|
Базовые психологические потребности: привязанность и свободаАвтор статьи: Шмелева Светлана Евгеньевна
Еще перед рождением ребенок получает два наиважнейших опыта: опыт в течение 9 месяцев быть связанным с другим существом, он подкрепляется ощущением блаженства с помощью окситоцина и пролактина, и опыт роста, связанный с системой любопытства, которую стимулирует медиатор дофамин. Соответствующие структуры префронтального кортекса уже сформированы в пренатальном периоде и являются базовыми, они глубоко впечатаны в мозг. Когда ребенок приходит в мир, ему жизненно необходима тесная связь с матерью, принятие, защищенность, и он уже готов открывать новое. На первый взгляд привязанность и свобода - это взаимоисключающие понятия. Только безусловная любовь может объять необъятное и совместить несовместимое. Если ребенок нежелателен, если его не принимают таким, какой он есть или если он переживает слишом удушающую любовь, не дающую ему свободно проявлять себя, тогда он испытывает боль. И, хотя эта боль не телесная, в мозге активизируются те же области, которые ответственны за боль физическую. То есть душевная и телесная боль связана с одними и теми же центрами в мозге. Человек так устроен, что он должен получать удовольствие и избегать боли. Ребенок ищет выход и находит его в виде эрзац-удовольствий. Жизнь ребенка, а потом и взрослого превращается в поиск этих удовольствий, способных компенсировать боль недополученной безусловной любви и невозможности проявлять себя. Поначалу это может быть навязчивое сосание пальца или патологическая привязанность к старой ободранной игрушке, потом алкоголь, наркотики, шопинг, секс ради секса, машины, недвижимость – этого никогда не может быть достаточно. Вся индустрия работает на этих людей с переустановленной системой ценностей. Получается, что современному обществу потребления нужны несчастные дети, иначе никто не будет покупать весь этот хлам. Дети приходят в мир открытыми, с неутолимым исследовательским интересом, готовыми удивляться и восторгаться. Маленькие дети 2-3 лет радуются 50-100 раз в день, они готовы радоваться любой мелочи. А потом они идут в школу... Процесс обучения происходит эффективно, если когнитивная информация подкрепляется позитивными эмоциями. Если действие подкреплено восторгом, радостью, то эмоциональные центры в среднем мозге активизируются и вырабатывают нейропластические медиаторы. Такие, например, как «гормон счастья» дофамин. Медиаторы действуют подобно удобрению: скачкообразно образуются белки, из них формируются новые нейроны или растут и упрочняются уже имеющиеся связи в ареалах мозга, управляющих этим действием. То есть, определеные области мозга увеличиваются, только когда нам нравится что-либо делать. Наше высокоорганизованное цивилизованное общество продуцирует страх, радоваться становится сложно. Проблемы с обучением возникают не из-за старения организма, а из-за того, что люди перестают уметь радоваться. Необходимы принципиально новые образовательные программы, работающие не против природы человека, как сейчас, а направленные на максимальное раскрытие потенциала каждого человека. Источники: https://www.youtube.com/watch?v=Q_Vq8f0sNyM https://www.youtube.com/watch?v=zW1U-JUl7tg Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|