|
Антисоциальное расстройство личности в ДЕТСКОМ возрасте в практике психологаАвтор статьи: Мосин Алексей Викторович
Выделяются 2 группы предпосылок к формированию всех видов нарушений поведения в детском возрасте:
В нашем случае предметом внимания являются только те Нарушения поведения, причиной которых являются психосоциальные факторы, так как именно они являются платформой для формирования характерологических нарушений во взрослом возрасте (личностных расстройств), в частности – АЛР. Нарушения поведения, вызванные гормональными нарушениями или органическими поражениями ЦНС не являются предметом обсуждения данной статьи. Распространенность. По данным детского врача-психиатра ЦКПБ С.С. Позднякова, показатели распространенности нарушений поведения в детском возрасте варьируются от 12 до 25 % всей детской популяции. Соотношение мальчиков и девочек: 6:1 (85% и 15% соответственно). Следует отметить, что данная статистика относится ко всем видам нарушений поведения, включая расстройства органического генеза. Доля Нарушений поведения антисоциального характера по разным данным от 20 до 50%. Критерии. В DSM-IV для «Нарушения поведения в детском возрасте» выделяют 12 критериев (достаточно не менее 4-х, стабильно проявляющихся не менее, чем 6 месяцев подряд):
В зависимости от того, сколько критериев фиксируется, выделяют три степени тяжести нарушения поведения:
Также выделяют индивидуальный (агрессивно-одиночный) и групповой (смешанные или недифференцированные) типы нарушения поведения. В МКБ-10 расстройство поведения в детском возрасте имеет сходные диагностические критерии и имеет кодировку F91, включая:
Для данной группы расстройств характерно стойкое диссоциальное, агрессивное поведение, проявляющееся не менее чем 6 месяцев. Клинические проявления. Время начала развития АЛР определяется временем начала симптомов в детском возрасте (около 8 лет). По данным Robins, только 26% детей, обнаруживающих признаки нарушения поведения по антисоциальному типу, обнаруживают признаки АЛР во взрослом возрасте. Чем больше критериев из выше указанных, тем выше вероятность перехода во взрослом возрасте в АЛР. В остальных случаях наблюдается эффект «спонтанного выздоровления». Исследователи «спонтанного выздоровления» при нарушении поведения в детском возрасте указывают на интересную связь. Если в процессе воспитания в раннем детстве ребенку «вложили» азы социальной этики и основы социализированного поведения, а после были травмы в виде физического, сексуального, эмоционального и/или психического насилия, которые являются предикторами АЛР, то есть вероятность спонтанного возвращения в социализированное поведение миновав подростковый возраст. Но, если ребенок находился в антисоциальных условиях, пренебрежении и т.д. с раннего детства и не получил навыков и основ социализированного поведения, то вероятность укоренения черт и симптомов АЛР увеличивается, делая прогноз формирования АЛР во взрослом возрасте более вероятным. Более подробно клинические проявления, анализ механизмов и причин поведения при АЛР мы рассмотрим в статье, посвященной взрослому варианту АЛР.
Этиология. Часто в анамнезе обнаруживается пренебрежение потребностями детей, физическое и/или сексуальное насилие, общение с лицами с АЛР. Также указывается на влияние конституциональных факторов. Плохое обращение с детьми, физическое (психическое) насилие и пренебрежение ими способствуют формированию агрессивности (прямой и косвенной), антисоциальных реализаций, аддикций и пр. Около 20-30% лиц с нарушением поведения имеют в анамнезе сексуальное насилие (Widom, 1989). Исследование физического и психического насилия показали, что оно способствует либо формированию аутистических форм поведения и самоизоляции, либо аккумуляции агрессии, злобы с последующей реализацией антисоциальных проявлений. Также в исследованиях АЛР говорится о роли «передачи» антисоциального поведения от взрослого ребенку. Подобное можно наблюдать в случаях, когда ребенка забирают от родителей, лишенных родительских прав. Ребенок как бы «впитывает» в себя деструктивные формы поведения родителей как вариант нормы, так как в картине мира ребенка нет альтернативных моделей поведения. Создание благоприятной среды приемными родителями может существенно снизить группу риска развития и укрепления АЛР. Исследованиями показано, что дети, изолированные от антисоциальных родителей и помещенные в семьи с благоприятным климатом, в три раза чаще строили свою профессиональную и семейную жизнь успешно (Rutter). Важным протектирующим фактором в развитии АЛР имеет конституциональные особенности ребенка, важность которых «всплывает» в подростковом возрасте при появлении гормональных изменений. Семейный анамнез, сила нервной системы и уровень развития морали и нравственности – все в купе влияет на то, сформируется и оформится АЛР, или – нет. Таким образом, можно говорить об аккумулировании различных факторов в формировании АЛР и Нарушения поведения в детском возрасте, нежели о воздействии какого-то одного фактора. В пользу данного тезиса свидетельствует факт того, что одинаковые травмы и формы насилие в анамнезе у одной группы лиц приводят к формированию АЛР, а у другой группы – иных форм психологических последствий. Это указывает на наличие других протектирующих факторов, речь о которых шла выше (конституциональные особенности, генетика, средовые воздействия, особенности воспитания, сила Я). Спасибо за внимание! Взрослый вариант АЛР с описанием всех критериев, проявлений, видов и распространенности по ссылке Получить консультацию можно обратившись: По тлф. 8-923-146-08-18 Skype: Alexey Mossin e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|