|
Подростковый возраст. Легко и сложно.Автор статьи: Теплов Антон Олегович
Начну, пожалуй, с возраста 12 лет. Попробую объяснить то, что происходит в этом возрасте вспоминая свой опыт и те знания, которыми я обладаю. Думаю, что на написание этой статьи, меня сподвиг интерес к работе с подростками, к их жизни, а так же то, что сейчас, я обладаю той информацией, которой мне не хватало в этом возрасте. Еще один посыл который мной руководит, это то что, проходя разные возрастные этапы мы можем застрять в одном из них, на тех задачах, которые необходимо было решить. Подростковый возраст начинается с полового созревания. У кого-то эти процессы начинаются раньше, у кого-то чуть позже. По моему мнению, это самый сложный период для человека. Хотел написать ребенка, но поймал себя на мысли, что в этот период ребенок уже начинает становиться и формироваться во взрослого. Можно условно сказать, что он наполовину ребенок, а наполовину взрослый. Тут развиваются две линии развития: одна, психологическая, другая физиологическая. Если говорить про физиологическую линию, то тут происходят эндокринные изменения в организме. Гипофиз и щитовидная железа начинают выделять гормоны. Взаимодействие гормонов роста и половых гормонов стимулирует интенсивное физиологическое развитие. Меняются пропорции тела, меняется рост и вес. Вспоминая себя, могу сказать, я сам, в этом возрасте был очень худощав, из-за чего очень переживал. Помню до сих пор, как меня поддержало высказывание мамы друга, который был ниже меня ростом и боле плотный, о том, что я потом буду расти в плечах, а он ввысь. Так как происходит быстрое развитие, могут возникать трудности с работой легких, сердца, кровоснабжения головного мозга. В связи с этим могут быть перепады физического состояния и настроения. Так как у подростков гормонов вырабатывается намного больше в этот период, чем у взрослых, и они находятся постоянно в стрессе. В связи с этим, родителям не стоит удивляться, почему у их ребенка так меняется настроение. Размышляя над годами учебы в школе и возмущениями некоторых людей, о том зачем мне нужна скажем, высшая математика, т.к. «она же скорее всего не пригодится в жизни». В этом возрасте развивается формально-логическое мышление. Мышление приобретает взрослую логику, позволяя анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Проще говоря, чтоб «хитрые взрослые» тебя не могли «развести». Интеллектуальное развитие связанно с развитие воображения. Это взаимное сближение дает возможность к появлению творчества. А без творческого подхода возникают проблемы при адаптации в мире взрослых. Действуя только по заученным правилам и схемам человек теряет способность быть гибким, что может приводить к различным нервным заболеваниям. Так же важной стороной фантазий в этом возрасте является отъигрывание потребностей, чувств, переполняющих подростка. Как пишет И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий «Неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий: замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится героем, и ему рукоплещет толпа». Важным осознанием это возраста являются: чувство взрослости и «я-концепция». Не очень простое время, как для родителей, так и для подростков. С одной стороны, ребенок требует, что б к нему относились как ко взрослому, прислушивались к его мнению и в то же время он еще не готов принимать на себя всю ответственность взрослой жизни. Кстати, проявление взрослости у подростков проявляется в различном виде: своеобразной манере одеваться, слушать определенную музыку. Подростковый период – это один из периодов в развитии человека, когда он сепарируется (отделяется) от родителей. Он пробует себя во взрослой жизни. Другая сторона этого периода то, как родители реагируют на все эти перемены. Из своего профессионального опыта скажу, что бывает обращаются за консультацией родители с запросом: как мне быть? Ребенок не работает, выпивает, лениться». Уточняя, а сколько же ребенку лет? Отвечают: да, уже 40 годков то ему. Не все родители могут справится с этим периодом. Да и это понятно. К сожалению родителей, не учат как быть и поступать с детьми. Да и своих тараканов хватает. И выходит, что, часто неосознанно они делают своих детей зависимыми от себя, не позволяя им становится самостоятельными, в связи с чем, у подростков не формируется чувство взрослости. Скажем прямо, мы его (чувство взрослости) убиваем на корню. Кроме того, не формируется «Я-концепция», так как подросток себя осознает только через взрослого, а также система представлений о себе, образе «Я». Образы внутреннего «я», складываются из физического «Я» и представлений о своей внешности, привлекательности, о своем уме, способностях, общительности и других качествах. С этим подросток и идет в мир. Там он пробует себя в разных ипостасях. Пробует, ошибается, набивает шишки. И крайне важно то, как будут реагировать на его неудачи и удачи значимые близкие, смогут ли они помогать ему проживать эти сложности и будет зависеть его дальнейшее развитие. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|