|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированияопределения,- отмечал В. И. Ленин,- хотя и удобны... все же недо- статочны, раз из них надо особо выводить весьма существенные черты того явления, которое надо определить> (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 386). В случае с тестами научный анализ дает классический пример- видимого совпадения вещей по форме и их действительных различий по существу. Различия начинаются с рассмотрения основного понятия. В марксистско-ленинской философии сложилась традиция рассмотре- ния научных понятий с двух противоположных позиций. Как отмечал Б. М. Кедров, каждое понятие может быть зафиксировано, во-первых, как сложившееся, готовое на данный момент времени, а потому как. относительно неизменное, постоянное. Во-вторых, научные понятия мо- гут и должны быть рассмотрены, исходя из того, что они выражают и резюмируют собой на каждом этапе научного развития определенную ступень движения науки. В результате складываются две логические системы: формально-логическая, оперирующая относительно неизмен- ными, готовыми понятиями, и диалектологическая, оперирующая измен- чивыми, развивающимися или, по терминологии Энгельса, текучими понятиями (Кедров Б. М., 1967). С течением времени обыденное представление о тесте и научное понимание теста все больше удалялись друг от друга. Хотя всякий тест включает в себя элемент испытания, он не сводится только к нему, ибо это сейчас метод исследования, включающий в себя ряд чисто научных требований. На каждом этапе развития науки требо- вания к тестам и они сами менялись. Игнорирование этого диалекти- ческого момента нередко приводит к упрощенчеству в его оценках. Настоящая история тестов началась век назад, в канун периода ломки устаревшего общественного строя, революционного изменения общественного сознания, совпавшего по времени с научным кризисом,
STR.27 поразившим естествознание. Диалектика и материализм потрясли идеа- .листический фундамент психологии и стали основой новой методо- логии. К началу XX в. практические потребности изучения преобладаю- щих способностей были сформулированы в виде научной проблемы исследования индивидуальных различий. Эта проблема и дала импульс к появлению первых тестов. Ф. Гальтон, известный английский ученый, в течение 1884-1885 гг. провел серию испытаний, в которых посетители лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет могли за небольшую плату про- верить свои физические качества (силу, быстроту реакции и др.), ряд <физиологических возможностей организма и психических двойств - всего по семнадцати показателям, В число последних вошли показа- тели роста, веса, жизненной емкости легких, становой силы, силы кисти и удара кулаком, запоминаемости букв, остроты зрения, разли- чения цвета и другие. По полной программе было обследовано 9337 человек. Ф. Гальтон писал, что практика вдумчивого и методич- ного тестирования - не фантазия; она требует рассмотрения и экспе- римента (Galton F., 1884). Это был первый существенный отход от тысячелетней практики испытаний и проверок, основанной на интуиции. Применительно к тестам значение деятельности Ф. Гальтона можно сравнить с тем, что сделал Г. Галилей для физической науки своими остроумными экспе- риментами. Набиравший силу радикальный эмпиризм рассматривался рядом ученых конца XIX в. как вполне приемлемая альтернатива идеа- лизму, а эксперимент - как настоящий фундамент науки. <Только тогда психология сможет стать действительной и точной наукой,- писал, например, Дж. Кэттелл,-когда она будет иметь своей основой эксперимент и измерения> (Catlell D., 1890). Дж. Кэттелл, по-видимому, первым увидел в тестах средство изме- рения, казалось бы, неизмеряемых свойств человеческой психики. В работе, опубликованной в 1890 г., он дал список 50 лабораторных тестов, которые мы бы сейчас назвали не тестами, а контрольными заданиями. Эти задания обладали только двумя из известных сейчас требований к тестам - имелась- инструкция по их применению и под- черкивался лабораторный (т. е. научный) характер испытаний. В ча- стности, указывалось, что лабораторию следует хорошо оборудовать, в нее не допускаются зрители во время тестирования; все испытуемые одинаково инструктируются, они должны хорошо усвоить, что и как нужно им делать (Cattell D., 1890). Надо ли говорить, сколь непривычной казалась идея измерения для психологии XIX века. Измерение с помощью тестов казалось то- гда, а многим кажется и по сей день, делом если не странным, то пре- тенциозным. Обыденное сознание исходило при этом из аналогии с физическими измерениями и рассматривало эти попытки математиза- . ции как чуждый для гуманитарной психологии уклон. Примерно с та- кими же трудностями сталкивалась и психофизика. Тем не менее к концу 20-х годов нашего столетия все больше стала -ощущаться потребность в создании специфического направления, свя- занного с особенностями использования числа и меры. В психологии эту роль выполняла психометрия, в биологии - биометрия, в эконо- мике - эконометрия, в науке в целом - наукометрия. К ним следо- вало бы добавить и социометрию, но последнюю Дж. Морено и Г. Гур- вич свели к элементарным методам оценки взаимодействий индивидов в малых группах. С момента первых публикаций Ф. Гальтона и Дж. Кэттелла идея
27
STR.28 тестового метода сразу же привлекла к себе внимание ученых разных стран мира. Появились первые сторонники тестов и первые же про- тивники. В числе сторонников были: в Германии - Г. Мюнстерберг, С. Крепелин, В. Онри, во Франции-А. Бине, в США-Дж. Гилберт и другие. Это были исследователи нового типа, стремившиеся связать психологию тех лет с запросами практики. Однако стремление к при- кладным исследованиям в психологии прошлого расценивалось как отход от науки. Дж. Кэттелл, например, сообщал, что он начал свои первые тестовые лабораторные исследования индивидуальных различии в 1885 году, но публиковаться не мог из-за противодействия В. Вундта Cattell D" 1896). Итак, научный статус тестов не был определен, возможность изме- рений в психологии подвергалась сомнению. Психология переживала трудный период: она уже не могла развиваться на старой основе, но и не научилась еще смотреть на мир по-новому. <Причина кризиса,- писал Л. С. Выготский,- лежит в развитии прикладной психологии, приведшей к перестройке всей методологии науки на основе принципа практики. Этот принцип давит на психологию и толкает ее к разрыву на две науки> (цит. по: Ярошевский М. Г., Гургенидзе Г. С., 1977). Общественная практика требовательно выдвигала одну проблему за другой и ни одну из них старая психология решить не могла - у нее не было подходящих методов. Появление в этой ситуации прикладной психологии не было слу- чайностью. Ей было дано название психотехника. Прикладное направ- ление появилось и в педагогике. Хотя педология претендовала на зва- ,ние науки о комплексном развитии ребенка, в тот период она была в основном прикладной педагогикой. Будучи непринятыми в традицион- ной науке - в психологии и в педагогике, тесты быстро нашли себе применение в прикладных направлениях. В общем, произошло так, как говорили в древности: если какой-либо науке не находится место в храме, она начинает развиваться у его стен. Активизация роли науки в практическом переустройстве жизни столкнулась с традицией .занятий <чистой наукой, созерцанием исти- ны>. Для представителей чистой науки прикладность не имела замет- ной ценности. За рубежом, например, в 30-х годах ученые Кембриджа, как вспоминает Ч. Сноу,- больше всего гордились тем, что их научная деятельность ни при каких мыслимых обстоятельствах не может иметь практического смысла (Сноу Ч., 1973). Цель, методы и результаты психотехники лежали в сфере практики, в то время как цели, методы- и результаты традиционной психологии лежали в области теоретиче- ских рассуждений. Различались производительная и познавательная функции этих направлений. То, что имело ценность для психотехники психология того времени ни принять, ни произвести сама не могла, так же как и психотехника мало что могла дать для психологии. Размежевание стало заметным в конце 20-х - начале 30-х годов. Вместо объединения усилий обе стороны приступили к взаимным обвинениям и затяжным дискуссиям. Психология обвинялась в схо- ластике, узком академизме, в неспособности воспринять новое и в от- рыве от практики жизни. Психотехника в свою очередь осуждалась за узкий практицизм, противоречащий духу науки, за отрыв от психо- логии, она обвинялась в голом эмпиризме, прикладности, подражании западным образцам, в чрезмерном увлечении тестами... Последние стали узловым пунктом критики. Разрыв между фундаментальным и прикладным направлениями был до недавнего времени характерен для многих наук, но не везде
STR.29 он протекал столь болезненно, как в психологии и, особенно, в педа- гогике. Даже в историчесхой науке получили распространение взгля- ды морализирующих историков, противопоставляющих <чистое и воз- вышенное познание> различным формам приложения науки, влекущим за собой лишь несчастья и опасности (Шахназаров Г. X., 1981). Начало 30-х годов характеризуется широким использованием те- стов во многих странах. Во Франции они стали применяться для дефектологических целей и для профориентации, в США тесты ис- пользовались при приеме на работу, в вузы, для оценки знаний школь- ников и студентов, в социально-психологических исследованиях. В СССР тесты применялись в основном в двух основных сферах: в на- родном образовании и в сфере профотбора - профориентации. Затро- нутые тестами столь важные сферы жизни и прямое влияние резуль- татов тестового контроля на судьбы миллионов людей породили широ- кую гамму мнений в пользу и против тестов. Большой энтузиазм тех, кто их применял, и не меньший пессимизм тех, кто видел несовер- шенство этого метода или пострадал в результате его использования, породили во многих странах, в том числе и в СССР, письма в прави- тельственные органы и в газеты с требованием запрета тестов. В отечественной истории тестов начало 30-х годов характеризуется интенсивным и неконтролируемым использованием тестов в системе народного образования и в промышленности. Практика, как это часто бывает, опережала теорию. Массовые тестовые обследования не под- креплялись серьезной проверкой качества инструментария, решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учета других факторов, влияющих на результаты проверки. В промышленности на основе таких же тестов делались попытки классификации работников по различным профессиям, без внимательного учета личных склонностей и интересов. Ввиду надвигавшейся тестомании и ряда причин субъективного ха- рактера было принято -известное постановление <О педологических извращениях в системе наркомпросов> (1936), наложившее запрет на применение бессмысленных (Kak там отмечалось) тестов и анкет. Это. постановление, по мнению А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и А. А. Смир- нова, получило в последующие годы неправомерно расширительное толкование и привело к отказу от разработки научно обоснованных ме- тодов психологической диагностики личности (Леонтьев А. Н., Лу- рия A. P., Смирнов А. А" 1968). В те годы были, однако, и другие выступления - в пользу тестов. Так, известный советский психолог М. Я. Басов говорил: <Я думаю все же, что эта долгая, подчас острая критика тестовой методики... в конце концов приведет не к ниспровержению, не к упразднению этой мето- дики, а напротив, к ее упрочнению и к ее утверждению в определенных границах, в которых она, очевидно, имеет полное право на применение и существование> (Тесты: теория и практика. М., 1928, № 2, с. 54). Тем не менее начиная с указанного периода критика тестов при- обрела широкий размах и вышла за рамки чисто научных дискуссий. В печати появился ряд публикаций, в которых тесты отвергались, как говорится, <с порога>. В США, например, против использования тестов выступали представители основных групп населения США - взрослые и дети, белые и негры, рабочие и управленческий персонал, а также представители национальных меньшинств. В серии проведенных исследований по социальным последствиям тестирования выяснилось, что 37% опрошенных возражали против использования тестов при поступлении на работу, 50% - при продви-
STR.30 жении по службе, 25% - против использования тестов в школе (Brim S" 1965). Случаи нарушения этики в использовании тестов ока- зались столь злободневными, что ими вынужден был заняться кон- гресс, устроивший специальные слушания по этому делу. В результате <)ыло принято решение, осуждающее неэтичное использование тестов, практику вторжения в частную жизнь, как идущую вразрез с мо- ральными нормами (Armor D., 1974). В августе 1966 г. в сенате США обсуждалось предложение о полном запрещении тестов, но это пред- ложение не было поддержано большинством. В зарубежной литературе выделяется несколько источников кри- тики тестов. Первый источник психолог С. Брим усматривает в лич- ностном портрете критиков, в числе которых чаще других оказываются те, кто не склонен к самопознанию и интроспекции, авторитарен в меж- личностных отношениях, нетерпим к мнению других и возражает про- тив всяких социальных перемен. Как правило, в США эти лица примы- кают к правым политическим группам, требующим запрещения тестов. Второй источник критики этот же автор видит в системе социальных ценностей, имеющей свои корни в отношении к вопросам равенства людей. Если в обществе одобряется принцип открытого соревнования его членов, то в каждом поколении на передовые позиции должны выдвигаться наиболее талантливые люди. В таком обществе каждый должен иметь возможность внести свой вклад в соответствии со своими способностями. Последние должны быть оценены, и потому ориентация на этот принцип создает благоприятное отношение к тестам (Brim S. 1965). Третий источник является, по мнению Р. Кэттелла (Ca+tell R. 1950), следствием эмоционального и сентиментального отношения лю дей эстетического и нарцистического типа против всякой попытки представить <уникальную, художественную личность> в виде форму: и т. п. Четвертый источник критики является научным и касается недо статков тестового метода. В 30-е годы случилось так, что психотехника не оправдала возла гавшихся на нее надежд в смысле заметного повышения производитель ности труда. Она и не могла это сделать, потому что на том сравни тельно низком уровне промышленного развития прогресс в значитель ной мере зависел от уровня индустриализации и автоматизации произ водства. При достижении необходимого уровня развития средств про изводства человеческий фактор вновь начинает играть ключевую роль Вот почему именно в последние годы стал заметно увеличиваться пото: прикладных психологических исследований, нацеленных, в частность на повышение эффективности человека-оператора в управлении слож ными техническими системами. Соответственно возросла роль психе физики, психометрии, прикладной и инженерной психологии, психолс гии труда и безопасности, экспериментальной психологии, научно обо( нованной профориентации и профотбора. Вместе с этим опять возросл и значение тестов. Хотя в 30-е годы практическая работа по тестам затормозилас) научное изучение действительных возможностей этого метода в наше стране не прекращалось. Часть тестов применялась под видом кот рольных заданий, испытаний и, наоборот, различные испытания нередк назывались тестами. Суть вопроса, разумеется, не в названиях, а принципиальных отличиях. Первое отличие состоит в том, что тест является научно обосн( ванным методом эмпирического исследования в психологии и в ря; других наук. Важная мысль К. Маркса о том, что одна экономическа эпоха отличается от другой не тем, что она производит, а тем, каки
STR.31 способом она это делает (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 191), Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|