|
Потребности и возрастАвтор статьи: Ирина Ребрушкина
Индивидуальное развитие происходит поэтапно, и на каждом этапе становится актуальной потребность, характерная и важная для данного возраста. Так, Р. П. Ефимкина (2004), опираясь на различные возрастные периодизации отечественных и зарубежных психологов (Л. С. Выготского, Д. В. Эльконина, Л. В. Божович, А. Маслоу, Э. Эриксона и др.), говорит о таких базовых потребностях возраста:
Видно, что потребность в любви отмечается автором как базовая для периода и раннего, и дошкольного детства. В связи с этим интересна периодизация Гордона Ньюфелда (2012), чьи работы о привязанности восходят к концепции Джона Боулби. Ньюфелд говорит о шести уровнях привязанности, способах чувствовать привязанность, также соотнесенных с потребностями (каждый уровень примерно соответствует году жизни). Приводится с опорой на изложение Анны Корниенко (2014):
Перечни основных психологических потребностей человека отличаются у разных авторов. Например, Александр Еремеев (2014) использует такой ряд: привязанность, автономия, мастерство, смысл; Михаил Дубинский (2015) приводит следующий перечень: безопасность, признание, любовь / принадлежность, самореализация. Обобщая эти различные взгляды, предлагаю такую периодизацию:
Таким образом, для каждого возрастного этапа актуальны свои базовые психологические потребности, критически важные для развития. Можно сказать, что каждая из основных потребностей актуализируется в определенный период, подобный сензитивному для развития деятельности, и если не удовлетворены потребности предыдущих этапов, то это значительно затрудняет или блокирует удовлетворение потребностей актуальных. Источники: Литература:
Неопубликованные материалы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|