Интеграция методов сэндплэй и гештальт- терапии в работе с конфлюэнцией

Автор статьи: Юлия Чумакова

У каждого из нас постоянно появляются потребности, которые мы или удовлетворяем или по какой- то из причин они остаются не удовлетворенными. В гештальт- терапии такое появление потребности и путь ее удовлетворения описан Циклом контакта.

Любая потребность появляется и в случае ее удовлетворения разрушается.

Цикл контакта пережил уже не одну редакцию и не одно дополнение, я далее буду писать о том, который предлагал П. Гудман. цикл контакта. Он состоит из 4х стадий:

  • Стадия преконтакта

На этой стадии появляются ощущения, некоторая энергия. Начинает формироваться потребность. Скажем вечером, выйдя на улицу, вы чувствуете, как кожа покрывается мурашками, вы сжимаетесь. По телесным ощущениям вы понимаете, что вам холодно

  • Стадия контактирования

Итак ваша потребность выделена- вам холодно. Что дальше? Дальше вы начинаете придумывать, как себя согреть. Надеть куртку? Зайти в кафе? Вернуться домой?

Вы решаете для себя, каким способом и с помощью чего удовлетворить свою потребность. Но также вы можете и обнаружить, что сейчас нет куртки, нет кафе и вам придется забыть о том, чтобы согреться. Иначе говоря, именно на этой стадии вы решаете, что и как делать со своей потребностью

  • Стадия Full- контакт

Стадия на которой происходит непосредственное действие, если вы до этого решали, как себя согреть, то здесь вы это делаете- например, надевая куртку.

На этой стадии происходит удовлетворение потребности.

  • Стадия ассимиляции

Вы надели куртку и вам хорошо, тепло и радостно. Это и есть стадия ассимиляции. Потребность завершена, получен опыт, который можно присвоить и использовать. Потребность разрушается, она больше на актуальна и на ее место приходит новая потребность.

И мы были бы совершенно счастливыми, если бы наши потребности проходили все стадии контакта. Но случается так, что на какой- то из стадий происходит прерывание, потребность не удовлетворяется.

Прерывание на стадии преконтакта- конфлюэнция или слияние- не возможность выделить потребность.

Выделяют два типа конфлюэнции- слияние с собой и слияние с другими.

В случае слияния с собой человек не может определить, чего он хочет? что он чувствует? Что с ним происходит?

В случае слияния с другими человек не может выделить свою потребность, заменяя ее потребностью других людей.

Работа со слиянием одна из самых непростых и длительных. Клиент не знает, что с ним происходит, чего он хочет, какие чувства он переживает сейчас. Такие клиенты приходят примерно с одинаковыми запросами: не знаю, что со мной, но мне как-то не очень, надо бы что- то поменять.

На помощь может прийти сэндплей- терапия, работа в песочном поле.

Все элементы песочного поля, объекты и люди, отражают спроецированные части личности, которые предстоит присвоить и интегрировать. И именно такая работа приносит больше ясности и осознанности клиенту, позволяя выделять потребности.

Как происходит сама работа?

Я предлагаю клиенту работу в песочнице со следующей инструкцией: “Построй то, что тебе захочется”

Клиент выбирает фигурки и помещает их в песочницу. Возможно он будет заменять одну на другую, какие- то добавлять, а какие- то убирать. Возможно, он будет как- то комментировать происходящее.

Моя задача на этом этапе наблюдать и давать как можно меньше инструкций, рекомендаций. Иначе говоря- не вмешиваться в его работу.

После того, как картина будет построена, мы переходим к этапу обсуждения, и именно на этом этапе для клиента и терапевта могут проявиться потребности клиента. Клиент рассказывает, что он построил, о чем его картина.

Я обращаю внимание клиента на те предметы и фигуры, которые наиболее привлекательны для него, те которые вызывают больше чувств. Прошу выбрать фигурку, которая больше привлекает внимание, затем рассказать о ней от первого лица.

“Кто или что это?”, “ Что сейчас чувствует?”,  “Чего хочется?”, “Какие отношения с другими фигурками на песочном поле?”,  “А чего бы хотелось?”, “Как эта история похожа на жизнь клиента?”, “Какие чувства появляются сейчас, в работе?”

Вопросы на этом этапе позволяют структурировать опыт клиента. Проводя параллели со своей жизнью клиент начинает больше осознавать себя и свои потребности.

Важно сказать о том,что песочная картина не должна интерпретироваться терапевтом, т.к. любые интерпретации могут подменять фигуру потребности клиента.



Просмотров: 423
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Бронхит, как потребность в любви. Или как я лечилась об клиента. Хроники Волшебницы
  • Базовые потребности: потребность во внимании
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Желание vs потребность. как понять, что стоит за желанием
  • Потребность во внимании- что это?
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Потребность в любви, как потребность быть счастливым
  • Почему со мной происходит то, что происходит или, что я чувствую к миру?
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • О цикле контакта или как мы удовлетворяем потребности
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • С чего начинается терапия, или что такое запрос клиента?
  • Что происходит за дверью психотерапевта, или что можно делать у психолога?
  • Школьная застенчивость Что происходит? Как помочь? С чего начать?
  • Что такое потребности и как позволить им быть.
  • Что происходит на семейных консультациях и для чего они нужны?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Потребность в любви существует -она базовая потребность Человека Разумного.
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Что будет, если не будет осознанности, контакта и ответственности в работе с телом?
  • Что такое «любить себя»? Из чего эта любовь состоит и как начать?
  • У каждого свой путь или о том, что другие знают, как Вам жить
  • Потеря контакта с подростком. Почему так происходит и что делать? (часть 2)
  • Потеря контакта с подростком. Почему так происходит и что делать? (часть 1)
  • Что нужно Мужу от Жены. Важнейшая мужская потребность



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь