Потребности и возраст

Автор статьи: Ирина Ребрушкина

Индивидуальное развитие происходит поэтапно, и на каждом этапе становится актуальной потребность, характерная и важная для данного возраста.

Так, Р. П. Ефимкина (2004), опираясь на различные возрастные периодизации отечественных и зарубежных психологов (Л. С. Выготского, Д. В. Эльконина, Л. В. Божович, А. Маслоу, Э. Эриксона и др.), говорит о таких базовых потребностях возраста:

  • младенческий возраст (0–1 год) – безопасность;
  • ранее детство (1–3 года) и дошкольное детство (3–7 лет) – любовь;
  • младший школьный возраст (7–13 лет) – уважение;
  • подростковый возраст (13–16 лет) – понимание.

Видно, что потребность в любви отмечается автором как базовая для периода и раннего, и дошкольного детства. В связи с этим интересна периодизация Гордона Ньюфелда (2012), чьи работы о привязанности восходят к концепции Джона Боулби. Ньюфелд говорит о шести уровнях привязанности, способах чувствовать привязанность, также соотнесенных с потребностями (каждый уровень примерно соответствует году жизни). Приводится с опорой на изложение Анны Корниенко (2014):

  • 1-й год жизни – телесная привязанность (потребность быть в телесном контакте с родителем; безопасность);
  • 2-й год – похожесть (внешне походить на родителя, подражать);
  • 3-й год – принадлежность (быть частью семьи);
  • 4-й год – значимость (быть важным для другого; уважение);
  • 5-й год – любовь (быть любимым и любить, близкие и теплые отношения; принятие);
  • 6-й год жизни – познанность (быть узнанным, понятым другим).

Перечни основных психологических потребностей человека отличаются у разных авторов. Например, Александр Еремеев (2014) использует такой ряд: привязанность, автономия, мастерство, смысл; Михаил Дубинский (2015) приводит следующий перечень: безопасность, признание, любовь / принадлежность, самореализация.

Обобщая эти различные взгляды, предлагаю такую периодизацию:

  1. безопасность – 0–1 год;
  2. привязанность / принятие / принадлежность (любовь, дружба, тепло, близкие отношения) – 0–7 лет;
  3. познавательная потребность – 0–7 лет;
  4. автономия («я сам», влияние, власть, «ассертивность») – 3–7 лет;
  5. признание (уважение) – 7–13 лет;
  6. самоактуализация (идентичность, мастерство, смысл) – старший подростковый возраст. 

Таким образом, для каждого возрастного этапа актуальны свои базовые психологические потребности, критически важные для развития. Можно сказать, что каждая из основных потребностей актуализируется в определенный период, подобный сензитивному для развития деятельности, и если не удовлетворены потребности предыдущих этапов, то это значительно затрудняет или блокирует удовлетворение потребностей актуальных.

Источники:

Литература:

  1. Ефимкина Р. П. Психология развития. Методические указания. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2004.
  2. Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. М.: Ресурс, 2012.

Неопубликованные материалы:

  1. Дубинский Михаил. Материалы работы супервизорской группы 2014–2015.
  2. Еремеев Александр. Лекции по клиническим аспектам в гештальт-терапии (материалы работы учебной группы Михаила Кряхтунова, 2-я ступень, 2012­–2015).
  3. Корниенко Анна. Вебинар «Агрессия в семье» (ноябрь 2014).


Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления
  • Потребность в любви, как потребность быть счастливым
  • Базовые психологические потребности: привязанность и свобода
  • Потребность в любви существует -она базовая потребность Человека Разумного.
  • Базовые потребности: потребность во внимании
  • Подростковый возраст - проверка родителей "на любовь".
  • Особенности развития. Возраст 3-4 года
  • Про Любовь, Уважение и Признание
  • Я хочу быть услышанным (про важную базовую потребность каждого)
  • Как возникают психологические проблемы? Привязанность и принятие как базовые механизмы психики.
  • Может ли быть внутренней опорой смысл жизни?
  • Что важно помнить родителям и другим взрослым, у которых дети входят в подростковый возраст.
  • Для изменений к лучшему возраст может быть любым. Пример успеха
  • Сахарный диабет 1 типа и ранний возраст ребенка. Как быть в будущем?
  • Про любовь и психологический возраст
  • Возраст любви. Знаки возраста
  • «Ритуалы в современной личной жизни», текст для Cosmo Психология, август 2014
  • Возраст любви. Знаки возраста (продолжение)
  • Потребность быть
  • Потребность быть отражённой
  • Потребность быть правым.
  • Подростковый возраст
  • Подростковый возраст
  • Подростковый возраст...
  • Подростковый возраст
  • Подростковый возраст
  • Подростковый возраст
  • Невротическая потребность в Любви или это и есть Любовь? 5 признаков
  • Потребность в радости или как быть счастливым?
  • Потребность должна быть напряжена



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь