Можно открыт данный вопрос с определения А.Б. Смулевича: «Расстройства личности, или психопатии – патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада и представляющие собой постоянное, чаще врожденное свойство индивидуума, сохраняющееся в течение всей жизни». Автор подчеркивает, что личностные изменения могут различаться в течение жизни, т.е. могут в определенном возрасте становится менее явными (чаще в среднем) или наоборот усиливаться. И расстройства личности в отличие от невротических расстройств являются эгосинтонными, т.е. приемлемыми для индивида, не принимающими черты заболевания требующего врачебной или психологической помощи. Данный диагноз ставится в тех случаях, когда патологические изменения выражены настолько сильно, что мешают полноценной адаптации в обществе, таким образом, для их диагностики необходимы социальные критерии. В настоящее время расстройства личности определяются в соответствии с МКБ-10 Всемирной организации здравоохранения и DSM-4, разработанной Американской ассоциацией психиатров. В соответствии с МКБ-10: «Расстройство личности - это тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческихптенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией. Личностное расстройство возникает обычно в позднем детстве или подростковом возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости. При этом, состояния, не объясняющиеся прямым образом обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством и удовлетворяющие следующим критериям: а) заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например, аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы. восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям; в разных культуральных условиях может оказаться необходимой разработка специальных критериев относительно социальных норм; б) хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни; в) аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций; г) вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости; д) расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени; е) обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности» (МКБ-10). Расстройство личности, возможно, будет одной из наиболее ярких иллюстраций разработанной Беком концепции «схемы». Схемы (определенные правила, которые управляют обработкой информации и поведением) могут быть разделены на ряд категорий, таких как семейные, личностные, культурные, гендерные, религиозные или профессиональные схемы. Если все эти схемы вывести из поведения и оцененить, то положение определенных схем на отрезке от явных к скрытым или латентным и их положение на континууме от «застывших» до изменчивых возможно послужит параметром, который мы можем использовать в понимании проблем пациента. Учитывая перманентный характер проблем и ту стоимость неудобств, которую платят эти больные можно поставить вопрос: зачем и почему сохраняются эти аномальные формы поведения? Они создают трудности на работе или в личной жизни. Иногда они задаются обществом (например, учителя поощряют ребенка, которого могут называть «мальчик, не валяющий дурака», «мальчик, не лентяйничающий, как другие», «старательный мальчик, получающий только отличные оценки»). Часто человек с расстройством личности понимает, что схемы ошибочны, но ему очень сложно их изменить. Так как проблема может состоять в том, что людям тяжело сменить иногда подходящую гипотезу на менее знакомую. Далее, люди часто приспосабливаются к своим искаженным схемам и извлекают из них краткосрочные выгоды, хотя эти схемы ограничивают возможность справляться с жизненными трудностями в отдаленной перспективе. Больные с расстройствами личности часто попадают на лечение, но они являются теми пациентами, которых очень тяжело лечить. У них имеются глубоко въевшиеся, негибкие паттерны (способы поведения), мешающие адаптации как в отношении, так и в восприятии окружающей обстановки и самих себя. Расстройства личности становятся очевидными к подростковому возрасту или ранее и могут продолжаться всю жизнь. Страдающие расстройством личности пациенты обязательно встречаются с трудностями в жизни и отношениях. Часто под защитами личностного расстройства прячутся тревога и депрессия. Пациенты с такими расстройствами настойчиво не видят себя такими, как видят их окружающие, и у них нет сочувствия к другим. Поэтому их поведение очень раздражает людей с ними тесно соприкасающихся. У лиц с личностными расстройствами постоянно идет образование порочного круга, где слабые межличностные связи становятся еще хуже из-за формы приспособления, свойственной этим лицам. Нарушения больных с личностными расстройствами являются аллопластическими (относятся к адаптации за счет изменения внешнего окружения) и эгосинтонными (приемлемыми для эго, для себя). У них отсутствует тревога по поводу своего дезадаптивного поведения. По поводу классификации расстройств личности давно идут жаркие споры. В.Н.Мясищев считает, что при этом необычайно важно учитывать: общий реактивно-динамический фон — депрессивный, он предлагает рассматривать как недостаток торможение внешних реакций, что составляет динамическую почву психопатии, это не только конституционально-биологическая основа, а также отрицательное воспитательное, общественное влияние, которое проявляется в формах астении, лабильности, импульсивности и заторможенности; структурные характерологические особенности, которые могут принимать характер сензитивности, диспропорциях типа, внутренней противоречивости. Доминирующие тенденции личности при психопатиях обычно придают эгоцентрически индивидуальный характер, так как возникают в неблагоприятных социальных условиях при отсутствии воспитательных влияний, а противоречивость и непоследовательность создают тем большую неустойчивость, чем более выражены эти дефекты воспитания. Но, тем не менее, нарушения интеллектуального уровня не специфичны для психопата.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.