Рабочая программа подготовки к ГИА и ЕГЭ "Я к экзамену готов"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ГИА И ЕГЭ

«Я к экзамену готов»

Ступень обучения (класс): среднее общее (9 класс первого года обучения, 11 класс первого года обучения)

Количество часов: 33 

Уровень: базовый

 Программа рассчитана на 1 год (1 раз в неделю)

 Возраст обучающихся: 15-17 лет

 Автор-составитель: Чернодуб Вера Федоровна

 

 

Программа разработана на основе программы Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе. 3-е изд. – М.: Генезис, 2010. – 167с. С использованием элементов обучающей авторской программы Балабановой Н.В. «Арт-терапия в психологической практике» и обучающей авторской программы Батраковой М.Ю. «Основы телесно-ориентированной психотерапии» (автор-составитель имеет сертификаты по данным направлениям)

I.      Пояснительная записка

Подготовка учащихся старших классов к сдаче ЕГЭ – многогранный процесс, включающий в себя как тренировку учебных навыков, так и психологическую готовность к встрече со стрессовой ситуацией экзамена. В этом аспекте программа педагога-психолога Чернодуб В.Ф. по подготовке к ЕГЭ (и ГИА) является актуальной в образовательном учреждении.

         Цель программы – формирование психологической готовности старшеклассников к проживанию стрессовой ситуации сдачи итоговых экзаменов (ЕГЭ и ГИА).

         Задачи программы:

- научить старшеклассников относиться к сдаче экзамена как к ситуации личностного роста (формирование мотивации достижения успеха);

- научить старшеклассников способам управления собственным эмоциональным состоянием (повышенная тревожность, страхи);

- помочь старшеклассникам проработать внутренние ресурсы в преодолении стрессовых ситуаций;

- оказать индивидуальное сопровождение учащихся с повышенным уровнем тревожности средствами арт-терапии (в том числе по запросу).

Программа рассчитана на учащихся 9-х и 11-х классов, занятия проводятся 1 раз в неделю в течение 3-х месяцев (март, апрель, май).

Программа является модифицированной и включает в себя элементы программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», программы                     Н.В. Балабановой «Основы арт-терапии в психологической практике», программы М.Ю. Батраковой «Основы телесно-ориентированной психотерапии», методические материалы краевых семинаров по подготовке к ЕГЭ, организованных ККИДППО и краевым ЦДК.

Важным звеном программы является индивидуальное сопровождение учащихся, которое производится по результатам тестирования, а также по личному запросу. Индивидуальное сопровождение старшеклассников педагог-психолог производит средствами арт-терапии, которые могут быть применимы лишь в случае профессионального обучения в области арт-терапевтической практики.

Реализация программы сопровождается применением средств мультимедиа. С помощью презентаций психолог преподает теоретический материал. Обучение практическим навыкам преодоления стрессовых ситуаций происходит в процессе подвижных игр и выполнения упражнений телесно-ориентированной психотерапии.

Соответственно этому, программа содержит в себе несколько блоков-направлений работы:

- упражнения телесно-ориентированной терапии;

- арт-терапевтические «ресурсные» техники;

- работа в парах и подвижные игры;

- решение групповых задач (упражнения на сплоченность)

- теоретический материал.

Программа соответствует возрастным особенностям старшеклассников, тесно сочетает теоретическую часть с практической, служит реализации одного из основных направлений работы со старшеклассниками.

II.       Учебно-тематический план программы

№ п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Всего часов

Характеристика деятельности учащегося

1

Общее понятие об эмоциях. Тест «Эмоциональный интеллект».

1

 

2

Аффекты как проявление эмоциональной жизни человека. Тест «Любите ли вы себя?»

1

 

3

Собственно эмоции и их место в эмоциональной сфере человека. «Опросник иерархической структуры актуальных страхов личности». «Шкала самооценки ситуативной тревожности»

1

 

4

Чувства как устойчивые психические состояния. «Шкала одиночества». Тест «Уверенность в себе»

1

 

5

Влюбленность, любовь, страсть. Тест «Что мешает вам полюбить?»

1

 

6

Настроения как эмоциональные состояния. Тест «Определение социально-психологического климата группы»

1

 

7

Стресс и фрустрация. «Методика выявления деструктивных установок»

1

 

8

Управление эмоциональными состояниями. Упражнения «Эмоциональный жест», «Позитивные эмоциональные жесты», «Очистка радиоэфира», «Машина времени», «Взрыв эмоций»

1

 

9

Управление эмоциональными состояниями. Упражнения «Взгляд юмориста», «Забор Тома Сойера», «Мыльная опера», «Фоторобот», «Вкусная еда»

1

 

10

Как стать уверенным в себе?   (9 правил Э.Смита). Игра «Кораблекрушение»

1

 

11

Упражнение «Колесо жизни». Работа с притчами (Роберт Элиас Наджеми)

1

 

12

Релаксационная телесно-ориентированная психотерапия. Упражнение «Ровная спина», «Страх под лопатками», «Плечевой пояс», «Арка любви», «Волна»

1

 

13

Экспертная деятельность «Способы достижения гармонии» («Что помогает?», «Что мешает?», «Кто может помочь?», «Кто может помешать?»). Анализ. Раздача памяток «Способы управления эмоциональным состоянием»

1

 

14

Стратегии поведения в стрессовой ситуации: стресс льва и стресс кролика. Тест «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант Т.А.Крюковой). Арт-техника «Сочинение с продолжением» (общая сказка)

1

 

15

Телесно-ориентированная психотерапия. Упражнение «Дерево и камень» (самоанализ в кругу). Работа со сказками Н.Н. Амбросьевой

1

 

16

Формирование групповой сплоченности. «Геометрическая фигура», «Электроцепь», «Нож в масло», «Доверяющее падение», «Хоровод»

1

 

17

Видеоматериал «Сеанс психотерапевта». Анализ. Рисуночная методика «Прошлое, настоящее, будущее». НЛП-техника «Посещение кинотеатра»

1

 

18

Арт-техника «Сотворение Человека». Работа с мандалами (раскрашивание)

1

 

19

Агрессия как психологический феномен. Способы конструктивного выхода из конфликта. Упражнения «Моя агрессия», «Моя декларация самоуважения»

1

 

20

Видеотерапия «Исцеление императора». Анализ. Упражнение «Цвета». Работа с цветом как с ресурсом

1

 

21

Работа в парах. Упражнения «Да – нет», «Это Я!». Методика работы с ресурсами «Путеводная звезда»

1

 

22

Индивидуальная работа. Упражнение «Два стула» (гештальт-техника). Работа в парах. Упражнение «Ирландская дуэль», «Рисунок вдвоем»

1

 

23

Музыкотерапия. Арт-техника «Триптих». Упражнение «Наш маленький оркестр»

1

 

24

Работа в парах. Упражнения «Разожми кулак», «Танец пальцев». Медитацяи «Разговор с внутренним ребенком»

1

 

25

Видеотерапия «Сейчас или никогда». Анализ. Активизация позиции Взрослого, упражнение         «Я психолог»

1

 

26

Ассоциативные метафорические карты (спектрокарты). Рисунок «Я- реальное / Я-идеальное»

1

 

27

Ценности в жизни человека. Активизирующий опросник «Как поживаешь?» (Н.С.Пряжников). Позитивная визуализация «Поплавок в океане»

1

 

28

Арт-техника «Мандала «Первостихии». Работа в парах (взгляд художника). Музыкальный хоровод

1

 

29

Индивидуальная работа. Упражнение «Горячий стул» (нелепая ситуация/ассоциации). Работа с классом. Упражнение «Повысь самооценку». Позитивная визуализация «Маяк»

1

 

30

Анкета нервно-психической устойчивости «Прогноз».

1

 

31

Игра-репетиция «Сдача ЕГЭ»

1

 

32

Игра-путешествие «Воздушный шар»

1

 

33

Арт-техника «Насыпная мандала» (установка на успех)

1

 

 

III.        Требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся

В процессе освоения материала старшеклассники должны:

  • научиться относиться к сдаче итогового экзамена как к ситуации личностного роста;
  • демонстрировать преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач;
  • демонстрировать умение управлять собственным эмоциональным состоянием (повышенная тревожность, беспокойство).

Обозначенные компетентности развиваются в творческом процессе, с элементами мозгового штурма, и входят в определение «Статус старшеклассника».

IV.        Описание места курса в учебном плане

Согласно базисному учебному плану школы, на изучение курса в 9-ом и 11-ом классе выделяется 33 часа.

Ценностные ориентиры: привитие ценности личных продуктов деятельности, эстетического взгляда на выполнение задания, творческое самовыражение учащихся, достижение взаимопонимания в общении с одноклассниками, актуализация личностных ресурсов, формирование мотивации достижения успеха за счет развития уверенности в себе. 

 V.       Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Печатные пособия

1

Буклеты, памятки

1 экземпляр на каждого ученика

2

Тестовые бланки для работы

1 экземпляр на каждого ученика

 

Технические средства обучения

1

Компьютер

1

2

Мультимедийный проектор

1

 

Тематические блоки:

- упражнения телесно-ориентированной терапии («Ровная спина», «Страх под лопатками», «Плечевой пояс», «Арка Любви». «Волна», «Дерево и камень». «Да-нет»);
- медитативные техники («Разговор с внутренним ребенком», «Маяк», «Поплавок в океане»)
- арт-терапевтические «ресурсные» техники (насыпная мандала, мандала «Первостихии», «Триптих», «Наш маленький оркестр», «Сотворение Человека», использование спектрокарт и видеотерапии, работа с притчами);
- работа в парах («Ирландская дуэль», «Рисунок вдвоем», «Разожми кулак», «Танец пальцев», гештальт-техника «Два стула»);
- решение групповых задач (игра-репетиция «Сдача ЕГЭ», музыкальный хоровод, «Я-психолог», «Путеводная звезда», «Электроцепь», «Нож в масло». «Геометрическая фигура», «Воздушный шар», «Кораблекрушение»)
- теоретический материал (психология эмоций, стресс и фрустрация, управление эмоциональными состояниями, копинг-стратегии, ценностные ориентации)

- тестирование (согласно теоретическому блоку)



Просмотров: 584
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Работа с тревогой и стрессом в телесно-ориентированной психотерапии.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 4.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 2.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 3.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 5.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Введение.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 1.
  • Работа с психологической травмой. Структура работы, подходы, упражнение, видео мастер-класса
  • Комплексная методика телесно-ориентированной терапии и миротоктерапии.
  • О Розен-методе - как об одном из направлений телесно-ориентированной терапии.
  • О телесно-ориентированной гештальт-терапии. Часть 2
  • О телесно-ориентированной гештальт-терапии. Часть 1
  • Работа с частями личности: упражнение. Часть II. Используем метафорические карты
  • Спина к спине, или практика телесно-ориентированной терапии в семейном консультировании.
  • Почему в телесно-ориентированной психотерапии актуализируются «проработанные» ситуации?
  • Работа с МАК. Техника «Анализ кризиса»
  • Основные направления работы и принципы телесно-ориентированной терапии
  • Техника "Следы". Работа с путями жизни и осознанием ситуаций
  • Работа с кризисными состояниями в русле гештальт-терапии
  • Уверенность в себе и возможность ее повышения в технике телесно-ориентированной психотерапии
  • Работа с МАК. техника "Встреча с внутренним ребенком"
  • Особенности создания Авторской программы для персональной работы с клиентом
  • Упражнение «Работа с проблемной ситуацией».
  • Работа и мы: тест на стресс
  • МАК техника. Работа метафорой с чувствами (прошлое, будущее, настоящее)
  • Упражнение – практическая техника – «Колесо успеха»
  • Как найти смысл жизни? Легко! "TOP 3" готовые программы предназначения человека. Выбери свою.
  • Влияние практики телесно ориентированной терапии на эмоционально - поведенческие особенности личности
  • Работа с эмоциональной зависимостью. «Развенчиваем иллюзии. Снимаем розовые очки». Упражнение.
  • Работа с эмоциональным состоянием. Пример из практики.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь