|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированияровке, условно рассматриваемой как <нормальная> (так называемая аутогенная норма Вальнефера - Люшера, подтвержденная в работе: Филимоненко Ю. И., Нестеров В. М., Юрьев А. И., 1982). Важное ди- .агностическое значение имеют случаи рассогласования между валент- ностью и. нормативностью конкретной ассоциации. Э-fo указывает на амбивалентность, проблемность отношения испытуемого к данному .лицу или понятию. В исследовании, посвященном изучению системы отношений боль- ных неврозами (подробнее см.: Эткинд А. М., 1980), больному пред- лагалось назвать восемь человек, сыгравших важную роль в его жиз- ни, после чего он выбирал подходящий для каждого из этих люде цвет из стимулов 8-цветового теста. Кроме того, он выбирал цвет; для своего лечащего врача и для самого себя. В целях получены информации об осознаваемых компонентах отношений больного про сили проранжировать этих людей по степени удовлетворенности отно шениями с ними. Наконец, больной раскладывал цвета в порядке и привлекательности для него. Обследовано 80 больных с разными клиническими формами неврс зов. Наряду с ЦТО йрименялись опросник самоуважения М. Розенб га в нашей адаптации и метод межличностной диагностики Т. Лир в адаптации Г. С. Васильченко. Шкалы Лири заполнялись на 4 пон1 тия: <Я>, <идеальное Я>, моя жена, мой идеал жены. Как уже говорилось, каждый больной не только ассоциировг цвета со значимыми для него людьми, но и упорядочил цвета по пр влекательности, а людей - по удовлетворенности отношениями с ним
" В стандартных обозначениях <нормальная> раскладка имеет вид 34251607. :224
STR.224 Соотнеся ранговые места ассоциирующихся друг с другом людей в данных каждым больным раскладках, можно получить индивидуаль- ные коэффициенты их согласованности. В целом положительная кор- реляция цветоассоциативных оценок отношений с вербальными их оценками оказалась высокозначимой. Вместе с тем индивидуальные значения этой корреляции распределены в достаточно широком диа- пазоне. Согласно высказанному ранее предположению низкие коэф- фициенты вербально-цветовой согласованности у ряда больных отра- жают наличие существенного расщепления между осознаваемыми и бессознательными оценками ими собственных отношений. Предположение о ,том, что расхождение между вербальными и цве- товыми (ВЦР) характеристиками отношений возникает в случае" йиз- кой адекватности их осознания (АО) и может служить сигналом об их возможном патогенетическом значении (ПЗ), было проверено сле- дующим образом. Лечащие врачи оценивали АО и ПЗ 60 отношений 19 больных по десятибалльной шкале, после чго эти оценки были сопоставлены с ВЦР, вычисленным для этих отношений. Как и ожида- лось, чем больше ВЦР, тем ниже данная врачом оценка осознания этого отношения больным (р<0,01). Кроме того, отношения с высоким ВЦР обладают несколько большей патогенетической значимостью. Для оценки конвергентной валидности ЦТО мы рассчитали коэф- фициенты корреляции между характеристиками одних и тех же отно- шений (показателями самоуважения и удовлетворенности отношения- ми с женой), полученными с помощью ЦТО и методики Лири. Коэф- фициенты корреляции между ними равны 0,38 для самоуважения и 0,56 для удовлетворенности отношениями с женой (оба значимы с J?<0,05). В другой работе (подробнее см.: Каган В. Е., Лунин И. И., Эт- кинд А. М., 1984) ребенку, больному неврозом, и члену его семьи пред- лагалось обозначить одним из цветов ЦТО определенные понятия (например, <мое настроение>) и лиц, составляющих непосредственное социальное окружение. После этого цвета ранжировались в порядке предпочтения. Исследование 142 детей, больных неврозами, в возрасте 5-15 лет, в котором ЦТО проводился наряду с клинической беседой и обследо- ванием по другим диагностическим методикам, показало, что дети на- чиная с 3-4 лет давали цветовые ассоциации легко, с удовольствием Принимая задачу тестирования как интересную игровую ситуацию. Да- же аутичные, практически не способные к открытой вербализации своих отношений дети давали легко интерпретируемые ассоциации. Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении ребенка к тому или другому из родителей, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвер- гаемый родитель ассоциируется с цветами, получившими наибольшие ранги в индивидуальной цветовой раскладке. Диагностически значи- мым является не только ранг цвета, с которым ребенок ассоциирует кого-либо из родителей, но и сам этот цвет. Так, ассоциация с красным обычно указывает на доминантного отца или активную, импульсивную мать. Ассоциация с зеленым говорит о достаточно жестких отношениях в семье и может быть признаком родительской гиперопеки. Ассоциация с серым свидетельствует о непонимании и отгороженности ребенка от отца или матери. Интересные результаты дает анализ цветового самообозначения ребенка - того цвета, с которым он ассоциирует сам себя. Чем мень- ше ранг этого цвета в раскладке, тем выше уверенность ребенка в
8 Зак. 508 255
STR.225 себе, его самоуважение. Совпадение цветов, с которыми ребенок ас- социирует сам себя и одного из родителей, свидетельствует о наличию сильной связи с ним, значимости процесса идентификации. Сущест- венно, где в цветовой раскладке находится цвет самообозначения - перед цветами, с которыми ассоциируются родители (я хороший - они" плохие), после них (я плохой - они хорошие) или между ними (от- ношения диссоциированы). При исследовании детей выявился интересный параметр цветоассо- циативных реакций, который характеризует меру их сложности или,. наоборот, стереотипности. Он измеряется количеством разных цветов,. выбранных в ассоциативных реакциях к определенному набору сти- мулов: C==KIN, где С - сложность цветоассоциативных реакций, К - количество разных использованных в ассоциациях цветов, N - коли- чество стимулов; данную формулу можно применять при № 8. Понят-. но, что С прямо зависит от количества повторов в выборах цветов. По нашим наблюдениям, С растет с возрастом. У подростков малые значения С характерны для эмоционально недифференцированных па- циентов с чертами примитивности или шизоидности. В отдельных слу- чаях малое С может свидетельствовать о негативизме по отношению к лечению или обследованию. Опыт использования ЦТО в комплексе с другими методиками по- зволяет характеризовать ЦТО не только как метод выбора, но, во многих случаях, и как единственный экспериментальный метод, при- годный для применения в условиях детской клиники. Его простота и портативность, не настораживающий испытуемого игровой характеру возможность многократного ретестирования позволяют нащупать наи- более <горячие точки> внутрисемейных отношений, осознанно или не- осознанно скрываемые. , Существенным общим результатом проведенных исследований яв- ляется доказательство самого факта возможности получения цветовых ассоциаций к значимым лицам и социальным стимулам от испытуемых: независимо от их возраста, образования, интеллектуального уровня,. тяжести симптоматики. Не способны выполнить ЦТО лишь больные, недоступные контакту либо характеризующиеся выраженным интеллек- туальным снижением. Этот важный в методическом плане вывод был подтвержден опы- т.ом работы в Абхазской этнопсихологической экспедиции Института этнографии АН СССР им. Н. Н. Миклухо-Маклая, в которой мы с помощью переводчика предъявляли ЦТО абхазским долго- жителям. Испытуемые (31 человек в возрасте свыше 90 лет) практи- чески всегда выполняли тест с легкостью, давая осмысленные, легкс интерпретируемые паттерны ответов. Вся совокупность полученных данных свидетельствует о валидно стиЦТО как метода исследования эмоциональных компонентов отно шений личности в норме и при нервно-психических заболеваниях. Пр1 этом использование невербальных процедур позволяет цветовому те сту выявить не только осознаваемый, но и бессознательный уровен системы отношений, что может в ряде случаев дать ценную информг цик) о внутренних конфликтах больного, характерных для него сп( собах защиты и т. д. На основе ЦТО психолог может быстро сорие1 тироваться в таких проблемах, как содержание отношений испытуемог с его семейным или производственным окружением, с партнерами г малой группе. Возможность многоразового применения ЦТО позволж получить представление о динамике системы отношений человека, и менения его <Я-образа> и т. д.
STR.226 Весьма существенной особенностью ЦТО является его экономич- ность, проявляющаяся в малом объеме временных затратив проведе- ние и интерпретацию. Это открывает широкие возможности для при- менения этого метода при решении задач экспресс-диагностики в условиях массовых психопрофилактических обследований, профессио- нального отбора и т. д. Немалое значение эта особенность ЦТО имеет и при решении обычных медико-психологических задач в условиях сов- ременной клиники. Получаемая с помощью ЦТО информация является несомненно полезной в психотерапевтической клинике, где она может быть прямо использована для ориентации индивидуальной, групповой и. семейной психокоррекционной работы. Новые интересные возмож- ности открываются в детской клинике неврозов и в психолого-педаго- гической работе. Здесь ЦТО как метод изучения отношений, примени- мый в работе с детьми, начиная с 3-4-летнего возраста, практически не может быть заменен иными психологическими методами. Наш опыт показывает, что ощутимую пользу ЦТО может принести и в работе с больными хроническим алкоголизмом, помогая оценить возможности применения современных средств терапии. Определенные перспективы имеет этот метод и в реабилитационной работе с психически и сома- тически больными. Благодаря быстроте применения, легкости и при- влекательности для испытуемых и вместе с тем психологической и те- рапевтической значимости получаемых характеристик цветовой тест отношений .может занять определенное место в психологическом ин- струментарии психотерапевтической и реабилитационной клиники, службы семьи, психолого-педагогической консультации, в прикладных социально-психологических исследованиях широкого профиля.
STR.227 ГЛАВА 8 ПСИХОДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ
Методы, описываемые в данной главе, известные под названиями <техника репертуарных решеток> или <репертуарные личностные те- сты>, занимают особое место среди всех прочих методов психодиагно- стики личности. Однако неверным было бы рассматривать их, как это иногда делается сторонниками данного направления, .в качестве аль- тернативы другим, более традиционным тестовым подходам. Важно, чтобы это было ясно с самого начала, поскольку обращение к некото- рым методологическим и теоретическим оппозициям, используемым в данной работе (для более четкого определения целей и задач репер- туарных личностных тестов), может привести к неверному пониманию и отношению к этим методам. Техника репертуарных решеток не за- меняет, а дополняет психодиагностику индивидуально ориентирован- ными методами, дает в руки психологам новые средства. Эти новые средства, будучи использованы наряду с другими методиками, такими, как личностные опросники и проективные тесты, позволяют выявлят1 исписывать качественные особенности индивидуального сознания, ре конструировать систему смысловых параметров, лежащих в основ< восприятия данным конкретным человеком себя и других людей, объек тов и отношений. Дополнительность техники репертуарных решеток (ТРР) к другщ психодиагностическим подходам хорошо поясняет следующий пример К.Клакхон и Г. Мюррей (цит.по: Carlson R., 1971), определяя вод можный спектр личностных характеристик (и тем самым и возможны спектр психодиагностических задач), писали, что человек в чем-то пс хож на всех людей, в чем-то похож па некоторых людей и в чем-т не похож ни на кого другого. Традиционная психометрика и психодиа) ностика охватывали преимущественно первые два аспекта - ТРР о: ватывает и третий аспект - идеографический. С [высказыванием Клакхона и Мюррея невозможно не согласит ся. Между тем далеко не все психологи были до недавнего време1 (да и сейчас) согласны включать третий аспект в число задач псих диагностики и психологии личности (Cattell R., Cross К., 1952; Е senck M. J" 1954; Ruston J., Jackson, 1981). Это проявилось в оппоз ции номотетического (ориентированного на общее, универсальное, т пическое) и идеографического (ориентированного на описание личи сти как особой уникальной целостности) подходов кпсиходиагности] Многолетняя дискуссия на эту тему (МагсеП S., 1977; Kenrick ] Stringfield D., 1980; Kenrick D., Braver, 1982) затрагивала разн аспекты психологии личности, но с наибольшей силой она разгорелг вокруг проблематики индивидуального сознания, возможности опи( вать индивидуальные особенности восприятия и самовосприятия, о нок и отношений человека на языке универсальных объяснительн конструктов. Надо сказать, что уровню индивидуального сознания в психоди ностике до недавнего времени уделялось незаслуженно мало вниман Для номотетической психодиагностики эта тенденция естественна. Э
STR.228 комичнее и на операциональном, и на концептуальном <уровнях пред- ставить индивидуальные особенности в качестве индивидуальных от- личий (отклонений) по нескольким (немногим) общим какой-либо группе людей характеристикам или определять степень похожести на какие-либо типичные <личности>. Естественно, при этом индивидуаль- ное сознание лишается самостоятельной значимости для психодиагно- стики, превращается в <поставщика> материала для номотетической -интерпретации. Недостаточность традиционных психодиагностических подходов для решения многих задач, которые встали перед психологами сегодня достаточно остро проявилась в последнее время (Carlson R., 1971) В целом ряде исследований (Adams-Webber J., 1979; Kenrick D., String- field D., 1980) показано, что индивидуальные параметры оценок и са- мооценок у разных людей могут быть настолько различны, что возни- кает проблема психологического обоснования групповых шкал: не являются ли они математическим артефактом процедуры, следствием усреднения индивидуальных данных. Конечно, такая крайняя точка зрения едва ли оправдана. Однако все это говорит о том, что есть объективная необходимость дополнить традиционные техники психо- диагностики индивидуально ориентированными методами. До недавнего времени такое объединение и дополнение было невоз- можным. Во-первых, традиционная психометрика опиралась на мощ- ный психометрический аппарат, тогда как идеографические техники были <понимающими>, апеллировали к особой <проницательной> спо- собности исследователя и мало чем отличались от обычного разговора (причем также не были свободны от спонтанной интерпретации). Во-вторых, индивидуальное сознание человека характеризуется ди- намикой смысловых образований, тогда как традиционная психомет- рика нацелена на выявление и описание только воспроизводимых на- дежных фактов. Важность охвата как устойчивых, так и изменчивых характеристик можно проиллюстрировать на следующем примере. Традиционные тест-опросники позволяют сделать удовлетворительный прогноз в тех случаях, когда психологов интересуют предсказания на длительные промежутки времени жизни человека (например, при выборе профес- сии, при отборе и т. п.), и оказываются плохо приспособленными для предсказания поведения конкретных людей в конкретных ситуациях при варьировании социального контекста (объясняют менее 10% дис- персии экспериментальных данных ) (Kenrick D., Stringfield D., 1980; Kenrick D., Braver, 1982). В этом проявляется гибкость и динамичность индивидуального сознания, тесная зависимость субъективной катего- ризации от контекстных факторов, от состояния, от особенностей той самой уникальной целостности личности, которая не ухватывается но- мотетическими методами. Дополнительность ТРР к традиционным методам по этому пара- метру можно пояснить, перефразируя цитированное выше высказыва- Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|