Психосоматические расстройства с позиции гештальт-терапии

Психосоматическая медицина, или психосоматика – это область междисциплинарных исследований в философии, психиатрии, физиологии, психологии и других науках, направленных на изучение взаимоотношений психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Психосоматический подход основан на идее целостного понимания человеческого существа, которая является идентичной в гештальт-терапии. Подход утверждался в противовес традиционной медицине, которая полагала, что для каждого заболевания существует своя исключительно органическая причина.

Предметом изучения психосоматической медицины являются психосоматические расстройства, возникновение и развитие которых, в наибольшей степени, связано с факторами нервно-психического спектра, то есть переживанием острой или хронической психической травмы, стрессовых ситуаций, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности. Вопросы, посвященные происхождению психосоматических расстройств, являются сейчас наиболее актуальными и обсуждаемыми в кругу специалистов, но единогласного решения этой проблемы нет и, по-моему, мнению оно вряд ли будет найдено, поскольку за каждым расстройством кроется определенная полисемия причин.

Какой же взгляд гештальт-терапии на проблему психосоматических расстройств?

Фриц Перлз в своей работе «Теория гештальт-терапии», обсуждая вопросы распространения психосоматических заболеваний, видит их основой выраженную невротическую дихотомию «Тела» и «Разума» в современной человеческой культуре [Ф. Перлз, 2010].

Поясняя роль и развитие психосоматического расстройства в существовании человека, Ф. Перлз утверждает, что «прочно укорененный в своем любящем или презирающем разуме, человек не осознает, что произвольно контролирует свое тело. Это его тело, с которым он имеет определенные внешние контакты, но это – не он; он не чувствует себя. Заметим теперь, что он имеет много поводов поплакать. Однако, расстраиваясь почти до слез, он никогда не «чувствует себя плачущим», и не плачет: потому, что он за долгое время отучил себя осознавать, как он мускульными усилиями подавляет эту функцию и отключает чувство – когда-то давно слезы приводили к стыду или даже побоям» [Ф. Перлз, 2010, с. 57].

Для того, чтобы предотвратить экспрессию и осознание плача, этот человек обездвиживает свое горло, диафрагму, мышцы глаз, что, в свою очередь, только усиливает возбуждение и он прилагает еще усилия, чтобы подавить и скрыть его. Вследствие этого интенсивного и хронического подавления возбуждения человек заболевает астмой, головной болью и т.д. считая, что его тело причиняет ему вред, обращается за помощью к врачу, но при этом тело все еще остается для него чуждым миром.

В итоге, болезнь вытесняет все прочие дела, на которые следовало бы обратить внимание, и у человека появляется новый жизненный интерес. Остатки его индивидуальности все в большей степени становятся фоном для всепоглощающего интереса к собственному телу. Сознание и тело, наконец, сводят знакомство, и человек начинает говорить: «мои головные боли, моя астма и т.д.», осознавая таким образом, что он сам является причиной этих расстройств. Ф. Перлз заявляет, что болезнь – это незавершенная ситуация, она может быть завершена лишь смертью или излечением [Ф. Перлз, 2010].

Резюмируя идеи Ф. Перлза, можно отметить, что вследствие таких макрофакторов, как отчуждение телесного и сознательного в современной культуре, однобокий интерес лишь к разуму, человек оказывается в патогенных обстоятельствах, в которых подавляется его возбуждение экспрессии и осознания своих чувств, что в итоге приводит к психосоматическому страданию. Психосоматическое заболевание имеет цель разрушить дихотомию тела и психики, перевести фокус внимания на тело и представляет собой хроническую ситуацию низкой интенсивности, которая может быть решена лишь через осознавание и интеграцию.

Исходя из своего клинического и клиентского опыта, хочу добавить к вышесказанному свои рассуждения. Я считаю, что очень часто психосоматическое заболевание становится важной фигурой для человека, он хочет от него избавится, но именно это расстройство отводит его внимание от важных межличностных и интрапсихических проблем в его жизненном пространстве, что ведет к их избеганию и выходу за границы осознавания. При внимательной работе с психосоматическим симптомом удается перейти из плоскости телесного страдания на актуальное страдание интерперсонального порядка.

В профессиональной литературе по гештальт-терапии также заслуживает внимания описанная Олегом Немиринским концепция психосоматического симптома как превращенной формы контакта. Психосоматический симптом трактуется автором как сплав ретрофлексии и соматической проекции – проекции отчужденных переживаний на определенную часть тела. Автор утверждает, что из логики этой концепции вытекает не только основное стратегическое направление работы с психосоматическими нарушениями – вывод симптома на границу контакта, но и тактическое чередование действий, направленных поочередно то на обращение ретрофлексии, то на ассимиляцию проекций [О. В. Немиринский, 1998].

Также, автор выдвигает тезис, что на уровне телесных процессов обычно существует контрсимптом, позволяющий избегать манифестации симптома и удерживать его в более или менее застывшем виде. Диалог симптоматических и контрсимптоматических ощущений может быть прямо соотнесен с той психологической ситуацией, с тем типом взаимодействия с окружающим миром, который является пусковым для данного симптома [О. В. Немиринский, 1997].

Согласно данной концепции Олега Немиринского, на социально-психологическом уровне рассмотрению подвергается функционирование симптома в системах межличностных взаимодействий и отношений с макросистемами. В межличностном плане целесообразно рассматривать регулятивную роль симптома в отношениях пациента с ближайшими людьми и психотерапевтом. Важными дополнительными данными является понимание социальных и правовых последствий той или иной болезни и социокультурное значение симптома [О. В. Немиринский, 1998].

Наталья Лебедева и Елена Иванова в своей работе «Путешествие в Гештальт» утверждают, что «ряд болезней (телесных, внутриорганизмических страданий) непосредственно связаны как с текущими отношениями, так и с теми, подчас оставшимися в далеком прошлом, которые сформировали склонность к данной специфической болезни. Изменение структуры этих отношений может облегчить существование, уменьшить боль» [Н. М. Лебедева, Е. А. Иванова, 2004, с. 224].

По мнению авторов, именно вид контакта «Золушка» часто приводит к неврозам и психосоматическим нарушениям. Этот вид цикла контакта впервые был предложен Фрицем Перлзом и Полом Гудманом в работе «Теория гештальт-терапии» [Ф. Перлз, 2010]. Данный цикл контакта инициируется хронически неблагоприятной средой, препятствует творческой адаптации, вызывает нарушения биологической саморегуляции организма через сбой в физиологии. Человек, пытаясь самосохранить себя, использует приспособительные возможности «вторичной» физиологии, которая плохо сочетается с консервативной «первичной» физиологией, что приводит в итоге к психосоматическим расстройствам [Н. М. Лебедева, Е. А. Иванова, 2004].

Далее, в качестве примера, я хочу перейти к описанию  такого психосоматического расстройства, как соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы.

Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы

Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы (F45.3 по МКБ-10) представляет собой широкую группу вегетоневротических расстройств, которых характеризует субъективное отнесение больным жалоб к какой-либо системе или отдельному органу. Жалобы носят специфический характер вегетативного раздражения, а также, могут быть в большей степени неспецифическими, сенестопатическими [Ю. В. Попов, В. Д. Вид, 1997].

Синонимами соматоформной вегетативной дисфункции являются нейроциркуляторная дистония, психовегетативный синдром, вегетоневроз.

Для постановки диагноза F45.3 состояние должно соответствовать следующим феноменологическим критериям:

1) симптомы вегетативного возбуждения, которые пациент приписывает физическому расстройству, в одной или более из следующих систем или органов – а) сердце и сердечно-сосудистая система, б) верхний отдел желудочно-кишечного тракта (пищевод и желудок), в) нижний отдел кишечника, г) дыхательная система, д) урогенитальная система;

2) два или более из следующих вегетативных симптомов – а) сердцебиение, б) потливость (холодный или горячий пот), в) сухость во рту, г) покраснение, д) дискомфорт или жжение в эпигастрии, е) тремор;

3) один или более из следующих симптомов – а) боли в груди или дискомфорт в перикардиальной области, б) отдышка или гипервентиляция, в) сильная утомляемость при легкой нагрузке, г) отрыжка воздухом или кашель либо ощущение жжения в груди или эпигастрии, д) частая перистальтика, е) повышение частоты мочеиспусканий или дизурия, ж) чувство того, что «обрюзг, раздулся, стал тяжелым»;

4) отсутствие признаков расстройства структуры и функций органов или систем, которыми озабочен больной;

5) состояние не соответствует критериям  фобических расстройств (F40.0–F40.3 по МКБ-10) или панического расстройства (F41.0 по МКБ-10) [МКБ-10, 1994; Ю. В. Попов, В. Д. Вид, 1997].

В гештальт-терапии соматоформная вегетативная дисфункция трактуется как одна из разновидностей ретрофлексии в кинестетической модальности. Ретрофлексия представляет собой сопротивление, при котором действия, которые должны быть обращены на окружающую среду, действуют на себе. Типичное расположение ретрофлексии на цикле контакта по Полу Гудману – это контактинг.

По мнению Ф. Перлза ретрофлексия, продуцирующая психосоматические нарушения, «часто хитро организуется для получения вторичных выгод, которые достигают цели первоначально подавленного намерения. Например, чтобы не повредить своей семье и друзьям, ретрофлектор нападает на себя и провоцирует болезни и неудачи, которые затрагивают и его семью, и друзей. Но он не получает от этого никакого удовлетворения, а только дальнейшие сожаления и угрызения совести» [Ф. Перлз, 2010, с. 303].

Список использованной литературы

  1. Лебедева Н. М., Иванова Е. А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. – СПб.: Речь, 2004. – 560 с.

  2. МКБ-10: Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. – СПб.: АДИС, 1994. – 303 с.
  3. Немиринский О. В. Гештальт-терапия психосоматических расстройств: от симптома к контакту // Московский психотерапевтический журнал. – 1997. – № 1. – С. 84 – 91.
  4. Немиринский О. В. Принципы применения гештальт-терапии в клинической практике // Гештальт-98 (сборник материалов Московского Гештальт Института за 1998). – М.: Московский гештальт институт, 1998. – С. 15 – 24.

  5. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии / Пер. с англ. А. Корнева, В. Петренко. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2010. – 320 с. Серия: («Современная психология: теория и практика»).

  6. Попов Ю. В., Вид В. Д. Современная клиническая психиатрия. – М.: «Экспертное бюро-М», 1997. – 496 с.


Просмотров: 591
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Как Наташа к холодильнику ходила или Цикл контакта в гештальт-терапии
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • Зарисовка с гештальт-интенсива или немного о цикле контакта и способах его прерывания.
  • Несколько слов о гештальт-терапии. Что это для меня?
  • Теория контакта (только для гештальт - терапевтов)
  • «Гештальт-подход в терапии тревожно-фобических расстройств»
  • Принципы гештальт-терапии длительно текущих психических расстройств
  • Еще раз о гештальт-терапии: Почему это называется словом «гештальт»?
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • Что такое гештальт, гештальт-психология, гештальт терапия
  • Встреча различий или что такое гештальт-терапия?
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Терапия присутствием или "Что такое гештальт-терапия и чем может мне помочь?"
  • Взгляд на травму и расстройства личности в гештальт-терапии.
  • Что такое невроз (в гештальт-терапии)
  • Что такое «гештальт» и с чем его «едят»?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Диагностика в гештальт-терапии или О способах предохранения психотерапевтов от нежелательных клиентов
  • Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Что такое «гештальт» и гештальт-терапия?
  • Механизмы прерывания контакта (защитные механизмы человека) в гештальт-терапии
  • Сам ты тварь! ...или биосоциальный человек глазами гештальт-подхода
  • Что же это такое, этот пресловутый гештальт?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что такое Гештальт – терапия и для чего она нужна?
  • Ни за что не прощу его.....или себя?
  • Гештальт-терапия в работе с женщинами, переживающими развод или разрыв отношений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь