Индивидуальное развитие происходит поэтапно, и на каждом этапе становится актуальной потребность, характерная и важная для данного возраста.
Так, Р. П. Ефимкина (2004), опираясь на различные возрастные периодизации отечественных и зарубежных психологов (Л. С. Выготского, Д. В. Эльконина, Л. В. Божович, А. Маслоу, Э. Эриксона и др.), говорит о таких базовых потребностях возраста:
младенческий возраст (0–1 год) – безопасность;
ранее детство (1–3 года) и дошкольное детство (3–7 лет) – любовь;
младший школьный возраст (7–13 лет) – уважение;
подростковый возраст (13–16 лет) – понимание.
Видно, что потребность в любви отмечается автором как базовая для периода и раннего, и дошкольного детства. В связи с этим интересна периодизация Гордона Ньюфелда (2012), чьи работы о привязанности восходят к концепции Джона Боулби. Ньюфелд говорит о шести уровнях привязанности, способах чувствовать привязанность, также соотнесенных с потребностями (каждый уровень примерно соответствует году жизни). Приводится с опорой на изложение Анны Корниенко (2014):
1-й год жизни – телесная привязанность (потребность быть в телесном контакте с родителем; безопасность);
2-й год – похожесть (внешне походить на родителя, подражать);
3-й год – принадлежность (быть частью семьи);
4-й год – значимость (быть важным для другого; уважение);
5-й год – любовь (быть любимым и любить, близкие и теплые отношения; принятие);
6-й год жизни – познанность (быть узнанным, понятым другим).
Перечни основных психологических потребностей человека отличаются у разных авторов. Например, Александр Еремеев (2014) использует такой ряд: привязанность, автономия, мастерство, смысл; Михаил Дубинский (2015) приводит следующий перечень: безопасность, признание, любовь / принадлежность, самореализация.
Обобщая эти различные взгляды, предлагаю такую периодизацию:
самоактуализация (идентичность, мастерство, смысл) – старший подростковый возраст.
Таким образом, для каждого возрастного этапа актуальны свои базовые психологические потребности, критически важные для развития. Можно сказать, что каждая из основных потребностей актуализируется в определенный период, подобный сензитивному для развития деятельности, и если не удовлетворены потребности предыдущих этапов, то это значительно затрудняет или блокирует удовлетворение потребностей актуальных.
Источники:
Литература:
Ефимкина Р. П. Психология развития. Методические указания. Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2004.
Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. М.: Ресурс, 2012.
Неопубликованные материалы:
Дубинский Михаил. Материалы работы супервизорской группы 2014–2015.
Еремеев Александр. Лекции по клиническим аспектам в гештальт-терапии (материалы работы учебной группы Михаила Кряхтунова, 2-я ступень, 2012–2015).
Корниенко Анна. Вебинар «Агрессия в семье» (ноябрь 2014).
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.