Доказательства эффективности когнитивно-поведенческой терапии




По современным исследованиям в области психотерапии, проведенными как ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения), так и Министерством здравоохранения США когнитивно-поведенческая психотерапия является наиболее эффективным средством лечения большинства душевных расстройств. Среди проблем с успехом поддающихся лечению данным методом психотерапии тревожные расстройства, зависимости, навязчивости, посттравматическое стрессовое расстройство, фобии, сексуальные расстройства и т.д. Она также дает великолепные результаты в таких областях как лечение неврозов, лечение депрессии и лечение панических атак. Редкий психолог или психиатр отрицает эффективность данного метода. В западной психотерапии когнитивно-поведенческая терапия (CBT) является наиболее распространенной техникой лечения, показывающей хорошие результаты в относительно короткий срок.

Persons, Burns и Perloff обнаружили (1988), что когнитивная терапия эффективна для пациентов независимо от их происхождения, уровня образования и доходов. Она была адаптирована для работы с пациентами всех возрастных групп, от дошкольников (Knell, 1993) до пожилых людей (Casey& Grant, 1993; Thompson, Davies, Gallagher& Krantz, 1986). Хотя эта книга посвящена исключительно индивидуальной терапии, когнитивная терапия была также модифицирована для работы с группами пациентов (Beutlerhzip., 1987; Freeman, Schrodt, Gilson, & Ludgate, 1993), решения проблем в отношениях с партнером (Baucom& Epstein, 1990; Dattilio& Padesky, 1990), а также семейной терапии (Bedrosian& Bozicas, 1994; Epstein, Schlesinger, & Dryden, 1988).



Контролируемые эксперименты подтвердили ее эффективность в лечении депрессии (см. мета-анализ: Dobson, 1989), генерализованного тревожного расстройства (Butler, Fennel, Robson, & Gelder, 1991), панического расстройства (Barlow, Craske, Gerney, & Klosko, 1989; Beck, Sokol, Clark, Berchick, & Wright, 1992; Clark, Salkovskis, Hackmann, Middleton, & Gelder, 1992), социофобии (Gelernterи др., 1991; Heimbergи др., 1990), расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (Woodyи др., 1983), расстройств приема пищи (Agrasи др., 1992; Fairburn, Jones, Peveler, Hope, & Doll, 1991; Garnerи др., 1993), проблем в отношениях с партнером (Baucom, Sayers, & Scer, 1990) и госпитальной депрессии (Bowler, 1990; Miller, Norman, Keitner, Bishop, & Dow, 1989; Thase, Bowler, & Harden, 1991).

В настоящее время когнитивная терапия применяется во всем мире в качестве единственного или дополнительного вида лечения многих других расстройств. Это обсессивно-компульсивное расстройство (Salkovskis& Kirk, 1989), посттравматическое стрессовое расстройство (Dancu& Foa, 1992; Parrott& Howes, 1991), расстройства личности (Beckи др., 1990; Layden, Newman, Freeman, & Morse, 1993; Young, 1990), рекуррентная депрессия (R. DeRubeis, личное общение в октябре 1993 года), хронический болевой синдром (Miller, 1991; Turk, Meichenbaum, & Genest, 1983), ипохондрическое расстройство (Warwick& Salkovskis, 1989) и шизофрения (Chadwick& Lowe, 1990; Kingdon& Turkington, 1994; Perris, Ingelson, & Johnson, 1993). Когнитивно-поведенческая терапия успешно применяется не только в лечении психиатрических пациентов, но и вработе с людьми, отбывающими наказание в местах лишения свободы, со школьниками, с пациентами, страдающими разнообразными заболеваниями, и многими другими категориями населения.



"Бек и коллеги сравнили эффективность когнитивной терапии невротической депрессии. Пациенты случайным образом были разделены на две группы - подвергавшиеся фармакотерапии и когнитивной терапии. Когнитивная терапия продолжалась максимум 20 сессий (в среднем 15 сессий в течение 11 недель). Лечение препаратами составляло в среднем 11 недель, с одной 20-минутной встречей в неделю. Оказалось, что когнитивное лечение уменьшило признаки депрессии по Вопроснику депрессии Бека. Показатели значимо улучшились и сохранялись таковыми после завершения лечения в течение 3-6 месяцев. Кроме того, 13 из 19 пациентов, которые прошли фармакотерапию, позднее нуждались в повторной терапии, в то время как к повторной терапии обратились только 3 из 19 пациентов, прошедшие когнитивную терапию.

Б. Ф. Шоу сравнил эффективность когнитивной терапии с поведенческой терапией депрессии у студентов. Пациенты случайным образом были разделены на 4 группы по восемь человек в каждой. Каждая группа подвергалась монотерапии определенного типа: 1) когнитивной; 2) поведенческой (базирующейся на модели депрессии Левинсона (1974) и включавшей такие методы, как списки активности, устные контракты и репетиция поведения); 3) клиент-центрированной; 4) не подвергавшаяся лечению (контрольная группа). Наиболее эффективной (и по Вопроснику депрессии Бека, и по клиническим оценкам) оказалась когнитивная терапия. Поведенческая терапия и клиент-центрированная терапия по эффективности существенно не различались.

Л. Комас-Диас проверил эффективность когнитивной и поведенческой терапии депрессии у пуэрториканских женщин. Лечение включало пять полуторачасовых сессий в течение 4 недель. Клиентами были 26 депрессивных женщин с низким социально-экономическим статусом, безработные, не состоящие в браке и получающие правительственную помощь. Случайным образом женщины были разделены на 3 группы: по восемь человек вошли в группу когнитивной терапии и поведенческой терапии, и десять были отнесены к группе контроля. Результаты показали существенное снижение депрессии, причем значимых различий по эффективности двух указанных видов терапии не было выявлено. Через 5 недель после окончания лечения состояние пациентов, подвергшихся когнитивной терапии, по клиническим оценкам несколько ухудшилось, хотя по Вопроснику депрессии Бека такого ухудшения отмечено не было. Состояние пациентов, подвергшихся поведенческой терапии, осталось без ухудшения.

Р. Миллер и Дж. Берман провели обзор 48 исследований эффективности когнитивно-поведенческой терапии депрессии. Авторы указали, что эффективность данной терапии превосходит плацебо-лечение, но не выявили убедительных свидетельств того, что эффективность когнитивной терапии выше, чем других видов терапии.

К. С. Добсон также провел анализ эффективности когнитивной терапии депрессии. Проанализировав 28 исследований, этот автор сделал вывод, что эффективность когнитивной терапии выше, чем фармакотерапии, поведенческой терапии и ряда других направлений психотерапии.

 

Д. Л. Чамблесс и М. М. Джиллис продемонстрировали, что когнитивная терапия эффективна при лечении тревожных расстройств и социальной фобии и результаты сохраняются по крайней мере через 6 месяцев после завершения лечения. Однако преимуществ когнитивной терапии по отношению к поведенческой в лечении указанных расстройств выявлено не было.

В исследовании Д. М. Кларка и А. Элерса показана высокая эффективность когнитивной терапии при лечении панических расстройств, причем она выше, чем при поддерживающей терапии, релаксационной терапии и психотерапии по технике "наводнения".

Г. Т. Уилсон и К. Г. Файрбёрн показали эффективность когнитивной терапии пищевых расстройств, особенно булимии. Оказалось, что результат терапии был достаточно устойчивым и более высоким, чем при других формах психотерапии.

 


"Рандомизированное исследование по изучению действия когнитивно-поведенческой терапии на людей со стойкими симптомами шизофрении, проведенное в трех центрах в Восточной Англии и Лондоне, показало 25%-ю редукцию психопатологической симптоматики, преимущественно галлюцинаций и бреда (Kuipers et al., 1997). Согласно полученным данным, когнитивная терапия оказалась полезной почти для половины пациентов с такими симптомами, главным образом для тех больных со стойкими бредовыми идеями, которые изначально допускали (хотя бы отчасти), что могут ошибаться в своих убеждениях (Garety et al., 1998). У этих пациентов в течение долгого времени наблюдалось стойкое улучшение, и данная форма терапии обеспечила, в конечном счете, экономию средств благодаря сокращению потребности в помощи соответствующих служб в последующие месяцы (Kuipers et al., 1998).

Исследование, проведенное в Лондоне, продемонстрировало, что когнитивно-поведенческая терапия, применяемая в формате групповой терапии к больным со стойкими психотическими симптомами, не менее эффективна при обучении пациентов стратегиям совладания и методам контроля над своими галлюцинациями, чем индивидуальная когнитивная терапия, будучи при этом гораздо менее дорогостоящей. Участники групповой терапии отметили, что для них было полезным совместное обсуждение «голосов»; поделившись своими переживаниями, многие чувствовали облегчение. Высокую оценку получили освоенные на сеансах новые стратегии совладания (Wykes et al., 1999).

Ускоряя разрешение позитивных симптомов, когнитивная терапия оказывается эффективной и при лечении пациентов в состоянии острого психоза. В Бирмингеме (Англия) пациентам, находящимся на стационарном лечении по поводу острого психотического заболевания (исключая биполярное аффективное расстройство), назначали курс индивидуальной и групповой когнитивной терапии, состоящий из четырех процедур, проводимых поэтапно за время пребывания в больнице. Индивидуальное лечение предусматривало осторожный разбор и проверку ключевых бредовых убеждений. Групповая терапия проводилась в форме собраний групп пациентов стационара (численностью до шести человек), участники которых предлагали альтернативные объяснения для иррациональных убеждений других больных, подвергали сомнению негативные представления о психотическом заболевании и поддерживали друг друга в своих попытках интегрировать понятие о болезни в свою жизнь и разработать новые стратегии совладания."



 "В 1994 г. была опубликована книга Граве и др. (Grawe K. et al.) «Психотерапия в процессе перемен: от конфессии к профессии», в которой проанализированы результаты исследований эффективности психотерапии, приведенные в литературе.Граве и его сотрудники собрали все опубликованные до начала 1984 г. исследования с приемлемым научным уровнем (т. е. проводилась серьезная психотерапия и статистическое сравнение групп пациентов); их оказалось 3500.Научноэмпирический уровень всех работ был не просто приемлемым: он дополнительно оценивался авторами почти по тысяче признаков: характер исследования и публикации (место проведения психотерапии; авторы и их специализация); план исследования (изученные факторы; контрольные мероприятия употребление пересекающихся методов: первая группа лечится первым методом, потом вторым; вторая группа лечится вторым методом, потом первым; состав групп, организация психотерапии — амбулаторная, групповая — и т. д,); пациенты (вид и тяжесть расстройства, мотивация, социальная принадлежность и пр.); психотерапевты (опыт работы с применяемыми психотерапевтическими методами; профессиональногрупповая принадлежность — психолог, врач; отношение к исследуемой психотерапии, точное описание применяемых методов); насыщенность информации, необходимой для оценки валидности исследований; насыщенность информации, необходимой для оценки качества измерения параметров — время, способы и источники их измерения и разнообразие.

 
По результатам исследований когнитивно-поведенческие и поддерживающие методы  гораздо эффективнее, чем другие виды психотерапии

Методы когнитивно-поведенческой психотерапии развивались в зависимости от результатов эмпирических исследований действующих факторов, эффектов и эффективности, поэтому число таких исследований очень велико — 452 источника. Систематическая десенсибилизация исследовалась 56 раз на высоком научном уровне. Специфические страхи, например социальные и сексуальные фобии, очень хорошо поддаются лечению; чем больше пациенты боялись ситуации, тем лучше были терапевтические результаты, в частности у пациентов со страхом перед экзаменами. Диапазон эффектов ограничивается симптоматикой страха; по этой причине десенсибилизация часто комбинируется с другими поведенческими методами. Наиболее эффективными при многообразных страхах, включая и панические, являются методики конфронтации с ситуациями, которых пациенты боятся; они исследовались 62 раза на отличном научном уровне. Большинство из этих работ клинически очень значимы, валидны; качество и разнообразие информации, параметров, статистической обработки и результатов высокие; они включали катамнезы, конфронтативные методы сравнивались с другими поведенческими приемами. В поведенческой психотерапии существует 3 вида конфронтации: постепенная конфронтация в реальных ситуациях (in vivo), усиленная конфронтация в реальных ситуациях (наводнение) и усиленная конфронтация в воображении (имплозия). Конфронтирующие методики в реальных ситуациях (in vivo) показаны при фобиях, панических и навязчивых состояниях. Эффективность была очень высокой; лечились пациенты не только с общей и индивидуально сформулированной проблематикой и симптоматикой, т. е. с фобическими и навязчивыми состояниями, но и с проблемами в области работы, досуга и самочувствия. Длительность психотерапии — менее 20 занятий в течение 10 недель, но отдельные занятия длились до тех пор, пока пациент в течение 1,2-2 часов не становился спокойным. Чем выраженнее симптоматика и чем длиннее занятие, тем заметнее и эффекты конфронтации. Конфронтация с ситуациями, которых пациенты боятся, — драматическое переживание, эмоционально затрагивающее не только пациентов, но и психотерапевтов; пациенты, которые согласились на проведение такой терапии под руководством психотерапевта, справедливо чувствуют себя героями. Групповая психотерапия (с 4 пациентами) еще эффективнее, чем индивидуальная. Конфронтация в воображении (имплозия) является менее эффективной. Хотя симптоматика уменьшилась у пациентов большинства групп, только в 60% терапевтических групп эффективность была значительно выше, чем в контрольных группах, а на индивидуально сформулированную проблематику и симптоматику имплозия практически не влияла. При сравнении с другими методами конфронтация в реальности (а не в воображении) имеет преимущества, эффективность ее выше, чем медикаментов (6-блокаторов). Тренинг социальной компетентности(поведенческая терапия) совершенствует социальные возможности пациентов в трудных для них ситуациях с помощью разных методик: постепенное улучшение по модели, ролевая игра, дифференцированное подкрепление, поведенческие упражнения и др. Эффекты и эффективность тренинга исследовались на высоком научном уровне в 74 работах на материале 3400 пациентов. Лечение проходили пациенты с выраженной неуверенностью в себе и социальными фобиями, а также с другими диагнозами: депрессия, психозы, алкоголизм, срывы или болезненные реакции вследствие тяжелых семейных, профессиональных, социальных переживаний, катастроф, пыток, инвалидности и др. Тренинг часто комбинировали с когнитивными и другими поведенческими методами или с медикаментами. Длительность терапии 6— 15 занятий, а в 15 исследованиях — и 40. Эффективность тренинга высокая: во всех группах у пациентов не только значительно возрастала уверенность в себе и преодолевались социальные страхи, но и улучшались отношения в социальной и профессиональной сферах, а также общее самочувствие; в половине групп тренинг привел к значительному уменьшению депрессии, мигрени и сексуальных расстройств. Алкоголизм тренингом социальной компетентности не лечился, однако методика благотворно влияла на межличностные отношения больных алкоголизмом, эффективность повышалась в сочетании с когнитивными методами.
Центральным теоретическим и эмпирически доказанным обоснованием эффективности когнитивных методов является положение, что мысли, убеждения, предположения, ожидания (т. е. опасения, надежды) управляют поведением, чувствами и эмоциональным состоянием. Может быть и обратная зависимость. Такими взаимодействиями стабилизируются психические системы. Но если удается изменить одну сторону взаимодействия, тогда во взаимосвязанных системах другая сторона должна тоже измениться. Этот принцип находит отражение во многих методах поведенческой психотерапии: пациенты под руководством психотерапевта успешно учатся вести себя более уверенно или не бояться сложных для них ситуаций, и в итоге действительно растет чувство уверенности или уменьшается страх в таких ситуациях. Когнитивная психотерапия по Беку (Beck А. Т.) — ряд методик для лечения депрессии, страхов и расстройств личности. Когнитивная ее часть состоит в том, что обнаруживаются патогенные, т. е. неадекватные, мысли, убеждения, предположения, ожидания, которые предшествуют патологическим (неадекватным) чувствам (депрессии, страху) или поведению. Мысли проявляются разными способами — в разговоре, систематических записях (специальные дневники) мыслей, чувств, поведения, событий, в конфронтации, ролевой игре и др. Патогенные, неадекватные мысли психотерапевт изменяет с помощью сократовского диалога и путем сравнения с реальностью, представленной и описанной самим пациентом. Эффективность когнитивной психотерапии по Беку изучалась с 1977 г. в 16 исследованиях на высоком научном уровне и с большим успехом. Терапия длилась от 4 до 24 недель; в 7 исследованиях проводили меньше 10 занятий. Во всех группах все измеренные параметры (симптоматика, личность, общее самочувствие) значительно улучшились и в сравнении с контрольными группами, и включая катамнезы. В 2 из 3 исследований сопоставление когнитивной психотерапии с психоаналитической доказало значительное превосходство первой. "



Для оценки эффективности приемов когнитивной психотерапии у больных артериальной гипертонией с начальными проявлениями хронической ишемии головного мозга было проведено обследование 40 больных. Из них 13 мужчин, женщин 27. Средний возраст обследованных пациентов составил 48,7±12,2 лет.
После первичного обследования все пациенты методом случайного отбора были разделены на 2 группы, сопоставимые по возрасту, давности заболевания, выраженности клинических симптомов и базовой терапии (БТ). 1-я группа — 23 пациента, в комплексном лечении которых наряду с БТ проводились сеансы когнитивной психотерапии. 2-я — 17 больных, получавших только БТ (гипотензивные препараты, дезагреганты, нейротрофические и сосудистые препараты, витамины группы В).
Занятия когнитивной психотерапией проводили индивидуально 1 раз в неделю, всего 8 сеансов. Пациентам давали домашние задания: ведение дневника самонаблюдения, чтение специальной литературы.
Всем больным проведено 2-кратное обследование: первичное, до начала лечения, и повторное — после проведения курса терапии. Обследование заключалось в сборе и количественной оценке жалоб, исследовании неврологического статуса. Изучали жалобы на головную боль, головокружение, нарушение сна и аппетита, боли в области сердца и сердцебиение, ухудшение памяти, сна, снижение настроения, чувство тревоги, общее недомогание. По каждому показателю жалоб пациентам предлагалось выставить оценку выраженности по 4-балльной системе (0 — отсутствует, 1 — слабо выражено, 2 — умеренно выражено, 3 — резко выражено). Кроме того, производилась экспертная оценка выраженности предъявляемых жалоб врачом также по 4-балльной системе.
По окончании курса лечения статистически значимое (по критерию Вилкоксона) снижение в 1-й группе (КП+БТ) достигнуто по следующим показателям: общая выраженность жалоб по оценке врача, жалобы на головную боль, головокружение, нарушения сна и аппетита, общее недомогание, боли в области сердца, а также снижение памяти и настроения (р Отдельно следует отметить, что результатом когнитивной психотерапии стало не только изменение эмоционального состояния больных, но и, что особенно важно, уменьшение обычных «соматических» жалоб, таких, как боли в области сердца, головная боль, головокружение и т.д.
Полученные результаты демонстрируют высокую терапевтическую эффективность когнитивной психотерапии в комплексном лечении больных артериальной гипертонией с начальными проявлениями хронической ишемии головного мозга…





Когнитивная психотерапия успешно применяются при лечении хронических болевых расстройств. Процесс терапии направлен на укрепление веры в выздоровление улучшает настроение больного, а это очень важно для мобилизации внутренних сил на борьбу с болезнью, изменение отношения к своему состоянию и окружающей обстановке [Bergdahl J. Cognitive therapy in the treatment of patients with resistant burning mouth syndrome / J. Bergdahl, G. Anneroth, H. Perris //J. Oral Pathol. Med. – 1995. – Vol.24, №5. – P. 213– 215.

Johnson P.R, Thorn B.E. Cognitive behavioral treatment of chronic headache: group versus individual treatment format. // Headache. 1989 Jun;29[6]:358 – 365.]. Когнитивно-поведенческая психотерапия показала большую эффективность по сравнению с другими подходами при лечении соматоформных расстройств (соматоформное болевое расстройство) в плане снижения интенсивности болевых ощущений и количества жалоб [Lipchik GL, Nash JM. Cognitive-behavioral issues in the treatment and management of chronic daily headache. //Curr Pain Headache Rep. 2002 Dec;6[6]:473 –479 ].



Установлена эффективность когнитивной психотерапии при синдроме жжения полости рта[Humphris G.M, Longman L.P, Field E.A. Cognitive-behavioural therapy for idiopathic burning mouth syndrome: a report of two cases. //Br Dent J. 1996 Sep. – 21;181[6]:204–8.]. В контролируемом исследовании [Lipchik GL, Nash JM. Cognitive-behavioral issues in the treatment and management of chronic daily headache. //Curr Pain Headache Rep. 2002 Dec;6[6]:473 –479] показано, что когнитивная психотерапия помимо устранения эмоциональных расстройств, уменьшает интенсивность болевых ощущений и как следствие повышает качество жизни. Как отдельное преимущество психотерапии рассматривается повышение комплайентности и отказ от чрезмерного использования анальгетиков. Десяти недельный курс когнитивно-поведенческой психотерапии позволил снизить катастрофичность восприятия хронической боли, сократил негативное отношение к болевым эпизодам [Bonfils P., Peignard P., Malinvaud D. Cognitive-behavioral therapy in the burning mouth syndrome a new approach.// Ann Otolaryngol Chir Cervicofac. 2005 Jun;122[3]:146 –149.]. Отмечается, что продолжительность лечения является важным фактором, который необходимо учитывать при включении когнитивной психотерапии в лечение хронических болей [Johnson P.R, Thorn B.E. Cognitive behavioral treatment of chronic headache: group versus individual treatment format. // Headache. 1989 Jun;29[6]:358 – 365.].



Когнитивные стратегии терапии с успехом применяются при лечении коморбидной патологии, сочетающей в себе боль и негативные эмоции [Bonfils P., Peignard P., Malinvaud D. Cognitive-behavioral therapy in the burning mouth syndrome a new approach.// Ann Otolaryngol Chir Cervicofac. 2005 Jun;122[3]:146 –149.]. Разрабатываются когнитивные модели как эмоциональных расстройств, так и хронического болевого расстройства. Работа исследователей направлена на формирование основных когнитивно-поведенческих принципов лечения хронической боли на основе когнитивной психотерапии и составление клинических рекомендаций для интеграции когнитивной психотерапии в комплексное лечение синдрома жжения полости рта [Bergdahl J. Cognitive therapy in the treatment of patients with resistant burning mouth syndrome / J. Bergdahl, G. Anneroth, H. Perris //J. Oral Pathol. Med. – 1995. – Vol.24, №5. – P. 213– 215.]. Подтверждая негативные взаимные влияния синдрома жжения полости рта и негативных эмоций, учитывая отрицательное влияние депрессии на лечение хронической боли, считают назначение когнитивной психотерапии достаточно обоснованным [Bonfils P., Peignard P., Malinvaud D. Cognitive-behavioral therapy in the burning mouth syndrome a new approach.// Ann Otolaryngol Chir Cervicofac. 2005 Jun;122[3]:146 –149.].

Мета-анализ сопоставления результатов когнитивно-поведенческих и фармакологических методов лечения синдрома жжения полости рта обнаружил аналогичные уровни эффективности [Van Houdenhove B, Joostens P. Burning mouth syndrome. Successful treatment with combined psychotherapy and psychopharmacotherapy. //Gen Hosp Psychiatry. 1995 Sep;17[5]:385 – 388.].



Эффективность когнитивной терапии при боли в спине

Итак, исследователи из Великобритании изучили истории болезней 700 человек, проходивших лечение по поводу хронических болей в спине на протяжении 6 месяцев. После получения предварительной информации о состоянии пациентов их разделили на две группы: 2/3 участников эксперимента проходили КПТ, а остальные получали традиционное лечение.

В первой группе пациентам назначалась групповая КПТ 1 раз в неделю продолжительностью 90 минут. Курс составил 6 недель. Занятия проводились квалифицированными психологами и медицинскими сотрудниками, в одной группе находилось 8 пациентов. По сравнению с контрольной группой, люди, которые получали КПТ, сообщали об уменьшении болей в спине во время лечения, а также по истечении 3 и 6 месяцев после окончания терапии. Через год было произведено повторное обследование всех участников эксперимента. Улучшения в результате терапии обнаружены у 59% пациентов, прошедших курс КПТ, и только у 31% пациентов из контрольной группы. Доктор Хансен была удивлена таким результатами, поскольку столь длительный терапевтический эффект от КПТ весьма необычен для терапии хронических болей.

Американские медицинские специалисты также находят, что КПТ может существенно помочь лицами, страдающими болями в спине и даже избежать инвалидности. Однако в настоящее время Американская система здравоохранения не адаптирована для повсеместного введения КПТ в клиническую практику. Однако в краткосрочной перспективе врачи первичного звена смогут внедрять некоторые методы КПТ в лечении пациентов с хроническими болями в спине.



Эффективность поведенческой терапии при головной боли напряжения



G.S.Barolin [Barolin G.S. Psychotherapy and mental health in chronic headache Wien Med Wochenschr - 1995 - N145(10) - р. 246-52] полагает, чтопритерапииголовнойболинаиболееважнымиявляютсяособеннобихевиоральныеметоды, включающиебиоуправление. G.Bussone, L.Grazzi, D.D'Amico, M.Leone, F.Andrasik [Bussone G., Grazzi L., D'Amico D., Leone M., Andrasik F. Biofeedback-assisted relaxation training for young adolescents with tension-type headache: a controlled study. Cephalalgia - 1998 - N18(7) - p. 463-7] показали в своем исследовании, что поведенческие методы могут обеспечить эффективную альтернативу лекарствам. В исследовании, проведенном этими авторами, лица, страдающие ювенильной головной болью напряжения, были пролечены методом релаксации, совмещенным с БОС-тренингом, и показали лучшие результаты, чем в контрольной группе через 6 и12 месяцев (86% и 50%). P.Aull, S.Maly, J.Mraz, M.Schnider, P.Travniczek, A.Zeiler, K.Wessely [Aull P., Maly S., Mraz J., Schnider M., Travniczek P., Zeiler A., Wessely K., Polypragmasy in chronic tension headache? 1994 - vol. 106 - N 6 - pp. 153-8.], исследовавшие эффективность различных форм терапии головных болей напряжения (как медикаментозных, так и немедикаментозных), показали необходимость подключения релаксационных психотерапевтических подходов, а также БОС-тренинга. N.J.King иB.J.Tonge [King NJ; Tonge BJ Behavioural assessment and treatment of chronic headaches in children J Paediatr. Child Health - 1996 - N32(5)- p.359-61] провели обзор достижений поведенческой медицины при лечении головных болей у детей и пришли к выводу, что бихевиоральные лечебные стратегии при лечении головной боли являются весьма перспективным направлением.

Одним из объяснений эффективности электромиографического БОС-тренинга при головных болях напряжения является когнитивная модель биоуправления. В основе этой модели лежит идея о том, что редукция головной боли может быть скорее связана с когнитивными изменениями, индуцированными обратной связью, чем cо снижением электромиографической активности. В 1984 г. K.A.Holroyd [Holroyd K.A, Penzien D.B.,Hursey K.G., Tobin D.L., Rogers L., Holm J.E., Marcille P.J., Hall J.R., Chila A.G.Change mechanisms in EMG biofeedback training: Cognitive changes underlying improvements in tension headache J. of consulting and clinical psychology - 1984- 52(6) - pp.1039-1053] с соавторами исследовал роль ложной обратной связи, которая отражала высокую степень успешности при проведении БОС-процедуры. Было обнаружено, что пациенты, получавшие ложную обратную связь, демонстрировали более значительное клиническое улучшение, чем пациенты, которые получали обратную связь, свидетельствующую об умеренно успешном тренинге. Многими исследователями использование ложной обратной связи не воспринимается как серьезное направление, подвергается критике этическая правомочность такого рода исследований. Однако эти работы подтверждают важную роль когнитивных факторов в успешности освоения метода биоуправления, а также дают возможность объяснить индивидуальные различия в степени успешности освоения данного метода.



Эффективность групповой когнитивной терапии



Мы имеем уже достаточно данных, свидетельствующих о том, что групповая когнитивная терапия приводит к устранению или значительному смягчению исходной симптоматики. Во всех пяти исследованиях независимо от контингента испытуемых — будь то добровольцы с психометрически диагностированной депрессией (Gioe, 1975), студенты, получающие амбулаторное лечение от депрессии (Shaw, 1977), или депрессивные взрослые пациенты (Morris, 1975; Rush, Watkins, 1978; Shaw, Hollon, 1978), — после курса групповой когнитивной терапии у пациентов отмечено значительное снижение показателей по шкале BDI.

В исследовании Шо когнитивная терапия сопоставлялась с чисто поведенческой терапией, описанной Левинсоном и коллегами (Lewinson, 1974, 1975). Результаты исследования показывают, что когнитивная терапия по эффективности превосходит и чисто поведенческие процедуры, и недирективные формы терапии. Аналогичный результат был получен Пэдфилдом (Padfield, 1976), который сравнивал группы левинсоновского типа с клиент-центрированным подходом к лечению депрессии. Все эти данные делают несостоятельными попытки объяснить позитивные эффекты групповой когнитивной терапии общими (неспецифическими) факторами или структурированностью поведенческих процедур.



Просмотров: 535
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когнитивная модель, как основа когнитивной психотерапии, на примере случая из практики
  • Связь философии и когнитивной терапии
  • Какими бывают мысли и убеждения. Точка зрения когнитивной терапии.
  • Эффективность психотерапии депрессии: обзор исследований
  • Техники когнитивной терапии
  • Подробно о когнитивной терапии.
  • Навязчивые мысли: причины и методы решения с помощью техник когнитивно - поведенческой терапии
  • Как научиться разумному пофигизму с помощью когнитивной терапии?
  • Снижение веса с помощью когнитивно-поведенческой терапии
  • Обучение решению проблем в сказочно-когнитивной-бихевиоральной терапии (СКБТ)
  • Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно-поведенческой терапии
  • Использование методов когнитивно-поведенческой терапии в психокоррекции детей и подростков.
  • Преодоление депрессии при помощи когнитивно-поведенческой психотерапии
  • Клинический пример когнитивно-поведенческой терапии панических атак.
  • Преимущества когнитивно-поведенческой терапии
  • О когнитивно-поведенческой терапии
  • О Когнитивно-Поведенческой терапии
  • Причины возникновения панических атак с точки зрения когнитивно-поведенческой терапии
  • Суть когнитивно-поведенческой терапии.
  • Что почитать по Когнитивно-Поведенческой Терапии?
  • Философские основы Когнитивно-поведенческой терапии
  • О когнитивно –поведенческой терапии, для тех кто далек от психологии
  • Мускульный тест в когнитивно-поведенческой терапии
  • Нейробиологические аспекты и предмет веры когнитивно-поведенческой терапии
  • Программа самопомощи в когнитивно-поведенческой терапии ПТСР
  • Краткая методичка по когнитивно-поведенческой терапии для клиента
  • Поведенческие експерименты в когнитивной психотерапии
  • О так называемой третьей волне в когнитивно-поведенческой терапии и ее пользе для клиентов.
  • Символдрама в терапии пациентов аутистического спектра.
  • Почему от терапии мне только хуже?! О ПТСР, маскированной депрессии и боли в терапевтическом процессе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь