Гневливый мальчик. Расстройство личности или характер?

Олегу 10 лет, привела его мама по неоднократной, настоятельной рекомендации невролога, папа был против посещения психолога. Папа вообще недоволен тем, что сын не общительный, ни с кем не дружит, не хочет ходить в спортивные секции, постоянно всем недоволен, ничему не рад. Мама очень расстроена, говорит, что не знает, что делать, испытывает чувство вины, что может, как-то не так воспитывает сына. А «невроз навязчивости» выглядит как непроизвольные, неконтролируемые очень частые моргания, которые Олега тоже уже стали раздражать.


Невролог поставил диагноз «невроз навязчивости» и назначил соответствующий курс лечения, который длится уже 3 года, а улучшения нет. Да, еще теперь, на поведение Олега в школе стали жаловаться родители других мальчиков и запрещают им дружить с ним. Да и с младшей, 6 летней сестрой постоянные драки, он не хочет ее даже видеть, она его раздражает.


В результате психоаналитической диагностики личности мальчика у меня появилось предположение, что симптомы навязчивости, стиль поведения Олега в социуме и с родными, нарушения коммуникативной сферы могут быть присущи:
1) или шизотипическому расстройству личности,
2) или это шизоидная структура характера с избегающим паттерном.
Уровень организации личности – пограничный.


В течении полугода психоаналитической терапии, направленной на работу с симптомом (моргание) и восполнение коммуникативных искажений, я больше склоняюсь к шизоидной структуре характера, чем к расстройству личности, и считаю, что ребенок не нуждается в наблюдении у психиатра (настаивал невролог) и медикаментозном лечении, а нуждается в психотерапии.
Шизотипическое расстройство личности характеризуется устойчивостью профиля личности с нарастанием симптоматики и дефекта. У моего же пациента, профиль личности гибкий и проявления симптома усиливаются только в определенных ситуациях, также в процессе терапии симптом сменил характер в виде урежения моргания, а сложности в коммуникации можно править с помощью психокоррекции поведения.

Гневливый мальчик Расстройство личности или характер


Психологический потрет ребенка.


1. Интеллектуальное развитие
- развитие ребенка в рамках средней возрастной нормы, но процессы мышления, внимания и памяти замедлены. Олегу присуще медленное протекание психических процессов, он с трудом переключает внимание при переходе на другой вид деятельности, долго заканчивает дело, очень вязок, излишне обстоятелен.
Соответственно, родителям надо научиться учитывать эту особенность ребенка, принять ее, не торопить, не подгонять, позволить ему быть в этом ритме. Не злиться и не агрессировать на ребенка за эту его особенность.
- снижена волевая способность, врачи называют это апато- абулический синдром, безволие, нет желания ничего делать, нет желания достижений и стремлений к успеху.
У родителей Олега высокий уровень притязаний на достижения сына, папа требует высших оценок. Соответственно, мальчик расстраивается и чувствует свою «плохость», когда получает четверки. Так же, он боится и отказывается участвовать в олимпиадах из -за страха неудачи, неполучения высшего балла.


2. Эмоциональная сфера.
- фон настроения снижен, радостных событий нет совсем, ничего не радует, по результату методики радость стоит на четвертом месте после 1. злости, 2. грусти и 3. печали.
- эмоции притуплены, яркие эмоции редкость, кроме негативных, которые проявляются намного чаще, чем позитивные. Поэтому, со стороны ребенок выглядит угрюмым, не жизненрадостным.
- превалирует негативное мышление в отношении Другого
«они меня специально заставляют это делать, а остальных не заставляют, они несправедливы ко мне, они не правы в отношении меня, мне досталась плохая команда и поэтому проиграли»
- сложность в выражении чувств к другим, и принять хорошее отношение к себе от другого человека невозможно. Отсутствие эмпатии.
- чувство юмора присутствует, понимает, улыбается, но в отношении себя юмор не допускается, сразу гнев, злость и драка. Отсутствует критическое мышление по отношению к себе.
- обычных детских страхов уже нет (были в возрасте 5 лет), сейчас его страхи ввиде внутреннего напряжения, связаны с принятием-отвержением, с коммуникацией и выражаются ввиде симптома частого моргания.


3. Поведение.
- повышенная гневливость. Сила ответной реакции на стимул не соответствует стимулу.
Например, однокласник, когда шли домой со школы, на улице догнал и дернул за капюшон. Олег в ответ ударил его в живот пинком, потом рюкзаком, громко кричал нецензурными словами.
- дружеские отношения налаживать и поддерживать сложно, так как людям с таким типом характера присуща психологическая защита – Избегание. Избегание ситуаций, где его могут негативно оценить. Новые знакомства, публичные выступления, даже поднять руку и ответить у доски Олег не пытается. Не хочет посещать спортивные секции, тем более соревнования. Боится дружить, так как боится предательства, обмана, расставания.
- отношение к младшей сестре крайне негативное с самого ее рождения, так как она конкурент за внимание и любовь родителей, она разлучила его с мамой. Он не может выносить ее присутствия, ее требований к нему в проявлении чувств, у него нет сил их удовлетворить, она вызывает у него только гнев и раздражение, постоянные драки.


4. Симптом частого моргания.
- основная потребность Олега в принятии, в общении, в коммуникации – это его основные сложности. Отец не принимает сына с таким характером, недоволен им. Одноклассники не хотят с ним дружить, в спортивной секции «плохая команда»
, сестра «достает» с просьбами играть с ней.
- симптом возникает когда сталкиваются неудовлетворенное желание быть принятым со страхом поглощения. В игре симптом возникал в строго определенных ситуациях. Ведь основной конфликт личностей с шизоидной структурой характера – это отношения, близость и дистанция, любовь и страх.
«Подойди ближе, я одинок, но не приближайся, я боюсь вторжения»


5. Как Олег видит себя.
В скобках пояснения из анамнеза и в процессе терапии, рисуночный тест:
Я Бегемот. Много воды (внутриутробное блаженство, спокойствие), чтобы не умереть (затяжные роды, длительная внутриутробная гипоксия), можно лежать. Бегемот не драчливый, никого не трогает, весь день лежит в воде (апатоабулический синдром). Один раз в день плавает на другой остров или в город, чтобы проведать друзуй (в этот момент частое моргание). Бегемот никуда не лезет, спит днем. Дружит с бараном, коровой, попугаем (похоже на характеристики членов семьи).

6. Стратегии терапии личности с шизоидной структурой характера.
- поддерживающая терапия, строим путь, исходя из психической картины мира пациента
- психолог в терапии с ребенком возмещает коммуникативный разрыв с социумом, дефицит общения, учит видеть другого, проявлять чувства и принимать чувства другого
- принятие – время сессии только для него, со всеми его чувствами, мыслями, желаниями
- взаимодействие с семьей, в частности с отцом ребенка – принятие характера ребенка, в независимости от своих ожиданий, одобрение его достижений, поощрение, выстраивание новых отношений со взрослеющим сыном
- симптом в терапии может стать мягче, проявляться реже, он сигнализирует о возрастании внутреннего напряжения у Олега, и родители должны научиться принимать его как сигнал о эмоциональном напряжении и контейнировать сына.


В результате полугодовой терапии Олег стал иногда отмечать и хорошие события в его жизни. С одноклассниками стал общаться активнее, потому что начал играть в те компьютерные игры, в которые играет большинство, даже если они ему самому не нравятся, но «чтобы разговаривать с ними об этом». Улучшилась коммуникативная функция со сверстниками и симптом сменил характер с сторону урежения. Родители стали с пониманием относится к его особенностям характера и снизили уровень своих притязаний и ожиданий.


А вот в области географии, окружающего мира и обществознания Олег обладает очень глубокими знаниями, оперирует редкими фактами, поэтому с ним интересно разговаривать на эти темы даже взрослому человеку.

Образ клиента собирательный и все совпадения случайны.

 

 



Просмотров: 382
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Секреты характера: Яркие личности
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Симптом ребенка в аспекте системной семейной терапии
  • Невротическая, психотическая или пограничная структура личности: возможности психоаналитической терапии
  • Возможны ли изменения личности в результате терапии?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Одиночное плавание: фантазии о клиенте с шизоидной структурой характера
  • Экспресс-диагностика личности и характера. Ч1.
  • Экспресс-диагностика личности и характера. Ч2. Психодинамика.
  • Пограничный уровень организации личности. Быть или бить.
  • Стратегии терапии сфокусированной на переносе при пограничной патологии и организации личности.
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Страх и любовь шизоидной личности
  • Как не гневаться на ребенка: 3 совета от Олега Гадецкого
  • Ребенок, которого оценивали. Нарциссический характер. Нарциссическое расстройство личности.
  • Домик личности ребенка, или как быть если я родитель?
  • Неуверенность. Механизмы погружаемые в неуверенность и ломка характера и личности. Ч-1
  • О пограничной организации личности и патологии в терминах терапии фокусированной на переносе.
  • Как медицинский симптом или заболевание может носить психологический характер?!
  • Зависимые личности в жизни и терапии
  • Различие терапии депрессивного и мазохистического характера
  • Структура личности. Пограничное расстройство личности.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • "Новые модели скорби" - доклад Олега Христенко на Международной психоаналитической школе
  • Влияние мужского и женского внутреннего мира на развитие личности
  • Развитие личности ребенка и красота: где помощь, где вред?
  • 16 критериев зрелой любви. Способность уважительно относиться к личности другого человека
  • Особенности характера ребенка в зависимости от порядка рождения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь