Интеграция методов сэндплэй и гештальт- терапии в работе с конфлюэнцией

Автор статьи: Юлия Чумакова

У каждого из нас постоянно появляются потребности, которые мы или удовлетворяем или по какой- то из причин они остаются не удовлетворенными. В гештальт- терапии такое появление потребности и путь ее удовлетворения описан Циклом контакта.

Любая потребность появляется и в случае ее удовлетворения разрушается.

Цикл контакта пережил уже не одну редакцию и не одно дополнение, я далее буду писать о том, который предлагал П. Гудман. цикл контакта. Он состоит из 4х стадий:

  • Стадия преконтакта

На этой стадии появляются ощущения, некоторая энергия. Начинает формироваться потребность. Скажем вечером, выйдя на улицу, вы чувствуете, как кожа покрывается мурашками, вы сжимаетесь. По телесным ощущениям вы понимаете, что вам холодно

  • Стадия контактирования

Итак ваша потребность выделена- вам холодно. Что дальше? Дальше вы начинаете придумывать, как себя согреть. Надеть куртку? Зайти в кафе? Вернуться домой?

Вы решаете для себя, каким способом и с помощью чего удовлетворить свою потребность. Но также вы можете и обнаружить, что сейчас нет куртки, нет кафе и вам придется забыть о том, чтобы согреться. Иначе говоря, именно на этой стадии вы решаете, что и как делать со своей потребностью

  • Стадия Full- контакт

Стадия на которой происходит непосредственное действие, если вы до этого решали, как себя согреть, то здесь вы это делаете- например, надевая куртку.

На этой стадии происходит удовлетворение потребности.

  • Стадия ассимиляции

Вы надели куртку и вам хорошо, тепло и радостно. Это и есть стадия ассимиляции. Потребность завершена, получен опыт, который можно присвоить и использовать. Потребность разрушается, она больше на актуальна и на ее место приходит новая потребность.

И мы были бы совершенно счастливыми, если бы наши потребности проходили все стадии контакта. Но случается так, что на какой- то из стадий происходит прерывание, потребность не удовлетворяется.

Прерывание на стадии преконтакта- конфлюэнция или слияние- не возможность выделить потребность.

Выделяют два типа конфлюэнции- слияние с собой и слияние с другими.

В случае слияния с собой человек не может определить, чего он хочет? что он чувствует? Что с ним происходит?

В случае слияния с другими человек не может выделить свою потребность, заменяя ее потребностью других людей.

Работа со слиянием одна из самых непростых и длительных. Клиент не знает, что с ним происходит, чего он хочет, какие чувства он переживает сейчас. Такие клиенты приходят примерно с одинаковыми запросами: не знаю, что со мной, но мне как-то не очень, надо бы что- то поменять.

На помощь может прийти сэндплей- терапия, работа в песочном поле.

Все элементы песочного поля, объекты и люди, отражают спроецированные части личности, которые предстоит присвоить и интегрировать. И именно такая работа приносит больше ясности и осознанности клиенту, позволяя выделять потребности.

Как происходит сама работа?

Я предлагаю клиенту работу в песочнице со следующей инструкцией: “Построй то, что тебе захочется”

Клиент выбирает фигурки и помещает их в песочницу. Возможно он будет заменять одну на другую, какие- то добавлять, а какие- то убирать. Возможно, он будет как- то комментировать происходящее.

Моя задача на этом этапе наблюдать и давать как можно меньше инструкций, рекомендаций. Иначе говоря- не вмешиваться в его работу.

После того, как картина будет построена, мы переходим к этапу обсуждения, и именно на этом этапе для клиента и терапевта могут проявиться потребности клиента. Клиент рассказывает, что он построил, о чем его картина.

Я обращаю внимание клиента на те предметы и фигуры, которые наиболее привлекательны для него, те которые вызывают больше чувств. Прошу выбрать фигурку, которая больше привлекает внимание, затем рассказать о ней от первого лица.

“Кто или что это?”, “ Что сейчас чувствует?”,  “Чего хочется?”, “Какие отношения с другими фигурками на песочном поле?”,  “А чего бы хотелось?”, “Как эта история похожа на жизнь клиента?”, “Какие чувства появляются сейчас, в работе?”

Вопросы на этом этапе позволяют структурировать опыт клиента. Проводя параллели со своей жизнью клиент начинает больше осознавать себя и свои потребности.

Важно сказать о том,что песочная картина не должна интерпретироваться терапевтом, т.к. любые интерпретации могут подменять фигуру потребности клиента.



Просмотров: 434
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Базовые потребности: потребность во внимании
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Потребность в любви существует -она базовая потребность Человека Разумного.
  • Бронхит, как потребность в любви. Или как я лечилась об клиента. Хроники Волшебницы
  • Потребность в любви, как потребность быть счастливым
  • О цикле контакта или как мы удовлетворяем потребности
  • Почему люди не обращаются за помощью к психологам, даже если есть острая потребность?
  • Немотивированные клиенты, или чью потребность я пытаюсь удовлетворить?
  • Какие проблемы вы решаете? - Лично мне больше нравится слово «задача»
  • Как потребность выражает себя в речи...
  • Почему исполнение желаний не приносит мне счастье, или Потребность и запрос в терапии
  • Как удовлетворяется Потребность
  • С возрастом появляются всё больше черных полос, которые начинает всё сильнее оттенять белые тапочки
  • Признать свою потребность в одобрении, чтобы не попадать в манипуляции.
  • Работа с событием (Почему именно со мной это происходит?)
  • Работа и потребности (о поиске своей профессии).
  • Как поддержать себя при переезде? Про базовую потребность в безопасности и пустые квартиры в Донецке.
  • Как определить настоящую потребность, когда нужна психологическая помощь?
  • «Сравнение и сопоставление себя с другими - больше в этом беспокойства или мотивации?»
  • Потребность в безопасности и ее удовлетворение у младенцев
  • Если потребность депривирована
  • Любовь или потребность «употреблять» других людей для достижения собственных целей?
  • Желанный отдых как способ обнаружить потребность
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Потребность должна быть напряжена
  • Про потребности: как понять, чего я хочу?
  • «Кривой путь» удовлетворения потребности.
  • С чем работает гештальт-терапевт: потребность как гештальт
  • Потребность в принадлежности у пожилых людей
  • Потребность в одобрении - путь к неврозу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь