Антисоциальное расстройство личности в ДЕТСКОМ возрасте в практике психолога

Выделяются 2 группы предпосылок к формированию всех видов нарушений поведения в детском возрасте:

  • Наличие психосоциальных проблем (проблемы воспитания аспектов нравственности и социализированного поведения, характера, эмоционально-волевых особенностей ребенка, адаптации в среде, отношение взрослых и сверстников и пр.);
  • Наличие психических, соматических и психофизиологических расстройств органического генеза (задержки развития, пограничные к психозам расстройства и психозы, органические поражения мозга, гормональные дисфункции и пр.).
В нашем случае предметом внимания являются только те Нарушения поведения, причиной которых являются психосоциальные факторы, так как именно они являются платформой для формирования характерологических нарушений во взрослом возрасте (личностных расстройств), в частности – АЛР.

Нарушения поведения, вызванные гормональными нарушениями или органическими поражениями ЦНС не являются предметом обсуждения данной статьи.

Распространенность. По данным детского врача-психиатра  ЦКПБ С.С. Позднякова, показатели распространенности нарушений поведения в детском возрасте варьируются от 12 до 25 % всей детской популяции. Соотношение мальчиков и девочек: 6:1 (85% и 15% соответственно).

Следует отметить, что данная статистика относится ко всем видам нарушений поведения, включая расстройства органического генеза.

Доля Нарушений поведения антисоциального характера по разным данным от 20 до 50%.

 Антисоциальное расстройство личности в ДЕТСКОМ возрасте в практике психолога

Критерии. В DSM-IV для «Нарушения поведения в детском возрасте» выделяют 12 критериев (достаточно не менее 4-х, стабильно проявляющихся не менее, чем 6 месяцев подряд):

  • Систематические прогулы школы;
  • Проявление физической жестокости к животным;
  • Целенаправленное разрушение чужой собственности;
  • Поджоги и пожары (мусорные баки, почтовые ящики, бумага и пр.). Они получают удовольствие от наблюдения за беспокоящимися людьми, чувство всевластия;
  • Частые сбегания из дома (не менее двух раз). Причем мыслей о том, что родители могут переживать, их не посещают;
  • Часто первыми вступают в драку и провоцируют ее;
  • Применение оружия в более чем одной драке (в том числе и подручных средств: бутылок, палок, камней и пр.);
  • Принуждение к сексуальным действиям (под угрозой);
  • Частая и систематическая ложь без причины;
  • Более чем однократные кражи или другие криминальные действия (подделка документов, вымогательство, вооруженное нападение, тотализаторы и пр. вплоть до убийства);
  • Вступление в контакты с подобными лицами, образование групп;
  • Физическая жестокость по отношению к беспомощным людям (пьяным, людям с ограниченными возможностями здоровья и пр.)

 В зависимости от того, сколько критериев фиксируется, выделяют три степени тяжести нарушения поведения:

  • Мягкое (незначительное число признаков и минимальный вред окружающим);
  • Умеренное (большое количество критериев);
  • Тяжелое (криминальное поведение, выраженный вред другим).

Также выделяют индивидуальный (агрессивно-одиночный) и групповой (смешанные или недифференцированные) типы нарушения поведения.

В МКБ-10 расстройство поведения в детском возрасте имеет сходные диагностические критерии и имеет кодировку F91, включая:

  • F91.0 – «Расстройство поведения, ограничивающееся рамками семьи»;
  • F91.1 – «Несоциализированное расстройство поведения» (с нарушенным взаимоотношением с другими детьми);
  • F91.2 – «Социализированное расстройство поведения» (с  наличием связей  с другими детьми);
  • F91.3 – «Оппозиционно-вызывающее расстройство» (для детей младше 9-10 лет) и нек. др.
Для данной группы расстройств характерно стойкое диссоциальное, агрессивное поведение, проявляющееся не менее чем 6 месяцев.

 Клинические проявления. Время начала развития АЛР определяется временем начала симптомов в детском возрасте (около 8 лет). По данным Robins, только 26% детей, обнаруживающих признаки нарушения поведения по антисоциальному типу, обнаруживают признаки АЛР во взрослом возрасте. Чем больше критериев из выше указанных, тем выше вероятность перехода во взрослом возрасте в АЛР. В остальных случаях наблюдается эффект «спонтанного выздоровления».

Исследователи «спонтанного выздоровления» при нарушении поведения в детском возрасте указывают на интересную связь.

Если в процессе воспитания в раннем детстве ребенку «вложили» азы социальной этики и основы социализированного поведения, а после были травмы в виде физического, сексуального, эмоционального и/или психического насилия, которые являются предикторами АЛР, то есть вероятность спонтанного возвращения в социализированное поведение миновав подростковый возраст. Но, если ребенок находился в антисоциальных условиях, пренебрежении и т.д. с раннего детства и не получил навыков и основ социализированного поведения, то вероятность укоренения черт и симптомов АЛР увеличивается, делая прогноз формирования АЛР во взрослом возрасте более вероятным.

Более подробно клинические проявления, анализ механизмов и причин поведения при АЛР мы рассмотрим в статье, посвященной взрослому варианту АЛР.

 

Этиология. Часто в анамнезе обнаруживается пренебрежение потребностями детей, физическое и/или сексуальное насилие, общение с лицами с АЛР. Также указывается на влияние конституциональных факторов.

Плохое обращение с детьми, физическое (психическое) насилие и пренебрежение ими способствуют формированию агрессивности (прямой и косвенной), антисоциальных реализаций, аддикций и пр.
Около 20-30% лиц с нарушением поведения имеют в анамнезе сексуальное насилие (Widom, 1989).
Исследование физического и психического насилия показали, что оно способствует либо формированию аутистических форм поведения и самоизоляции, либо аккумуляции агрессии, злобы с последующей реализацией антисоциальных проявлений.

Также в исследованиях АЛР говорится о роли «передачи» антисоциального поведения от взрослого ребенку. Подобное можно наблюдать в случаях, когда ребенка забирают от родителей, лишенных родительских прав. Ребенок как бы «впитывает» в себя деструктивные формы поведения родителей как вариант нормы, так как в картине мира ребенка нет альтернативных моделей поведения. Создание благоприятной среды приемными родителями может существенно снизить группу риска развития и укрепления АЛР. Исследованиями показано, что дети, изолированные от антисоциальных родителей и помещенные в семьи с благоприятным климатом, в три раза чаще строили свою профессиональную и семейную жизнь успешно (Rutter).

Важным протектирующим фактором в развитии АЛР имеет конституциональные особенности ребенка, важность которых «всплывает» в подростковом возрасте при появлении гормональных изменений. Семейный анамнез, сила нервной системы и уровень развития морали и нравственности – все в купе влияет на то, сформируется и оформится АЛР, или – нет.
Таким образом, можно говорить об аккумулировании различных факторов в формировании АЛР и Нарушения поведения в детском возрасте, нежели о воздействии какого-то одного фактора. В пользу данного тезиса свидетельствует факт того, что одинаковые травмы и формы насилие в анамнезе у одной группы лиц приводят к формированию АЛР, а у другой группы – иных форм психологических последствий. Это указывает на наличие других протектирующих факторов, речь о которых шла выше (конституциональные особенности, генетика, средовые воздействия, особенности воспитания, сила Я).

Спасибо за внимание! Взрослый вариант АЛР с описанием всех критериев, проявлений, видов и распространенности по ссылке

Получить консультацию можно обратившись:
По тлф. 8-923-146-08-18
Skype: Alexey Mossin
e-mail: [email protected]


Просмотров: 464
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Расстройство пищевого поведения в младенческом и детском возрасте: анализ МКБ
  • Особенности нарушений пищевого поведения в подростковом возрасте
  • Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте/
  • Нарушения пищевого поведения. Классификация и диагностические критерии
  • 4 основные причины нарушения поведения у детей
  • Нарушения пищевого поведения. Факторы риска
  • Психология еды. Нарушения пищевого поведения у детей.
  • Нарушения пищевого поведения. Причины анорексии, булимии, компульсивного переедания. Что делать?
  • Расстройство пищевого поведения. Зависимое поведение.
  • Диетические проблемы и нарушения пищевого поведения
  • расстройство поведения у детей
  • Признаки расстройств пищевого поведения: как определить, что мой ребенок страдает РПП?
  • Семейное воспитание и нарушения пищевого поведения. Есть ли выход?
  • Что Такое Расстройство Пищевого Поведения
  • Крик, а в ответ тишина. Вина преконтакта, как одна из причин нарушения пищевого поведения
  • Нарушения Пищевого поведения и уверенность в себе
  • Желаю стать ангелом. (Заметка о случае по проблеме нарушения пищевого поведения).
  • Использование метода рисования архетипических тем для диагностики нарушений поведения у учащихся
  • Почему мы переедаем. Тест на нарушения пищевого поведения и истинные причины
  • Нарушения пищевого поведения и терапия основанная на осознанности
  • Перфекционизм - вечный двигатель нарушения пищевого поведения
  • Я съем свою маму или мама съест меня? Психоанализ нарушений пищевого поведения.
  • Ожирение, анорексия, булимия - общий механизм всех нарушений пищевого поведения
  • Расстройство пищевого поведения. Причины.
  • Некоторые аспекты проблемы нарушений пищевого поведения
  • Расстройство пищевого поведения. Причины и следствия.
  • Психотерапия нарушений пищевого поведения
  • Расстройство пищевого поведения
  • Расстройство пищевого поведения
  • Расстройство пищевого поведения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь