Нейробиологические аспекты и предмет веры когнитивно-поведенческой терапии

"Мы - это наш мозг", - безапелляционно утверждает Дик Свааб, нидерландский нейробиолог. Ему вторят коллега Антонио Дамасио, доказывающий, что наш мозг беспрестанно создает карты нашей внутренней и внешней вселенной и ими же руководствуется, нейрофизиолог Крис Фрит, убежденный, что "любые изменения психики связаны с изменениями активности мозга", философ-когнитивист Томас Метцингер, считающий, что "работа мозга состоит в том, чтобы симулировать тело для тела, инструментом же для этого является я-модель", и множество других исследователей. Ученых, в очередной раз в истории преодолевающих дуализм материального и духовного, и считающих, что у любого психического состояния есть свой физический коррелят в мозге, называют сегодня нейрокальвинистами, предметом веры которых является именно этот субстрат из нейронов, располагающийся за нашей черепной коробкой.

Есть, впрочем, момент, в котором нейрокальвинисты не вполне уверены, и связан он с возможностями воздействия на мозг в случае каких-то психических проблем носителя. С одной стороны, раз дело в материальной, верифицируемой субстанции, то и воздействовать на неё следут материальными же, верифицируемыми средствами, и в этом случае приветствуются психофармакотерапия, транскраниальная магнитная стимуляция, электросудорожная терапия. С другой стороны, будучи честными учеными, нейрокальвинисты признают и чисто информационные методы, например, эффект плацебо, а также отдельный вид психотерапии, который, похоже, тоже работает. Речь, разумеется, идет о когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Тот же Д. Свааб мимолетом, скороговоркой, но отмечает его "вероятную эффективность" при лечении синдрома нарушения целостности восприятия собственного тела, депрессии, анорексии. Более того, Свааб (тридцать лет возглавлявший Нидерландский институт мозга) высказывает и предположение о нейробиологических механизмах когнитивной терапии, полагая, что они, как и транскраниальная магнитная стимуляция, связаны со "стимуляцией сдерживающего влияния, которое кора оказывает на стрессовую ось" (надпочечники-гипофиз-гипоталамус). Другими словами, нейробиолог усматривает вероятную эффективность КПТ в данном случае применительно к трансформации негативных эмоциональных состояний по принципу физической блокировки. Но КПТ - не только и не столько про блокировку, это еще и про замещение одних - дисфункциональных - представлений другими - функциональными.

А вот здесь у нас пока нет практически ничего, кроме метафор, вроде "структурного следа", "нейрокогнитивных цепочек", "нейрокогнитивного контура", и пр. Впрочем, попытки соединить эти метафоры с нейробиологией периодически предпринимаются, как, например, в статье Роберта Березина, американского психиатра "Психотерапия есть действительно биологическое лечение" ("Psychotherapy Is 'The' Biological Treatment"). Психиатр сравнивает замену или коррекцию представлений с нейромышечной практикой, когда мы, к примеру, учимся игре на гитаре и разучиваем новые аккорды, а также корректируем аккорды, неправильно освоенные ранее. Всё верно, но что мы узнали нового? Березин, можно сказать, усложняет метафору, не сильно много добавляя в её понимание.

Озвучу крамольный вопрос, рождающийся в головах многих коллег, предпочитающих его умалчивать - насколько нам необходимо точное знание о том, что и где происходит в мозге человека, когда он приходит в когнитивно-поведенческую терапию? Дать на него однозначный ответ не так-то просто. С одной стороны, как мы все знаем, КПТ - "терапия, основанная на доказательствах". С другой стороны, доказательства эти относятся, в основном, к мета-аналитическим исследованиям эффективности метода в сравнении с другими методами. Прямых же исследований собственно нейробиологических механизмов, лежащих в основе КПТ, мне лично пока не встретилось (что, разумеется, не подтверждает их отсутствие). В этом смысле, вполне вероятно, что это именно тот случай, когда не столько важны детали, сколько сам фундаментальный принцип - вне зависимости от того, что конкретно происходит в мозге - какие там задействованы его области, что за нейротрансмиттеры участвуют в процессе, и пр., - важно то, что это работает. Наиболее фундаментальной теорией КПТ является гипотеза когнитивного опосредования (the cognitive mediation hypothesis), согласно которой, "изменения представлений или схем относительно себя, других или мира приводит к эффективному изменению симптома" (Clark & Beck, 2010). Осуществленные исследования подтвердили достоверность данной гипотезы для панического расстройства, тревожности и ПТСР. Менее убедительными были доказательства для ГТР и большого депрессивного расстройства. Для ОКР доказательная база оказалась наиболее слабой, что, впрочем, не столько ставит под вопрос фундаментальную идею, сколько говорит о необходимости дальнейших изысканий (Hofman, et al.).

Получается, в основе метода - не полностью подтвержденная гипотеза, однако, результаты его - "научно обоснованы". Пусть так. Значит, на повестку дня опять выходит "воля к вере", о которой говорил еще отец-основатель американской психологии (и философии прагматизма) Уильям Джеймс, и которая должна быть свойственна как терапевту, так и клиенту/ пациенту. Но даже вера все-таки любит периодические подтверждения, пусть и опосредованные. Одно из таких подтверждений можно обнаружить, по моему убеждению, в серии психологических экспериментов с искусственной рукой.

Классический эксперимент достаточно известен, если кратко - перед испытуемым клали резиновый муляж левой кисти, собственно же его левую руку от его взора скрывали (за ширмой или под столом). Затем начинали сенсорную стимуляцию - палочкой или кисточкой проводили одновременно и последовательно по соответствующим пальцам его реальной руки и муляжа. Через несколько минут (5-10) у испытуемого чаще всего возникало ощущение, что он смотрит на свою настоящую руку, то есть, что вот эта резиновая рука и есть его подлинная конечность. (Описание оригинального исследования 1998 г. М. Ботвиника и Дж. Коэна: Botvinick). Эффект объяснялся интеграцией сенсорной информации, которая является одним из факторов нашего целостного восприятия.

Общеизвестно, что наш мозг обладает схемой нашего же тела. Наша самость, говорит Метцингер, это "расположение в пространстве и времени плюс транспарентный образ тела". По словам Свааба, - "Мозг постоянно конструирует чувство, что наше тело является нашим, на основании сенсорной информации от мышц, суставов, зрения и осязания". "Тело и мозг кружатся в непрестанном парном танце, - утверждает Дамасио. - Состояния мозга соответствуют определенным состояниям психики и ведут к определенным состояниям тела". Но самое важное, - "в ходе работы мозг постоянно создает и пересоздает какую-то версию тела", или, как сформулировал это Фрит, - "модель, создаваемая нашим мозгом, всегда оказывается немного неидеальной. Мозг постоянно совершенствует эту модель, чтобы уловить все мимолетные изменения и все игры света и тени". Короче, мозг может изменять образ или схему тела, в зависимости от обстоятельств.

Но у моего мозга, кроме образа тела, есть и образ меня - как личности, как Я, как субъекта. И этот образ составлен из представлений о себе - глубоких и промежуточных, функциональных и дезадаптивных, здоровых и не очень. И в случае целенаправленной работы, назови мы её реструктуризацией, изменением, коррекцией или тактичным навязыванием, мы в состоянии менять этот образ. Практически так же, как навязывание мозгу образа его "новой" руки заканчивается обычно более или менее успешным принятием им "новой реальности", мозг восприимчив и к внедрению нового образа нашей личности или, по крайней мере, каких-то её черт. Разумеется, эта инсталляция должна осуществляться через подходящий инструментарий. Наиболее подходящей в этом смысле выглядит, конечно, когнитивно-поведенческая терапия, основанная на всё ещё гипотетических допущениях, но подкрепленная убедительными результатами.
"""""""""""""""""""""""""""
Откуда что берется:
Дамасио А. Так начинается "я". Мозг и возникновение сознания. М.: Карьера Пресс, 2018. - 384 с.
Метцингер Т. Наука о мозге и миф о своем Я. Тоннель эго. М.: Изд-во АСТ, 2017. – 413 с.
Свааб Д. Мы - это наш мозг: От матки до Альцгеймера. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2018. - 544 с.
Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. М.: Изд-во АСТ: CORPUS, 2017. – 335 с.
Berezin, R.A. 2018. Psychotherapy Is 'The' Biological Treatment // Medscape. March 16, 2018. https://www.medscape.com/viewarticle/893720?src=soc_fb_190104_mscpedt_news_psych_psychotherapy&faf=1#vp_1
Botvinick, M., Cohen, J. Rubber hands ‘feel’ touch that eyes see//Nature. V. 391. February 19, 1998. https://www.nature.com/articles/35784.epdf
Clark, D.A., Beck, A.T. Cognitive Theory and Therapy of Anxiety and Depression: Convergence with Neurobiological Findings // Trends in Cognitive Sciences. 2010. V. 14. P. 418-424.
Hofmann, S.G., Carpenter, J.K., Curtiss, J. Cognitive Mediation of Symptom Change in Cognitive-Behavioral Therapy: A Review of the Evidence, in Leahy R. L. 9ed.) Science and Practice in Cognitive Therapy: Foundations, Mechanisms, and Applications. New York: Guilford, 2018. - P. 124-141.

Нейробиологические аспекты и предмет веры когнитивно поведенческой терапии



Просмотров: 508
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на мой мозг?
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "За что?" или "Для чего?" - психология греха
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • "Принять" или "бороться": о психологическом принятии своего тела.
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • Упражнение "Контакт с именем" или "Что в имени твоем"!
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Что такое "быть дома"? Или "Я в домике"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь