|
Техники когнитивной терапииАвтор статьи: Зайковский Павел Александрович
Автоматические мысли (АМ) – это мысли, возникающие у человека спонтанно, они являются внутренними «высказываниями» или мнением человека о самом себе. АМ есть у любого человека, это своего рода «система координат» ценностей человека, его стиль жизни и мировоззрение. Некоторые автоматические мысли становятся неадаптивными (негативными) и зацикливают человека на чем-то отрицательном, превращаясь в подобие «умственной жвачки», вызывая у человека дискомфорт и страдания, сопровождающие болезненными эмоциональными реакциями. Перед психологом стоит задача:
Для решения этих задач были разработаны специальные техники когнитивной терапии. Техника выявления автоматических мыслей Первым делом необходимо выявить неадаптивные автоматические мысли у человека. Это можно сделать путем диалога-расспроса. Если во время расспроса возникнут трудности в том плане, что человек не сможет вспомнить эти мысли, тогда необходимо будет искать негативные визуальные образы или воспользоваться техникой проигрывания ролей. Пошаговое выявление автоматических мыслей: 1 шаг. Побудить клиента отследить свои автоматические мысли, которые стоят за болезненными эмоциями и которые не осознаются, но управляют им формируя поведение; 2 шаг. Выявить автоматические мысли и добиться, чтобы клиент«четко описал» их вслух; 3 шаг. Психолог внимательно следит за клиентом и обнаруживает систематические ошибки, которые делает его клиент и которые ответственны за его психологическое нарушение, приводящее к тому, что человек теряет способность приспосабливаться к среде в которой живет. Итак, автоматические неадаптивные мысли выявлены. Теперь психолог ищет ответ на вопрос: «Действительно ли выявленные АМ реальны и имеют место в жизни клиента и именно они являются «мостиком» между травматической ситуацией и эмоциональной психопатологической реакцией или же эти АМ – мифологемы?». Выясняется это путем логического анализа, либо сравнением мыслей пациента с поведенческими фактами. Для примера приведу ситуацию из практики: На консультацию пришел мужчина и первоначально его автоматическая мысль звучала так: «Я не умею вести диалог с красивыми женщинами». Попросив его проверить эту АМ на практике, оказалось, что мужчина не то чтобы «не умеет разговаривать», а «робеет перед красивыми властными женщинами». В впоследствии произошла еще одна корректировка АМ – мужчина считал себя «слабым и ненужным». После тщательного логического анализа было выявлено, что он считает, что «жена его не любит и поэтому он не нужен своей семье». На первый взгляд это же совершенно разные мысли, но в этом то и задача психолога – найти между разными мыслями одно связующее звено, из-за которого и происходит катастрофа в жизни. Другими словами, психолог должен выявить это «обобщение» и определить истинную негативную автоматическую мысль, которая серьезно влияет на поведение мужчины. Важно: Психолог не должен навязывать найденное «обобщение» и интерпретировать поведение клиента, он должен тактично проверять согласен ли с ним клиент и как сам клиент видит свою проблему, а главное – чтобы клиент не боялся высказать свое несогласие и смог самостоятельно дать точную формулировку. Об этом говорил и знаменитый американский психотерапевт, основатель когнитивной психотерапии Аарон Бек. Ниже приведен его диалог с депрессивным больным клиентом.
В глазах клиента психотерапевт является уважаемым авторитетным человеком, который «много знает», и поэтому в большинстве случаев клиенты не спорят с психологами, ведь, по их мнению, они могут обидеть «ученого человека» своим несогласием. Однако это в корне неверное и психолог должен говорить обязательно своему клиенту, что он (клиент) может спорить и не соглашаться с ним (психологом),а также может самостоятельно найти формулировку своим мыслям. Итак, во время консультации неадаптивная автоматическая мысль клиента была выявлена и определена как истинная. Теперь психолог должен добиться того, чтобы клиент решительно отказался от своей неадаптивной автоматической мысли. В помощь психологу были разработаны когнитивные техники, которые позволят проверить обоснованность этих мыслей и разработать когнитивное реконструирование.
Техники проверки обоснованности неадаптивной автоматической мысли, когнитивное реконструирование Отказ от неадаптивной автоматической мысли может произойти только в том случае, когда человек будет действительно убежден в ее «глупости» и четко осознает, что она не верна. Сначала человек как бы диссоциируется от своей мысли, воскликнув про себя: «Боже, неужели я настолько глуп, что столько лет жил с этим?», а потом полностью откажется от нее. Для того, чтобы человек смог отказаться от АМ из-за которых страдал, психолог пользуется когнитивными техниками, которые подбираются индивидуально для каждого клиента. Техника 1. Проверка обоснованности неадаптивной автоматической мысли путем декатастрофизации. Проверку на обоснованность АМ можно провести следующим образом: просмотреть возможные следствия и ответить на вопрос: «Настолько уж действительно катастрофичными будут следствия?». Подобную технику еще называют техникой «А что будет, если…». Для понимания того, как работает данная техника приведем диалог психотерапевта Бека со своим клиентом, у которого был сильнейший страх перед экзаменами.
Другими словами, необходимо ставить вопросы таким образом, чтобы человек почувствовал «никчемность» и «глупость» своей мысли и понял, что зря страдал. Техника 2. Проверка обоснованности неадаптивной АМ путем воплощения ее в реальность. Цель техники заключается в следующем: побудить клиента добиваться сначала незначительных «побед», а потом постепенно переходить к более значимым. Например, женщина находится в депрессии и страдает от того, что ничего не может делать, что она такая неприспособленная,ее неадаптивная АМ: «Я ничего не могу». Психолог задает ей домашнее задание: «Помыть полы», после его выполнения следующее: «Приготовить завтрак» и так повышая трудность задания довести клиентку до полной уверенности, что она все это может делать. Техника 3. Проверка обоснованности неадаптивной АМ путем сравнения. Достаточно часто человек сравнивая свои достижения в жизни с достижениями других людей впадает в депрессию от того, что он ничего не достиг, что его жизнь бесполезна и он «полный ноль». Психолог должен привести ряд примеров, когда люди, ничего не добившись в профессии были вполне счастливы, например, в семейной жизни. Техника 4. Проверка обоснованности неадаптивной АМ путем выявления логических несоответствий. Снова приведем пример из практики Бека. Он наглядно демонстрирует логические несоответствия в рассуждениях женщины, которой изменяет муж и поэтому она имеет суицидальные мысли.
Цель данной техники – чтобы неадаптивные мысли клиентки сменились адаптивными. Техника 5. Проверка обоснованности неадаптивной АМ путем записывания событий. Суть данной техники заключается в том, чтобы клиент в течении дня внимательно наблюдал и записывал то, что скажет психолог. Например, у женщины на консультации была выявлена неадаптивная АМ: «Я плохая мать, я не могу сладить с детьми», психолог задает домашнее задание: «Ставить «плюсы» в том случае, когда ее слушаются дети и «минусы», когда игнорируют». Техника 6. Проверка обоснованности неадаптивной АМ имагинальным методом. Психолог побуждает клиента вообразить то что он (клиент), по его собственному мнению, «никак не может сделать» и попробовать сделать это мысленно. Техника 7. Проверка обоснованности неадаптивной АМ методом разыгрывания ролей. По названию техники понятно, что на консультации, после выявления неадаптивной АМ психолог и клиент будут разыгрывать роли. Наиэффективнейшей ролью для психолога, дающие отличные результаты для дальнейшего реконструирования поведения клиента является – играть клиента. Другими словами, психолог начинает отвечать как клиент, критиковать словами клиента и тем самым показывать клиенту все его поведенческие «перегибы». Техника 8. Проверка обоснованности неадаптивной АМ методом 3-х колонок. Психолог дает домашнее задание клиенту: «Разделить лист на три колонки. В левом столбце описать данную ситуацию, в среднем – записывать негативные мысли, а в правом – свои коррективные мысли». Таким образом человек, чтобы сформулироватьсвои негативные АМ и «выложить» их на бумагу будет заниматься их исследованием, что в конечном итоге приведет к формированию адаптивных мыслей. Техника 9. Проверка обоснованности неадаптивной АМ переопределением. Данная техника позволит взглянуть на проблему под другим «углом» и найти более адаптивное объяснение происходящему. Например, у клиента была выявлена неадаптивная АМ: «Мне никто не уделяет внимание», а техника переопределения позволит переформулировать данную мысль в более положительную: «Мне хочется, чтобы обо мне заботились, я нуждаюсь в помощи». Техника 10. Проверка обоснованности неадаптивной АМ децентрацией. Эта техника особенно эффективна при лечении тревожных клиентов, которые уверены, что они постоянно находятся в центре внимания. Неадаптивная АМ у таких людей примерно следующая: «На меня все смотрят и смеются над мной». Такие люди не могут выступать перед аудиторией, отвечать на уроках, экзаменах и вообще говорить в помещении где много людей. Психолог своему тревожному клиенту дает домашнее задание: «Понаблюдать за людьми, когда он будет говорить, и постараться абсолютно не думать о своих эмоциях». Клиент наблюдал за окружающими его людьми в течении некоторого времени и перестал верить своей неадаптивной АМ. Во время психологического консультирования психолог довольно часто задает своим клиентам домашние задание: «Следить за своими мыслями в ситуации которая вас психически травмирует». Помимо этого, на дом может задаваться чтение определенной литературы или критическое прослушивание аудиозаписей терапевтических сессий, чтобы клиент смог выявить для себя иррациональные верования. Подписаться на мои статьи можно здесь Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|