Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 17 страница



Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



17 страница


стандартизованного самоотчета. Сюда относятся различные техники  

шкалирования, классифицирования, сравнения и тест-опросники. Вер-  

бальная форма подачи тестового материала порождает у испытуемого  

определенные встречные гипотезы о цели тестирования. Если ситуация  

диктует испытуемому .необходимость фальсификации ответов, то испы-  

туемый редко отказывается от этой возможности.  

Валидность - характеристика любых измерений, в том числе и  

физических. Специфические проблемы валидности, связанные с актив-  

ностью человека как объекта в психодиагностике, целесообразно обоз-  

начить особым образом - проблемы обеспечения <достоверности>.  

Психологические факторы, от которых зависит достоверность дан-  

ных самоотчета, условно можно сгруппировать в следующие классы.  

1. Факторы знания. У испытуемого может быть более или менее  

четкое представление о следующем: а) свойственно ли ему в действи-  

тельности или нет тестируемое поведенческое; проявление (с некото-  

рыми ситуациями, имплицитно подразумеваемыми в вопросе тест-  

опросника, испытуемый мог на практике никогда не встречаться: на-  

пример, утверждение <После выигрыша в спортлото Вы покупаете  

больше лотерейных билетов> подразумевает, что испытуемый, во-пер-  

вых, играет в спортлото и, во-вторых, выигрывает; б) что за лично-  

стное свойство скрывается у психолога за тем или иным конкретным  

поведением, описанным в суждении; в) как это свойство соотносится  

с общепринятыми моральными Формами и признаками социального  

успеха.  

2. Фактор <социальной желательности>. Обозначает тенденцию-  

испытуемого давать о себе социально одобряемую информацию. Сила  

этой тенденции зависит как от общей внеситуативной установки испы-  

туемого на морализацию <Я-образа> и социальную успешность,так и  

от того, насколько эту установку актуализирует сама ситуация тести-  

рования (диагностическая ситуация). Однако эта тенденция не будет  

давать систематического искажения, если испытуемые не смогут раз-  

гадать направленность опросника и связать диагностируемое свойство  

с тем или иным полюсом <социальной желательности>. Таким обра-  

зом, действие этого фактора до некоторой степени опосредовано дей-  

ствием фактора <знание>. Однако при диагностике личностных свойств>  

тесно связанных с психической <нормальностью> или <социальной  

успешностью>, фактор <социальной желательности ответа> обусловли-  

вает очень серьезные искажения.  

3. Факторы <индивидуальной тактики>. Здесь подразумевается дей-  

ствие <Я-концепции> (<Я> для себя) и <Я-образа> (<Я> для других)  

на ситуативную тактику исдытуемого в момент тестирования. Выпол-  

няя тест-опросник, испытуемый всегда находится в невольном диалоге  

с самим собой и в своих ответах на вопросы раскрывает себя не только  

для других, но и для себя самого. Испытуемый стремится подтвердить  

<Я-концепцию> или фальсифицировать определенный <Я-образ> с за-  

данными свойствами. Как правило, в ситуациях высокого социального  

риска <Я-образ> полностью доминирует: например, преступник при  

экспертизе стремится прежде всего предстать больным или неприспо-  

собленным к жизни, хотя в действительности ему было бы приятно  

думать о себе как о вполне адаптированном здоровом человеке. Точно  

так же склонны подчеркивать свои трудности и проблемы клиенты,  

обратившиеся за помощью к психологу-психотерапевту (чтобы вызвать  

к себе его повышенное внимание). В менее регламентированных ситуа-  

 

83  

 

STR.84  

циях, наоборот, может доминировать мотивация самопознания: в этом  

случае испытуемый невольно стремится подтвердить с помощью теста  

свои гипотезы о самом себе.  

Заслуживают внимания также особые формы отказа испытуемого  

от тестирования: позиционный стиль ответа (<соглашательство> или,  

наоборот, <отрицание>), случайные ответы. Для выявления подобных  

отказов обычно достаточно довольно простых мер: 1) для исключения  

влияния соглашательства (<отрицания>) применяются перечни с <пря-  

мыми> (ответ <верно> в пользу измеряемого свойства) и <обратными>  

(ответ <неверно> в пользу измеряемого свойства) пунктами. Кроме  

того,, производится подсчет баланса <подтверждающих> и <отвергаю-  

щих> ответов: если баланс резко нарушается, то протокол признается  

бракованным iЇ; 2) для выявления случайных ответов в большие пе-  

речни вводят вопросы-дубли (синонимические перефразы) или прямые  

повторы: если испытуемый слишком часто по-разному отвечает на оди-  

наковые вопросы, значит он применяет случайную тактику. Вводят  

также и крайне редкие утверждения, с которыми испытуемые, как пра-  

вило, соглашаются только по ошибке.  

Более изощренные методы требуются для борьбы с социальной  

желательностью. Здесь будут рассмотрены три наиболее часто ис-  

пользуемых варианта.  

1. Введение особых шкал <лжи> в диагностический вариант мето-  

дики. Они составляются из <вопросов-ловушек>: тот или иной ответ  

на эти вопросы явно предойределен социальной желательностью. Если  

испытуемый набирает слишком высокий балл по шкале лжи, его про-  

токол бракуется. Более тонкий вариант - введение шкал <коррек-  

ции> (например, в ММР1): получение определенного балла по этим  

шкалам вызывает внесение поправок к баллу по другим шкалам, скор-  

релированным со шкалой коррекции. Величина поправок определяется  

коэффициентом линейной регрессии (измеренным в нормативном экспе-  

рименте) между баллами, полученными по шкале коррекции и основ-  

ной диагностической шкале (шкале свойства).  

2. Устранение или сбалансирование <социальной желательности>  

с помощью использования инструкции на преднамеренную фальсифи-  

кацию результатов. Участникам пилотажных замеров кроме обычной  

инструкции дается дополнительная (во вторую очередь): <Заполните  

опросник от лица человека, желающего произвести самое благоприят-  

ное впечатление>. Затем производится отбор пунктов на основании  

того, насколько процент ответов на них отличается от 50 процентов  

(величина, ожидаемая для пунктов, являющихся нейтральными с точки  

зрения <социальной желательности>).  

В качестве меры желательности в данном случае можно восполь-  

зоваться следующим коэффициентом:  

 

g_N(+)-N(-y_W(+)-n .  

N(+)+N(-} п  

 

где N(+) - сумма ответов <верно> на данный пункт при инструкции  

на фальсификацию;  

N(-) -сумма ответов <неверно> в тех же условиях;  

п - численность испытуемых.  

 

Для грубой оценки значимости дисбаланса удобно использовать приближен-  

ный критерий хи-квадрат: =>п (см. (3.3.2)).  

 

84  

 

STR.85  

Значимость коэффициента приближенно оценивается по критерию  

<хи-квадрат> по формуле (3.2.13). В данном случае в правой части  

формулы вместо (р подставляется ..  

Поскольку инструкция на преднамеренную фальсификацию создает  

условия, в которых социальная желательность суждений акцентирует-  

ся, то значимыми следует считать такие высокие по модулю значения  

S, при которых мп. превышает теоретическое значение р. для  

квантиля р<0,001. Из таблицы для распределения <хи-квадрат> нахо-  

дим Хр.==10,83. Таким образом, при наличии выборки объемом  

50 человек 1гр.== 10,83/50 == 0,45. Это означает следующее: если на  

i-тый пункт более чем 36 испытуемых из 50 ответили <верно>, то его  

нужно отнести к положительному полюсу шкалы <социальной жела-  

тельности>, если менее, чем 14 ответили <верно>,-то к отрицательно-  

му полюсу. Такие пункты должны быть либо полностью исключены из  

опросника (что редко удается), либо число <положительных> и <отри-  

цательных> должно быть уравновешено.  

Таким образом могут быть отобраны и пункты для шкалы лжи.  

Суммарный балл по шкале лжи распределяется так, как показано на  

рис. 12. В качестве критерия разделения испытуемых на шкале лжи  

выбирается такая точка, которая позволяет минимизировать ошибки  

типа <пропуск> (зачисление <лживых> испытуемых в число <правди-  

вых>) и ошибки типа <ложная тревога> (зачисление <правдивых> в  

число <лживых>). Положение критической точки на шкале можно ме-  

нять в зависимости от баланса цены двух типов ошибок, в некото-  

рых случаях <пропуск> гораздо опаснее, чем <ложная тревога>.  

Фальсифицирующая инструкция используется также и для иссле-  

дования степени <скрытности-открытости> формулировок вопросов. На-  

 

Социальное  

вдодрение  

 

Критическая "Ламь  

точка  

 

Рис, 12, Смещение распределения  

тестовых баллов по шкале <лжи> к  

полюсу высоких значений Х при  

инструкции на выполнение тест-  

опросника с позиции <идеального>  

человека  

 

it Социальное  

порицание  

 

Рис. 13. Иллюстрация рассеяния  

векторов ti, изображающих пункты  

тест-опросника, в пространстве двух  

факторов - релевантного (<склон-  

ность к риску>) и иррелевантного  

(<социальная желательность>). Вы-  

ше и ниже пунктирных линий-об-  

ласти низкой достоверности  

 

пример, испытуемым дается инструкция на симуляцию высокой тре-  

вожности по опроснику MAS Ж. Тейлор. В этом случае, как это уже  

было показано, ответы на многие пункты значимо изменяются. Такие  

пункты являются слишком открытыми - они информируют испытуе-  

 

STR.86  

мого об измеряемом свойстве и позволяют ему вносить тенденциозные  

искажения в результаты в своих интересах.  

3. С распространением факторного анализа чаще стала приме-  

няться стратегия <балансирования социальной желательности>. При  

этом исследователь-психометрист задается целью обеспечить дискри-  

минативную валидность своего теста относительно шкалы <социальной  

желательности>. Это достигается с помощью факторного анализа  

корреляций между пунктами. Факторный анализ в применении к одно-  

мерному тест-опроснику, как правило, выделяет два фактора: относя-  

щийся к самому измеряемому свойству и относящийся к социальной  

желательности. На рис. 13 схематически представлено факторное про-  

странство для опросника <склонность к риску>.  

Каждый вопрос представлен вектором, задаваемым проекцией на  

релевантный фактор - <склонность к риску> и иррелевантный - <хо-  

роший - плохой> (желательный - порицаемый). Требование конвер-  

гентной валидности по отношению к измеряемому свойству формули-  

руется как требование к пунктам - иметь высокую проекцию (на-  

грузку) на горизонтальную ось (см. рис. 13). Дискриминативная ва  

лидность по отношению к социальной желательности - это требованы  

иметь пренебрежимо малую нагрузку на вертикальную ось. Очевидно  

имеются два способа устранить эффект социальной желательности: ли  

бо выкинуть все пункты, нагруженные фактором социальной желатель  

ности (выше или ниже пунктирной линии - (см. рис. 13)), либо урав  

новесить их количество на полюсах социальной желательности.  

Понятно, что при таком способе освобождения от социальной же  

лательности диагностическая шкала всегда оказывается так называв  

мой <бетта-шкалой>: в отличие от <альфа-шкал>, у которых максиму)  

желательности достигается на одном из полюсов, у <бетта-шкал> мак  

симум желательности достигается в <золотой середине>, т. е. лини  

регрессии желательности по <бетта-шкале> оказывается криволине1  

ной (рис. 14). Если мы применили такой метод к построению опросник  

<склонность к риску - осторожность>, то в результате наш диагн(  

стический конструкт автоматически становится <бетта-шкалой>: и слип  

ком высокая склонность к риску, и излишняя осторожность - одинаков  

нежелательны, тогда как оптимум лежит посередине между крайн<  

стями.  

Из перечисленных выше трех методов первый относится к от-cei  

испытуемых и требует введения в перечень вопросов для шкалы <лжи  

Методы .2 и 3 позволяют отобрать только такие пункты, которые обе  

почивают устранение социальной желательности. Но они, как правил  

трансформируют сам конструкт, который обязательно становится орт  

тональным (независимым) к социальной желательности. При необх  

димости диагностики свойств, обязательно коррелированных с жел  

тельностью, единственный метод состоит в применении шкал корре  

ции и корректирующих поправок, но и этот метод нельзя считать впо  

не надежным. Так что диагностика свойств, сопряженных с социальны  

желательностью, в ситуациях экспертизы всегда рискованна.  

С другой стороны, в ситуации, когда сам испытуемый заинтересов  

в точных результатах (<ситуация клиента>), психодиагност мож  

пользоваться опросниками, не опасаясь артефакта социальной жел  

тельности.  

Обычно в ходе практической проверки достоверности опросни  

психологу при обработке результатов пилотажного исследования щ  

ходится иметь дело с матрицей данных, подобной таблице, изображ<  

ной на рис. 15.  

 

STR.87  

Ключ по шкале <лжи> L изображен на рис. 15 в виде второго  

столбца - справа от столбца, содержащего ключ по основной диагно-  

стической шкале С. Если в строке fe+l зафиксированы баллы, под-  

считанные по основному ключу, то в строке fe+2 - баллы, подсчи-  

танные по ключу для шкалы <лжи>. Баллы Хь+ч отражают величину  

тенденции диссимуляции (социальной желательности) у данного испы-  

 

Социмьная  

меттельнисгль  

 

Рис. 14. Схематическая иллюстрация  

а-шкалы, связанной с фактором  

<социальной желательности> моно-  

тонной зависимостью, и Р-ткалы,  

связанной с этим фактором криво-  

линейно - с максимумом в области  

<золотой середины>  

 

Рис. li5. Схематическое представление  

таблицы <пункты <)Х испытуемые  

(S)>, вектора суммарных баллов Xi+i,  

вектора с баллами по шкале <лжи>  

X><>s, вектора С со значениями .ключа  

по основной шкале, вектора L с клю-  

чом по шкале лжи  

 

t, ff)i Rii . . 11 22 1n

P-Kl Kl КкпCKLK  

Чччг Xf  

 

Si, Si, ... Sn -" испытуемых  

tt, tj,---tn-к пунктов тесто  

 

туемого (низкие значения Х отражают тенденцию симуляции асо-  

циальности или агравации - отягощения психической дезадаптации).  

Для успешного использования шкалы <лжи> пункты, относящиеся  

к этой шкале (имеющие ненулевые значения. L), должны быть пере-  

метаны в тестовом буклете с пунктами-вопросами, тестирующими  

основное психическое свойство (в противном случае - если все они  

собраны вместе - достоверность искусственно возрастает).  

На рис. 15 легко видеть, что оценка достоверности пунктов дости-  

гается с помощью статистической процедуры, аналогичной процедуре  

измерения внутренней валидности пунктов (надежности-согласованно-  

сти - см. 3.2): если при измерении внутренней валидности следует  

прокоррелировать каждую строку 1, 2,..., К со строкой К+1, то при  

измерении достоверности следует прокоррелировать каждую строку  

1,2,..., К со строкой К+2 (подходят точечно-бисериальный или четы-  

рехклеточный коэффициенты корреляции). Наиболее высокие по мо-  

дулю значения корреляции должны быть получены в этом случае для  

пунктов, из которых составлена сама шкала <лжи> (это подтверждает  

ее консистентность, .дифференцирующую силу для данной выборки).  

Положительная значимая корреляция для r(ti,Xk+2) пункта из основ-  

ной шкалы СгО указывает на то, что данный пункт оказывается  

<прямым> по шкале социальной желательности; отрицательная значи-  

мая корреляция указывает на то, что данный пункт является <обрат-  

ным> по этой шкале. ;  

При подготовке особенно значимого психодиагностического обсле-  

 

STR.88  

дования, в котором надо принципиально исключить всякую возмож-  

ность преднамеренной фальсификации результатов, следует дополнить  

критерий оценки достоверности с помощью .особой шкалы <лжи> еще  

одним критерием, основанным на использовании <фальсифицирующей  

инструкции>. Для этого после обычной инструкции той же самой пило-  

тажной выборке психолог дает инструкцию: <А теперь снова выполните  

задание, но старайтесь описать себя так, чтобы выглядеть максимально  

благоприятно в глазах большинства других людей>. В результате при-  

менения такой инструкции психолог получает дополнительную таблицу,  

аналогичную таблице на рис. 15, только содержащую фальсифициро-  

ванные данные. В таком случае кроме подсчета очень грубого индекса  

<желательности> (3.3.2) у психолога возникает возможность поэлемент-  

ного сравнения ответов испытуемых на один и тот же вопрос в обыч-  

ной и <фальсифицированной> диагностической ситуации. Оче-  

видно, что недостоверным следует считать вопрос, ответы на который  

будут изменены в <фальсифицированной> ситуации в определенном  

систематическом направлении. Здесь пригодится простейший критерий  

значимости изменений, основанный на распределении <хи-квадрат>




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 603
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 1 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 15 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 14 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 13 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 12 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 11 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 10 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 9 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 7 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 6 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 5 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 4 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 3 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 2 страница
  • Белоусова Зинаида Игнатьевна » Социально-психологические проблемы девиантного поведения детей и подростков » 8 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 44 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 45 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 46 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 47 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 48 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 49 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 50 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 51 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 52 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 53 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 54 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 55 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 56 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 57 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 27 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь