Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования



12 страница


цент, тем выше трудность.  

Кривая распределения тестовых баллов отражает свойства пунктов,  

из которых составлен тест. Если кривая имеет правостороннюю асим-  

метрию, то значит в тесте преобладают трудные задания; если кривая  

имеет левостороннюю асимметрию, то значит большинство пунктов в  

тестер-легкие (слабые) (рис. 2).  

Тесты типа а) плохо дифференцируют испытуемых с низким уров-  

нем способностей: все эти испытуемые получают примерно одинаковый  

низкий балл. Тесты типа б), наоборот, хуже дифференцируют испытуе-  

мых с высоким уровнем способностей.  

Если пункты обладают оптимальным уровнем трудности (силы), то  

кривая распределения зависит от того, насколько пункты однородны.  

Если пункты разнородны (исход по одному пункту не предопределя-  

ет исход по другому), то мы получаем тест в виде последовательности  

независимых испытаний Бернулли. Как известно из математической  

статистики, при достаточно большом количестве независимых испыта-  

ний с двумя разновероятными исходами кривая биномиального распре-  

деления (кривая суммарного балла) автоматически по закону боль-  

ших чисел приближается к кривой нормального распределения (цент-  

ральная предельная теорема Муавра - Лапласа). Если тест содержит  

такие разнородные задания примерно равного уровня трудности (имен-  

но такие задания и подбираются для измерения интегральных свойств  

 

ПраИмторанняп  

патжчтельнм  

ассчиеприя  

 

kTX  

 

Рис. 2. Графики, иллюстрирующие  

асимметрию распределения тестовых  

баллов  

 

Рис. 3. Графики, иллюстрирующие  

положительный (а) и отрицательный  

(а, б) эксцесс распределения тесто-  

,вых баллов  

 

личности - с широкой областью применения), то нормальность рас-  

пределения суммарных баллов возникает автоматически - как арте-  

факт самой процедуры подсчета суммарных баллов. При этом, конеч-  

 

<Ли.-вопросы>-это вопросы, содержащие высказывания, с которыми испытуе-  

мый должен либо согласиться, либо не согласиться.  

 

55  

 

STR.56  

но, форма кривой распределения баллов не позволяет говорить о ре-  

альной форме распределения измеряемого свойства, каким оно являет-  

ся само по себе - в широкой популяции испытуемых. Нормальность  

распределения есть артефакт, прямое следствие направленного отбора  

пунктов с заданными свойствами.  

Если подбираются пункты, тесно положительно коррелирующие  

между собой (испытания не являются статистически независимыми), то  

в распределении баллов возникает отрицательный эксцесс (рис. 3, а).  

Максимальных величин отрицательный эксцесс достигает по мере воз-  

растания вогнутости вершины распределения - до образования двух  

вершин - двух мод (с <провалом> между ними - рис. 3, б). Бимо-  

дальная конфигурация распределения баллов указывает на то, что вы-  

борка испытуемых разделилась на две категории (с плавными пере-  

ходами между ними): одни справились с большинством заданий (со-  

гласились с большинством <ли-вопросов>), другие - не справились.  

Такая конфигурация распределения свидетельствует о том, что в ос-  

нове пунктов лежит какой-то один оощий им всем признак; соответс-  

твующий определенному свойству испытуемых: если у испытуемых есть  

это свойство (способность, умение, знание), то они справляются с  

большинством пунктов, если нет этого свойства - то не справляются,  

В некоторых редких ситуациях пункты могут отрицательно коррелиро-  

вать друг с другом. В этом случае на кривой возникает положитель-  

ный эксцесс (рис. 3, в): вся масса эмпирических точек скучивается  

вблизи среднего значения. Такое возможно в двух случаях: когда ключ  

составлен неверно - объединены при подсчете отрицательно связан-  

ные признаки, которые обусловливают взаимоуничтожение баллов; во-  

вторых, когда испытуемые применяют, разгадав направленность опрос-  

ника, специальную тактику <медианного балла> - искусственно ба-  

лансируют ответы <за> и <против> одного из полюсов измеряемого ка-  

чества.  

Итак, когда в качестве единственного эталона измерения психоди-  

агностами рассматривается сам тест, то в качестве меры измеряемого  

свойства выступает местоположение балла на кривой распределения.  

Применяется процентильная шкала. В качестве универсальной меры,  

пригодной для разных (по своей качественной направленности и ко-  

личеству пунктов) тестов, используется <процентильная мера>. 77/70-  

центиль - процент испытуемых из выборки стандартизации, которые  

получили равный илц более низкий балл, чем балл данного испытуе-  

мого. Таким образом, в качестве источника данной меры выступает  

нормативная выборка (выборка стандартизации), на которой построе-  

но нормативное распределении тестовых баллов. Процентильные шка-  

лы лежат в основе всех традиционных шкал, применяемых в тестоло-  

гии (Т-очки ММР1, баллы IQ, стены 16 PF я др.).  

Подчеркнем, что с точки зрения теории измерений процентильные  

шкалы относятся к порядковым шкалам: они дают информацию, у ко-  

го из испытуемых сильнее выражено измеряемое свойство, но ничего  

не позволяют говорить о том, насколько или во сколько раз сильнее.  

Для того, чтобы строить на базе таких шкал количественный прогноз,  

нужно повысить уровень измерения (популярное изложение представ-  

лений о теории измерений GM.I в книге: Клигер С. А. и др., 1978). Пе-  

реход к шкалам интервалов производят либо на базе эмпирического  

распределения, л,ибо на базе произвольной модели теоретического рас-  

пределения. В абсолютном большинстве случаев в роли такой теоре-  

тической модели оказывается модель нормального распределения (хо-  

тя в общем случае может быть использована любая модель).  

 

STR.57  

В целом кроме статистических, процентильных шкал следует отли-  

чать нередко используемые в дифференциальной психсметрике еще 2  

вида шкал (и соответственно 2 вида тестовых норм). Это, во-первых,  

то, что можно условно назвать <абсолютными тестовыми нормами> -  

в роли шкалы для вынесения диагноза выступает сама шкала <сырых>  

очков, во-вторых, <критериальные> тестовые нормы, применение таких  

норм можно считать оправданным в двух случаях: 1) когда сама те-  

стовая <сырая> шкала имеет практический смысл (например, студент,  

изучающий иностранный язык, должен знать как можно больше слрв  

этого языка, и сырой показатель лексического теста имеет практиче-  

ский смысл); 2) когда применяются <критериальные> тестовые нормы:  

сырой балл по тесту в результате эмпирических исследований связыва-  

ется с заданной вероятностью успешности какой-то практической дея-  

тельности (вероятность успеха <критериальной> деятельности, какой  

.для упомянутого выше примера может быть синхронный перевод мо-  

нолога в течение 30 минут).  

Процентильная нормализация шкалы. Выше показано, что нор-  

мальность распределения достигается искусственным подбором пунк-  

тов теста с заданными статистическими свойствами. Опишем еще ряд  

процедур, которые также широко используются для искусственной нор-  

мализации.  

1. Нормализация пунктов. Ключ для данного пункта корректирует-  

ся на базе нормальной модели. Если среди нормативной выборки с дан-  

ным заданием справились только 16% испытуемых, то данному пункту  

на интервальной шкале <трудности> (при условии априорного приня-  

тия нормальной модели с параметрами М=0 и (т=1) соответствует  

значение +1 (см. графическую иллюстрацию - Анастази А., 1982,  

с. 181). Если справились 75% испытуемых, то балл .пункта на сигма-  

шкале равен -0,67. В результате суммирования по пунктам баллов,  

скорректированных нормализацией,  

суммарные баллы лучше приближа-  

ются к нормальному распределению.  

2. Нормализация распределения  

суммарных баллов (или интерваль-  

ная нормализация). В этом случае  

по таблице нормального распределе-  

ния (нормального интеграла) произ-  

водится переход от процентильной  

шкалы к сигма-шкале: используется  

<функция, обратная интегральной, -  

от ординаты производится переход к  

абсциссе нормального распределения.  

На рис. 4 дается условная графичес-  

кая иллюстрация этого перехода (кри-  

вая, обратная традиционной S-образ-  

ной интегральной кривой нормального распределения).  

Приведем пример интервальной нормализации в табл. 1. Пусть  

строка Х содержит сырые очки (не нормализованные) по тесту, полу-  

ченные простым подсчетом правильных ответов. В. строке Р - часто-  

ты встречаемости сырых баллов в выборке из 62 испытуемых. В стро-  

ке F - кумулятивные частоты: Fi=T Рц. В строке F - кумуля-  

процентильные ранги:  

57  

 

/, испытуемых  

 

Рис. 4. График, иллюстрирующий  

преобразование процентильной шка-  

лы (по оси X) в нормализованную  

сигма-шкалу (по оси У)  

 

тивные баллы: F"i=--Fi--Pi. В строке РЯ  

 

STR.58  

PR{==Fi-].00/n. В строке (т даются нормализованные баллы, получен  

ные из соответствующих процентильных рангов по таблицам, сг-оценки  

часто называются в зарубежной литературе также z-оценками.  

Трудность, которую встречают начинающие при использовании №-  

 

Т а б л и ц а 1  

 

Y345678910  

Р21813810641п=б2  

F220334151576162  

F111.26,53746545961,5  

PR1,617,742,759,774,287,195,299,22 = 100  

о-2,1-0,9-0,20,20,61,11,72,4M=0  

ст=1  

тервальной нормализации, состоит в том, что обычные статистические  

таблицы не приспособлены для психометрики: нужно отыскивать зна-  

чение процентильного ранга внутри таблицы, а соответствующую сиг-  

ма-оценку - с краю. Для облегчения ориентации приведем фрагмент-  

таблицы соответствий PR, о и стенов (табл. 2):  

 

Таблица2  

 

PR99959085807570655055  

о2,331,641,281,040,840,680,520,390,250,13  

стен101098876,56,566  

PR50454035302520151051  

о0,0-0,13-0,25-0,39-0,52-0,68-0,84-1,04-1,28-1,64-2,33  

стен5,5554,544332. 11  

В обычных таблицах из соображений симметрии даны лишь значе-  

ния для PR>50. ДляР<50 соответствующие значения находятся из.  

тех же таблиц с учетом (т=-Ч"-(1-PR/lOO). Например, для PR==3  

мы находим I- PR/iOO=l- 0,35=0,65, затем - по табл. 4"-=Q,39 и  

берем эту величину с отрицательным знаком -0,39. Для нормализации  

удобно пользоваться графическим методом (нормальной бумагой,.  

стандартной -образной кривой и т. п.).  

В результате нормализации интервалы между исходными <сыры-  

ми> баллами переоцениваются в соответствии с нормальной моделью-  

В отличие от процентильной шкалы нормальная шкала придает боль-  

ший вес (в дифференциации испытуемых) краям распределения: раз-  

личия между испытуемыми, набравшими 95 и 90 процентилей, оцени-  

ваются как более высокие, чем различия между испытуемыми, набрав-  

шими 65 и 60 процентилей.  

В применении к шкалам оценок (<рейтинговым шкалам>) метод  

нормализации интервалов называется <методом последовательных ин-  

тервалов> (Клигер С. А. и др., 1978, с. 75-81).  

В результате применения процедуры нормализации исследователь-  

психометрист получает для нормативной выборки таблицу перевод>  

<сырых очков> в нормализованные баллы. Эти таблицы часто выпол-  

няются графически: деления сырых очков наносятся на числовой оси  

с неравными интервалами, так что эмпирическое распределение час-  

тот максимально близко приближается к нормальной форме. Пример>  

такой графической нормализации - профильные листы ММР1 (Ана-  

стази А., 1982, с. 129).  

Так как нормальное распределение описывается всего двумя пара-  

 

STR.59  

метрами - средним М (мерой положения) и средним квадратическим  

(или стандартным) отклонением (т (мерой рассеяния), то диагностиче-  

ские нормы в случае нормализованных шкал описываются в единицах  

отклонений от среднего по выборке; например, заключают, что испы-  

туемый А показал результат, превышающий средний балл на две сиг-  

мы, испытуемый В - результат, оказавшийся ниже среднего балла на  

одну сигму и т.п. На процентильной шкале этому соответствуют про-  

центильные ранги 95 и 16 соответственно.  

Переход к нормальному распределению создает очень удобные ус-  

ловия для количественных операций с диагностической шкалой: как  

<со шкалой интервалов с ней можно производить операции линейного  

преобразования (умножение и сложение), можно описывать диагно-  

стические нормы в компактной форме (в единицах отклонений), мож-  

но применять линейный коэффициент корреляции Пирсона, критерии  

для проверки статистических гипотез, построенные в применении к  

нормальному распределению, т. е. весь аппарат традиционной <гаус-  

совой> статистики (основанной на гауссовом нормальном распреде-  

лении) .  

Неправомерность онтологизации нормального закона. В традици-  

онной психометрике нормальное распределение выступает в роли ин-  

струментального понятия, облегчающего оперирование с данными.  

Но это не означает, что можно забывать об искусственном происхож-  

дении нормального распределения. Традиции западной тестологии, ос-  

нованные еще Ф. Гальтоном, предполагают однородность теоретических  

представлений психометрики и биометрики. Точно так же как проис-  

хождение нормального распределения при исследовании вариативно-  

>сти биологических характеристик человеческого (животного) организ-  

ма связывается с наличием взаимодействия постоянного фактора ге-  

нотипа и изменчивых случайных факторов фенотипа, так и происхож-  

дение межиндивидуальных психологических различий связывается с  

генетическим кодом, якобы предопределяющим положение индивида <а  

оси нормальной кривой. В действительности же нет никаких основа-  

ний приписывать появление нормальной кривой, часто получаемой с  

помощью специальных статистических непростых процедур, действию  

механизма наследственности.  

В тех случаях, когда на большой выборке нам удается получить  

нормальное распределение без каких-либо искусственных способству-  

ющих этому мер, это опять-таки не означает вмешательства генетики.  

Закон нормального распределения воспроизводится всякий раз, когда  

на измеряемое свойство (на формирование определенного уровня спо-  

собностей индивида) действует множество разных по силе и направ-  

ленности факторов независимых друг от друга. История прижизнен-  

ных средовых воздействий, которые испытывает на себе субъект, так-  

же подобна последовательности независимых событий: одни факторы  

действуют в благоприятном направлении, другие - в неблагоприят-  

ном, а в результате взаимопогашение их влияний происходит чаще, чем  

тенденциозное однонаправленное сочетание (большинство благоприят-  

ных или большинство неблагоприятных), т. е. возникает нормальное  

распределение. Массовые исследования показывают, что введение конт-  

роля над одним из средовых популяционных факторов (уровень обра-  

зования родителей, например) приводит к расслоению кривой нормаль-  

ного распределения: выборочные кривые оказываются смещенными  

относительно друг друга (Анастази А., 1982, с. 201). Эти результаты  

служат ярким подтверждением социокультурного происхождения ста-  

тистических диагностических норм, что одновременно служит основа-  

 

59  

 

STR.60  

нием для серьезных предосторожностей при переносе норм, получен-  

ных на одной популяции, на другие популяции. Однородными мож-  

но считать только те популяции, по отношению к которым действует  

одинаковый механизм выборки: и в ситуации создания (стандартиза-  

ции) теста, 1И в ситуации его диагностического применения. Здесь при-  

ходится учитывать и такие <нюансы> выборочного механизма, как  

феномен <нормальных добровольцев>. Если выборку стандартизации  

формировать на студентах, добровольно согласившихся участвовать  

в тестировании, а применение теста планируется на сплошных выбор-  

ках (в административном порядке), то это грозит определенными  

ошибками в диагностических суждениях, так как психологический  

портрет <добровольца> в существенных чертах отличается от портрета  

испытуемого, соглашающегося на тестирование только под админист-  

ративным давлением (Шихирев П. Н., 1979, с. 181).  

Подсчет параметров и оценка типа распределения. Для описания  

выборочного распределения, как правило, используются следующие из-  

вестные параметры:  

1. Среднее арифметическое:  

 

п  

 

 

-- S--У"  

 

=i /=i  

 

где Xi - балл f-того испытуемого;  

у;-значение ;-того по порядку возрастания балла;  

pj - частота встречаемого /-того балла;  

п - количество испытуемых в выборке (объем);  

m - количество градаций шкалы (количество баллов).  

2. Среднее квадратическое (стандартное) отклонение:  

 

s=--  

 

х-х)" __-,/2-(S/n  

 

(3.1.2)




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 779
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 56 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 48 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 49 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 50 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 51 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 52 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 53 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 54 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 55 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 47 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 57 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 58 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 59 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 60 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 61 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 30 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 29 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 39 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 31 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 32 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 33 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 34 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 35 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 36 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 37 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 38 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 28 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 40 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 41 страница
  • Бодалев А.А. » Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического конконсультирования » 42 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь