|
Андреева Г.М. » Социальная психология1927.
вопреки Челпанову предлагалось сохранение единства психологии, но в данном случае путем распространения на поведение человека в коллективе метода реактоло- гии. Конкретно это означало, что коллектив понимался лишь как единая реакция его членов на единый раздра- житель, а задачей социальной психологии было изме- рение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций. Методология реактологии была, как известно, развита К. Н. Корниловым, соответственно ему же при- надлежит и реактологический подход к социальной психологии
Своеобразное опровержение точки зрения Челпанова было предложено и видным психологом П. П. Блон- ским. Для него <социальность> рассматривалась как особая деятельность людей, связанная с другими людь- ми. Под такое понимание социальности подходила и <деятельность> животных. Поэтому предложение Блон- ского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем. Противоречие между социальной и какой-либо другой психологией здесь снималось, но на этот раз ценой био- логизации психологии
Еще одно возражение Челпапову исходило от выда- ющегося советского физиолога В. М. Бехтерева. Как известно, Бехтерев выступал с предложением создать особую науку - рефлексологию. Определенную отрасль ее он предложил использовать для решения социаль- но-психологических проблем. Эту отрасль Бехтерев назвал <коллективной рефлексологией> и считал, что ее предмет - это поведение коллективов, поведение лич- ности в коллективе, условия возникновения социаль- ных объединений, особенности их деятельности, взаи- моотношения их членов Для Бехтерева такое понима- ние коллективной рефлексологии представлялось прео- долением субъективистской социальной психологии, это преодоление он видел в том, что все проблемы коллек- тивов толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Социально-психологический подход должен
Корнилов К. Н. Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектического материализма. М.-Л., 1929. Блонский П. П. Очерк научной психологии. М" 1921. "Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология. Пг., 1921.
был обеспечиваться соединением принципов рефлексо- логии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с условиями жизни и классовой борьбы в обществе). В конечном итоге предмет коллективной рефлексологии определялся следующим образом: <изучение возникно- вения, развития и деятельности собраний и сборищ . . , проявляющих свою соборную соотносительную деятель- ность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов>.
Хотя в таком подходе и содержалась полезная идея, утверждающая, что коллектив есть нечто целое, в кото- ром возникают новые качества и свойства, возможные лишь при взаимодействии людей, общая методологиче- ская платформа оказывалась весьма уязвимой. В про- тиворечие с замыслом эти особые качества и свойства интерпретировались как развивающиеся по тем же за- конам, что и качества индивидов. Это было данью ме- ханицизму, который пронизывал всю систему рефлексо- логии. Механицизм, в частности, проявился и в том, как в коллективной рефлексологии соединялись биоло- гическое и социальное в человеке: хотя личность и объ- являлась продуктом общества, но при конкретном ее рассмотрении в основу были положены ее биологичес- кие особенности и, прежде всего, социальные инстинкты. Более того, при анализе уровней социальных связей личности по существу допускались законы неорганичес- кого мира (закон тяготения, закон сохранения энер- гии), хотя сама идея такой редукции и подвергалась критике. Поэтому, несмотря на отдельные, имеющие большое значение для развития социальной психологии находки, в целом рефлексологическая концепция Бехтерева не могла стать основой марксистской тради- ции в социальной психологии.
Особенно радикальными оказались те предложения, которые были высказаны относительно перестройки социальной психологии в связи с дискуссией, развернув- шейся в те годы по поводу понимания идеологии. М. А. Рейснер, например, предлагал построить марк- систскую социальную психологию путем прямого соот- несения с историческим материализмом ряда психоло-
Ї Там же, с. 40.
гических и физиологических теорий. Но, поскольку са- ма психология должна строиться на учении об услов- ных рефлексах, в социально-психологической сфере до- пускалось прямое отождествление условных рефлексов, например с надстройкой, а безусловных - с системой производственных отношений. В конечном счете со- циальная психология объявлялась наукой о социаль- ных раздражителях разного вида и типа".
Таким образом, несмотря на субъективное желание многих психологов создать марксистскую социальную психологию, такая задача в 20-е годы не была выпол- нена. Хотя отпор точке зрения Челпанова и был сделан достаточно решительно, ключевые методологические проблемы социальной психологии не были решены. Стремясь противостоять идеалистическому подходу, ис- следователи сплошь и рядом оказывались в плену по- зитивистской философии, конкретным и специфическим проявлением которой явился механицизм. Кроме того, не было четкости и относительно предмета социальной психологии: по существу были смешаны две проблемы, или два различных понимания предмета социальной психологии. С одной стороны, социальная психология отождествлялась с учением о социальной детерминации психических процессов; с другой стороны, предполага- лось исследование особого класса явлений, порождае- мых совместной деятельностью людей, прежде всего явлений, связанных с коллективом. Те, которые прини- мали первую трактовку (и только ее), справедливо ут- верждали, что результатом перестройки всей психоло- гии на марксистской, материалистической основе долж- но быть превращение всей психологии в социальную. Тогда никакая особая социальная психология не тре- буется. Это решение хорошо согласовывалось и с крити- кой позиции Челпанова. Те же, кто видел вторую зада- чу социальной психологии - исследование поведения личности в коллективе и самих коллективов, - не смог- ли еще овладеть всем богатством марксистских идей на- столько, чтобы предложить адекватное решение проб- лем.
Результатом этой сложной борьбы явился тот факт, что лишь первая из обозначенных трактовок предмета
" Рейснер М. А. Проблемы социальной психологии. Ростов- на-Дону, 1925.
социальной психологии получила права гражданства - как учение о социальной детерминации психики. По- скольку в этом понимании никакого самостоятельного статуса для социальной психологии не предполагалось, попытки построения ее как особой дисциплины (или хотя бы как особой части психологической науки) пре- кратились на довольно длительный срок.
Что же касается самого содержания этой задачи, то она успешно решалась, но не как задача построения со- циальной психологии, а как часть общей задачи мате- риалистической переориентации психологии. Более то- го, решение этой части задачи стало как бы противопо- ставляться всяким разговорам о необходимости соци- альной психологии как таковой. Тот факт, что социаль- ная психология в то же самое время продолжала раз- виваться на Западе, притом в рамках немарксистской традиции, привел некоторых психологов к отождествле- нию социальной психологии вообще лишь с ее <буржу- азным> вариантом, исключив саму возможность марк- систской социальной психологии. Само понятие <со- циальная психология> стало интерпретироваться как синоним реакционной дисциплины, как атрибут лишь буржуазного мировоззрения. Именно в этом смысле и говорят о наступившем на длительный период <переры- ве> в развитии социальной психологии. Однако, термин этот может быть употреблен лишь в относительном зна- чении. Действительно, имел место перерыв в самостоя- тельном существовании социальной психологии в нашей стране, что не исключало реального существования от- дельных исследований, являющихся по своему предме- ту строго социально-психологическими. Эти исследова- ния были продиктованы потребностями общественной практики, прежде всего, педагогической. Так, изучение вопросов коллектива было сконцентрировано в сфере педагогической науки, где работы Н. К. Крупской и А. С. Макаренко имели отнюдь не только чисто педаго- гическое значение. Точно так же ряд проблем социаль- ной психологии продолжал разрабатываться в рамках марксистско-ленинской философии, в частности пробле- мы общественной психологии классов и групп. Здесь становление марксистской традиции в социально-психо- логическом знании осуществлялось, с меньшими трудно- стями. Поскольку философия сама выступает составной
частью марксизма, ее развитие в 20-е годы в значитель- ной мере было подготовлено дореволюционными рабо- тами В. И. Ленина, и прежде всего книгой <Материа- лизм и эмпириокритицизм>, второе издание которой появилось в 1920 г.
Особо следует сказать и о том, как развивалась со- циально-психологическая мысль в рамках психологиче- ской науки. Важнейшую роль здесь сыграли исследова- ния Л. С. Выготского. Можно выделить два круга во- просов в работах Выготского, которые имеют непосред- ственное отношение к развитию социальной психологии.
С одной стороны, это учение Выготского о высших психических функциях, которое в значительной степе- ни реализовало задачу выявления социальной детерми- нации психики (т. е., выражаясь языком дискуссии 20-х годов, <делало всю психологию социальной>). Доказав, что высшие психические функции (произвольное запо- минание, активное внимание, отвлеченное мышление, волевое действие) нельзя понять как непосредственные функции мозга, Л. С. Выготский пришел к выводу, что для понимания сущности этих функций необходимо выйти за пределы организма и искать корни их в об- щественных условиях жизни. Усвоение общественного опыта изменяет не только содержание психической жи- зни, но и создает новые формы психических процессов, которые принимают вид высших психических функций, отличающих человека от животных. Таким образом конкретные формы общественно-исторической деятель- ности становятся решающими для научного понимания формирования психических процессов, естественные за- коны работы мозга приобретают новые свойства, вклю- чаясь в систему общественно-исторических отношений. Начав с идеи об историческом происхождении высших психических функций, Выготский развил далее мысль о культурно-исторической детерминации самого процес- са развития всех психических процессов. Две известные гипотезы Выготского (об опосредованном характере психических функций человека и о происхождении вну- тренних психических процессов из деятельности, перво- начально <интерпсихической>) позволяли сделать вы- вод, что главный механизм развития психики-это ме- ханизм усвоения социально-исторических форм дея- тельности. Такая трактовка проблем общей психологии
давала солидную материалистическую основу для ре- шения собственно социально-психологических проблем.
С другой стороны, в работах Л. С. Выготского ре- шались и в более непосредственной форме социально- психологические вопросы, в частности высказывалось свое понимание предмета социальной психологии. Оно исходило из критики того понимания, которое было свойственно В. Вундту, развивавшему концепцию <пси- хологии народов>. Социальная психология, или <психо- логия народов>, как ее понимал Вундт, рассматривала в качестве своего предмета язык, мифы, обычаи, искус- ство, религию, которые Выготский назвал <сгустками идеологии>, <кристаллами>. По его мнению, задача пси- холога заключается не в том, чтобы изучать эти <кри- сталлы>, а в том, чтобы изучить сам <раствор>. Но <рас- твор> нельзя изучить так, как предлагает Бехтерев, т. е. вывести коллективную психику из индивидуальной. Выготский не соглашается с той точкой зрения, что де- ло социальной психологии - изучение психики соби- рательной личности. Психика отдельного лица тоже со- циальна, поэтому она и составляет предмет социальной психологии. В этом смысле социальная психология от- личается от коллективной психологии: предмет социаль- ной психологии - психика отдельного человека, а кол- лективной - личная психология в условиях коллектив- ного проявления (например, войска, церкви).
На первый взгляд кажется, что эта позиция сильно отличается от современного взгляда на социальную пси- хологию, как она была нами условно определена. Но в действительности отличие здесь чисто терминологиче- ское: Выготский сравнивает не <общую> и <социаль- ную> психологию (как это обычно делается теперь), а <социальную> и <коллективную>. Но легко видеть, что <социальная> психология для него-это та самая общая психология, которая усвоила идею культурно- исторической детерминации психики (в терминологии 20-х годов-это такая общая психология, которая <вся стала социальной>). Термином же <коллективная пси- хология> Выготский обозначает тот самый второй ас- пект понимания социальной психологии, который не су- мели увидеть многие другие психологи 20-х годов или
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968, с. 31.
Современные пред- ставления о пред- мете социальной психологии
относительно которой они не сумели найти подлинно научной методологии исследования. Поэтому можно по праву утверждать, что идеи Выготского, высказанные им в 20-е и позже, в 30-е годы явились необходимой предпосылкой, сформировавшейся внутри психологиче- ской науки, для того чтобы впоследствии наиболее точ- но определить предмет социальной психологии. В конце 50-х - начале 60-х годов развернулся второй этап дискуссии о предмете социальной психологии. Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы. Во-первых, все расширяющиеся запросы практики. Советское общество превратилось в общество развито- го социализма, все его качественные особенности раз- вернулись в полную меру, особое значение приобрели проблемы сознательного регулирования и управления э общественными процессами. Решение основных эконо- > мических, социальных и политических проблем позво- лило более пристально анализировать психологическую 1 сторону различных проявлений общественной жизни. Активное обратное воздействие сознания на ход объек- тивных процессов должно быть особенно детально ис- следовано в условиях научно-технической революции, где <психологический>, <человеческий> фактор приоб- ретает столь значительную роль. Механизмы конкрет- ного взаимодействия общества и личности в этих усло- виях должны быть исследованы не только на социоло- гическом, но и на социально-психологическом уровне.
Во-вторых, к моменту, когда все эти проблемы с осо- бой остротой были поставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологичес- кой науки. Советская психология, осуществившая свою радикальную перестройку на базе марксистско-ленин- ской философии, превратилась к этому времени в раз- витую дисциплину, располагающую и солидными тео- ретическими работами, и широко разветвленной прак- тикой экспериментальных исследований. Значительно возросла квалификация кадров как в профессиональном, так и в методологическом плане. Таким образом, были созданы необходимые и субъективные предпосылки для нового обсуждения вопроса о судьбах социальной пси- хологии, о ее предмете, задачах, мео~~р№ж.е е(
-, р 17 .
месте в системе наук. Обсуждение этих вопросов на но- вом уровне становилось не только необходимым, но и возможным.
Дискуссия началась в 1959 г. статьей А. Г. Ковале- ва, опубликованной в журнале <Вестник ЛГУ>, после чего была продолжена на 2-м Всесоюзном съезде пси- хологов. Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимания предмета социальной психологии и соот- ветственно круга ее задач, 2) соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и социоло- гией - с другой стороны. Несмотря на обилие нюансов Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|