|
Психосоматические расстройства с позиции гештальт-терапииАвтор статьи: Рябой Евгений Николаевич
Психосоматическая медицина, или психосоматика – это область междисциплинарных исследований в философии, психиатрии, физиологии, психологии и других науках, направленных на изучение взаимоотношений психических и соматических процессов, которые тесно связывают человека с окружающей средой. Психосоматический подход основан на идее целостного понимания человеческого существа, которая является идентичной в гештальт-терапии. Подход утверждался в противовес традиционной медицине, которая полагала, что для каждого заболевания существует своя исключительно органическая причина. Предметом изучения психосоматической медицины являются психосоматические расстройства, возникновение и развитие которых, в наибольшей степени, связано с факторами нервно-психического спектра, то есть переживанием острой или хронической психической травмы, стрессовых ситуаций, специфическими особенностями эмоционального реагирования личности. Вопросы, посвященные происхождению психосоматических расстройств, являются сейчас наиболее актуальными и обсуждаемыми в кругу специалистов, но единогласного решения этой проблемы нет и, по-моему, мнению оно вряд ли будет найдено, поскольку за каждым расстройством кроется определенная полисемия причин. Какой же взгляд гештальт-терапии на проблему психосоматических расстройств? Фриц Перлз в своей работе «Теория гештальт-терапии», обсуждая вопросы распространения психосоматических заболеваний, видит их основой выраженную невротическую дихотомию «Тела» и «Разума» в современной человеческой культуре [Ф. Перлз, 2010]. Поясняя роль и развитие психосоматического расстройства в существовании человека, Ф. Перлз утверждает, что «прочно укорененный в своем любящем или презирающем разуме, человек не осознает, что произвольно контролирует свое тело. Это его тело, с которым он имеет определенные внешние контакты, но это – не он; он не чувствует себя. Заметим теперь, что он имеет много поводов поплакать. Однако, расстраиваясь почти до слез, он никогда не «чувствует себя плачущим», и не плачет: потому, что он за долгое время отучил себя осознавать, как он мускульными усилиями подавляет эту функцию и отключает чувство – когда-то давно слезы приводили к стыду или даже побоям» [Ф. Перлз, 2010, с. 57]. Для того, чтобы предотвратить экспрессию и осознание плача, этот человек обездвиживает свое горло, диафрагму, мышцы глаз, что, в свою очередь, только усиливает возбуждение и он прилагает еще усилия, чтобы подавить и скрыть его. Вследствие этого интенсивного и хронического подавления возбуждения человек заболевает астмой, головной болью и т.д. считая, что его тело причиняет ему вред, обращается за помощью к врачу, но при этом тело все еще остается для него чуждым миром. В итоге, болезнь вытесняет все прочие дела, на которые следовало бы обратить внимание, и у человека появляется новый жизненный интерес. Остатки его индивидуальности все в большей степени становятся фоном для всепоглощающего интереса к собственному телу. Сознание и тело, наконец, сводят знакомство, и человек начинает говорить: «мои головные боли, моя астма и т.д.», осознавая таким образом, что он сам является причиной этих расстройств. Ф. Перлз заявляет, что болезнь – это незавершенная ситуация, она может быть завершена лишь смертью или излечением [Ф. Перлз, 2010]. Резюмируя идеи Ф. Перлза, можно отметить, что вследствие таких макрофакторов, как отчуждение телесного и сознательного в современной культуре, однобокий интерес лишь к разуму, человек оказывается в патогенных обстоятельствах, в которых подавляется его возбуждение экспрессии и осознания своих чувств, что в итоге приводит к психосоматическому страданию. Психосоматическое заболевание имеет цель разрушить дихотомию тела и психики, перевести фокус внимания на тело и представляет собой хроническую ситуацию низкой интенсивности, которая может быть решена лишь через осознавание и интеграцию. Исходя из своего клинического и клиентского опыта, хочу добавить к вышесказанному свои рассуждения. Я считаю, что очень часто психосоматическое заболевание становится важной фигурой для человека, он хочет от него избавится, но именно это расстройство отводит его внимание от важных межличностных и интрапсихических проблем в его жизненном пространстве, что ведет к их избеганию и выходу за границы осознавания. При внимательной работе с психосоматическим симптомом удается перейти из плоскости телесного страдания на актуальное страдание интерперсонального порядка. В профессиональной литературе по гештальт-терапии также заслуживает внимания описанная Олегом Немиринским концепция психосоматического симптома как превращенной формы контакта. Психосоматический симптом трактуется автором как сплав ретрофлексии и соматической проекции – проекции отчужденных переживаний на определенную часть тела. Автор утверждает, что из логики этой концепции вытекает не только основное стратегическое направление работы с психосоматическими нарушениями – вывод симптома на границу контакта, но и тактическое чередование действий, направленных поочередно то на обращение ретрофлексии, то на ассимиляцию проекций [О. В. Немиринский, 1998]. Также, автор выдвигает тезис, что на уровне телесных процессов обычно существует контрсимптом, позволяющий избегать манифестации симптома и удерживать его в более или менее застывшем виде. Диалог симптоматических и контрсимптоматических ощущений может быть прямо соотнесен с той психологической ситуацией, с тем типом взаимодействия с окружающим миром, который является пусковым для данного симптома [О. В. Немиринский, 1997]. Согласно данной концепции Олега Немиринского, на социально-психологическом уровне рассмотрению подвергается функционирование симптома в системах межличностных взаимодействий и отношений с макросистемами. В межличностном плане целесообразно рассматривать регулятивную роль симптома в отношениях пациента с ближайшими людьми и психотерапевтом. Важными дополнительными данными является понимание социальных и правовых последствий той или иной болезни и социокультурное значение симптома [О. В. Немиринский, 1998]. Наталья Лебедева и Елена Иванова в своей работе «Путешествие в Гештальт» утверждают, что «ряд болезней (телесных, внутриорганизмических страданий) непосредственно связаны как с текущими отношениями, так и с теми, подчас оставшимися в далеком прошлом, которые сформировали склонность к данной специфической болезни. Изменение структуры этих отношений может облегчить существование, уменьшить боль» [Н. М. Лебедева, Е. А. Иванова, 2004, с. 224]. По мнению авторов, именно вид контакта «Золушка» часто приводит к неврозам и психосоматическим нарушениям. Этот вид цикла контакта впервые был предложен Фрицем Перлзом и Полом Гудманом в работе «Теория гештальт-терапии» [Ф. Перлз, 2010]. Данный цикл контакта инициируется хронически неблагоприятной средой, препятствует творческой адаптации, вызывает нарушения биологической саморегуляции организма через сбой в физиологии. Человек, пытаясь самосохранить себя, использует приспособительные возможности «вторичной» физиологии, которая плохо сочетается с консервативной «первичной» физиологией, что приводит в итоге к психосоматическим расстройствам [Н. М. Лебедева, Е. А. Иванова, 2004]. Далее, в качестве примера, я хочу перейти к описанию такого психосоматического расстройства, как соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы. Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы (F45.3 по МКБ-10) представляет собой широкую группу вегетоневротических расстройств, которых характеризует субъективное отнесение больным жалоб к какой-либо системе или отдельному органу. Жалобы носят специфический характер вегетативного раздражения, а также, могут быть в большей степени неспецифическими, сенестопатическими [Ю. В. Попов, В. Д. Вид, 1997]. Синонимами соматоформной вегетативной дисфункции являются нейроциркуляторная дистония, психовегетативный синдром, вегетоневроз. Для постановки диагноза F45.3 состояние должно соответствовать следующим феноменологическим критериям: 1) симптомы вегетативного возбуждения, которые пациент приписывает физическому расстройству, в одной или более из следующих систем или органов – а) сердце и сердечно-сосудистая система, б) верхний отдел желудочно-кишечного тракта (пищевод и желудок), в) нижний отдел кишечника, г) дыхательная система, д) урогенитальная система; 2) два или более из следующих вегетативных симптомов – а) сердцебиение, б) потливость (холодный или горячий пот), в) сухость во рту, г) покраснение, д) дискомфорт или жжение в эпигастрии, е) тремор; 3) один или более из следующих симптомов – а) боли в груди или дискомфорт в перикардиальной области, б) отдышка или гипервентиляция, в) сильная утомляемость при легкой нагрузке, г) отрыжка воздухом или кашель либо ощущение жжения в груди или эпигастрии, д) частая перистальтика, е) повышение частоты мочеиспусканий или дизурия, ж) чувство того, что «обрюзг, раздулся, стал тяжелым»; 4) отсутствие признаков расстройства структуры и функций органов или систем, которыми озабочен больной; 5) состояние не соответствует критериям фобических расстройств (F40.0–F40.3 по МКБ-10) или панического расстройства (F41.0 по МКБ-10) [МКБ-10, 1994; Ю. В. Попов, В. Д. Вид, 1997]. В гештальт-терапии соматоформная вегетативная дисфункция трактуется как одна из разновидностей ретрофлексии в кинестетической модальности. Ретрофлексия представляет собой сопротивление, при котором действия, которые должны быть обращены на окружающую среду, действуют на себе. Типичное расположение ретрофлексии на цикле контакта по Полу Гудману – это контактинг. По мнению Ф. Перлза ретрофлексия, продуцирующая психосоматические нарушения, «часто хитро организуется для получения вторичных выгод, которые достигают цели первоначально подавленного намерения. Например, чтобы не повредить своей семье и друзьям, ретрофлектор нападает на себя и провоцирует болезни и неудачи, которые затрагивают и его семью, и друзей. Но он не получает от этого никакого удовлетворения, а только дальнейшие сожаления и угрызения совести» [Ф. Перлз, 2010, с. 303]. Список использованной литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|