|
Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультированияметодическую работу, анализируя по собранным данным эффектив- ность применения методики в заданной области. Ведение такой науч- но-методической работы входит в основной круг обязанностей психолога, работающего и в исследовательских, и в практических учреждениях. В этой работе психолог поддерживает оперативные кон- такты с головной методической организацией, передавая ей копии про- токолов (для накопления банков данных) и получая инструктивные методические материалы; е) психолог обеспечивает тщательное соблюдение всех требований для проведения стандартных методик обследования. Подсчет баллов, интерпретация, прогноз делаются в строгом соответствии с методиче- скими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стан- дарта в использовании методики, принятого на определенный период. Все рекламации и предложения по использованию методики психолог направляет в методический центр и требует их учета при очередном пересмотре методики; i , ж) психолог обеспечивает конфиденциальность психодиагностиче- ской информации, полученной от испытуемого на основе <личного доверия>. Психолог обязательно предупреждает испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты. Психолог не имеет права скрывать от испытуемого то, какие решения могут бьпь выне- сены на основе психологической диагностики; з) психолог хранит профессиональную тайну: не передает лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктив-
STR.22 ных материалов, не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики, на котором ос- нована его валидность. и) психолог обязательно рассматривает наряду с наиболее веро- ятной и альтернативную диагностическую гипотезу (интерпретацию> данных), применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу <презумпции невиновности> в судопроизводстве; к) психолог сообщает в региональные или центральные органы Общества психологов о всех замеченных им где-либо нарушениях: нормативных (процедурных и этических) принципов психодиагностики. Психолог уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтич- ному применению психодиагностики.
1.5.3. Использование методик специалистами-смежниками
Отдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснованные- методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты в смежных с психологией областях: учи теля, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр. При этом спе- циалист-пользователь должен: а) предварительно проконсультироваться с психологами, работаю- щими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных йадач. При нали- чии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться имен- но аттестованными методиками; б) если психологи предупреждают пользователя о том, что пра- вильное использование методики требует общих знаний о психодиаг- ностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению пскходнаг- ностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики. в) пользователь, получающий доступ к <п-методикам>, автомати- чески берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны; г) пользователь следует всем этическим нормативам в проведения обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам он так же, как психолог, не имеет права злоупотреблять доверием i обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использован; информация; д) методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструк цией, необходимыми показателями надежности и валидности, требук щие параллельного использования высокопрофессиональных экспер ных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологам] е) любой пользователь методик (тестов) содействует психологам соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает мер для предотвращения некорректного использования методик. Все приведенные требования находятся в соответствии с междун родными профессионально-этическими стандартами, принятыми в р боте психологов. Основные идеи этих стандартов могут быть крат] сформулированы в виде следующих принципов: 1) ответственною 2) компетентности, 3) этической и юридической правомочности, 4) КЕ лифицированной пропаганды психологии, 5) конфиденциальное 6) благополучия клиента, 7) профессиональной кооперации, 8) инф( мирования клиента о целях обследования, 9) морально-позитивно эффекта исследования, 10) гражданственности и патриотизма.
STR.23 ГЛАВА 2 ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ
В этой главе мы рассмотрим некоторые вопросы, связанные с исто- рией психодиагностики как научной и практической деятельности. Конкретно будут рассмотрены три-сферы психодиагностики: психоло- гические тесты, проективные процедуры и контентаналитические тех- ники - сферы, которые больше, чем другие, обладают собственной историей. В истории науки замечено, что нередко приходится возвращаться к вопросам, которые в свое время не были решены. Особенно чувстви- тельным влияние этой нерешенности (или незаконченности) оказыва- ется в тех случаях, когда тот или иной вопрос, решенный в свое время неверно, наследуется позднейшей наукой именно в этой ошибочной редакции и оказывает сильнейшее воздействие на все построения (Емельянов Л. И., 1978). Не являются в этом смысле исключением и проблемы психодиагностики. Показывая важность исторического подхода к анализу важнейших явлений, В. И. Ленин писал: <Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений,- самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это- не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос -с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зре- ния этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь> <Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 39, с. 67). Это ленинское положение большой методологической значимости мы берем в качестве отправного в попытке исследования малоизучен- ных вопросов истории диагностических методов, развития теории и практики их применения. С самого начала важно подчеркнуть диалек- тический характер подхода к рассматриваемой проблеме, а именно: психодиагностические методы появились не сразу, и не в готовом, со- вершенном виде; они прошли долгий путь развития, имеют свою исто- рию и предысторию.
2.1. ИЗ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕСТОВ
Предыстория тестов уходит в глубину веков, она связана с испы- таниями различных способностей, знаний, умений и навыков. Сооб- щается, что уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вави- лоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Профессионально подготовленный писец был центральной фигу- рой месопотамской цивилизации, благодаря обширным по тем: вре- менам знаниям. Он был обязан знать все четыре арифметических дей- ствия, уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество, владеть искусством пения и игры на музыкальных инструментах. Кро-
STR.24 ме того, проверялось умение разбираться в тканях, металлах, рас- тениях и др. (Дандамаев М. А., 1983): В Древнем Египте только тот обучался искусству жреца, кто был способен выдержать систему определенных испытаний. Вначале канди- дат в жрецы проходил собеседование, в процессе которого выяснялись. его биографические данные, уровень образованности; кроме того, оце- нивались внешность, умение вести беседу. Затем следовали проверки умения трудиться, слушать и молчать, испытания огнем, водой, страхом преодоления мрачных подземелий в полном одиночестве и др. (Аване- сов В. С., 1982). Все эти жестокие испытания дополнялись угрозой смерти для тех, кто не был уверен в своих способностях к учению и в. том, что сумеет выдержать все тяготы длительного периода образова- ния. Поэтому каждому кандидату предлагалось еще раз подумать и" тщательно взвесив, решить, с какой стороны закрыть за собой дверь в храм - с внутренней или с внешней. Сообщается, что эту суровую систему испытаний успешно преодо- ,лел знаменитый ученый древности Пифагор. Вернувшись позже в Гре- цию, он основал школу, допуск в которую открывал только для тех,. кто был способен преодолеть серию различных испытаний, похожих на те, которые он выдержал сам. Как свидетельствуют источники Щит по: Голицын Н. Н., 1855, с. 118), Пифагор подчеркивал важную роль интеллектуальных способностей, утверждая, что <не из каждого де- рева можно выточить Меркурия>, и потому, вероятно, придавал боль- шое значение диагностике именно этих способностей. Для этого каж дому давалась сравнительно трудная математическая задача. В слу- чае ее решения вопрос о приеме решался сразу. Однако чаще всего задача не решалась, после чего неудачника вводили в зал, где уче- ники, по правилам испытаний, должны были беспощадно поднимать его на смех, давая ему обидные прозвища. Если поведение новичка в- этой критической ситуации характеризовалось умением отвечать на выпады, хорошо и достойно держать себя, его принимали в школу (подробнее см., напр.: Аванесов В. С., 1982). Особенное значение Пифагор придавал смеху и походке молодых людей, утверждая, что манера смеяться является самым хорошим по- казателем характера человека. Он внимательно относился к рекомен- дациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение за каждым новичком после того, как последнего приглашали свободно высказы ваться и не стесняться, смелее оспаривать мнения собеседнике; (Там же). Сообщается (Dubois P., 1970), что за 2200 лет до н. э. в Древне> Китае уже существовала система проверки способностей лиц, желав ших занять должности правительственных чиновников Каждые тр! года чиновники повторно экзаменовались лично у императора по шест: <искусствам>: музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению пк сать, считать, знанию ритуалов и церемоний. Для государства систем экзаменов была важным средством отбора достаточно способных, меру эрудированных, и главное, лояльных по отношению к власти лк дей для последующего их использования на административной служб Нередко результаты испытания интеллектуальных способносте становились предметом гордости того или иного народа, а иногда ел) жили даже для извлечения-Доходов. Сообщается, например, что инди)
Существует мнение, что подобная практика в Китае сложилась значителы позже (Воскресенский Д. М. Человек в системе государственных экзаменов//История культура Китая. М., 1974).
STR.25 ский царь Девсарм, желая испытать мудрость иранцев, прислал им .шахматы. Предполагалось, что иранцы вряд ли сумеют разгадать суть этой игры и потому они должны были по условию отослать в Индию подать. Сообщается,, однако, что визирь Хосрова Важургмихр понял правила игры и в свою очередь изобрел игру, называемую сейчас нарды. Он послал с новой игрой визиря в Индию, где ее, как выясни- лось, разгадать не смогли (Орбели И. А., 1936). Другим свидетельством использования испытаний тестового харак- тера являются материалы, излагающие основы религиозного учения чань-буддизма. Учителя чань-буддизма использовали загадки, вопросы- ларадоксы с одновременным созданием ситуации психологического стресса. Отвечать на них необходимо было сразу, на раздумывание не отводилось ни Секунды. Как отмечает Н. В. Абаев, в чаньских поедин- ках-диалогах сама парадоксальность постановки вопросов (например, была ли борода у бородатого варвара или ямеет ли собака природу Будды?) создавала драматическое напряжение, которое усиливалось :всем образом действий наставника. Хватая своего оппонента и крича на него: <Говори! Говори! Отвечай немедленно!>, .он создавал ситуа- .цию психического напряжения. Чаньские парадоксальные загадки использовались, по мнению этого же автора, в качестве тестов на опре- деленный <чаньский> ход мышления. В зависимости от того как тести- руемый неофит отвечал на эти загадки, опытный наставник определял, <а. каком уровне <просветленности> он находился и какие меры нужно принять для углубления его <чаньского опьгга>, а также выявлял симу- лянтов, скрывающих за внешней грубостью и странностью манер свою некомпетентность (Абаев Н. В., 1980). В созданном чжурчжэнями государстве Цзинь результаты экзаме- яов применялись для распределения выпускников медицинского учи- -лища. Из числа выдержавших экзамены лучшие поступали на государ- ственную службу в качестве практикующих врачей, преподавателей или исследователей, худшие получали разрешение заниматься частной практикой. Не выдержавшим экзамен рекомендовалось либо продол- жить подготовку, либо сменить профессию (Воробьев М. В., 1983). Различные конкурсы и экзамены устраивались и в средневековом Вьетнамском государстве. Всего за два года в период с 1370 по 1372 г. удалось провести переаттестацию всех военных и гражданских чинов- яиков, что позволило организовать проверку государственного аппа- рата по всей стране. В, результате этого Вьетнам вновь стал сильным и жизнеспособным феодальным государством; особое внимание было уделено созданию боеспособного офицерского корпуса (Берзин Э. О., 1982). В XV в. конкурсные испытания, были упорядочены. Они проводи- лись по этапам и турам. Присвоение высших степеней на экзаменах сопровождалось большими почестями. Лауреаты получали подарки от короля, их имена вносились в <золотой список>, который вывешивался у Восточных ворот столицы, об их победах на конкурсе сообщалось в родную общину. Имена наиболее отличившихся высекались на специ- альных каменных стелах, установленных в Храме Литературы (Бер- -зин Э. О., 1982). Интересные данные приводятся В. Н. Басиловым в отношении шаманства. У некоторых народов (например, у эскимосов) чуть ли не каждый взрослый мужчина считал себя способным к шаманству, но эти претензии отвергались в процессе испытаний. Проверка и, как результат ее, признание были непременными условиями шаманской деятельности. У разных народов проверка шамана принимала свои
STR.26 формы. В частности, когда у казахов кто-либо объявлял себя шама- ном, то он по требованию народа должен был, как сообщается, ходить по снегу в трескучий мороз босиком и с обнаженной головой, лизать языком раскаленные докрасна железные предметы. У народности ханты неудачного претендента считали сумасшедшим. У ульчей шаман под- вергался испытаниям во время поминок. Такой же обычай был у на- найцев (Басилов В. Н., 1984). Приведенный здесь краткий исторический экскурс позволяет сде- лать вывод о необходимости рассматривать испытания индивидуаль- ных способностей как важную и неотъемлемую часть общественной жизни многих (если не всех) народов мира со времен древнейших цивилизаций и до наших дней. Однако можно ли, на основании приве денных данных говорить о глубокой истории и широкой распространен- ности тестов? Если согласиться с наиболее известными сейчас опреде- лениями теста, даваемыми как перевод с английского слова испытание, проверка, проба, то на поставленный вопрос надо отвечать утвердительно. Дело, однако, в том, можно ли в наше время так опре- делять тест. Определения подобного рода Маркс удачно называл простым назва- нием идеи, создающим только видимость познания. <Объяснение, - пи сал он,- в котором нет указания на differentia specifica (т. е. специфи- ческое различие.-Рей.), не есть объяснение> (Маркс К-, Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 229). Для научного анализа приведенная выше трактовка теста уже недостаточна, ибо она не раскрывает тех существенных признаков, которые выделяют тест из других средств психодиагностики, контроля знаний, методов оценки способностей. <Слишком короткие Категория: Библиотека » Психодиагностика Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|