Если потребность депривирована

Автор статьи: Ирина Ребрушкина

Если потребность депривирована

В тексте о потребностях и возрасте я приводила такой перечень основных психологических потребностей, соотнесенных с возрастными этапами:

  1. безопасность – 0–1 год;
  2. привязанность / принятие / принадлежность (любовь, дружба, тепло, близкие отношения) – 0–7 лет;
  3. познавательная потребность – 0–7 лет;
  4. автономия («я сам», влияние, власть, «ассертивность») – 3–7 лет;
  5. признание (уважение) – 7–13 лет;
  6. самоактуализация (идентичность, мастерство, смысл) – старший подростковый возраст. 

В комментариях к той статье уважаемая коллега Татьяна Демьяненко сделала замечательное дополнение (Татьяна, спасибо!):

... эти потребности актуальны всю жизнь, а возраст, который Вы привели (хотя его бы я тоже поправила бы, например безопасность 0-2, привязанность 2-4, автономия 4-6), является тем, в котором эти потребности могут удовлетворятся только при помощи другого человека. Далее, если эта база существует, ребенок может делать это для себя сам. 

И в этом тексте я сделаю короткий обзор тех последствий, с которыми мы сталкиваемся, если такой базы нет, т.е. если потребность была и остается в той или иной мере депривированной (человек так и не научился ее удовлетворять). 

Текст, думаю, может быть полезен психологам, особенно гештальтистам, в качестве шпаргалки о том, какие прерванные потребности и какие механизмы прерывания могут стоят за тем или иным нарушением, паттерном или характерологией.

Читателям-неспециалистам, тем, кто интересуется психологией, работает над собой, самостоятельно или в терапии, возможно, тоже будет полезно увидеть связи между своей проблемой и неудовлетворенной потребностью, которая за ней стоит, а также возрастом появления этого дефицита: может быть, это добавит какие-то недостающие кусочки паззла к вашей личной истории.

***

Депривация потребности в безопасности

Последствия: тревожность, страхи, фобии, панические атаки; шизоидные,  параноидные черты характера.

Основные прерывания: слияние (преимущественно 1-го рода), проекция.

Депривация потребности в привязанности

Последствия: зависимости, созависимые отношения, контрзависимое поведение, трудности в построении близких отношений, черты «пограничного» характера (эмоционально-нестабильного, borderline, ПРЛ), нарциссические черты, нарциссическая депрессия.

Основные прерывания: слияние (преимущественно 2-го рода), интроекция, проекция, ретрофлексия катарсиса.

Депривация потребности в автономии (часто сопутствует проблемам с привязанностью, и они проявляются совместно)

Последствия: контрзависимое, контрафобическое поведение; обсессивно-компульсивные черты.

Основные прерывания: слияние, интроекция, ретрофлексия зеркальная, эготизм.

Депривация потребности в признании

Последствия: нарциссические, истерические, мазохистические черты; трудности социальной адаптации.

Основные прерывания: слияние, проекция, профлексия.

Депривация потребности в самоактуализации

Последствия: депрессия неудачи, переживание бессмысленности (экзистенциальный вакуум).

Основные прерывания: слияние 1-го рода, ретрофлексия, эготизм.

***

Как всегда, буду рада вопросам, дополнениям, замечаниям. 



Просмотров: 496
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Основные психологические потребности. Внимание (3)
  • Основные романтические потребности женщины в отношениях с мужчиной.
  • Основные черты психоаналитической терапии
  • Базовые потребности: потребность во внимании
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • Отношения и собственные потребности: удовлетворяете ли Вы их или только своего партнера?
  • Основные черты диагностических критериев для оппозиционно-демонстративного расстройства
  • Интервизорские группы: основные черты.
  • Гештальт-подход. Основные черты.
  • Что делать, если ваши потребности не удовлетворяются?
  • А может это любовь? Близость или слияние?
  • Мазохистические черты или самодеструктивное поведение
  • Какие черты характера и особенности поведения предрасполагают к депрессии?
  • Если потребности не удовлетворяются
  • Наши потребности и о том, как правильно их удовлетворять
  • Интервизорские группы: основные черты. Intervision group: main features.
  • Кем быть: Черты характера и его влияние на выбор профессионального пути
  • Потребности и возраст
  • Защитные механизмы, или способы прерывания контакта
  • Базовые психологические потребности: привязанность и свобода
  • Потребности мамы тоже важны!
  • Важность терапии для прерывания связи с токсичными партнерами.
  • Механизмы прерывания контакта (защитные механизмы человека) в гештальт-терапии
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека
  • как отличать потребности от желаний и зачем это надо делать
  • Механизмы прерывания контакта в гештальт -терапии.
  • О цикле контакта или как мы удовлетворяем потребности
  • Зарисовка с гештальт-интенсива или немного о цикле контакта и способах его прерывания.
  • Детские обиды или скрытые потребности?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь