Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированиястандартизованного самоотчета. Сюда относятся различные техники шкалирования, классифицирования, сравнения и тест-опросники. Вер- бальная форма подачи тестового материала порождает у испытуемого определенные встречные гипотезы о цели тестирования. Если ситуация диктует испытуемому .необходимость фальсификации ответов, то испы- туемый редко отказывается от этой возможности. Валидность - характеристика любых измерений, в том числе и физических. Специфические проблемы валидности, связанные с актив- ностью человека как объекта в психодиагностике, целесообразно обоз- начить особым образом - проблемы обеспечения <достоверности>. Психологические факторы, от которых зависит достоверность дан- ных самоотчета, условно можно сгруппировать в следующие классы. 1. Факторы знания. У испытуемого может быть более или менее четкое представление о следующем: а) свойственно ли ему в действи- тельности или нет тестируемое поведенческое; проявление (с некото- рыми ситуациями, имплицитно подразумеваемыми в вопросе тест- опросника, испытуемый мог на практике никогда не встречаться: на- пример, утверждение <После выигрыша в спортлото Вы покупаете больше лотерейных билетов> подразумевает, что испытуемый, во-пер- вых, играет в спортлото и, во-вторых, выигрывает; б) что за лично- стное свойство скрывается у психолога за тем или иным конкретным поведением, описанным в суждении; в) как это свойство соотносится с общепринятыми моральными Формами и признаками социального успеха. 2. Фактор <социальной желательности>. Обозначает тенденцию- испытуемого давать о себе социально одобряемую информацию. Сила этой тенденции зависит как от общей внеситуативной установки испы- туемого на морализацию <Я-образа> и социальную успешность,так и от того, насколько эту установку актуализирует сама ситуация тести- рования (диагностическая ситуация). Однако эта тенденция не будет давать систематического искажения, если испытуемые не смогут раз- гадать направленность опросника и связать диагностируемое свойство с тем или иным полюсом <социальной желательности>. Таким обра- зом, действие этого фактора до некоторой степени опосредовано дей- ствием фактора <знание>. Однако при диагностике личностных свойств> тесно связанных с психической <нормальностью> или <социальной успешностью>, фактор <социальной желательности ответа> обусловли- вает очень серьезные искажения. 3. Факторы <индивидуальной тактики>. Здесь подразумевается дей- ствие <Я-концепции> (<Я> для себя) и <Я-образа> (<Я> для других) на ситуативную тактику исдытуемого в момент тестирования. Выпол- няя тест-опросник, испытуемый всегда находится в невольном диалоге с самим собой и в своих ответах на вопросы раскрывает себя не только для других, но и для себя самого. Испытуемый стремится подтвердить <Я-концепцию> или фальсифицировать определенный <Я-образ> с за- данными свойствами. Как правило, в ситуациях высокого социального риска <Я-образ> полностью доминирует: например, преступник при экспертизе стремится прежде всего предстать больным или неприспо- собленным к жизни, хотя в действительности ему было бы приятно думать о себе как о вполне адаптированном здоровом человеке. Точно так же склонны подчеркивать свои трудности и проблемы клиенты, обратившиеся за помощью к психологу-психотерапевту (чтобы вызвать к себе его повышенное внимание). В менее регламентированных ситуа-
83
STR.84 циях, наоборот, может доминировать мотивация самопознания: в этом случае испытуемый невольно стремится подтвердить с помощью теста свои гипотезы о самом себе. Заслуживают внимания также особые формы отказа испытуемого от тестирования: позиционный стиль ответа (<соглашательство> или, наоборот, <отрицание>), случайные ответы. Для выявления подобных отказов обычно достаточно довольно простых мер: 1) для исключения влияния соглашательства (<отрицания>) применяются перечни с <пря- мыми> (ответ <верно> в пользу измеряемого свойства) и <обратными> (ответ <неверно> в пользу измеряемого свойства) пунктами. Кроме того,, производится подсчет баланса <подтверждающих> и <отвергаю- щих> ответов: если баланс резко нарушается, то протокол признается бракованным iЇ; 2) для выявления случайных ответов в большие пе- речни вводят вопросы-дубли (синонимические перефразы) или прямые повторы: если испытуемый слишком часто по-разному отвечает на оди- наковые вопросы, значит он применяет случайную тактику. Вводят также и крайне редкие утверждения, с которыми испытуемые, как пра- вило, соглашаются только по ошибке. Более изощренные методы требуются для борьбы с социальной желательностью. Здесь будут рассмотрены три наиболее часто ис- пользуемых варианта. 1. Введение особых шкал <лжи> в диагностический вариант мето- дики. Они составляются из <вопросов-ловушек>: тот или иной ответ на эти вопросы явно предойределен социальной желательностью. Если испытуемый набирает слишком высокий балл по шкале лжи, его про- токол бракуется. Более тонкий вариант - введение шкал <коррек- ции> (например, в ММР1): получение определенного балла по этим шкалам вызывает внесение поправок к баллу по другим шкалам, скор- релированным со шкалой коррекции. Величина поправок определяется коэффициентом линейной регрессии (измеренным в нормативном экспе- рименте) между баллами, полученными по шкале коррекции и основ- ной диагностической шкале (шкале свойства). 2. Устранение или сбалансирование <социальной желательности> с помощью использования инструкции на преднамеренную фальсифи- кацию результатов. Участникам пилотажных замеров кроме обычной инструкции дается дополнительная (во вторую очередь): <Заполните опросник от лица человека, желающего произвести самое благоприят- ное впечатление>. Затем производится отбор пунктов на основании того, насколько процент ответов на них отличается от 50 процентов (величина, ожидаемая для пунктов, являющихся нейтральными с точки зрения <социальной желательности>). В качестве меры желательности в данном случае можно восполь- зоваться следующим коэффициентом:
g_N(+)-N(-y_W(+)-n . N(+)+N(-} п
где N(+) - сумма ответов <верно> на данный пункт при инструкции на фальсификацию; N(-) -сумма ответов <неверно> в тех же условиях; п - численность испытуемых.
Для грубой оценки значимости дисбаланса удобно использовать приближен- ный критерий хи-квадрат: =>п (см. (3.3.2)).
84
STR.85 Значимость коэффициента приближенно оценивается по критерию <хи-квадрат> по формуле (3.2.13). В данном случае в правой части формулы вместо (р подставляется .. Поскольку инструкция на преднамеренную фальсификацию создает условия, в которых социальная желательность суждений акцентирует- ся, то значимыми следует считать такие высокие по модулю значения S, при которых мп. превышает теоретическое значение р. для квантиля р<0,001. Из таблицы для распределения <хи-квадрат> нахо- дим Хр.==10,83. Таким образом, при наличии выборки объемом 50 человек 1гр.== 10,83/50 == 0,45. Это означает следующее: если на i-тый пункт более чем 36 испытуемых из 50 ответили <верно>, то его нужно отнести к положительному полюсу шкалы <социальной жела- тельности>, если менее, чем 14 ответили <верно>,-то к отрицательно- му полюсу. Такие пункты должны быть либо полностью исключены из опросника (что редко удается), либо число <положительных> и <отри- цательных> должно быть уравновешено. Таким образом могут быть отобраны и пункты для шкалы лжи. Суммарный балл по шкале лжи распределяется так, как показано на рис. 12. В качестве критерия разделения испытуемых на шкале лжи выбирается такая точка, которая позволяет минимизировать ошибки типа <пропуск> (зачисление <лживых> испытуемых в число <правди- вых>) и ошибки типа <ложная тревога> (зачисление <правдивых> в число <лживых>). Положение критической точки на шкале можно ме- нять в зависимости от баланса цены двух типов ошибок, в некото- рых случаях <пропуск> гораздо опаснее, чем <ложная тревога>. Фальсифицирующая инструкция используется также и для иссле- дования степени <скрытности-открытости> формулировок вопросов. На-
Социальное вдодрение
Критическая "Ламь точка
Рис, 12, Смещение распределения тестовых баллов по шкале <лжи> к полюсу высоких значений Х при инструкции на выполнение тест- опросника с позиции <идеального> человека
it Социальное порицание
Рис. 13. Иллюстрация рассеяния векторов ti, изображающих пункты тест-опросника, в пространстве двух факторов - релевантного (<склон- ность к риску>) и иррелевантного (<социальная желательность>). Вы- ше и ниже пунктирных линий-об- ласти низкой достоверности
пример, испытуемым дается инструкция на симуляцию высокой тре- вожности по опроснику MAS Ж. Тейлор. В этом случае, как это уже было показано, ответы на многие пункты значимо изменяются. Такие пункты являются слишком открытыми - они информируют испытуе-
STR.86 мого об измеряемом свойстве и позволяют ему вносить тенденциозные искажения в результаты в своих интересах. 3. С распространением факторного анализа чаще стала приме- няться стратегия <балансирования социальной желательности>. При этом исследователь-психометрист задается целью обеспечить дискри- минативную валидность своего теста относительно шкалы <социальной желательности>. Это достигается с помощью факторного анализа корреляций между пунктами. Факторный анализ в применении к одно- мерному тест-опроснику, как правило, выделяет два фактора: относя- щийся к самому измеряемому свойству и относящийся к социальной желательности. На рис. 13 схематически представлено факторное про- странство для опросника <склонность к риску>. Каждый вопрос представлен вектором, задаваемым проекцией на релевантный фактор - <склонность к риску> и иррелевантный - <хо- роший - плохой> (желательный - порицаемый). Требование конвер- гентной валидности по отношению к измеряемому свойству формули- руется как требование к пунктам - иметь высокую проекцию (на- грузку) на горизонтальную ось (см. рис. 13). Дискриминативная ва лидность по отношению к социальной желательности - это требованы иметь пренебрежимо малую нагрузку на вертикальную ось. Очевидно имеются два способа устранить эффект социальной желательности: ли бо выкинуть все пункты, нагруженные фактором социальной желатель ности (выше или ниже пунктирной линии - (см. рис. 13)), либо урав новесить их количество на полюсах социальной желательности. Понятно, что при таком способе освобождения от социальной же лательности диагностическая шкала всегда оказывается так называв мой <бетта-шкалой>: в отличие от <альфа-шкал>, у которых максиму) желательности достигается на одном из полюсов, у <бетта-шкал> мак симум желательности достигается в <золотой середине>, т. е. лини регрессии желательности по <бетта-шкале> оказывается криволине1 ной (рис. 14). Если мы применили такой метод к построению опросник <склонность к риску - осторожность>, то в результате наш диагн( стический конструкт автоматически становится <бетта-шкалой>: и слип ком высокая склонность к риску, и излишняя осторожность - одинаков нежелательны, тогда как оптимум лежит посередине между крайн< стями. Из перечисленных выше трех методов первый относится к от-cei испытуемых и требует введения в перечень вопросов для шкалы <лжи Методы .2 и 3 позволяют отобрать только такие пункты, которые обе почивают устранение социальной желательности. Но они, как правил трансформируют сам конструкт, который обязательно становится орт тональным (независимым) к социальной желательности. При необх димости диагностики свойств, обязательно коррелированных с жел тельностью, единственный метод состоит в применении шкал корре ции и корректирующих поправок, но и этот метод нельзя считать впо не надежным. Так что диагностика свойств, сопряженных с социальны желательностью, в ситуациях экспертизы всегда рискованна. С другой стороны, в ситуации, когда сам испытуемый заинтересов в точных результатах (<ситуация клиента>), психодиагност мож пользоваться опросниками, не опасаясь артефакта социальной жел тельности. Обычно в ходе практической проверки достоверности опросни психологу при обработке результатов пилотажного исследования щ ходится иметь дело с матрицей данных, подобной таблице, изображ< ной на рис. 15.
STR.87 Ключ по шкале <лжи> L изображен на рис. 15 в виде второго столбца - справа от столбца, содержащего ключ по основной диагно- стической шкале С. Если в строке fe+l зафиксированы баллы, под- считанные по основному ключу, то в строке fe+2 - баллы, подсчи- танные по ключу для шкалы <лжи>. Баллы Хь+ч отражают величину тенденции диссимуляции (социальной желательности) у данного испы-
Социмьная меттельнисгль
Рис. 14. Схематическая иллюстрация а-шкалы, связанной с фактором <социальной желательности> моно- тонной зависимостью, и Р-ткалы, связанной с этим фактором криво- линейно - с максимумом в области <золотой середины>
Рис. li5. Схематическое представление таблицы <пункты <)Х испытуемые (S)>, вектора суммарных баллов Xi+i, вектора с баллами по шкале <лжи> X><>s, вектора С со значениями .ключа по основной шкале, вектора L с клю- чом по шкале лжи
t, ff)i Rii . . 11 22 1n P-Kl Kl КкпCKLK
Чччг Xf
Si, Si, ... Sn -" испытуемых
tt, tj,---tn-к пунктов тесто
туемого (низкие значения Х отражают тенденцию симуляции асо-
циальности или агравации - отягощения психической дезадаптации).
Для успешного использования шкалы <лжи> пункты, относящиеся
к этой шкале (имеющие ненулевые значения. L), должны быть пере-
метаны в тестовом буклете с пунктами-вопросами, тестирующими
основное психическое свойство (в противном случае - если все они
собраны вместе - достоверность искусственно возрастает).
На рис. 15 легко видеть, что оценка достоверности пунктов дости-
гается с помощью статистической процедуры, аналогичной процедуре
измерения внутренней валидности пунктов (надежности-согласованно-
сти - см. 3.2): если при измерении внутренней валидности следует
прокоррелировать каждую строку 1, 2,..., К со строкой К+1, то при
измерении достоверности следует прокоррелировать каждую строку
1,2,..., К со строкой К+2 (подходят точечно-бисериальный или четы-
рехклеточный коэффициенты корреляции). Наиболее высокие по мо-
дулю значения корреляции должны быть получены в этом случае для
пунктов, из которых составлена сама шкала <лжи> (это подтверждает
ее консистентность, .дифференцирующую силу для данной выборки).
Положительная значимая корреляция для r(ti,Xk+2) пункта из основ-
ной шкалы СгО указывает на то, что данный пункт оказывается
<прямым> по шкале социальной желательности; отрицательная значи-
мая корреляция указывает на то, что данный пункт является <обрат-
ным> по этой шкале. ;
При подготовке особенно значимого психодиагностического обсле-
STR.88
дования, в котором надо принципиально исключить всякую возмож-
ность преднамеренной фальсификации результатов, следует дополнить
критерий оценки достоверности с помощью .особой шкалы <лжи> еще
одним критерием, основанным на использовании <фальсифицирующей
инструкции>. Для этого после обычной инструкции той же самой пило-
тажной выборке психолог дает инструкцию: <А теперь снова выполните
задание, но старайтесь описать себя так, чтобы выглядеть максимально
благоприятно в глазах большинства других людей>. В результате при-
менения такой инструкции психолог получает дополнительную таблицу,
аналогичную таблице на рис. 15, только содержащую фальсифициро-
ванные данные. В таком случае кроме подсчета очень грубого индекса
<желательности> (3.3.2) у психолога возникает возможность поэлемент-
ного сравнения ответов испытуемых на один и тот же вопрос в обыч-
ной и <фальсифицированной> диагностической ситуации. Оче-
видно, что недостоверным следует считать вопрос, ответы на который
будут изменены в <фальсифицированной> ситуации в определенном
систематическом направлении. Здесь пригодится простейший критерий
значимости изменений, основанный на распределении <хи-квадрат> Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|