Когнитивно-поведенческая психотерапия

Когнитивно поведенческая психотерапия

Методы когнитивной терапии широко используются в лечении различных расстройств в США и странах Европы. Уровень доверия и результативности данного подхода в лечении, подтверждается также оплатой данной терапии в рамках страхового случая, то есть страховые компании готовы оплачивать данную когнитивно-поведенческую терапию в счет страховых выплат.

Эффективность когнитивной терапии при депрессии подтверждена сотнями исследований. В состоянии депрессивных людей, которых лечат этим терапевтическим методом, происходят гораздо более заметные улучшения, чем у тех, кто получает плацебо или не лечится вообще. Примерно у 50—60 % наблюдается полное исчезновение симптомов. Ввиду этого всё больше терапевтов начинают следовать когнитивному подходу.

Исследования показывают равную эффективность когнитивной и интерперсональной психотерапии в сравнении с фармакотерапией. Когнитивно-поведенческая и интерперсональная терапия способны обеспечивать профилактику рецидивов вне острого периода в качестве поддерживающей терапии. При применении когнитивной терапии у больных депрессией менее вероятны рецидивы расстройства, чем при применении антидепрессантов, и обнаруживается устойчивость к истощению триптофана,предшественника серотонина.

В 2013 году в журнале The Lancet были опубликованы результаты исследования, показавшего, что у пациентов, которым не помогло лечение антидепрессантами, когнитивно-поведенческая терапия, используемая в дополнение к терапии данными препаратами, может уменьшить симптомы депрессии и способствовать улучшению качества жизни.

К сожалению в России данный вид терапии еще не приобрел свою должную популярность и распространенность. О причинах этого говорить сложно, но можно выделить определенные сложности в распространении данного вида терапии. В первую очередь на просторах психологической помощи можно встретить большой плюрализм взглядов и подходов, что среди большого многообразия методов, не дает возможности повышения популярности какого то одного. Во вторых данный вид терапии был разработан зарубежными учеными, а особенности менталитета и характер проблем в целом схожий, но имеющий свои особенности, не позволяющие полноценное применение этого метода. В третьих в основном каждый психолог определяет для себя несколько направлений в рамках которых, он осуществляет свою деятельность, при этом когнитивная терапия, а точнее её методы используются в качестве вспомогательных, нежели как единственное направление в терапии. В четвертых законодательство РФ не лицензирует деятельность психолога, это приводит к тому, что не появляется причин в освоении новых направлений в терапии или повышении квалификации психологов. В пятых когнитивно-поведенческая терапия ограничивает круг проблем и людей, с которыми она может работать.

Основоположником когнитивно-поведенеской (когнитивно-бихевиоральной) психотерапии является Аарон Бек. Изначально данный вид терапии был направлен на лечение депрессивных расстройств, но в дальнейшем его эффективность была эмпирически проверена и на других видах расстройств.  Аарон Бек в начале 1960 годов в Университете Пенсильвании занимался терапией депрессивных больных. Он выявил схожий признак у всех больных депрессией - это было искажение восприятия внешнего мира и самого себя. В дальнейшем его терапия была направлена на изменение искаженного восприятия ( автоматического, иррационального) на адаптивное и рациональное восприятие себя и окружающего мира. Им была разработана модель А-В-С, суть которой заключалась в предположении , что А- травмирующее событие, которое ведет к тому что происходит изменение состояние человека -С, не происходит напрямую. Он предположил, что само травмирующее событие не вызывает изменение состояния человека, а вызывает появление "автоматической" мысли или убеждения -В, то есть само восприятие травмирующего события, а не оно само, влияет на изменение состояния человека. Таким образом он сделал вывод о том, что изменение восприятия травмирующего события (автоматические мысли, убеждения) приведет к изменению реакции на это событие -С. 

Аарон Бек определял когнитивно-поведенческую психотерапию, как директивный, активный, структурированный во времени подход. В современное время эти концепции были изучены, адаптированы и перетерпели различные изменения в рамках методов. При этом основной принцип когнитивно-поведенеской психотерапии остался прежним.

Известными учеными были разработаны другие формы когнитивной терапии. Особо следует отметить рационально-эмотивную терапию Альберта Эллиса (Ellis, 1962), когнитивно-поведенческую модификацию Дональда Мейченбаума (Meichenbaum, 1977), мультимодальную терапию Арнольда Лазаруса (Lazarus, 1976). Весомый вклад в развитие когнитивной терапии внесли мно­гие другие теоретики, включая Майкла Махони (1991), Витторио Гьюдано и Джованни Лиотти (1983). Исторические обзоры становления когнитивной терапии показывают, что она развивалась во многих направлениях (Arnkoff & Glass, 1992; Hollon & Beck, 1993). Из представителей Российских ученых можно выделить работы Сергея Харитонова, Холодной М.А.

Также немаловажным ученым, внесшим свой вклад в развитие когнитивно-поведенческой терапии является Альберт Эллис, который еще в 50-е годы, независимо от Аарона Бека, разрабатывал метод рационально-эмоциональной психотерапии. В своих исследованиях Эллис делал акцент на поиске универсальных для всех эмоциональных расстройств содержательных характеристик когнитивных процессов. В отличие от Эллиса, Бек в своих исследованиях пытался дифференцировать различные эмоциональные состояния на основе когниций. В результате подход Бека обладал большей конкретностью, ориентированностью на мишени терапии и индивидуальностью.

Терапевтический подход Аарона Бека вступил в конфронтацию с господствующим на тот момент психоаналитическим направлением в психотерапии. Основные труды Бека: «Когнитивная терапия и эмоциональные расстройства» (1976), «Когнитивная терапия депрессии» (1979), «Когнитивная терапия личностных расстройств» (1990).

В применении когнитивно-поведенческой терапии можно выделить несколько основных целей её применения:

  1. Уменьшение или устранение симптомов расстройства
  2. Снижение вероятности возникновения рецидива
  3. Повышение эффективности фармакотерапии
  4. Решение психосоциальных проблем, то есть создание и закрепление более адаптивного поведения в социуме.
  5. Замена дезадаптивных (иррациональных ) убеждений на адаптивные (рациональные)

Основными преимуществами использования когнитивно-поведенческой терапии можно назвать:

  1. Краткосрочность, что объясняется мишенеориентированностью подхода при определенном виде расстройств.
  2. Технологиность, т.к. разработаны различные поэтапные действия при терапии определенных расстройств
  3. Научение клиента, происходит зачастую уже на первом сеансе при объяснении А-В-С модели и направлено на самонаблюдение
  4. Структурность, т.к. при проведении сессии происходит сопоставление различных аргументов, их структурирование, присвоение значимости, а также происходит создание схемы когнитивных проявлений клиента
  5. Терапия здесь и сейчас, в подходе не ставится акцент на повторное переживание произошедших травмирующих событий, т.к. работа ведется непосредственно с результатами самих этих событий, в результате которых были сформированы иррациональные убеждения.

На основе исследований зарубежных и отечественных ученых, можно сделать вывод о том, что когнитивно-поведенческая терапия требует от клиентов достаточного уровня рефлексии и интроспекции. Иными словами при использовании данного подхода, терапевт становится партнером для клиента, обучает его проводить самостоятельное исследование своих реакций. Клиент должен обладать способностью вести самонаблюдения, оценивать и "шкалировать" свое состояние. Данный подход в терапии направлен на проведение домашней работы по сбору данных для дальнейшего исследования и решения его проблем. 

Основным направлением воздействия являются автоматические мысли и иррациональные убеждения клиента, которые были у него сформированы в процессе его жизни или в результате каких то событий. Не правильная интерпретация происходящего приводит к искажению восприятия а значит и создает сложности в жизни клиента. Также необходима наличие у клиента самокритичности, способности отыскать и подвергнуть рассмотрению и критике его иррациональные убеждения. В детском возрасте убеждения ещё только формируются, и при этом недостаточно осознанности в поведении и способности его оценить. В преклонном возрасте психика становится менее гибкой и зачастую признать свои убеждения неверными, представляется сложным. Все это дает нам сделать вывод о том, что эффективность когнитивно-поведенческой терапии прямым образом зависит от личности клиента, его возраста и способностей. Это также говорит о том, что в определенном состоянии клиент может не иметь возможности соответствовать критериям для эффективного проведения данного вида терапии.

Из названия когнитивно-поведенческая терапия следует, что работа ведется как в направлении когниций (убеждений) так и в направлении поведения клиента. Изначально подход был когнитивным, но в дальнейшем в данную методику интегрировали методы поведенческой терапии, что и привело этот вид терапии к нынешнему виду. В результате исследований в этом направлении были сделаны выводы, о том, что терапия направленная только на изменение поведение или только на проведение изменений в когнитивной сфере не дают такого результата, как их совместное использование. При этом уменьшается время получения результатов, а также количество рецидивов. 



Просмотров: 467
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Краткая методичка по когнитивно-поведенческой терапии для клиента
  • Навязчивые мысли: причины и методы решения с помощью техник когнитивно - поведенческой терапии
  • Использование методов когнитивно-поведенческой терапии в психокоррекции детей и подростков.
  • Суть когнитивно-поведенческой терапии.
  • Доказательства эффективности когнитивно-поведенческой терапии
  • О когнитивно-поведенческой терапии
  • О Когнитивно-Поведенческой терапии
  • Преимущества когнитивно-поведенческой терапии
  • Что почитать по Когнитивно-Поведенческой Терапии?
  • Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно-поведенческой терапии
  • Мускульный тест в когнитивно-поведенческой терапии
  • О когнитивно –поведенческой терапии, для тех кто далек от психологии
  • Философские основы Когнитивно-поведенческой терапии
  • О так называемой третьей волне в когнитивно-поведенческой терапии и ее пользе для клиентов.
  • Программа самопомощи в когнитивно-поведенческой терапии ПТСР
  • Снижение веса с помощью когнитивно-поведенческой терапии
  • Причины возникновения панических атак с точки зрения когнитивно-поведенческой терапии
  • Нейробиологические аспекты и предмет веры когнитивно-поведенческой терапии
  • Клинический пример когнитивно-поведенческой терапии панических атак.
  • Когнитивно-поведенческий подход при ГТР: первичное интервью, оценка ГТР и цели терапии
  • "4 Столпа" Когнитивно-Поведенческой Терапии (КПТ)
  • Немного о когнитивно-бихевиоральной терапии...
  • Какими бывают мысли и убеждения. Точка зрения когнитивной терапии.
  • Когнитивно-поведенческая терапия депрессии
  • Что дает когнитивно-поведенческая терапия?
  • Когнитивно-поведенческая терапия(создание дисфункциональных эмоций)
  • Расстройство сна: чем может помочь когнитивно-поведенческая терапия?
  • Когнитивно-поведенческая терапия: возникновение, развитие, основные постулаты
  • Свобода мысли, аристократизм духа и Когнитивно-поведенческая терапия
  • Когнитивно-поведенческая терапия тревоги как депрессивного расстройства.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь