Каждый, кому посчастливилось в этой жизни стать родителем имеет возможность наблюдать за развитием своего ребенка, одновременно радуясь и огорчаясь за его успехи и неудачи и если возраст младенчества, предшкольный и младший школьный возраст предоставляют возможность родителям в той или иной мере соподчинять потребности и поведение ребенка своим представлениям, то подростковый возраст характеризует себя революционным характером. Известный всему миру Советский ученый психолог Лев Семенович Выготский выделил следующие наиболее ярко представленные доминанты: «Эгоцентрическая доминанта» которая выражается в повышенном интересе подростка к собственной личности; «Доминанта дали» - которая увлекает подростка на обширные масштабы в деятельности; «Доминанта усилия» которая мобилизует подростка к сопротивлению, преодолению трудностей, к волевому напряжению, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, в протесте и других проявлениях. Описанные доминанты ученым, нельзя рассматривать как негативные новообразования в психике развивающейся личности, напротив с точки зрения биологической науки они повышают уровень жизнеспособности индивида. Практические психологи по всему миру, занимающиеся проблемой подросткового возраста часто в своей практике встречаются с запросами родителей и педагогов у которых случаются конфликты с подростками. Разбираясь в проблемах развития конфликтной ситуации, специалисты сталкиваются с тем, что взрослые зачастую неосознанно являются провокаторами конфликта, тем самым, усугубляя процесс преодоления возрастного психологического кризиса своего ребенка, что приводит порой к снижению адаптивных возможностей психики подростка, ввиду таких причин как: еще не завершенное формирование структур головного мозга и периода формирования новых функциональных связей между нервной и эндокринной системами которые призваны управлять всеми процессами в организме человека, что ведет к ранимости и повышенной чувствительности к неблагоприятным воздействиям, которые внешне проявляются в виде эмоциональной неустойчивости, раздражительности, принятии импульсивных решений. Одним из частых примеров неосознанного развития конфликтной ситуации является противоречивые послание взрослого к ребенку - подростку. Например, родитель в одной ситуации может говорить: «Ты уже взрослый и должен сам нести ответственность за то, что не выучил задание и получил неудовлетворительную оценку», а в ситуации, когда ребенок задержался на прогулке сказать: «Ты еще не дорос, чтобы сам принимать решения! Когда ты вырастишь, будешь зарабатывать на жизнь, будешь иметь свою семью, воспитывать своих детей, тогда и будешь гулять сколько вздумается». Другой, частой причиной перекоса в системе детско – родительских отношений является формирование «дружеских» отношений, которые дают о себе знать гораздо раньше, чем наступает подростковый возраст, а к моменту его наступления достигает апогея, в результате чего родитель чувствует абсолютную беспомощность, страдает от отношений, в которых подросток своим поведением обесценивает заслуги родителя, отрицает возможность родителя в некоторых случаях принимать за него решения. Вышеописанные примеры конечно же не исчерпывают все многообразие уникальных ситуаций данной проблемы, они всего лишь нацелены на то, чтобы уважаемый читатель, который тем или иным образом сталкивается с подобной проблемой сказал себе: «Если я не знаю как изменить отношения в качественно лучшую сторону, это не значит, что нет решения проблемы. Это значит, что необходимо искать того специалиста, кто может мне помочь».
От всей души желаю родителям и детям, учителям и ученикам отношения приносящие только взаимную радость и душевное удовлетворение!
Автор: Ведущий психолог Психологического центра «Psyhea», Григорьев Михаил Викторович
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.