|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированияпроективного метода можно рассматривать отказ от понятия проекции в виде объяснительной категории; примером такого подхода является концепция алперцептивного искажения Л. Беллака. Исходя из анализа фрейдовской концепции .проекции, Л. Беллак приходит к выводу о неадекватности использования этого понятия в це- лях обоснования проективного метода, так как оно не способно опи- сать и объяснить процессы, обусловл.ивающие проективное поведение; последнее должно быть рассмотрено в контексте проблемы <личность и восприятие> (Abt L., Bellak L., 1950). Основу категориальной систе- мы Л. Беллака составляет понятие <апперцепция>, понимаемая как процесс, посредством которого новый опыт ассимилируется и трансфор- мируется под воздействием следов прошлых восприятии. Термин <ап- перцепция> имеет принципиально иное содержание, чем в теории Мюр- рея, так как учитывает природу стимульных воздействий и описывает не <первичные> процессы, а собственно когнитивные. В дискуссии по оценке диагностической значимости проективных ме- тодик Р. Кэттелл занимал пессимистическую позицию (Cattell R., 1957). Проективные методики, по мнению Р. Кэттелла, характеризует крайне слабая научная обоснованность. Основные аргументы Кэттелла состоят в следующем: 1) проективная психология оказалась неспособной четко сформули- ровать гипотезу о том, какие слои личности преимущественно отража- ются в показателях проективных тестов - открыто проявляющиеся, осоэна1ваемые или, напротив, бессознательные, скрытые; 2) интерпретационные схемы не учитывают, что защитные механиз- мы - идентификация и .проекция - могут искажать восприятие про- ективных стимулов одновременно и притом в разных направлениях, так что апелляция к механизму проекции до того, как природа искажен- ного восприятия доказана, неправомерна. Например, испытуемый со скрытым гомосексуализмом может давать больше соответствующих ответов в ТАТ (при идентификации) или меньше, если действует ме- ханизм обратной проекции или формирования реакции; 3) остается неясным вопрос о том, какие именно личностные пере- менные проецируются - влечения, бессознательные комплексы, дина- мические аффективные состояния, устойчивые мотивы. К этим аргументам, подтверждающим концептуальную слабость проективных методик, Р. Кэттелл считает нужным добавить упрек в низкой надежности и валидности проективных процедур. К сожалению, следует признать обоснованность критических замечаний Кэттелла, осо- еадосли оценивать проективные техники как психометрические инст- рументй~-йД1теетовые процедуры. БольшинствО-ароктивных методик, или проективных <техник>, как их иногда предпочитают~1гааыать, не являются, то-видимому, тестами в узком понимании этого терминЭ-Сомано одному из принятых опре- делений <психологический тест - это станйартиаощшный инструмент, предназначенный для объективного измерения одногомшолее аспек- тов целостной личности через вербальные или невербальн3е~хтбвацы_ ответов или другие виды поведения> (Freeman F., 1971). Исходя из это- го определения, наиболее существенными признаками тестов являются: 1) стандартизованность предъявления и обработки результатов; 2) независимость результатов от влияния эксперимеитальной ситу- ации и личности психолога; 3) сопоставимость индивидуальных данных с нормативными, т. е. по- лученными в тех же условиях в достаточно репрезентативной группе.
45
STR.46 В настоящее время далеко не все проективные методики и не в рав- ной степени удовлетворяют выделенным критериям. Так, общепринятым является мнение о недостаточной объективности проективной техники. При этом ссылаются на многочисленные наблюдения и эксперименты,. доказывающие влияние на тестовые результаты таких факторов, как пол экспериментатора, ситуативные условия и переживания испытуемо- го, атмосфера исследования (Abt L" Bellak L., 1950; Draguns J.,Ha- ley E" Philips L., 1968; Freeman F., 1971). Для целого ряда проектив- ных методик отсутствуют нормативные данные; более того, некоторых ми исследователями оспаривается принципиальная возможность их су- ществования для подобного рода <идеографических> методов. Чрезвы- чайно важным и до сих пор дискуссионным остается вопрос о стандар- тизованности проективных методик. Остановимся на нем подробнее.. В отлич-ие от тестов интеллекта или способностей при проективном испытании практически невозможно полностью унифицировать и стан- дартизовать не только анализ и интерпретацию результатов, но даже и саму процедуру исследования. Ведь совершенно различие поведение экспериментатора с робким, чувствительным, уязвимым или спокойным,. уверенным субъектом, с таким, который открыт, активно ищет помо- щи, или с тем, кто <защищается> при малейших попытках проник- нуть в его внутренний мир. Хотя в любом капитальном руководстве и описываются наиболее распространенные стратегии поведения экспери- ментатора, они, конечно же, не охватывают всего многообразия кон- кретных случаев. К тому же жесткая формализация и стандартизация, как указывают ряд исследователей, противоречила бы самому духу про- ективной техники и была бы не оправдана. Сошлемся в связи с этим на высказывание Лоуренса Фрэнка, од- ного из крупнейших теоретиков в этой области: <...нельзя надеяться, что стандартизованная процедура сможет широко осветить личность как уникальную индивидуальность. Она также не сможет способствовать проникновению в динамические процессы личности> (цит. по: Бом Э., 1978). И тем не менее исследования по стандартизации проективных методик необходимы, так как без них затруднительна оценка валидно- сти и надежности последних. Анализируя обширную и весьма противоречивую литературу, мож- но заключить, что согласно традиционным способам оценки проектив- ные методики имеют средние показатели валидности и надежности (Гильбух Ю. 3., 1978; Freeman F., 1971; Sechrest L., 1968). Подобный вывод может объясняться, однако, и тем, что критерии валидности к надежности, разработанные для традиционных тестов, вообще неприме нимы в данном случае. Учитывая потребности практики, а также тн денции развития исследовательского инструментария современной пси хологии, можно, по-видимому, трогнозировать постепенное сближены проективных методик с тестами. Работа D этом направлении, .еслио будет выполняться совместно коалифицированными клиничсктипси хологами и специалистами в психометрике, позвлит-расширить сфер применения пр_оек1ивных методик и сделает их достоянием широког "круре-яселгдовелей.
2.3. ИЗ ИСТОРИИ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА КАК ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ПРОЦЕДУРЫ
В современной отечественной психодиагностике контент-анализ, в( обще качественно-количественное изучение документов, .применяете крайне редко по сравнению со всевозможными тестами, проективш
46
STR.47 ми методиками, опросниками. В то же время в истор.ии развития ме- тода изучения документов имеется довольно разнообразный опыт его использования для психодиагностических целей. Начиная с 20-х годов нашего века, в социолог.ии и психологии по- мимо интуитивно-качественйого подхода в изучении документов все чаще стали применяться количественные методы. Следует заметить, что документы в социальных науках понимаются достаточно широко, к ним, как показывает .исследовательская практика, относятся офици- альная и личная документация в собственном смысле слова, в том чис- ле письма, автобиографии, дневники, фотографии и т. п" материалы массовой коммуникации, литературы и искусства и т. д. В СССР еще в 20-х годах количественные методы при изучении до- кументов использовали психологи И. А. Рыбников, И. Н. Шстильрейн, П. П. Блонский, социолог В. А. Кузьмичев и др. В США тогда же квантификацию в исследования материалов мас- совой коммуникации вводили М. Уилли, Г. Лассуэлл и другие. В 40- 50-е годы в США формируется специальный междисциплинарный ме- тод изучения документов - контент== анализ (content analysis). Позднее он проникает в европейские страны. В нашей стране с конца <60-х годов этот метод также получает распространение в социологи- ческих и социально-психологических исследованиях (подробнее -см.: Семенов В. Е., 1983). Сущность контент-анализа заключается в систематической надеж- ной фиксации заданных единиц изучаемого содержания и в .их кван- тификации. Делаться это может в самых 1разнообразных целях в рус- ле той или иной концептуальной схемы или теории, в том числе и для нужд псходиагностики, для исследования межличностных и меж- групповых различий и специфики, их динамики во времени. Остано- вимся на исследовательском опыте качественно-количественного из- учения документов, либо имеющем прямое отношение к традиционной психодиагностике, а также к социально-шсихологической диагностике, либо близком к психодиагностическому опыту. Качественно-количественный анализ содержания в 20-е годы .ис- пользовал в своих работах известный русский советский исследова- тель биографических материалов Н. А. Рыбников, который, в частно- сти, рассматривал автобиографии как психологические документы, документирующие личность и ее историю. Он разделял автобиогра- фии <а спонтанные и провоцированные, понимая под последними при- ем побуждения испытуемого говорить о себе, причем говорить по оп- ределенному плану. Такой прием, по мнению Н. А. Рыбникова, <гаран- тирует однообразие собираемого материала, что имеет огромные пре- имущества, давая возможность сравнивать, объединять, обобщать со- бираемые факты и т. д.> (Рыбников Н. А., 1930, с. 40). Подобным образом им были, например, проанализированы более 500 автобиогра- фических сочинений детей рабочих, написанных в 1926-1928 гг. При этом .исследователь предлагал школьникам описать свою жизнь, да- вая тему: <Как я живу теперь>. В ходе анализа сочинений, в частно- сти, прослеживалось, как распределяются положительные и отрица- тельные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола. Автор делает вывод, что в среднем девочки дают более высокий процент положительных оценок, но этот перевес над мальчиками у них приходится на младшие группы. В старших же группах они усту- пают мальчикам. Причиной этого является возрастание нагрузки по работе в семье у девочек старшего возраста.
47
STR.48 Далее Н. А. Рыбников анализирует <мотивы того или иного собы- тия, мотивы общего жизненного процесса, встречающиеся в детских автобиографиях>. Эти мотивы он разбивает на три группы: матери- альные, психологические и неопределенные. Чаще всего встречаются мотивы материального характера (53%), мотивы психологического характера дает около одной трети ребят (31%). Исследователь отме- чает, что <хорошее житье чаще всего мотивируется причинами психо- логического характера (67% против 25%); наоборот, плохое житье- бытье вдвое чаще обосновывается мотивами материального характеры (31% против 16%)>. Автор также констатирует, что большинство дет ских высказываний носит описательный характер, таковых высказы ваний встречается 63,7% (<учусь в школе, хожу гулять на улицу, иг раю с товарищами> и т. д.) (Рыбников Н. А., 1930, с. 42). Н. А. Рыбников не ограничивается только анализом документом <Поскольку детские жизнеописания носят по преимуществу фактиче ский характер, представляется возможным сравнить их с фактически] времяпрепровождением ребенка. Одновременно с собиранием детски жизнеописаний мы вели собирания бюджета времени ребенка. Эт сравнение объективных данных о бюджете времени с субъективны описанием времяпрепровождения показывает, что целый ряд моме; тов, как неинтересных и неважных, ребята совершенно обходят, др гие, наоборот, оттеняют. Так, школа и все связанное с ней оказывае ся особенно действенной для ребенка, она занимает 39% его высказ1 ваний, тогда как в бюджете времени ее удельный вес не так вели) (РыбниковН. А., 1930). Применял количественный анализ документов и крупный психол П. П. Блонский, который проанализировал 190 собранных им <перв1 воспоминаний> учителей и студентов, а также 83 письменные рабо школьников (в основном II-13 лет) на тему <Мое самое раннее в( поминание детства>, в целях выявления характера "первых воспомш ний (Блонский П. П" 1930). Исследователь делает вывод, что содержанием 68% воспоминай взрослых и 74% воспоминаний школьников является несчастье. <1 счастье и страх - таковы основные мнемонические факторы>, что П] тиворечит фрейдовской теории забывания как вытеснения непри ного. Как видим, простой количественный анализ содержания поз лил П. П. Блонскому сделать весьма важное заключение. Однако п цедура этого анализа, как и у Н. А. Рыбникова, не была изложе При этом вопросы процедуры и надежности полученных данных в з чительной мере снимаются тем, что все исследование, включая ci первичной информации, в те годы обычно проводил сам исследс тель, крупный ученый, подобный П. П. Блонскому или Н. А. РыС кову. Тем не менее качественно-количественное изучение содержа документов, проводимое в 20-х годах в нашей стране, в целом HCJ назвать безусловно строгим. Таковым оно тогда и не могло еще б в силу объективного положения в эмпирических социальных иссл ваниях, методология которых только начинала складываться. Тогда же в социолого-журналистских целях В. А. Кузьмичев вел тематический анализ 12 еженедельных советских газет, испол вав ту же группировку содержания, что и известный исследова американской прессы тех лет М. Уилли: <1) политика, 2) эконом 3) культура, 4) сенсации (уголовщина, разоблачения и т. 5) спорт, 6) персоналии (об отдельных людях и т. д.), 7) мнения дакционные статьи, карикатуры), 8) просто интересный материал, развлечения, 9) журнальный материал (рассказы, моды, кулинг
STR.49 фотография и т. д.), 10) смесь> (Кузьмичев В. А., 1930, с. 37-38). Как видим, в этом случае своеобразная пиходиагностика осуществля- ется уже на уровне общественного сознания в различных социальных системах. Данные, полученные автором, показывают, что в советских газетах на первых местах находятся темы экономики и политики, а в амери- канских - журнальный материал и персоналии. Это красноречиво свидетельствует о различиях в направленности советских и американ- ских еженедельников. Как пишет В. А. Кузьмичев, <важнейшие для воспитания широких масс материалы (политика и экономика) в аме- риканской газете отходят на задний план перед оглушающим, развле- кающим читателя материалом (сенсации, моды, описание отдельных персон и т. д.)> (Кузьмичев В. А., 1930). В качестве примера более позднего медико-психодиагностического изучения документов моно привести тематический анализ содержа- ния 4000 записанных сновидений здоровых и больных людей, который- осуществлялся В. Н. Касаткиным на протяжении 30-50-х годов (Ка- саткин В. Н., 1967). При этом учитывались основные особенности ка- честви условий жизни людей, сновидения которых Изучались: возраст> пол, образование, специальность, состояние здоровья, семейное поло- жение, родной язык и владение другими языками, местожительство, биографические сведения, дата, содержание дня, предшествующего сновидению, и состояние испытуемого при пробуждении. Автор, в частности, нашел, что в <сновидениях взрослых людей встречались элементы, связанные с работой, трудовой деятельностью (специальностью), в 62,5% всех сновидений; элементы быта, как-то: жилище, одежда, пища и т. п. - в 41,4% всех сновидений; элементы,. связанные со здоровьем, - в 44,3%; эпизоды из семейной жизни - в 38,6%, сексуальные - в 8,0% всех сновидений> (Касаткин В. Н." 1967). Эти и другие данные позволили автору оспаривать фрейдист- скую теорию сновидений. Американскими исследователями с 40-х годов контент-анализ ста использоваться и для определения психологических осо.бенностей, пси- хических состояний личности и групп. Например, психологическую структуру отдельной конкретной личности на основе анализа коллек- ции личностных документов исследовали Г. Оллпорт (Allport G." Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|