Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



10 страница


проективного метода можно рассматривать отказ от понятия проекции  

в виде объяснительной категории; примером такого подхода является  

концепция алперцептивного искажения Л. Беллака.  

Исходя из анализа фрейдовской концепции .проекции, Л. Беллак  

приходит к выводу о неадекватности использования этого понятия в це-  

лях обоснования проективного метода, так как оно не способно опи-  

сать и объяснить процессы, обусловл.ивающие проективное поведение;  

последнее должно быть рассмотрено в контексте проблемы <личность  

и восприятие> (Abt L., Bellak L., 1950). Основу категориальной систе-  

мы Л. Беллака составляет понятие <апперцепция>, понимаемая как  

процесс, посредством которого новый опыт ассимилируется и трансфор-  

мируется под воздействием следов прошлых восприятии. Термин <ап-  

перцепция> имеет принципиально иное содержание, чем в теории Мюр-  

рея, так как учитывает природу стимульных воздействий и описывает  

не <первичные> процессы, а собственно когнитивные.  

В дискуссии по оценке диагностической значимости проективных ме-  

тодик Р. Кэттелл занимал пессимистическую позицию (Cattell R.,  

1957). Проективные методики, по мнению Р. Кэттелла, характеризует  

крайне слабая научная обоснованность. Основные аргументы Кэттелла  

состоят в следующем:  

1) проективная психология оказалась неспособной четко сформули-  

ровать гипотезу о том, какие слои личности преимущественно отража-  

ются в показателях проективных тестов - открыто проявляющиеся,  

осоэна1ваемые или, напротив, бессознательные, скрытые;  

2) интерпретационные схемы не учитывают, что защитные механиз-  

мы - идентификация и .проекция - могут искажать восприятие про-  

ективных стимулов одновременно и притом в разных направлениях, так  

что апелляция к механизму проекции до того, как природа искажен-  

ного восприятия доказана, неправомерна. Например, испытуемый со  

скрытым гомосексуализмом может давать больше соответствующих  

ответов в ТАТ (при идентификации) или меньше, если действует ме-  

ханизм обратной проекции или формирования реакции;  

3) остается неясным вопрос о том, какие именно личностные пере-  

менные проецируются - влечения, бессознательные комплексы, дина-  

мические аффективные состояния, устойчивые мотивы.  

К этим аргументам, подтверждающим концептуальную слабость  

проективных методик, Р. Кэттелл считает нужным добавить упрек в  

низкой надежности и валидности проективных процедур. К сожалению,  

следует признать обоснованность критических замечаний Кэттелла, осо-  

еадосли оценивать проективные техники как психометрические инст-  

рументй~-йД1теетовые процедуры.  

БольшинствО-ароктивных методик, или проективных <техник>, как  

их иногда предпочитают~1гааыать, не являются, то-видимому, тестами  

в узком понимании этого терминЭ-Сомано одному из принятых опре-  

делений <психологический тест - это станйартиаощшный инструмент,  

предназначенный для объективного измерения одногомшолее аспек-  

тов целостной личности через вербальные или невербальн3е~хтбвацы_  

ответов или другие виды поведения> (Freeman F., 1971). Исходя из это-  

го определения, наиболее существенными признаками тестов являются:  

1) стандартизованность предъявления и обработки результатов;  

2) независимость результатов от влияния эксперимеитальной ситу-  

ации и личности психолога;  

3) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными, т. е. по-  

лученными в тех же условиях в достаточно репрезентативной группе.  

 

45  

 

STR.46  

В настоящее время далеко не все проективные методики и не в рав-  

ной степени удовлетворяют выделенным критериям. Так, общепринятым  

является мнение о недостаточной объективности проективной техники.  

При этом ссылаются на многочисленные наблюдения и эксперименты,.  

доказывающие влияние на тестовые результаты таких факторов, как  

пол экспериментатора, ситуативные условия и переживания испытуемо-  

го, атмосфера исследования (Abt L" Bellak L., 1950; Draguns J.,Ha-  

ley E" Philips L., 1968; Freeman F., 1971). Для целого ряда проектив-  

ных методик отсутствуют нормативные данные; более того, некоторых  

ми исследователями оспаривается принципиальная возможность их су-  

ществования для подобного рода <идеографических> методов. Чрезвы-  

чайно важным и до сих пор дискуссионным остается вопрос о стандар-  

тизованности проективных методик. Остановимся на нем подробнее..  

В отлич-ие от тестов интеллекта или способностей при проективном  

испытании практически невозможно полностью унифицировать и стан-  

дартизовать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже  

и саму процедуру исследования. Ведь совершенно различие поведение  

экспериментатора с робким, чувствительным, уязвимым или спокойным,.  

уверенным субъектом, с таким, который открыт, активно ищет помо-  

щи, или с тем, кто <защищается> при малейших попытках проник-  

нуть в его внутренний мир. Хотя в любом капитальном руководстве и  

описываются наиболее распространенные стратегии поведения экспери-  

ментатора, они, конечно же, не охватывают всего многообразия кон-  

кретных случаев. К тому же жесткая формализация и стандартизация,  

как указывают ряд исследователей, противоречила бы самому духу про-  

ективной техники и была бы не оправдана.  

Сошлемся в связи с этим на высказывание Лоуренса Фрэнка, од-  

ного из крупнейших теоретиков в этой области: <...нельзя надеяться, что  

стандартизованная процедура сможет широко осветить личность как  

уникальную индивидуальность. Она также не сможет способствовать  

проникновению в динамические процессы личности> (цит. по: Бом Э.,  

1978). И тем не менее исследования по стандартизации проективных  

методик необходимы, так как без них затруднительна оценка валидно-  

сти и надежности последних.  

Анализируя обширную и весьма противоречивую литературу, мож-  

но заключить, что согласно традиционным способам оценки проектив-  

ные методики имеют средние показатели валидности и надежности  

(Гильбух Ю. 3., 1978; Freeman F., 1971; Sechrest L., 1968). Подобный  

вывод может объясняться, однако, и тем, что критерии валидности к  

надежности, разработанные для традиционных тестов, вообще неприме  

нимы в данном случае. Учитывая потребности практики, а также тн  

денции развития исследовательского инструментария современной пси  

хологии, можно, по-видимому, трогнозировать постепенное сближены  

проективных методик с тестами. Работа D этом направлении, .еслио  

будет выполняться совместно коалифицированными клиничсктипси  

хологами и специалистами в психометрике, позвлит-расширить сфер  

применения пр_оек1ивных методик и сделает их достоянием широког  

"круре-яселгдовелей.  

 

2.3. ИЗ ИСТОРИИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА КАК ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ  

ПРОЦЕДУРЫ  

 

В современной отечественной психодиагностике контент-анализ, в(  

обще качественно-количественное изучение документов, .применяете  

крайне редко по сравнению со всевозможными тестами, проективш  

 

46  

 

STR.47  

ми методиками, опросниками. В то же время в истор.ии развития ме-  

тода изучения документов имеется довольно разнообразный опыт его  

использования для психодиагностических целей.  

Начиная с 20-х годов нашего века, в социолог.ии и психологии по-  

мимо интуитивно-качественйого подхода в изучении документов все  

чаще стали применяться количественные методы. Следует заметить,  

что документы в социальных науках понимаются достаточно широко,  

к ним, как показывает .исследовательская практика, относятся офици-  

альная и личная документация в собственном смысле слова, в том чис-  

ле письма, автобиографии, дневники, фотографии и т. п" материалы  

массовой коммуникации, литературы и искусства и т. д.  

В СССР еще в 20-х годах количественные методы при изучении до-  

кументов использовали психологи И. А. Рыбников, И. Н. Шстильрейн,  

П. П. Блонский, социолог В. А. Кузьмичев и др.  

В США тогда же квантификацию в исследования материалов мас-  

совой коммуникации вводили М. Уилли, Г. Лассуэлл и другие. В 40-  

50-е годы в США формируется специальный междисциплинарный ме-  

тод изучения документов - контент== анализ (content analysis).  

Позднее он проникает в европейские страны. В нашей стране с конца  

<60-х годов этот метод также получает распространение в социологи-  

ческих и социально-психологических исследованиях (подробнее  

-см.: Семенов В. Е., 1983).  

Сущность контент-анализа заключается в систематической надеж-  

ной фиксации заданных единиц изучаемого содержания и в .их кван-  

тификации. Делаться это может в самых 1разнообразных целях в рус-  

ле той или иной концептуальной схемы или теории, в том числе и для  

нужд псходиагностики, для исследования межличностных и меж-  

групповых различий и специфики, их динамики во времени. Остано-  

вимся на исследовательском опыте качественно-количественного из-  

учения документов, либо имеющем прямое отношение к традиционной  

психодиагностике, а также к социально-шсихологической диагностике,  

либо близком к психодиагностическому опыту.  

Качественно-количественный анализ содержания в 20-е годы .ис-  

пользовал в своих работах известный русский советский исследова-  

тель биографических материалов Н. А. Рыбников, который, в частно-  

сти, рассматривал автобиографии как психологические документы,  

документирующие личность и ее историю. Он разделял автобиогра-  

фии <а спонтанные и провоцированные, понимая под последними при-  

ем побуждения испытуемого говорить о себе, причем говорить по оп-  

ределенному плану. Такой прием, по мнению Н. А. Рыбникова, <гаран-  

тирует однообразие собираемого материала, что имеет огромные пре-  

имущества, давая возможность сравнивать, объединять, обобщать со-  

бираемые факты и т. д.> (Рыбников Н. А., 1930, с. 40). Подобным  

образом им были, например, проанализированы более 500 автобиогра-  

фических сочинений детей рабочих, написанных в 1926-1928 гг. При  

этом .исследователь предлагал школьникам описать свою жизнь, да-  

вая тему: <Как я живу теперь>. В ходе анализа сочинений, в частно-  

сти, прослеживалось, как распределяются положительные и отрица-  

тельные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста  

и пола.  

Автор делает вывод, что в среднем девочки дают более высокий  

процент положительных оценок, но этот перевес над мальчиками у  

них приходится на младшие группы. В старших же группах они усту-  

пают мальчикам. Причиной этого является возрастание нагрузки по  

работе в семье у девочек старшего возраста.  

 

47  

 

STR.48  

Далее Н. А. Рыбников анализирует <мотивы того или иного собы-  

тия, мотивы общего жизненного процесса, встречающиеся в детских  

автобиографиях>. Эти мотивы он разбивает на три группы: матери-  

альные, психологические и неопределенные. Чаще всего встречаются  

мотивы материального характера (53%), мотивы психологического  

характера дает около одной трети ребят (31%). Исследователь отме-  

чает, что <хорошее житье чаще всего мотивируется причинами психо-  

логического характера (67% против 25%); наоборот, плохое житье-  

бытье вдвое чаще обосновывается мотивами материального характеры  

(31% против 16%)>. Автор также констатирует, что большинство дет  

ских высказываний носит описательный характер, таковых высказы  

ваний встречается 63,7% (<учусь в школе, хожу гулять на улицу, иг  

раю с товарищами> и т. д.) (Рыбников Н. А., 1930, с. 42).  

Н. А. Рыбников не ограничивается только анализом документом  

<Поскольку детские жизнеописания носят по преимуществу фактиче  

ский характер, представляется возможным сравнить их с фактически]  

времяпрепровождением ребенка. Одновременно с собиранием детски  

жизнеописаний мы вели собирания бюджета времени ребенка. Эт  

сравнение объективных данных о бюджете времени с субъективны  

описанием времяпрепровождения показывает, что целый ряд моме;  

тов, как неинтересных и неважных, ребята совершенно обходят, др  

гие, наоборот, оттеняют. Так, школа и все связанное с ней оказывае  

ся особенно действенной для ребенка, она занимает 39% его высказ1  

ваний, тогда как в бюджете времени ее удельный вес не так вели)  

(РыбниковН. А., 1930).  

Применял количественный анализ документов и крупный психол  

П. П. Блонский, который проанализировал 190 собранных им <перв1  

воспоминаний> учителей и студентов, а также 83 письменные рабо  

школьников (в основном II-13 лет) на тему <Мое самое раннее в(  

поминание детства>, в целях выявления характера "первых воспомш  

ний (Блонский П. П" 1930).  

Исследователь делает вывод, что содержанием 68% воспоминай  

взрослых и 74% воспоминаний школьников является несчастье. <1  

счастье и страх - таковы основные мнемонические факторы>, что П]  

тиворечит фрейдовской теории забывания как вытеснения непри  

ного. Как видим, простой количественный анализ содержания поз  

лил П. П. Блонскому сделать весьма важное заключение. Однако п  

цедура этого анализа, как и у Н. А. Рыбникова, не была изложе  

При этом вопросы процедуры и надежности полученных данных в з  

чительной мере снимаются тем, что все исследование, включая ci  

первичной информации, в те годы обычно проводил сам исследс  

тель, крупный ученый, подобный П. П. Блонскому или Н. А. РыС  

кову. Тем не менее качественно-количественное изучение содержа  

документов, проводимое в 20-х годах в нашей стране, в целом HCJ  

назвать безусловно строгим. Таковым оно тогда и не могло еще б  

в силу объективного положения в эмпирических социальных иссл  

ваниях, методология которых только начинала складываться.  

Тогда же в социолого-журналистских целях В. А. Кузьмичев  

вел тематический анализ 12 еженедельных советских газет, испол  

вав ту же группировку содержания, что и известный исследова  

американской прессы тех лет М. Уилли: <1) политика, 2) эконом  

3) культура, 4) сенсации (уголовщина, разоблачения и т.  

5) спорт, 6) персоналии (об отдельных людях и т. д.), 7) мнения  

дакционные статьи, карикатуры), 8) просто интересный материал,  

развлечения, 9) журнальный материал (рассказы, моды, кулинг  

 

STR.49  

фотография и т. д.), 10) смесь> (Кузьмичев В. А., 1930, с. 37-38).  

Как видим, в этом случае своеобразная пиходиагностика осуществля-  

ется уже на уровне общественного сознания в различных социальных  

системах.  

Данные, полученные автором, показывают, что в советских газетах  

на первых местах находятся темы экономики и политики, а в амери-  

канских - журнальный материал и персоналии. Это красноречиво  

свидетельствует о различиях в направленности советских и американ-  

ских еженедельников. Как пишет В. А. Кузьмичев, <важнейшие для  

воспитания широких масс материалы (политика и экономика) в аме-  

риканской газете отходят на задний план перед оглушающим, развле-  

кающим читателя материалом (сенсации, моды, описание отдельных  

персон и т. д.)> (Кузьмичев В. А., 1930).  

В качестве примера более позднего медико-психодиагностического  

изучения документов моно привести тематический анализ содержа-  

ния 4000 записанных сновидений здоровых и больных людей, который-  

осуществлялся В. Н. Касаткиным на протяжении 30-50-х годов (Ка-  

саткин В. Н., 1967). При этом учитывались основные особенности ка-  

честви условий жизни людей, сновидения которых Изучались: возраст>  

пол, образование, специальность, состояние здоровья, семейное поло-  

жение, родной язык и владение другими языками, местожительство,  

биографические сведения, дата, содержание дня, предшествующего  

сновидению, и состояние испытуемого при пробуждении.  

Автор, в частности, нашел, что в <сновидениях взрослых людей  

встречались элементы, связанные с работой, трудовой деятельностью  

(специальностью), в 62,5% всех сновидений; элементы быта, как-то:  

жилище, одежда, пища и т. п. - в 41,4% всех сновидений; элементы,.  

связанные со здоровьем, - в 44,3%; эпизоды из семейной жизни -  

в 38,6%, сексуальные - в 8,0% всех сновидений> (Касаткин В. Н."  

1967). Эти и другие данные позволили автору оспаривать фрейдист-  

скую теорию сновидений.  

Американскими исследователями с 40-х годов контент-анализ ста  

использоваться и для определения психологических осо.бенностей, пси-  

хических состояний личности и групп. Например, психологическую  

структуру отдельной конкретной личности на основе анализа коллек-  

ции личностных документов исследовали Г. Оллпорт (Allport G."




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 845
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 1 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 12 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 11 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 10 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 9 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 8 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 7 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 6 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 5 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 4 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 3 страница
  • Рекомендации по оптимизации развития личности и группы » 2 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 23 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 42 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 24 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 25 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 26 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 27 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 34 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 35 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 36 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 37 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 38 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 39 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь