Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



45 страница


ровке, условно рассматриваемой как <нормальная> (так называемая  

аутогенная норма Вальнефера - Люшера, подтвержденная в работе:  

Филимоненко Ю. И., Нестеров В. М., Юрьев А. И., 1982). Важное ди-  

.агностическое значение имеют случаи рассогласования между валент-  

ностью и. нормативностью конкретной ассоциации. Э-fo указывает на  

амбивалентность, проблемность отношения испытуемого к данному  

.лицу или понятию.  

В исследовании, посвященном изучению системы отношений боль-  

ных неврозами (подробнее см.: Эткинд А. М., 1980), больному пред-  

лагалось назвать восемь человек, сыгравших важную роль в его жиз-  

ни, после чего он выбирал подходящий для каждого из этих люде  

цвет из стимулов 8-цветового теста. Кроме того, он выбирал цвет;  

для своего лечащего врача и для самого себя. В целях получены  

информации об осознаваемых компонентах отношений больного про  

сили проранжировать этих людей по степени удовлетворенности отно  

шениями с ними. Наконец, больной раскладывал цвета в порядке и  

привлекательности для него.  

Обследовано 80 больных с разными клиническими формами неврс  

зов. Наряду с ЦТО йрименялись опросник самоуважения М. Розенб  

га в нашей адаптации и метод межличностной диагностики Т. Лир  

в адаптации Г. С. Васильченко. Шкалы Лири заполнялись на 4 пон1  

тия: <Я>, <идеальное Я>, моя жена, мой идеал жены.  

Как уже говорилось, каждый больной не только ассоциировг  

цвета со значимыми для него людьми, но и упорядочил цвета по пр  

влекательности, а людей - по удовлетворенности отношениями с ним  

 

" В стандартных обозначениях <нормальная> раскладка имеет вид 34251607.  

:224  

 

STR.224  

Соотнеся ранговые места ассоциирующихся друг с другом людей в  

данных каждым больным раскладках, можно получить индивидуаль-  

ные коэффициенты их согласованности. В целом положительная кор-  

реляция цветоассоциативных оценок отношений с вербальными их  

оценками оказалась высокозначимой. Вместе с тем индивидуальные  

значения этой корреляции распределены в достаточно широком диа-  

пазоне. Согласно высказанному ранее предположению низкие коэф-  

фициенты вербально-цветовой согласованности у ряда больных отра-  

жают наличие существенного расщепления между осознаваемыми и  

бессознательными оценками ими собственных отношений.  

Предположение о ,том, что расхождение между вербальными и цве-  

товыми (ВЦР) характеристиками отношений возникает в случае" йиз-  

кой адекватности их осознания (АО) и может служить сигналом об  

их возможном патогенетическом значении (ПЗ), было проверено сле-  

дующим образом. Лечащие врачи оценивали АО и ПЗ 60 отношений  

19 больных по десятибалльной шкале, после чго эти оценки были  

сопоставлены с ВЦР, вычисленным для этих отношений. Как и ожида-  

лось, чем больше ВЦР, тем ниже данная врачом оценка осознания  

этого отношения больным (р<0,01). Кроме того, отношения с высоким  

ВЦР обладают несколько большей патогенетической значимостью.  

Для оценки конвергентной валидности ЦТО мы рассчитали коэф-  

фициенты корреляции между характеристиками одних и тех же отно-  

шений (показателями самоуважения и удовлетворенности отношения-  

ми с женой), полученными с помощью ЦТО и методики Лири. Коэф-  

фициенты корреляции между ними равны 0,38 для самоуважения и  

0,56 для удовлетворенности отношениями с женой (оба значимы с  

J?<0,05).  

В другой работе (подробнее см.: Каган В. Е., Лунин И. И., Эт-  

кинд А. М., 1984) ребенку, больному неврозом, и члену его семьи пред-  

лагалось обозначить одним из цветов ЦТО определенные понятия  

(например, <мое настроение>) и лиц, составляющих непосредственное  

социальное окружение. После этого цвета ранжировались в порядке  

предпочтения.  

Исследование 142 детей, больных неврозами, в возрасте 5-15 лет,  

в котором ЦТО проводился наряду с клинической беседой и обследо-  

ванием по другим диагностическим методикам, показало, что дети на-  

чиная с 3-4 лет давали цветовые ассоциации легко, с удовольствием  

Принимая задачу тестирования как интересную игровую ситуацию. Да-  

же аутичные, практически не способные к открытой вербализации своих  

отношений дети давали легко интерпретируемые ассоциации.  

Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости,  

симпатии в отношении ребенка к тому или другому из родителей, тем  

с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвер-  

гаемый родитель ассоциируется с цветами, получившими наибольшие  

ранги в индивидуальной цветовой раскладке. Диагностически значи-  

мым является не только ранг цвета, с которым ребенок ассоциирует  

кого-либо из родителей, но и сам этот цвет. Так, ассоциация с красным  

обычно указывает на доминантного отца или активную, импульсивную  

мать. Ассоциация с зеленым говорит о достаточно жестких отношениях  

в семье и может быть признаком родительской гиперопеки. Ассоциация  

с серым свидетельствует о непонимании и отгороженности ребенка от  

отца или матери.  

Интересные результаты дает анализ цветового самообозначения  

ребенка - того цвета, с которым он ассоциирует сам себя. Чем мень-  

ше ранг этого цвета в раскладке, тем выше уверенность ребенка в  

 

8 Зак. 508 255  

 

STR.225  

себе, его самоуважение. Совпадение цветов, с которыми ребенок ас-  

социирует сам себя и одного из родителей, свидетельствует о наличию  

сильной связи с ним, значимости процесса идентификации. Сущест-  

венно, где в цветовой раскладке находится цвет самообозначения -  

перед цветами, с которыми ассоциируются родители (я хороший - они"  

плохие), после них (я плохой - они хорошие) или между ними (от-  

ношения диссоциированы).  

При исследовании детей выявился интересный параметр цветоассо-  

циативных реакций, который характеризует меру их сложности или,.  

наоборот, стереотипности. Он измеряется количеством разных цветов,.  

выбранных в ассоциативных реакциях к определенному набору сти-  

мулов: C==KIN, где С - сложность цветоассоциативных реакций, К -  

количество разных использованных в ассоциациях цветов, N - коли-  

чество стимулов; данную формулу можно применять при № 8. Понят-.  

но, что С прямо зависит от количества повторов в выборах цветов.  

По нашим наблюдениям, С растет с возрастом. У подростков малые  

значения С характерны для эмоционально недифференцированных па-  

циентов с чертами примитивности или шизоидности. В отдельных слу-  

чаях малое С может свидетельствовать о негативизме по отношению  

к лечению или обследованию.  

Опыт использования ЦТО в комплексе с другими методиками по-  

зволяет характеризовать ЦТО не только как метод выбора, но, во  

многих случаях, и как единственный экспериментальный метод, при-  

годный для применения в условиях детской клиники. Его простота и  

портативность, не настораживающий испытуемого игровой характеру  

возможность многократного ретестирования позволяют нащупать наи-  

более <горячие точки> внутрисемейных отношений, осознанно или не-  

осознанно скрываемые.  

, Существенным общим результатом проведенных исследований яв-  

ляется доказательство самого факта возможности получения цветовых  

ассоциаций к значимым лицам и социальным стимулам от испытуемых:  

независимо от их возраста, образования, интеллектуального уровня,.  

тяжести симптоматики. Не способны выполнить ЦТО лишь больные,  

недоступные контакту либо характеризующиеся выраженным интеллек-  

туальным снижением.  

Этот важный в методическом плане вывод был подтвержден опы-  

т.ом работы в Абхазской этнопсихологической экспедиции Института  

этнографии АН СССР им. Н. Н. Миклухо-Маклая, в которой мы  

с помощью переводчика предъявляли ЦТО абхазским долго-  

жителям. Испытуемые (31 человек в возрасте свыше 90 лет) практи-  

чески всегда выполняли тест с легкостью, давая осмысленные, легкс  

интерпретируемые паттерны ответов.  

Вся совокупность полученных данных свидетельствует о валидно  

стиЦТО как метода исследования эмоциональных компонентов отно  

шений личности в норме и при нервно-психических заболеваниях. Пр1  

этом использование невербальных процедур позволяет цветовому те  

сту выявить не только осознаваемый, но и бессознательный уровен  

системы отношений, что может в ряде случаев дать ценную информг  

цик) о внутренних конфликтах больного, характерных для него сп(  

собах защиты и т. д. На основе ЦТО психолог может быстро сорие1  

тироваться в таких проблемах, как содержание отношений испытуемог  

с его семейным или производственным окружением, с партнерами г  

малой группе. Возможность многоразового применения ЦТО позволж  

получить представление о динамике системы отношений человека, и  

менения его <Я-образа> и т. д.  

 

STR.226  

Весьма существенной особенностью ЦТО является его экономич-  

ность, проявляющаяся в малом объеме временных затратив проведе-  

ние и интерпретацию. Это открывает широкие возможности для при-  

менения этого метода при решении задач экспресс-диагностики в  

условиях массовых психопрофилактических обследований, профессио-  

нального отбора и т. д. Немалое значение эта особенность ЦТО имеет  

и при решении обычных медико-психологических задач в условиях сов-  

ременной клиники. Получаемая с помощью ЦТО информация является  

несомненно полезной в психотерапевтической клинике, где она может  

быть прямо использована для ориентации индивидуальной, групповой  

и. семейной психокоррекционной работы. Новые интересные возмож-  

ности открываются в детской клинике неврозов и в психолого-педаго-  

гической работе. Здесь ЦТО как метод изучения отношений, примени-  

мый в работе с детьми, начиная с 3-4-летнего возраста, практически  

не может быть заменен иными психологическими методами. Наш опыт  

показывает, что ощутимую пользу ЦТО может принести и в работе с  

больными хроническим алкоголизмом, помогая оценить возможности  

применения современных средств терапии. Определенные перспективы  

имеет этот метод и в реабилитационной работе с психически и сома-  

тически больными. Благодаря быстроте применения, легкости и при-  

влекательности для испытуемых и вместе с тем психологической и те-  

рапевтической значимости получаемых характеристик цветовой тест  

отношений .может занять определенное место в психологическом ин-  

струментарии психотерапевтической и реабилитационной клиники,  

службы семьи, психолого-педагогической консультации, в прикладных  

социально-психологических исследованиях широкого профиля.  

 

STR.227  

ГЛАВА 8  

ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ  

 

Методы, описываемые в данной главе, известные под названиями  

<техника репертуарных решеток> или <репертуарные личностные те-  

сты>, занимают особое место среди всех прочих методов психодиагно-  

стики личности. Однако неверным было бы рассматривать их, как это  

иногда делается сторонниками данного направления, .в качестве аль-  

тернативы другим, более традиционным тестовым подходам. Важно,  

чтобы это было ясно с самого начала, поскольку обращение к некото-  

рым методологическим и теоретическим оппозициям, используемым в  

данной работе (для более четкого определения целей и задач репер-  

туарных личностных тестов), может привести к неверному пониманию  

и отношению к этим методам. Техника репертуарных решеток не за-  

меняет, а дополняет психодиагностику индивидуально ориентирован-  

ными методами, дает в руки психологам новые средства. Эти новые  

средства, будучи использованы наряду с другими методиками, такими,  

как личностные опросники и проективные тесты, позволяют выявлят1  

исписывать качественные особенности индивидуального сознания, ре  

конструировать систему смысловых параметров, лежащих в основ<  

восприятия данным конкретным человеком себя и других людей, объек  

тов и отношений.  

Дополнительность техники репертуарных решеток (ТРР) к другщ  

психодиагностическим подходам хорошо поясняет следующий пример  

К.Клакхон и Г. Мюррей (цит.по: Carlson R., 1971), определяя вод  

можный спектр личностных характеристик (и тем самым и возможны  

спектр психодиагностических задач), писали, что человек в чем-то пс  

хож на всех людей, в чем-то похож па некоторых людей и в чем-т  

не похож ни на кого другого. Традиционная психометрика и психодиа)  

ностика охватывали преимущественно первые два аспекта - ТРР о:  

ватывает и третий аспект - идеографический.  

С [высказыванием Клакхона и Мюррея невозможно не согласит  

ся. Между тем далеко не все психологи были до недавнего време1  

(да и сейчас) согласны включать третий аспект в число задач псих  

диагностики и психологии личности (Cattell R., Cross К., 1952; Е  

senck M. J" 1954; Ruston J., Jackson, 1981). Это проявилось в оппоз  

ции номотетического (ориентированного на общее, универсальное, т  

пическое) и идеографического (ориентированного на описание личи  

сти как особой уникальной целостности) подходов кпсиходиагности]  

Многолетняя дискуссия на эту тему (МагсеП S., 1977; Kenrick ]  

Stringfield D., 1980; Kenrick D., Braver, 1982) затрагивала разн  

аспекты психологии личности, но с наибольшей силой она разгорелг  

вокруг проблематики индивидуального сознания, возможности опи(  

вать индивидуальные особенности восприятия и самовосприятия, о  

нок и отношений человека на языке универсальных объяснительн  

конструктов.  

Надо сказать, что уровню индивидуального сознания в психоди  

ностике до недавнего времени уделялось незаслуженно мало вниман  

Для номотетической психодиагностики эта тенденция естественна. Э  

 

STR.228  

комичнее и на операциональном, и на концептуальном <уровнях пред-  

ставить индивидуальные особенности в качестве индивидуальных от-  

личий (отклонений) по нескольким (немногим) общим какой-либо  

группе людей характеристикам или определять степень похожести на  

какие-либо типичные <личности>. Естественно, при этом индивидуаль-  

ное сознание лишается самостоятельной значимости для психодиагно-  

стики, превращается в <поставщика> материала для номотетической  

-интерпретации.  

Недостаточность традиционных психодиагностических подходов для  

решения многих задач, которые встали перед психологами сегодня  

достаточно остро проявилась в последнее время (Carlson R., 1971)  

В целом ряде исследований (Adams-Webber J., 1979; Kenrick D., String-  

field D., 1980) показано, что индивидуальные параметры оценок и са-  

мооценок у разных людей могут быть настолько различны, что возни-  

кает проблема психологического обоснования групповых шкал: не  

являются ли они математическим артефактом процедуры, следствием  

усреднения индивидуальных данных. Конечно, такая крайняя точка  

зрения едва ли оправдана. Однако все это говорит о том, что есть  

объективная необходимость дополнить традиционные техники психо-  

диагностики индивидуально ориентированными методами.  

До недавнего времени такое объединение и дополнение было невоз-  

можным. Во-первых, традиционная психометрика опиралась на мощ-  

ный психометрический аппарат, тогда как идеографические техники  

были <понимающими>, апеллировали к особой <проницательной> спо-  

собности исследователя и мало чем отличались от обычного разговора  

(причем также не были свободны от спонтанной интерпретации).  

Во-вторых, индивидуальное сознание человека характеризуется ди-  

намикой смысловых образований, тогда как традиционная психомет-  

рика нацелена на выявление и описание только воспроизводимых на-  

дежных фактов.  

Важность охвата как устойчивых, так и изменчивых характеристик  

можно проиллюстрировать на следующем примере. Традиционные  

тест-опросники позволяют сделать удовлетворительный прогноз в тех  

случаях, когда психологов интересуют предсказания на длительные  

промежутки времени жизни человека (например, при выборе профес-  

сии, при отборе и т. п.), и оказываются плохо приспособленными для  

предсказания поведения конкретных людей в конкретных ситуациях  

при варьировании социального контекста (объясняют менее 10% дис-  

персии экспериментальных данных ) (Kenrick D., Stringfield D., 1980;  

Kenrick D., Braver, 1982). В этом проявляется гибкость и динамичность  

индивидуального сознания, тесная зависимость субъективной катего-  

ризации от контекстных факторов, от состояния, от особенностей той  

самой уникальной целостности личности, которая не ухватывается но-  

мотетическими методами.  

Дополнительность ТРР к традиционным методам по этому пара-  

метру можно пояснить, перефразируя цитированное выше высказыва-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 841
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 54 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 38 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 37 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 36 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 35 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 34 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 40 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 41 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 42 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 53 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 52 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 51 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 50 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 49 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 48 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 47 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 46 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 43 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 11 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 10 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 9 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 7 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь