшая отметка в США, в рисунках становится отражением стремления к совершенству, призна- нию).
В работах советских авторов обращается внимание на связь между особенностями рисунка семьи и внутрисемейными межличностными от- ношениями (Кольцова Н. Н., 1980; Мухина В. С., 1981). Опыт приме- нения <Рисунка семьи> как методики исследования межличностных отношений освещает А. И. Захаров (1977; 1982). В частности, на основе своего клинического опыта А. И. Захаров (1977) утверждает, что в рисуночной пробе <семья> заключены боль-
208
STR.208 шие диагностические возможности. Он применяет несколько отличный от описанных вариант методики, состоящий из двух заданий. В первом вспомогательном задании ребенку предлагается нарисовать в четырех комнатах, расположенных двухэтажно, по одному из членов семьи,, включая себя. При анализе рисунка имеет значение характер разме- щения по этажам членов семьи и кто из них находится рядом с ре- бенком. Обычно это наиболее эмоционально близкое лицо. Во втором,. основном задании дети рисуют семью без каких-либо дополнительных инструкций. Несмотря на различия в проанализированных схемах интерпрета- ций, вариации процедур у составителей рисуночных методик, можно выделить основные аспекты интерпретации рисунка, к которым отно- сятся: а) интерпретация структуры рисунка семьи; б) интерпретация особенностей нарисованных членов семьи; в) интерпретация процесса рисования. Большинство рассмотренных работ принадлежит перу практиков,. в силу чего не имеют развернутого теоретического обоснования. Тем не менее интерпретации опираются на различные теоретические пред- посылки, эмпирический материал исследований. Поэтому их осмысле- ние в этом контексте представляет как научный, так и практический. интерес. Проведенное нами исследование (Хоментаускас Г. Т., 1985) позво ляет обосновать методику рисования семьи как процедуру, отражаю- щую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам. Негативные переживания ребенка (7--8 лет), связанные с семьей, неудовлетворенность семейной ситуацией отражаются уже в самом <от-> ношении к заданию: наблюдаются защитные реакции, приобретающие форму трансформации задания (рисование только не связанных с семьей людей либо вообще отказ от изображения людей), откладыва- ния выполнения релевантного задания во времени (начало рисования с различных объектов). Таким детям свойственно <искажение состава семьи; уменьшение состава семь; включение в состав семьи людей, которые с ней непосредственно не связаны. Отношение детей к семье и отдельным ее членам выражается в характере расположения членов семьи в рисунке; их сплоченности; рисуется ли <Я><вместе с другими> <или раздельно. Выявлено, что с чувством неудовлетворенности, отвер- женности связано появление в рисунке изображения туч (дождя) w" солнца, расположение членов семьи на линии основания. Эти характе- ристики, наверное, имеют символическое значение и отражают соот- ветственно чувство подавленности, потребность в любви, потребность в безопасности. При помощи факторного анализа выделены два измерения, в пси- хологическом смысле отражающие: 1) чувства ребенка относительно семьи, семейной ситуации, собственного места и ней (<чувство отвер- женности, чувство принадлежности>). Это измерение описывается сле- дующим противопоставлением характеристик рисунка: уменьшение сос- тава семьи, тучи, солнце, линия основания, начало рисования с объек- та - сплоченность семьи, <Я> рядом с другими; 2) способ <переработ- ки> чувства отверженности (<символическое изгнание семьи - симво- лическое изгнание себя>). Это измерение дифференцирует полюс фак- тора 1) <чувство отверженности> и описывается противопоставлением следующих характеристик: присутствие не связанных с семьей людей,, <Я> единственная фигура - отсутствие <Я>.
STR.209 Исследование также позволило выделить способы, при помощи ко- торых дети (7-8 лет) выражают свое отношение к конкретным нари- сованным людям. Эмоциональное отношение ребенка, представленное факторами <си- ла-слабость>, <любимость-нелюбимость>, имеет четкую графическую презентацию посредством семантически насыщенных средств вырази- тельного языка рисунка." Факторный анализ рисунков <сильного-слабого> человека выделил тип рисования, в котором атрибуция <<силы> передается главным об- разом посредством изменения <соотношения высоты, ширины и площа- ди фигуры. Количественный анализ также выявил, что <сила> пере- дается посредством <рисования поднятых рук, изображением объектов .в руках. Факторный анализ <любимого-нелюбимого> человека выделил два типа графической презентации. Для обоих характерна передача апре- восходства <любимого> над <нелюбимым> <через количество деталей тела, цветов, декорирования. В первом случае <любимый> превосхо- дит <нелюбимого> по величине, во втором, наоборот, <любимый> усту- пает <нелюбимому>. Таким образом, факторный анализ позволяет вычленить основные параметры эмоционального отношения ребенка к членам семьи, соот- ветствующие осям <симпатия> и <уважение> (Столин В. В., 1983).
7.3.1. Диагностическая процедура
Для исследования необходимы: лист белой бумаги (21х29 см) шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, жел тый, коричневый), резинка. Ребенку дается инструкция: <Нарисуй, по жалуйста, свою семью>. Ни в коем случае нельзя объяснять, что обоз Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|