Андреева Г.М. » Социальная психология



11 страница


тода.  

 

Все описанные методики обладают одной общей чер-  

той, специфической именно для социально-психологиче-  

ского исследования. При любой форме получения ин-  

формации, при условии, что источником ее является че-  

ловек, возникает еще и такая особая переменная, как  

взаимодействие исследователя с испытуемым. Это взаи-  

модействие ярче всего проявляется в интервью, но фак-  

тически дано при любом из методов. Сам факт, требо-  

вание его учета констатируются уже давно в социально-  

психологической литературе. Однако серьезная разра-  

ботка, изучение этой проблемы еще ждут своих иссле-  

дователей.  

 

Ряд важных методологических проблем встает и при  

характеристике второй группы методов, а именно мето-  

дов обработки материала. Сюда относятся все приемы  

статистики (корреляционный анализ, факторный ана-  

лиз) и вместе с тем приемы логической и теоретической  

обработки (построение типологий, различные способы  

 

74  

 

построения объяснений и т, д.). Вот здесь-то и обнару-  

живается вновь названное противоречие. В какой мере  

исследователь вправе включать в интерпретацию дан-  

ных соображения не только логики, но и содержательной  

теории? Не будет ли включение таких моментов вредить  

объективности исследования, вносить в него то, что на  

языке науковедения называется проблемой ценностей?  

Для естественных и, особенно, точных наук проблема  

ценностей не стоит как специальная проблема, а для  

наук о человеке, и в том числе для социальной психоло-  

гии, она является именно таковой. Именно поэтому вто-  

рая группа методов социальной психологии - методов  

обработки - требует специального обсуждения.  

 

В современной научной литературе полемика вокруг  

проблемы ценностей находит свое разрешение в форму-  

лировании двух образцов научного знания - <сциенти-  

стского> и <гуманистического> - и выяснения отноше-  

ний между ними. Сциентистский образ науки был соз-  

дан в философии неопозитивизма. Главная идея, кото-  

рая была положена в основу построения такого образа,  

заключалась в требовании уподобления всех наук наи-  

более строгим и развитым естественным наукам, преж-  

де всего физике. Наука должна опираться на строгий  

фундамент фактов, применять строгие методы измере-  

ния, использовать лишь операциональные понятия (т. е.  

понятия, по отношению к которым разработаны опера-  

ции измерения тех признаков, которые выражены в по-  

нятии), обладать совершенными приемами верифика-  

ции гипотез. Никакие ценностные суждения не могут  

быть включены ни в сам процесс научного исследова-  

ния, ни в интерпретацию его результатов, поскольку та-  

кое включение снижает качество знания, открывает до-  

ступ крайне субъективным заключениям. Соответствен-  

но этому образу науки трактовалась и роль ученого в  

обществе. Она отождествлялась с ролью беспристраст-  

ного наблюдателя, но никак не участника событий изу-  

чаемого мира. В лучшем случае допускается выполне-  

ние ученым роли инженера или, точнее, техника, кото-  

рый разрабатывает конкретные рекомендации, но отстра-  

нен от решения принципиальных вопросов, например  

относительно направленности использования результа-  

тов его исследований.  

Уже на самых ранних стадиях зарождения подобных  

 

взглядов были выдвинуты серьезные возражения такой  

точке зрения. Особенно они касались наук о человеке,  

об обществе, об отдельных общественных явлениях. Хо-  

тя и в идеалистической форме, но возражение было  

сформулировано, в частности, в философии неокантиант-  

ства, где обсуждался тезис о принципиальном различии  

<наук о природе> и <наук о культуре>. Уже не на чисто  

философском уровне, а на уровне, более близком к кон-  

кретной психологии, эта проблема была поставлена  

В. Дильтеем при создании им <понимающей психоло-  

гии>, где принцип понимания выдвигался на равную  

ступень с принципом объяснения, защищаемым позити-  

вистами. Таким образом, полемика насчитывает долгую  

историю. Сегодня это второе направление отождествля-  

ет себя с <гуманистической> традицией и во многом под-  

держано философскими идеями франкфуртской школы.  

Проблема ценностей выдвигается в этой традиции на  

первый план. Возражая позиции сциентизма, гуманисти-  

ческая ориентация настаивает на том, что специфика  

наук о человеке требует включения ценностных сужде-  

ний в ткань научного исследования. Применительно к  

социальной психологии вопрос ставится более конкрет-  

но: в каких формах ценности <проникают> в процесс  

научного исследования? Ответ звучит так: прежде всего  

ученый, формулируя проблему, осознавая цель своего  

исследования, ориентируется на определенные ценности  

общества, которые он признает или отвергает; далее,  

принимаемые им ценности позволяют контролировать  

направленность использования его рекомендаций; нако-  

нец, ценности обязательно <присутствуют> и при интер-  

претации материала, причем этот факт не <снижает>  

качество знания, а, напротив, делает интерпретации ос-  

мысленными, поскольку позволяет в полной мере от-  

дать себе отчет в том социальном контексте, в котором  

происходят изучаемые ученым события. В качестве при-  

мера очень часто ссылаются на последнюю работу  

Б. Скиннера <По ту сторону свободы и достоинства>,  

где Скиннер, последовательно проводя принцип бихевио-  

ризма, разработал особую <поведенческую технологию>,  

которая <освобождает> человека от ситуаций выбора и  

делает его послушным орудием в руках операторов,  

манипулирующих его поведением. Сциентизм, который  

в принципе положен в основу рассуждений Скиннера,  

 

обернулся достаточно откровенной реакционной про-  

граммой общественного переустройства. <Гуманистиче-  

ская> традиция обязывает исследователя <думать> о на-  

правленности его исследования, о том, каким целям оно  

служит. Несмотря на абстрактность постановки пробле-  

мы, здесь подняты чрезвычайно важные вопросы мето-  

дологического плана.  

 

Все это является отнюдь не отвлеченной философи-  

ей, но весьма актуальной проблемой для социальной  

психологии. Тщательность подбора, разработки и при-  

менения конкретных методик не могут сами по себе  

принести успех социально-психологическому исследова-  

нию, если утрачено видение проблемы в целом, т. е. в  

<социальном контексте>. Конечно, главная задача -  

найти способы, при помощи которых этот <социальный  

контекст> может быть ухвачен в каждом конкретном  

исследовании. Но это уже второй вопрос. Важно видеть  

эту проблему, важно понимать, что ценностные сужде-  

ния неизбежно присутствуют в исследованиях наук,  

подобных социальной психологии, и нужно не отмахи-  

ваться от этой проблемы, а сознательно принимать тре-  

бования и контролировать свою собственную социаль-  

ную позицию, выбор тех или иных ценностей. На уров-  

не каждого отдельного исследования вопрос может  

стоять так: перед началом исследования, перед выбором  

методики необходимо четко проработать для себя основ-  

ную канву исследования, продумать ради чего, с какой  

целью исследование предпринимается, из чего исходит  

исследователь, начиная его.  

 

Средством реализации всех этих требований являет-  

ся построение программы социально-психологического  

исследования. В условиях тех методологических трудно-  

стей, о которых говорилось выше, важно в каждом ис-  

следовании четко обозначить, эксплицировать решаемые  

задачи, выбор объекта, сформулировать проблему, ко-  

торая исследуется, уточнить используемые понятия,  

а также системно обозначить весь набор используемых  

методов. Это во многом будет способствовать <методо-  

логической оснащенности> исследования. Именно при  

помощи программы можно проследить, каким образом  

каждое исследование включается в <социальный кон-  

текст>. Современный этап развития социальной психо-  

логии у нас в стране ставит задачу построения своеоб-  

 

разного <эталона> марксистского социально-психологи-  

ческого исследования в противовес тому эталону, кото-  

рый был построен в западной традиции преимуществен-  

но на основе философии неопозитивизма. Этот эталон  

должен включать в себя и все те требования, которые  

сегодня предъявляются к науке предпринятой ею мето-  

дологической рефлексией. И хотя идея программы ис-  

следования пока еще с трудом внедряется в практику  

социально-психологических исследований, она может  

способствовать совершенствованию исследований, пре-  

вращению их в каждом отдельном случае из простого  

<собирания данных> (даже совершенными методами) в  

подлинный научный анализ изучаемого объекта.  

 

Раздел II  

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ  

И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ  

 

Глава 4  

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ  

И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ  

 

Методологические  

проблемы исследо-  

вания связи обще-  

ственных и мвжлич-  

ностных отношений  

 

Если исходить из того, что социаль-  

ная психология прежде всего ана-  

лизирует те закономерности челове-  

ческого поведения и деятельности,  

которые обусловлены фактом вклю-  

чения людей в реальные социаль-  

ные группы, то первый эмпирический факт, с которым  

сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимо-  

действия людей. По каким законам складываются эти  

процессы, чем детерминированы их различные формы,  

какова их структура, наконец, возможно логически это  

первый вопрос - какое место они занимают во всей  

сложной системе человеческих отношений?  

 

Главная задача, которая стоит перед социальной  

психологией,-раскрыть конкретный механизм <вплете-  

ния> индивидуального в ткань социальной реальности.  

Это необходимо, если мы хотим понять, каков резуль-  

тат воздействия социальных .условий на деятельность  

личности. Но вся Сложность заключается в том, что  

этот <результат> не может быть интерпретирован так,  

что сначала существует какое-то <несоциальное> пове-  

дение, а затем на него накладывается нечто <социаль-  

ное>. Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом  

вписать ее в систему социальных связей. Сама лич-  

ность, с одной стороны, уже <продукт> этих социаль-  

ных связей, а с другой стороны - их созидатель, актив-  

ный творец. Взаимодействие личности и системы соци-  

альных связей (как макроструктуры - общества в це-  

лом, так и микроструктуры - непосредственного окру-  

 

женпя) не есть взаимодействие двух изолированных  

самостоятельных сущностей, находящихся одна вне дру-  

гой. Исследование личности есть всегда другая сторона  

исследования общества.  

 

Значит, важно, с самого начала рассмотрена лич-  

ность в общей системе общественных отношений, како-  

вую и представляет собой общество, т. е. в некотором  

<социальном контексте>. Этот <контекст> представлен  

системой реальных отношений личности с внешним ми-  

ром. Проблема отношений имеет в психологии большое  

методологическое значение, она в значительной степе-  

ни разработана в работах В. Н. Мясищева. Фиксация  

отношений означает реализацию более общего методо-  

логического принципа - изучения объектов природы в  

их связи с окружающей средой. Для человека эта  

связь становится отношением, поскольку человек дан в  

этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно,  

в его связи с миром роли объектов связи, по словам  

Мясищева, строго распределены. Связь с внешним ми-  

ром существует и у животного, но, как говорил Маркс,  

<животное не <относится> ни к чему и вообще не <отно-  

сится> Там, где существует какое-нибудь отношение,  

оно существует <для меня>, т. е. оно задано как имен-  

но человеческое отношение, оно направлено в силу ак-  

тивности субъекта.  

 

Но все дело в том, что содержание, уровень этих от-  

ношений человека с миром весьма различны: каждый ин-  

дивид вступает в отношения, но и целые группы также  

вступают в отношения между собой, и, таким образом,  

человек оказывается субъектом многочисленных и раз-  

нообразных отношений. В этом многообразии необходи-  

мо прежде всего различить два основных вида отноше-  

ний: общественные отношения и то, что Мясищев назы-  

вает <психологические> отношен) я личности.  

 

Структура общественных отношений исследуется  

социологией. В марксистской социологической теории  

раскрыта определенная субординация различных видов  

общественных отношений. В основании лежат производ-  

ственные, материальные отношения, над ними надстраи-  

вается еще целый ряд: социальные, в узком смысле это-  

 

го слова (необходимо иметь в виду, что в социологии  

различают два смысла данного понятия: широкий, как  

синоним общественных отношений, и узкий, как отноше-  

ния между социальными группами), политические, идео-  

логические. Все это в совокупности представляет собой  

систему общественных отношений. Специфика их за-  

ключается в том, что в них не просто <встречаются> ин-  

дивид с индивидом и <относятся> друг к другу, но ин-  

дивиды как представители определенных общественных  

групп (классов, профессий или других групп, сложив-  

шихся в сфере разделения труда, а также групп, сло-  

жившихся в сфере политической жизни, например, по-  

литических партий и т. д.). Маркс, характеризуя при-  

роду общественных отношений, специально подчерки-  

вал эту мысль: <это - не отношения одного индивида  

к другому индивиду, а отношения рабочего к капита-  

листу, фермера к земельному собственнику и т. д.>  

Такие отношения строятся не на основе симпатий или  

.антипатий, а на основе определенного положения, зани-  

маемого каждым в системе общества. Поэтому такие  

отношения обусловлены объективно, они есть отношения  

между социальными группами или между индивидами,  

как представителями этих социальных групп. Это озна-  

чает, что общественные отношения носят безличный  

характер: их сущность не во взаимодействии конкрет-  

ных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкрет-  

ных ролей.  

 

Социальная роль, если интерпретировать этот термин  

в рамках марксистской традиции (а делать это необхо-  

димо в связи с широким употреблением термина в раз-  

личных немарксистских школах социальной психологии,  

где термину придается совершенно иное значение) и  

есть фиксация определенного положения, которое за-  

нимает тот или иной индивид в системе общественных  

отношений. Более конкретно под ролью понимается  

<функция, нормативно одобренный образец поведения,  

ожидаемый от каждого, занимающего данную пози-  

цию>. Эти ожидания, определяющие общие контуры  

социальной роли, не зависят от сознания и поведения  

конкретного индивида, их субъектом является не инди-  

 

См.: Мясищев В. Н. Личность и неьрозы. Л., 1949.  

Маркс К. и Энгельс Ф Соч., т. 3, с. 29.  

 

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 125.  

Кон И. С. Социология личности. М" 1967, с. 12-42.  

 

вид, а общество. К такому пониманию социальной ро-  

ли следует еще добавить, что существенным здесь яв-  

ляется не только и не столько фиксация прав и обязан-  

ностей (что выражается термином <ожидания>), сколь-  

ко связь социальной роли с определенными видами со-  

циальной деятельности личности. Можно поэтому ска-  

зать, что социальная роль есть <общественно необходи-  

мый вид социальной деятельности и способ поведения  

личности>. Кроме этого, социальная роль всегда несет  

на себе печать общественной оценки: общество может  

либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные  

роли (например, не одобряется такая социальная роль,  

как <преступник>), иногда это одобрение или неодобре-  

ние может дифференцироваться у разных социальных  

групп, оценка роли может приобретать совершенно раз-  

личное значение в соответствии с социальным опытом  

той или иной общественной группы. Важно подчерк-  

нуть, что при этом одобряется или не одобряется не кон-  

кретное лицо, а прежде всего определенный вид соци-  

альной деятельности. Таким образом, указывая на роль,  

мы <относим> человека к определенной социальной  

группе.  

 

В действительности каждый индивид 1выполняет не  

одну, а несколько социальных ролей: он может быть  

бухгалтером, отцом, членом профсоюза, игроком сбор-  

ной по футболу и т. д. Ряд ролей предписан человеку  

при рождении (например, быть женщиной или мужчи-  

ной), другие приобретаются прижизненно. Однако сама  

по себе социальная роль не определяет деятельность и  

поведение каждого конкретного ее носителя в деталях:  

все зависит от того, насколько индивид усвоит, интер-  

нализует роль. Акт же интернализации определяется це-  

лым рядом индивидуальных психологических особенно-  

стей каждого конкретного носителя данной роли. По-




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 635
Категория: Библиотека » Социальная психология


Другие новости по теме:

  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 50 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 17 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 18 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 19 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 20 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 21 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 22 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 23 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 24 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 25 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 26 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 27 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 28 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 16 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 15 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 14 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 1 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 2 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 3 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 4 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 5 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 6 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 7 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 8 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 9 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 10 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 11 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 13 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 29 страница
  • Андреева Г.М. » Методы социальной психологии » 30 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь