Техники когнитивной терапии

Техники когнитивной терапии

    Автоматические мысли (АМ) – это мысли, возникающие у человека спонтанно, они являются внутренними «высказываниями» или мнением человека о самом себе. АМ есть у любого человека, это своего рода «система координат» ценностей человека, его стиль жизни и мировоззрение. Некоторые автоматические мысли становятся неадаптивными (негативными) и зацикливают человека на чем-то отрицательном, превращаясь в подобие «умственной жвачки», вызывая у человека дискомфорт и страдания, сопровождающие болезненными эмоциональными реакциями.

Перед психологом стоит задача:

  • во-первых, выявить истинные неадаптивные автоматические мысли, которые не позволяют его клиенту полноценно жить в социуме;
  • во-вторых, сделать так, чтобы клиент отказался от своей разрушающей АМ;
  • в-третьих, полностью реконструировать поведение клиента.

 

Для решения этих задач были разработаны специальные техники когнитивной терапии.

Техника выявления автоматических мыслей

    Первым делом необходимо выявить неадаптивные автоматические мысли у человека. Это можно сделать путем диалога-расспроса. Если во время расспроса возникнут трудности в том плане, что человек не сможет вспомнить эти мысли, тогда необходимо будет искать негативные визуальные образы или воспользоваться техникой проигрывания ролей.

Пошаговое выявление автоматических мыслей:

1 шаг. Побудить клиента отследить свои автоматические мысли, которые стоят за болезненными эмоциями и которые не осознаются, но управляют им формируя поведение; 

2 шаг. Выявить автоматические мысли и добиться, чтобы клиент«четко описал» их вслух; 

3 шаг. Психолог внимательно следит за клиентом и обнаруживает систематические ошибки, которые делает его клиент и которые ответственны за его психологическое нарушение, приводящее к тому, что человек теряет способность приспосабливаться к среде в которой живет.

    Итак, автоматические неадаптивные мысли выявлены. Теперь психолог ищет ответ на вопрос: «Действительно ли выявленные АМ реальны и имеют место в жизни клиента и именно они являются «мостиком» между травматической ситуацией и эмоциональной психопатологической реакцией или же эти АМ – мифологемы?». Выясняется это путем логического анализа, либо сравнением мыслей пациента с поведенческими фактами.

    Для примера приведу ситуацию из практики: На консультацию пришел мужчина и первоначально его автоматическая мысль звучала так: «Я не умею вести диалог с красивыми женщинами». Попросив его проверить эту АМ на практике, оказалось, что мужчина не то чтобы «не умеет разговаривать», а «робеет перед красивыми властными женщинами». В впоследствии произошла еще одна корректировка АМ – мужчина считал себя «слабым и ненужным». После тщательного логического анализа было выявлено, что он считает, что «жена его не любит и поэтому он не нужен своей семье». На первый взгляд это же совершенно разные мысли, но в этом то и задача психолога – найти между разными мыслями одно связующее звено, из-за которого и происходит катастрофа в жизни. Другими словами, психолог должен выявить это «обобщение» и определить истинную негативную автоматическую мысль, которая серьезно влияет на поведение мужчины.

    Важно: Психолог не должен навязывать найденное «обобщение» и интерпретировать поведение клиента, он должен тактично проверять согласен ли с ним клиент и как сам клиент видит свою проблему, а главное – чтобы клиент не боялся высказать свое несогласие и смог самостоятельно дать точную формулировку.

    Об этом говорил и знаменитый американский психотерапевт, основатель когнитивной психотерапии Аарон Бек. Ниже приведен его диалог с депрессивным больным клиентом.

Терапевт: «Ну а теперь, услышав мою формулировку проблемы, что вы о ней думаете?»

Пациент: «Мне кажется, что все верно».

Терапевт: «Когда я говорил, было ли у Вас ощущение, что вы с чем-то не согласны?»

Пациент: «Не думаю».

Терапевт: «Вы скажете, если не будете уверены в чем-то, что я говорю, не так ли? Знаете ли, некоторые пациенты не хотят расходиться во мнениях с врачом».

Пациент: «В таком случае замечу, что все, что вы говорили, кажется логичным, но до конца вы меня не убедили».

    В глазах клиента психотерапевт является уважаемым авторитетным человеком, который «много знает», и поэтому в большинстве случаев клиенты не спорят с психологами, ведь, по их мнению, они могут обидеть «ученого человека» своим несогласием. Однако это в корне неверное и психолог должен говорить обязательно своему клиенту, что он (клиент) может спорить и не соглашаться с ним (психологом),а также может самостоятельно найти формулировку своим мыслям.

    Итак, во время консультации неадаптивная автоматическая мысль клиента была выявлена и определена как истинная. Теперь психолог должен добиться того, чтобы клиент решительно отказался от своей неадаптивной автоматической мысли. В помощь психологу были разработаны когнитивные техники, которые позволят проверить обоснованность этих мыслей и разработать когнитивное реконструирование.

 

Техники проверки обоснованности неадаптивной автоматической мысли, когнитивное реконструирование

    Отказ от неадаптивной автоматической мысли может произойти только в том случае, когда человек будет действительно убежден в ее «глупости» и четко осознает, что она не верна. Сначала человек как бы диссоциируется от своей мысли, воскликнув про себя: «Боже, неужели я настолько глуп, что столько лет жил с этим?», а потом полностью откажется от нее. Для того, чтобы человек смог отказаться от АМ из-за которых страдал, психолог пользуется когнитивными техниками, которые подбираются индивидуально для каждого клиента.

 Техника 1. Проверка обоснованности неадаптивной автоматической мысли путем декатастрофизации.

Проверку на обоснованность АМ можно провести следующим образом: просмотреть возможные следствия и ответить на вопрос: «Настолько уж действительно катастрофичными будут следствия?». Подобную технику еще называют техникой «А что будет, если…».

Для понимания того, как работает данная техника приведем диалог психотерапевта Бека со своим клиентом, у которого был сильнейший страх перед экзаменами.

Пациент: «Если я провалюсь на экзамене — это катастрофа».

Терапевт: «А что произойдет, если вы провалитесь? Умрут ваши родственники, от вас уйдет жена?»

Пациент: «Нет, я просто буду плохо себя чувствовать».

Терапевт: «Представьте, что будет, если вы получите два».

Пациент: «Я буду плохо себя чувствовать».

Терапевт: «И как долго?»

Пациент: «Дня два».

Терапевт: «И из-за такой малости вы считаете эту ситуацию катастрофой?»

Другими словами, необходимо ставить вопросы таким образом, чтобы человек почувствовал «никчемность» и «глупость» своей мысли и понял, что зря страдал.

Техника 2. Проверка обоснованности неадаптивной АМ путем воплощения ее в реальность.

Цель техники заключается в следующем: побудить клиента добиваться сначала незначительных «побед», а потом постепенно переходить к более значимым. Например, женщина находится в депрессии и страдает от того, что ничего не может делать, что она такая неприспособленная,ее неадаптивная АМ: «Я ничего не могу». Психолог задает ей домашнее задание: «Помыть полы», после его выполнения следующее: «Приготовить завтрак» и так повышая трудность задания довести клиентку до полной уверенности, что она все это может делать.

Техника 3. Проверка обоснованности неадаптивной АМ путем сравнения.

Достаточно часто человек сравнивая свои достижения в жизни с достижениями других людей впадает в депрессию от того, что он ничего не достиг, что его жизнь бесполезна и он «полный ноль». Психолог должен привести ряд примеров, когда люди, ничего не добившись в профессии были вполне счастливы, например, в семейной жизни.

Техника 4. Проверка обоснованности неадаптивной АМ путем выявления логических несоответствий.

Снова приведем пример из практики Бека. Он наглядно демонстрирует логические несоответствия в рассуждениях женщины, которой изменяет муж и поэтому она имеет суицидальные мысли.

Терапевт: «Почему вы хотите покончить с собой?»

Пациентка: «Без мужа я ничто... Без мужа мне не будет счастья... Но я не могу спасти наш брак».

Терапевт: «Какими были ваши супружеские отношения?»

Пациентка: «Несчастными с самого начала... Муж вечно мне изменял. Я почти не видела его последние пять лет».

Терапевт: «Вы говорите, что не будете счастливы без мужа... Но счастливы ли вы рядом с ним?»

Пациентка: «Нет, мы все время ссоримся».

Терапевт: «Вы говорите, что без мужа вы ничто. Вы были этим «ничто» и до встречи с мужем?»

Пациентка: «Нет, мне казалось, что я из себя что-то представляю».

Терапевт: «Если вы что-то из себя представляли до знакомства с мужем, почему сейчас вам для этого необходим он?»

Пациентка: (озадаченно): «Гм...»

Терапевт: «Были ли у вас приятели до встречи с мужем?»

Пациентка: «Я пользовалась тогда довольно большой популярностью».

Терапевт: «Почему вы считаете, что не будете пользоваться популярностью теперь?»

Пациентка: «Потому что не смогу привлечь другого мужчину».

Терапевт: «Проявляли ли мужчины интерес к вам после замужества?»

Пациентка: «Множество мужчин приставали ко мне, но я их игнорировала».

Терапевт: «Если вы будете свободны, сможете ли вы их заинтересовать?»

Пациентка: «Не знаю... думаю, что смогу».

Терапевт: «Вы говорите, что не можете вынести мысль о разрыве брака. Правда ли, что вы не видели мужа последние пять лет?»

Пациентка: «Да, я видела его лишь пару раз в году».

Терапевт: «А не может ли случиться, что вы встретите другого мужчину, более верного, чем ваш нынешний муж?»

Пациентка: «Думаю, что это возможно».

Терапевт: «Есть ли шансы, что вы снова сойдетесь с мужем?»

Пациентка: «Нет... У него другая женщина. Я ему не нужна».

Терапевт: «Тогда что вы теряете, разорвав брак?»

Пациентка: «Не знаю».

Терапевт: «Если ваш брак был не настоящим, что вы реально теряете, разорвав его?»

Пациентка: (после длительной паузы): «Думаю, что ничего».

Цель данной техники – чтобы неадаптивные мысли клиентки сменились адаптивными.

Техника 5. Проверка обоснованности неадаптивной АМ путем записывания событий.

Суть данной техники заключается в том, чтобы клиент в течении дня внимательно наблюдал и записывал то, что скажет психолог. Например, у женщины на консультации была выявлена неадаптивная АМ: «Я плохая мать, я не могу сладить с детьми», психолог задает домашнее задание: «Ставить «плюсы» в том случае, когда ее слушаются дети и «минусы», когда игнорируют».

Техника 6. Проверка обоснованности неадаптивной АМ имагинальным методом.

Психолог побуждает клиента вообразить то что он (клиент), по его собственному мнению, «никак не может сделать» и попробовать сделать это мысленно.

Техника 7. Проверка обоснованности неадаптивной АМ методом разыгрывания ролей.

По названию техники понятно, что на консультации, после выявления неадаптивной АМ психолог и клиент будут разыгрывать роли. Наиэффективнейшей ролью для психолога, дающие отличные результаты для дальнейшего реконструирования поведения клиента является – играть клиента. Другими словами, психолог начинает отвечать как клиент, критиковать словами клиента и тем самым показывать клиенту все его поведенческие «перегибы».

Техника 8. Проверка обоснованности неадаптивной АМ методом 3-х колонок.

Психолог дает домашнее задание клиенту: «Разделить лист на три колонки. В левом столбце описать данную ситуацию, в среднем – записывать негативные мысли, а в правом – свои коррективные мысли». Таким образом человек, чтобы сформулироватьсвои негативные АМ и «выложить» их на бумагу будет заниматься их исследованием, что в конечном итоге приведет к формированию адаптивных мыслей.

Техника 9. Проверка обоснованности неадаптивной АМ переопределением.

Данная техника позволит взглянуть на проблему под другим «углом» и найти более адаптивное объяснение происходящему. Например, у клиента была выявлена неадаптивная АМ: «Мне никто не уделяет внимание», а техника переопределения позволит переформулировать данную мысль в более положительную: «Мне хочется, чтобы обо мне заботились, я нуждаюсь в помощи».

Техника 10. Проверка обоснованности неадаптивной АМ децентрацией.

Эта техника особенно эффективна при лечении тревожных клиентов, которые уверены, что они постоянно находятся в центре внимания. Неадаптивная АМ у таких людей примерно следующая: «На меня все смотрят и смеются над мной». Такие люди не могут выступать перед аудиторией, отвечать на уроках, экзаменах и вообще говорить в помещении где много людей. Психолог своему тревожному клиенту дает домашнее задание: «Понаблюдать за людьми, когда он будет говорить, и постараться абсолютно не думать о своих эмоциях». Клиент наблюдал за окружающими его людьми в течении некоторого времени и перестал верить своей неадаптивной АМ.

    Во время психологического консультирования психолог довольно часто задает своим клиентам домашние задание: «Следить за своими мыслями в ситуации которая вас психически травмирует». Помимо этого, на дом может задаваться чтение определенной литературы или критическое прослушивание аудиозаписей терапевтических сессий, чтобы клиент смог выявить для себя иррациональные верования.

Подписаться на мои статьи можно здесь



Просмотров: 540
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Куда пропал мой мужчина? Техника НЛП для вас, которая поможет понять его мысли
  • Что я делаю, как гештальт-терапевт в терапии с клиентом.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Что делать, чтобы изменить свои мысли
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • «Мысли позитивно и займись лучше йогой». Что нельзя говорить, если у человека стресс
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Что такое гештальт-терапия и чем гештальт-терапевт может помочь
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Что такое автоматические мысли и как с ними бороться?
  • Я чувствую, что теряю его. Что делать, если он отдаляется от меня?
  • Что волнует клиента перед первой сессией и как его успокоить?
  • Что мне делать, когда я должен, мне надо, я не могу, а порой я боюсь, что...?
  • «Мысли материальны, это доказано квантовой физикой!» Я поговорила с физиком и вот что он мне рассказал
  • Я верю в то, что любой человек достоин, чтобы его хвалили!
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Мужчина знает, что женщина его Любит, если она......
  • Общие механизмы саногенеза ( восстановления здоровья) и что может для этого сделать психолог.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь