|
Андреева Г.М. » Социальная психологиякак будто делает ударение на взаимодействие, она по существу не различает в общении двух таких сторон, как обмен информацией и организация совместной дея- тельности. Не случайно многие приверженцы этой шко- лы употребляют понятия <коммуникация> и <интерак- цня> как синонимы.
Хотя подход к анализу взаимодействия дан в рамках концепции Мпда в принципиально иной схеме по срав- нению с тем, как это сделано у Бейлса или в теории
См., например: Шнбутани Т. Социальная психология. М..,
1961. 132
диадического взаимодействия, основной методологичес- кий просчет остается тем же самым-социальная пси- хология и здесь останавливается перед тем фактом, что любые формы, стороны, функции общения могут быть поняты лишь в контексте той реальной деятельности, в ходе которой они возникают. А если так, если эта связь общения (или любой его стороны) с деятельно- стью разрывается, следствием этого является немедлен- ный отрыв рассмотрения всех этих процессов от широ- кого социального фона, на котором они происходят. На примере исследования взаимодействия в традиционной социальной психологии на Западе особенно отчетливо видна та ограниченность, которая порождена отказом от изучения содержательной стороны общения.
Единственным условием, при кото- Взаимодействие как рд дд содержательный момент организация совме- е- стаой деятельности может быть уловлен, является рас- смотрение взаимодействия как фор- мы организации какой-то конкретной деятельности лю- дей. Общепсихологическая теория деятельности, приня- тая в советской психологической науке, задает и в дан- ном случае некоторые принципы для социально-психоло- гического исследования. Подобно тому как в индивиду- альной деятельности ее цель может существовать не на уровне отдельных действий, а на уровне лишь деятель- ности как таковой, в социальной психологии смысл рас- смотрения взаимодействий раскрывается лишь при ус- ловии включенности их в некоторую общую деятель- ность. Конкретной формой такого <включения> взаимо- действий в контекст деятельности и является рассмотре- ние их как формы организации деятельности. Отсюда естествен переход к анализу группы, в которой совер- шается эта совместная деятельность. В дальнейшем, при рассмотрении проблемы группы, мы вернемся к этому вопросу. Сейчас же важно обозначить некоторые общие принципы исследования взаимодействия, при по- мощи которых обеспечивается интерпретация этой сто- роны общения в контексте совместной деятельности как формы ее организации.
Конкретным содержанием всех этих форм должно быть определенное соотношение индивидуальных <вкла- дов>, которые делаются участниками в единый процесс деятельности. Определить эти вклады можно только при
том условии, что будут выявлены все многообразные модели построения деятельности. Л. И. Уманский пред- лагает, например, выделять три возможные формы ор- ганизации совместной деятельности, или три модели ее: 1) когда каждый участник делает свою часть общей ра- боты, независимо друг от друга - <совместно-индивиду- альная деятельность> (пример: некоторые производст- венные бригады, где у каждого свое задание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником - <совместно-последовательная деятель- ность> (пример-конвейер); 3) когда имеет место од- новременное взаимодействие каждого участника со все- ми остальными - <совместно-взаимодействующая дея- тельность> (пример - спортивные команды, часто - конструкторские бюро) Ї. Психологический <рисунок> взаимодействия в этих моделях своеобразен, и дело экспериментальных исследований установить его в ка- ждом конкретном случае.
Однако задача исследования взаимодействия при этом не исчерпывается. Подобно тому как в случае ана- лиза коммуникативной стороны общения была установ- лена зависимость между характером коммуникации и отношениями, существующими между коммуникантами, здесь необходимо проследить, как та или иная система взаимодействий сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями. Эта система человеческого взаимодействия принципиально отличает- ся от простого <распределения> обязанностей, функций, которое может существовать и в автоматических сис- темах.
Подобно тому как коммуникативная сторона обще- ния дана при наличии определенных отношений между участниками коммуникативного акта, взаимодействие также реализуется в условиях определенных отношений между его участниками. Если процесс общения в целом выступает как некоторая реальность и общественных и межличностных отношений, то каждая его сторона, в том числе взаимодействие, осуществляется при наличии определенных отношений и первого и второго плана. Об- щественные отношения <даны> во взаимодействии через
"Уманский Л. И. Методы экспериментального нсследова ния социально-психологических феноменов.-В кн.: Методология и методы социальной психологии. М" 1977, с. 57-58.
ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой) взаимодействие яв- ляется. Межличностные отношения также <даны> во взаимодействии: они определяют как тот тип взаимо- действия, который возникает при данных конкретных ус- ловиях (будет ли это сотрудничество или соперничест- во), так и степень выраженности этого типа взаимодей- ствия (будет ли это более успешное или менее успеш- ное сотрудничество). Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая раз- личные оценки, ориентации, установки партнеров по об- щению, определенным образом <окрашивает> взаимо- действие. Но вместе с тем такая эмоциональная (поло- жительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия: даже в условиях <плохих> межличностных отношений в группах, заданных определенной социаль- ной деятельностью, взаимодействие обязательно суще- ствует. В какой мере оно определяется межличностны- ми отношениями и, наоборот, в какой мере оно <подчи- нено> выполняемой группой социальной деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует. Поэтому абстрактное рассмотрение произвольно выбранного, вырванного из контекста дея- тельности взаимодействия лишено смысла. Именно эти два ряда обстоятельств создают определенную мотива- цию участников взаимодействия: в каждом конкретном акте взаимодействия мотивы сторон выявлены быть не могут именно потому, что порождаются они более широ- кой системой деятельности.
Точно так же лишено смысла и описание различных конкретных проявлений взаимодействия вне содержа- ния социальной деятельности, в условиях которой оно развертывается: в принципе взаимодействия <одинако- вы> по форме своего проявления. В истории социаль- ных наук уже существовала попытка построить всю си- стему социального знания, опираясь только на анализ формы взаимодействия (так называемая <формальная социология> Г. Зиммеля). Но она не оказалась продук- тивной. Сейчас существует сильная традиция подойти таким же образом к анализу взаимодействия в соци- альной психологии на Западе. Упомянутые выше иссле-
довання <помогающего поведения>, хотя п ставят са- ми по себе весьма важных"! вопрос, значительно обесце- ниваются тем, что всякое <помогающее поведение> рас- сматривается здесь как выражение <альтруизма>. В действительности, альтруизм относится к такой обла- сти проявлений человеческой личности, которые приоб- ретают смысл лишь в системе определенной социальной деятельности. Вопрос здесь упирается в содержание нравственных категорий, а оно не может быть понято лишь из <близлежащих> проявлений взаимодействия. Является ли альтруистическим поведение человека, <помогающего> бежать злостному преступнику? В кон- тексте традиционных исследований <помогающего пове- дения> - да, в реальной социальной ситуации - нет. Рамки единичного акта взаимодействия, строго гово- ря, недостаточны даже для определения того, какой тип взаимодействия имеет место в рассматриваемом случае. Только более широкий социальный контекст позволяет ответить на этот вопрос.
Кроме этого, как справедливо отмечает А. У. Хараш, важно еще выяснить, в каком отношении к общей дея- тельности стоит иерархия индивидуальных деятельнос- тей каждого из участников". Здесь имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию во взаимодействии. Таким образом проведение принципа деятельности при изучении взаимодействия вовсе не означает известной <депсихологизации> подхода: напротив, социальному психологу важно узнать, каков психологический эквива- лент <обмена действиями>, который совершают люди в процессе взаимодействия. Только при этом условии мо- жно говорить, что социальная психология действитель- но вскрывает <механизм> взаимодействия.
Этот реальный механизм взаимодействия психологи- чески может быть понят лишь на основе анализа того, каким образом возникает взаимопонимание между его участниками. Очевидно, что от меры понимания друг друга партнерами по взаимодействию зависит то, на-
" Х а р а ш А. У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деяге.чьности.-В кн.: Методологи- ческие и теоретические пробуемы социальной психологии. М" 1977, с. 29.
сколько успешно будут организованы совместные сла- женные действия, чтобы был возможен их <обмен>. В данном случае, как в любой ситуации общения, тре- буется <одинаковое понимание ситуации>, в частности, раскрывающееся как понимание стратегии и тактики поведения партнера по <ситуации>. Стратегия и такти- ка взаимодействия только и могут быть разработаны на основе взаимопонимания. Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех обществен- ных отношений, которые представлены выполняемой со- циальной деятельностью, то тактика взаимодействия оп- ределяется непосредственным представлением о парт- нере. В единстве этих двух моментов и создается реаль- ная ситуация взаимодействия. Ее важнейшая характери- стика - совместное принятие решения. Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного ин- дивида <накладываются> на представление о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения. Иными словами, дальнейший анализ пробле- мы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по об- щению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.
Такая постановка вопроса требует перехода к рас- смотрению третьей стороны общения, условно назван- ной нами перцептивной, где и исследуется процесс фор- мирования представления о другом человеке, в частно- сти о партнере по взаимодействию.
Глава 7
ОБЩЕНИЕ КАК ВОСПРИЯТИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА (перцептивная сторона общения)
Понятие социальной. Как уже было установлено, в про- "Р""" цессе общения необходимо должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопони- мание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и
принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, что позволяет не просто <согласовывать действия>, но и устанавливать особого рода отношения: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, сим- патии, любви. Две эти стороны взаимопонимания дают основу двум направлениям исследований: в первом слу- чае - в плане анализа взаимодействия, во втором слу- чае - в плане анализа так называемой <атракции>. Од- нако и в том и в другом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная со- ставная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Прежде чем раскрывать в содержательном плане ха- рактеристики этой стороны общения, необходимо уточ- нить употребляемые здесь термины. Весьма часто вос- приятие человека человеком обозначают как <социаль- ная перцепция>. Это слово употреблено не слишком точ- но. Термин <социальная перцепция> впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г., в ходе разработки так назы- ваемого <нового взгляда> (New Look) на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась соци- альная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности, в социальной психологии, придали понятию несколько иной смысл: радиальной перцепцией стали называть процесс восприятия так на- зываемых <социальных объектов>, под которыми под- разумевались другие люди, социальные группы, боль- шие социальные общности. Именно в этом употребле- нии термин закрепился в социально-психологической ли- тературе. Поэтому восприятие человеком человека отно- сится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. Если бы представить себе процессы .со- циальной перцепции в полном объеме, то получилась бы весьма сложная и разветвленная схема. Она вклю- чает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого
См.: Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции.- <Вопросы психологии>, 1977, № 2.
индивида, принадлежащего к <своей> группе; другого индивида, принадлежащего к <чужой> группе; свою собственную группу, <чужую> группу. Если даже не включать в перечень большие социальные общности, ко- торые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом случае получается четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями. Еще сложнее обстоит дело в том слу- чае, когда в_ качестве субъекта восприятия интерпрети- руется не только отдельный индивид, но и группа. Тогда к составленному перечню процессов социальной перцеп- ции следует еще добавить: восприятие группой своего собственного члена, восприятие группой представителя другой группы, восприятие группой самой себя, нако- нец, восприятие группой в целом другой группы. Хотя этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти каждый из обозначенных здесь <случаев> исследуется в социальной психологии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимопо- нимания партнеров по общению.
Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно гово- рить не вообще о социальной перцепции, а о межлично- стной перцепции, или межличностном восприятии (или - как вариант - о восприятии человека челове- ком). Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в каком оно рассматри- вается здесь. (Если бы процесс общения рассматри- вался и в том, более широком, плане, который был лишь обозначен нами, то логично было бы включить в исследование и такие формы социальной перцепции, как, например, восприятие одной группы другой груп- пой.)
Но кроме этого, возникает необходимость и еще в одном комментарии. Восприятие социальных объектов, как это удалось выяснить в многочисленных экспери- ментальных исследованиях, обладает такими многочис- ленными специфическими чертами, что само употребле- ние слова <восприятие> кажется здесь не совсем точ- ным, Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании представления о другом человеке, не укладываются в традиционное описание перцептив- ного процесса, как он дается в общей психологии. По-
этому в социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характеристики описываемого процесса. Основная идея этого поиска состоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого человека в более полном объеме не- которые другие когнитивные процессы, например, про- цесс осознания другого человека, и т. д. Многие иссле- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|