|
Андреева Г.М. » Социальная психологиятода.
Все описанные методики обладают одной общей чер- той, специфической именно для социально-психологиче- ского исследования. При любой форме получения ин- формации, при условии, что источником ее является че- ловек, возникает еще и такая особая переменная, как взаимодействие исследователя с испытуемым. Это взаи- модействие ярче всего проявляется в интервью, но фак- тически дано при любом из методов. Сам факт, требо- вание его учета констатируются уже давно в социально- психологической литературе. Однако серьезная разра- ботка, изучение этой проблемы еще ждут своих иссле- дователей.
Ряд важных методологических проблем встает и при характеристике второй группы методов, а именно мето- дов обработки материала. Сюда относятся все приемы статистики (корреляционный анализ, факторный ана- лиз) и вместе с тем приемы логической и теоретической обработки (построение типологий, различные способы
74
построения объяснений и т, д.). Вот здесь-то и обнару- живается вновь названное противоречие. В какой мере исследователь вправе включать в интерпретацию дан- ных соображения не только логики, но и содержательной теории? Не будет ли включение таких моментов вредить объективности исследования, вносить в него то, что на языке науковедения называется проблемой ценностей? Для естественных и, особенно, точных наук проблема ценностей не стоит как специальная проблема, а для наук о человеке, и в том числе для социальной психоло- гии, она является именно таковой. Именно поэтому вто- рая группа методов социальной психологии - методов обработки - требует специального обсуждения.
В современной научной литературе полемика вокруг проблемы ценностей находит свое разрешение в форму- лировании двух образцов научного знания - <сциенти- стского> и <гуманистического> - и выяснения отноше- ний между ними. Сциентистский образ науки был соз- дан в философии неопозитивизма. Главная идея, кото- рая была положена в основу построения такого образа, заключалась в требовании уподобления всех наук наи- более строгим и развитым естественным наукам, преж- де всего физике. Наука должна опираться на строгий фундамент фактов, применять строгие методы измере- ния, использовать лишь операциональные понятия (т. е. понятия, по отношению к которым разработаны опера- ции измерения тех признаков, которые выражены в по- нятии), обладать совершенными приемами верифика- ции гипотез. Никакие ценностные суждения не могут быть включены ни в сам процесс научного исследова- ния, ни в интерпретацию его результатов, поскольку та- кое включение снижает качество знания, открывает до- ступ крайне субъективным заключениям. Соответствен- но этому образу науки трактовалась и роль ученого в обществе. Она отождествлялась с ролью беспристраст- ного наблюдателя, но никак не участника событий изу- чаемого мира. В лучшем случае допускается выполне- ние ученым роли инженера или, точнее, техника, кото- рый разрабатывает конкретные рекомендации, но отстра- нен от решения принципиальных вопросов, например относительно направленности использования результа- тов его исследований. Уже на самых ранних стадиях зарождения подобных
взглядов были выдвинуты серьезные возражения такой точке зрения. Особенно они касались наук о человеке, об обществе, об отдельных общественных явлениях. Хо- тя и в идеалистической форме, но возражение было сформулировано, в частности, в философии неокантиант- ства, где обсуждался тезис о принципиальном различии <наук о природе> и <наук о культуре>. Уже не на чисто философском уровне, а на уровне, более близком к кон- кретной психологии, эта проблема была поставлена В. Дильтеем при создании им <понимающей психоло- гии>, где принцип понимания выдвигался на равную ступень с принципом объяснения, защищаемым позити- вистами. Таким образом, полемика насчитывает долгую историю. Сегодня это второе направление отождествля- ет себя с <гуманистической> традицией и во многом под- держано философскими идеями франкфуртской школы. Проблема ценностей выдвигается в этой традиции на первый план. Возражая позиции сциентизма, гуманисти- ческая ориентация настаивает на том, что специфика наук о человеке требует включения ценностных сужде- ний в ткань научного исследования. Применительно к социальной психологии вопрос ставится более конкрет- но: в каких формах ценности <проникают> в процесс научного исследования? Ответ звучит так: прежде всего ученый, формулируя проблему, осознавая цель своего исследования, ориентируется на определенные ценности общества, которые он признает или отвергает; далее, принимаемые им ценности позволяют контролировать направленность использования его рекомендаций; нако- нец, ценности обязательно <присутствуют> и при интер- претации материала, причем этот факт не <снижает> качество знания, а, напротив, делает интерпретации ос- мысленными, поскольку позволяет в полной мере от- дать себе отчет в том социальном контексте, в котором происходят изучаемые ученым события. В качестве при- мера очень часто ссылаются на последнюю работу Б. Скиннера <По ту сторону свободы и достоинства>, где Скиннер, последовательно проводя принцип бихевио- ризма, разработал особую <поведенческую технологию>, которая <освобождает> человека от ситуаций выбора и делает его послушным орудием в руках операторов, манипулирующих его поведением. Сциентизм, который в принципе положен в основу рассуждений Скиннера,
обернулся достаточно откровенной реакционной про- граммой общественного переустройства. <Гуманистиче- ская> традиция обязывает исследователя <думать> о на- правленности его исследования, о том, каким целям оно служит. Несмотря на абстрактность постановки пробле- мы, здесь подняты чрезвычайно важные вопросы мето- дологического плана.
Все это является отнюдь не отвлеченной философи- ей, но весьма актуальной проблемой для социальной психологии. Тщательность подбора, разработки и при- менения конкретных методик не могут сами по себе принести успех социально-психологическому исследова- нию, если утрачено видение проблемы в целом, т. е. в <социальном контексте>. Конечно, главная задача - найти способы, при помощи которых этот <социальный контекст> может быть ухвачен в каждом конкретном исследовании. Но это уже второй вопрос. Важно видеть эту проблему, важно понимать, что ценностные сужде- ния неизбежно присутствуют в исследованиях наук, подобных социальной психологии, и нужно не отмахи- ваться от этой проблемы, а сознательно принимать тре- бования и контролировать свою собственную социаль- ную позицию, выбор тех или иных ценностей. На уров- не каждого отдельного исследования вопрос может стоять так: перед началом исследования, перед выбором методики необходимо четко проработать для себя основ- ную канву исследования, продумать ради чего, с какой целью исследование предпринимается, из чего исходит исследователь, начиная его.
Средством реализации всех этих требований являет- ся построение программы социально-психологического исследования. В условиях тех методологических трудно- стей, о которых говорилось выше, важно в каждом ис- следовании четко обозначить, эксплицировать решаемые задачи, выбор объекта, сформулировать проблему, ко- торая исследуется, уточнить используемые понятия, а также системно обозначить весь набор используемых методов. Это во многом будет способствовать <методо- логической оснащенности> исследования. Именно при помощи программы можно проследить, каким образом каждое исследование включается в <социальный кон- текст>. Современный этап развития социальной психо- логии у нас в стране ставит задачу построения своеоб-
разного <эталона> марксистского социально-психологи- ческого исследования в противовес тому эталону, кото- рый был построен в западной традиции преимуществен- но на основе философии неопозитивизма. Этот эталон должен включать в себя и все те требования, которые сегодня предъявляются к науке предпринятой ею мето- дологической рефлексией. И хотя идея программы ис- следования пока еще с трудом внедряется в практику социально-психологических исследований, она может способствовать совершенствованию исследований, пре- вращению их в каждом отдельном случае из простого <собирания данных> (даже совершенными методами) в подлинный научный анализ изучаемого объекта.
Раздел II
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ
Глава 4
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Методологические проблемы исследо- вания связи обще- ственных и мвжлич- ностных отношений
Если исходить из того, что социаль- ная психология прежде всего ана- лизирует те закономерности челове- ческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом вклю- чения людей в реальные социаль- ные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимо- действия людей. По каким законам складываются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура, наконец, возможно логически это первый вопрос - какое место они занимают во всей сложной системе человеческих отношений?
Главная задача, которая стоит перед социальной психологией,-раскрыть конкретный механизм <вплете- ния> индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков резуль- тат воздействия социальных .условий на деятельность личности. Но вся Сложность заключается в том, что этот <результат> не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то <несоциальное> пове- дение, а затем на него накладывается нечто <социаль- ное>. Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать ее в систему социальных связей. Сама лич- ность, с одной стороны, уже <продукт> этих социаль- ных связей, а с другой стороны - их созидатель, актив- ный творец. Взаимодействие личности и системы соци- альных связей (как макроструктуры - общества в це- лом, так и микроструктуры - непосредственного окру-
женпя) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне дру- гой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.
Значит, важно, с самого начала рассмотрена лич- ность в общей системе общественных отношений, како- вую и представляет собой общество, т. е. в некотором <социальном контексте>. Этот <контекст> представлен системой реальных отношений личности с внешним ми- ром. Проблема отношений имеет в психологии большое методологическое значение, она в значительной степе- ни разработана в работах В. Н. Мясищева. Фиксация отношений означает реализацию более общего методо- логического принципа - изучения объектов природы в их связи с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно, в его связи с миром роли объектов связи, по словам Мясищева, строго распределены. Связь с внешним ми- ром существует и у животного, но, как говорил Маркс, <животное не <относится> ни к чему и вообще не <отно- сится> Там, где существует какое-нибудь отношение, оно существует <для меня>, т. е. оно задано как имен- но человеческое отношение, оно направлено в силу ак- тивности субъекта.
Но все дело в том, что содержание, уровень этих от- ношений человека с миром весьма различны: каждый ин- дивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и раз- нообразных отношений. В этом многообразии необходи- мо прежде всего различить два основных вида отноше- ний: общественные отношения и то, что Мясищев назы- вает <психологические> отношен) я личности.
Структура общественных отношений исследуется социологией. В марксистской социологической теории раскрыта определенная субординация различных видов общественных отношений. В основании лежат производ- ственные, материальные отношения, над ними надстраи- вается еще целый ряд: социальные, в узком смысле это-
го слова (необходимо иметь в виду, что в социологии различают два смысла данного понятия: широкий, как синоним общественных отношений, и узкий, как отноше- ния между социальными группами), политические, идео- логические. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их за- ключается в том, что в них не просто <встречаются> ин- дивид с индивидом и <относятся> друг к другу, но ин- дивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложив- шихся в сфере разделения труда, а также групп, сло- жившихся в сфере политической жизни, например, по- литических партий и т. д.). Маркс, характеризуя при- роду общественных отношений, специально подчерки- вал эту мысль: <это - не отношения одного индивида к другому индивиду, а отношения рабочего к капита- листу, фермера к земельному собственнику и т. д.> Такие отношения строятся не на основе симпатий или .антипатий, а на основе определенного положения, зани- маемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами, как представителями этих социальных групп. Это озна- чает, что общественные отношения носят безличный характер: их сущность не во взаимодействии конкрет- ных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкрет- ных ролей.
Социальная роль, если интерпретировать этот термин в рамках марксистской традиции (а делать это необхо- димо в связи с широким употреблением термина в раз- личных немарксистских школах социальной психологии, где термину придается совершенно иное значение) и есть фиксация определенного положения, которое за- нимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Более конкретно под ролью понимается <функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную пози- цию>. Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не инди-
См.: Мясищев В. Н. Личность и неьрозы. Л., 1949. Маркс К. и Энгельс Ф Соч., т. 3, с. 29.
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 125. Кон И. С. Социология личности. М" 1967, с. 12-42.
вид, а общество. К такому пониманию социальной ро- ли следует еще добавить, что существенным здесь яв- ляется не только и не столько фиксация прав и обязан- ностей (что выражается термином <ожидания>), сколь- ко связь социальной роли с определенными видами со- циальной деятельности личности. Можно поэтому ска- зать, что социальная роль есть <общественно необходи- мый вид социальной деятельности и способ поведения личности>. Кроме этого, социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли (например, не одобряется такая социальная роль, как <преступник>), иногда это одобрение или неодобре- ние может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно раз- личное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы. Важно подчерк- нуть, что при этом одобряется или не одобряется не кон- кретное лицо, а прежде всего определенный вид соци- альной деятельности. Таким образом, указывая на роль, мы <относим> человека к определенной социальной группе.
В действительности каждый индивид 1выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сбор- ной по футболу и т. д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчи- ной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интер- нализует роль. Акт же интернализации определяется це- лым рядом индивидуальных психологических особенно- стей каждого конкретного носителя данной роли. По- Категория: Библиотека » Социальная психология Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|