Потребности и возраст

Автор статьи: Ирина Ребрушкина

Индивидуальное развитие происходит поэтапно, и на каждом этапе становится актуальной потребность, характерная и важная для данного возраста.

Так, Р. П. Ефимкина (2004), опираясь на различные возрастные периодизации отечественных и зарубежных психологов (Л. С. Выготского, Д. В. Эльконина, Л. В. Божович, А. Маслоу, Э. Эриксона и др.), говорит о таких базовых потребностях возраста:

  • младенческий возраст (0–1 год) – безопасность;
  • ранее детство (1–3 года) и дошкольное детство (3–7 лет) – любовь;
  • младший школьный возраст (7–13 лет) – уважение;
  • подростковый возраст (13–16 лет) – понимание.

Видно, что потребность в любви отмечается автором как базовая для периода и раннего, и дошкольного детства. В связи с этим интересна периодизация Гордона Ньюфелда (2012), чьи работы о привязанности восходят к концепции Джона Боулби. Ньюфелд говорит о шести уровнях привязанности, способах чувствовать привязанность, также соотнесенных с потребностями (каждый уровень примерно соответствует году жизни). Приводится с опорой на изложение Анны Корниенко (2014):

  • 1-й год жизни – телесная привязанность (потребность быть в телесном контакте с родителем; безопасность);
  • 2-й год – похожесть (внешне походить на родителя, подражать);
  • 3-й год – принадлежность (быть частью семьи);
  • 4-й год – значимость (быть важным для другого; уважение);
  • 5-й год – любовь (быть любимым и любить, близкие и теплые отношения; принятие);
  • 6-й год жизни – познанность (быть узнанным, понятым другим).

Перечни основных психологических потребностей человека отличаются у разных авторов. Например, Александр Еремеев (2014) использует такой ряд: привязанность, автономия, мастерство, смысл; Михаил Дубинский (2015) приводит следующий перечень: безопасность, признание, любовь / принадлежность, самореализация.

Обобщая эти различные взгляды, предлагаю такую периодизацию:

  1. безопасность – 0–1 год;
  2. привязанность / принятие / принадлежность (любовь, дружба, тепло, близкие отношения) – 0–7 лет;
  3. познавательная потребность – 0–7 лет;
  4. автономия («я сам», влияние, власть, «ассертивность») – 3–7 лет;
  5. признание (уважение) – 7–13 лет;
  6. самоактуализация (идентичность, мастерство, смысл) – старший подростковый возраст. 

Таким образом, для каждого возрастного этапа актуальны свои базовые психологические потребности, критически важные для развития. Можно сказать, что каждая из основных потребностей актуализируется в определенный период, подобный сензитивному для развития деятельности, и если не удовлетворены потребности предыдущих этапов, то это значительно затрудняет или блокирует удовлетворение потребностей актуальных.

Источники:

Литература:

  1. Ефимкина Р. П. Психология развития. Методические указания. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2004.
  2. Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. М.: Ресурс, 2012.

Неопубликованные материалы:

  1. Дубинский Михаил. Материалы работы супервизорской группы 2014–2015.
  2. Еремеев Александр. Лекции по клиническим аспектам в гештальт-терапии (материалы работы учебной группы Михаила Кряхтунова, 2-я ступень, 2012­–2015).
  3. Корниенко Анна. Вебинар «Агрессия в семье» (ноябрь 2014).


Просмотров: 381
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Детские кризисы и их влияние на взрослую жизнь: рождение, 1 год, 3 года, 7 лет и пубертат.
  • Сказка для мальчиков,которые грызут ногти ( возраст 9-12 лет)
  • Девиз на 2014 год
  • Тенденции в психологии на 2014 год.
  • Сезоны жизни женщины. Часть первая. 21-28 лет - Возраст нового Мира
  • Новый год, как повод для новой жизни!!
  • Кризисы развития от 0 до 3-х лет для детей и родителей
  • Как пережить первый год совместной жизни или дуэт для двух соло.
  • Когда и на сколько лет повысят возраст выхода на пенсию. И что с этим делать каждому из нас?
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Я сам! (возраст от 3-х до 4-х лет): психологический портрет ребенка
  • Рекомендации на 2015 год.
  • Статья из газеты Оренбуржье 22 марта 2012 год
  • Этапы трансформации личности ХХI век 2012 год
  • 2012 год и смена мировоззренческой парадигмы: от Полярности к Целостности
  • Новый Год - выходной Любовницы. (Философская тема. Быть или не быть!!!???)
  • Новый год: Быть на диете или не Быть? - вот в чем вопрос..
  • Новый год, как ресурс для новых свершений и роста
  • Летнее время для развития маленького ребенка (от двух лет).
  • Начинаем год с чистого листа. Самые правильные установки на грядущий год.
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Скоро учебный год. 14 вопросов родителям, желающим пережить этот год без стрессов
  • Новый год — год Козы, символизирующей Женское начало
  • Год овцы – год психолога и клиента! Наглядные доказательства
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Как отпраздновать Новый Год в одиночестве? Волшебные ритуалы для лучшего Нового года
  • Важные этапы развития ребенка от зачатия до 15 лет. Что важно сформировать на каждом из них?
  • Любознательные почемучки (возраст от 4-х до 5-ти лет): психологический портрет ребенка
  • Мы уже большие! (возраст от 5-ти до 6-ти лет): психологический портрет ребенка
  • Очаровательные малыши (возраст от 2-х до 3-х лет): психологический портрет ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь