Подробно о когнитивной терапии.

Автор статьи: Лариса Шабанина

Подробно о когнитивной терапии

Современный ритм жизни, огромное количество информационных потоков, стрессогенная атмосфера окружающей среды, предъявляют высокие требования к способности человека адаптироваться в новых более жестких условиях и стимулирует к большей активности самого пациента в процессе решения психологических проблем, к развитию осознанности   эмоциональных состояний и поведения. 

Когнитивная психотерапия — одно из наиболее развитых направлений современной психотерапии. Она является комплексным подходом, направленным на коррекцию мышления человека с целью преодоления эмоциональных и поведенческих проблем.  В отличие от традиционных школ по изучению и лечению эмоциональных нарушений, усилия, которых были всецело обращены к безсознательному, как к скрытому источнику  терзаний,  над которым человек был не властен, когнитивная терапия видит ключ к решению психологических проблем в сознании пациентов.  Она отводит сознательным понятиям, мыслям, фантазиям и когнициям важную роль источника психологического растройства пациента.  Центральную роль когнитивные терапевты относят переработке информации — мышлению или когнитивным схемам. То, как люди воспринимают события, интерпретируют их, осмысляют — тесно связано с их эмоциональным аспектом и поведением.  

Основоположником данного направления является Аарон Бэк.  В своих работах он описал прямую взаимосвязь между мыслительными процессами и поведением человека, и как в следствие искаженного мышления могут наступать депрессивные состояния, фиксирующие мыслительные процессы человека на неудаче, на невозможности преодоления сложной ситуации и и на других когнитивных тенденциях видения себя в негативном свете.    

Основные когнитивные искажения (аллогизмы).

Первоначально их описал Бек как относящиеся к депрессивным расстройствам. Они есть у всех, но у пациентов с эмоциональными расстройствами количество таких искажений больше.  

Первое когнитивное искажение — произвольное умозаключение — когда делают выводы при отсутствии фактов или явной противоположности им. Эти явления имеют эмоциональную природу, они не связаны с интеллектуальным уровнем. 
Поляризованное мышление – дихотомическое, без градуальности («чёрно-белое», «прекрасно-ужасное»). 

Персонализация — это отнесение к собственной личности нейтрального материала. Персонализация корнями уходит в эгоцентрическую стадию развития интеллекта, когда ребенок принципиально не способен к децентрации и не может воспринимать события, явления и других людей из внешнего мира в отрыве от себя. Он ко всему причастен, со всем соотнесен. Персонализация бывает разной – иногда мы трактуем чьи-то поступки, как признаки какого-то негативного отношения к нам. Еще один вид персонализации – сравнение: чужое достоинство — признак моей несостоятельности. Сравнение способно оглуплять и парализовать. Самое полезное — сравнивать себя с самим собой — что я мог вчера и что я могу сегодня. 

Негативное селектирование  и сверхобобщение — часто ходят вместе. Негативное селектирование —извлечение из ситуаций только негативного смысла. Депрессивный пациент, рассматривая свою жизнь, может видеть только тяжелые, мрачные, негативные обстоятельства, и совсем не видеть никаких ресурсных, светлых, позитивных сторон. Сверхобобщение — склонность выносить глобальные, абсолютистские суждения на основе единичных факторов.

Преувеличение и преуменьшение — важность одних обстоятельств преувеличивается, других — преуменьшается. Например, когда такие пациенты объясняют причины какой-либо жизненной удачи, они преуменьшают вклад собственного мастерства, собственных знаний, умений и навыков. И атрибутируют причину удачи внешним, случайным, временным факторам. Везение, люди хорошо отнеслись, и т.д.  Неудачу депрессивные пациенты атрибутируют глобальным и стабильным факторам: «Я вообще мало состоятельный, я  плохой профессионал, я некомпетентный, я невезучий» и т.д.  Глобальные и стабильные факторы. А роль внешних факторов резко преуменьшается.  

Катастрофизация — из всех негативных сценариев выбирается наихудший. Если я заболею, то раком, СПИДом, шизофренией. Если у меня психическое расстройство, то это непременно шизофрения. Негативное предсказание — смягченный вариант катастрофизации — я не смогу, ничего не получится. Тупиковое мышление: «за что бы я ни взялся все ничего не выйдет, все мои усилия окажутся неэффективными». 

Эмоциональное рассуждение — если я боюсь — это обязательно будет (чувствую, что ко мне плохо относятся, боюсь заразиться — значит заражусь). Пациенты с тревожными расстройствами путают мысль, чувство и факт.

В настоящее время когнитивно-поведенческая терапия (cognitive behavior therapy)распространена во всем мире: Англии, Германии, Франции, Швеции и т. д.  В Америке есть несколько учебных и исследовательских центров. Один из самых крупных – это институт когнитивной терапии и исследований Бэка, которым руководит сейчас дочь А. Бэка Джудит Бэк. 

КПТ практикуется в 3-х форматах — индивидуальном, семейном и групповом, практикуется с подростками, взрослыми, с семейными парами.

Расстройства, с которыми работает когнитивная терапия. 

1. Все виды депрессивных расстройств. 

2. Чередование депрессий и маний (биполярные расстройства).

3. Все виды тревожных расстройств: 

    - генерализация;

    - социальная фобия;

    - посттравматические стрессовые расстройства;

4. Нарушение пищевого поведения: булемия; анорексия.

5. Соматоформные расстройства – без органической патологии, а только функционального характера. 

6. Личностные расстройства (психопатии, стойкие личностные расстройства, аномалии характера)

7. Психологические трудности, испытываемые здоровыми людьми, людьми, входящими в группу риска. 

Цели когнитивной терапии: 

  • Уменьшение/устранение симптомов расстройства;
  • Снижение вероятности возникновения рецидива;
  • Повышение эффективности фармакотерапии;
  • Решение психосоциальных проблем (как следствия или причины появления психического расстройства);
  • Коррекция ошибочных умозаключений и изменение убеждений, приводящих к  дисфункциональному поведению и служащих возникновению и развитию паталогии;  


Особенности проведения когнитивной терапии: 

  Когнитивная терапия - это творческий структурированный процесс, включающий в себя элементы эксперимента и тренировки пациента в ментальном и поведенческом планах. В качестве тренера-гида выступает психотерапевт. Помимо индивидуальных консультаций, в программе присутствуют домашние задания, проработка которых является обязательным и необходимым условием для успешной психотерапии. Результатом обучения становится овладение следующими операциями:

  • Умение обнаруживать свои негативные автоматические мысли.
  • Возможность находить связь между знаниями, аффектами и поведением.
  • Умение приводить факты «за» и «против» этих автоматических мыслей.
  • Способность подыскивать более реалистичные интерпретации для них.
  • Умение выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта.
  • Умение эффективно регулировать свое эмоциональное состояние. 

Преимущества когнитивной терапии:

- высокая эффективность этого подхода доказана исследованиями, которые показывают, что существуют примерно равные возможности у КПТ и фармакологии;
- богатые возможности интеграции (можно использовать идеи других подходов); 

Когнитивно-поведенческий подход относится к так называемым научно- обоснованным подходам в психотерапии. 

Чтобы быть признанным в качестве научно обоснованного, любой психотерапевтический подход должен соответствовать следующим научным требованиям:

  •  Содержать теорию нормального развития, теорию патологии и теорию психических расстройств.
  •  Должны быть проведены контролируемые эмпирические исследования, которые подтверждают теорию.
  •  Подход должен включать набор психотерапевтических стратегий и методов— цели, этапы, мишени и т.д., органически связанных с теорией. Все, что предпринимает терапевт, связано с видением клиента в свете данной теории.
  •  Еще один критерий – должны быть проведены контролируемые исследования эффективности терапии. Здравоохранение развитых стран опирается на эти исследования, особенно в тех странах, где здравоохранение оплачивает психотерапевтический сервис. 
  • Обязательно наличие организационно-этического кодекса.  

Основные этические правила: 

1). Конфиденциальность, т.е. те сведения, которые терапевт получил в ходе консультации, не могут быть использованы каким-то образом вне ее.
2). Для работы с клиентом необходим самостоятельный запрос со стороны клиента, какая-то готовность к сотрудничеству, которую мы будем определять в ходе первичного интервью.
3). Психолог должен действовать в границах своей компетентности. Психолог не врач и не юрист.
4). Правило временной рамки — помогает людям обрести ощущение стабильности, доверия, надежности терапевтического контакта. Ставя рамки, терапевт позволяет пациентам устанавливать границы, учит их с уважением относиться к границам других людей. 
5).  Недопустимость двойственных ролей. Согласно этому правилу терапевт никогда не лечит друзей, знакомых и родственников. Это правило предполагает, что он   взаимодействует с клиентом в четко заданных ролях. В дружеских отношениях будет сложнее проявлять конфронтацию. Пациент, придя к терапевту, с которым у него есть общий знакомый, в последующем может стыдиться какого-то своего поведения, мыслей и т.д. — и в результате терапия не удается.
6). Количество сеансов. Когнитивная терапия относится к виду терапий с закрытым концом. Как правило, это 15-25 сеансов, но в зависимости от диагноза может быть и более длительной.



Просмотров: 555
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Обучение решению проблем в сказочно-когнитивной-бихевиоральной терапии (СКБТ)
  • Когнитивно-поведенческая терапия тревоги как депрессивного расстройства.
  • Способы мышления, как они влияют на жизнь человека. Когнитивная терапия. Часть 1.
  • Что делать, если у близкого человека есть признаки расстройства психики
  • Осторожно! Неразвлекательный контент. Расстройства пищевого поведения: Часть 2. Поведенческий подход
  • Когнитивная модель, как основа когнитивной психотерапии, на примере случая из практики
  • Выздоровление от расстройства пищевого поведения в процессе психотерапии.
  • Расстройства пищевого поведения: Часть 1 Психодинамический подход.
  • Особенности терапии нарциссического расстройства личности
  • Когнитивная терапия психосоматических расстройств
  • Расстройства пищевого поведения: виды и лечение
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Современная КБТ-терапия Пограничного личностного расстройства (Схема-терапия Янга)
  • Когнитивная терапия: метафоры для интеграции самосознания клиента
  • Этапы и задачи терапии Диссоциативного расстройства идентичности (ДРИ)
  • Когнитивно-поведенческий подход при ГТР: первичное интервью, оценка ГТР и цели терапии
  • Взгляд на травму и расстройства личности в гештальт-терапии.
  • Расстройства личности. Современный подход.  
  • Какими бывают мысли и убеждения. Точка зрения когнитивной терапии.
  • Анорексия - одна из форм расстройства пищевого поведения (РПП).
  • Место экзистенциальных проблем в жизни человека и терапии клиента: неопределенность личная и понятийная
  • Основные диагностические критерии расстройства поведения
  • Расстройства пищевого поведения: часть 3 локус контроля и анорексия.
  • Связь философии и когнитивной терапии
  • Терапия в арт-терапии (и не только), проработка травмы.
  • Психосоматические расстройства с позиции гештальт-терапии
  • Расстройства личности - 5. Признаки антисоциального (диссоциального) расстройства личности.
  • Расстройства личности - 7. Признаки истерического (гистрионного) расстройства личности.
  • Расстройства личности - 11. Признаки обсессивно-компульсивного расстройства личности.
  • Техники и терапия обсессивно-компульсивного расстройства.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь