Клинический пример когнитивно-поведенческой терапии панических атак.

Автор статьи: Волков Петр Юрьевич

Клинический пример когнитивно поведенческой терапии панических атак

Приводится с согласия пациента.

Пациентка А., 42 лет, обратилась ко мне в июле 2018 г. с жалобами на симптомы панической атаки (сильный страх вплоть до дезориентации в пространстве, сердцебиение, тремор конечностей, учащенное дыхание, мышечная скованность), возникающие в ситуациях, связанных с ездой в лифте и в метро, а также при нахождении в дорожном заторе.  Симптомы начали беспокоить пациентку в течение нескольких последних лет. На момент жалоб испытуемая была не в состоянии войти в лифт или в метро; страх ощущался ею даже при виде дверей лифта и при мыслях о поездке в нем.

Коррекцию своего состояния видит в психотерапии; к приему лекарственных препаратов относится негативно.

Объективно: внешний вид опрятный, ухоженный, А. улыбчива, контактна, несколько тревожна. Контакт неформален.  Интонационные, мимические, пантомимические проявления от умеренно выраженных до легких экспрессивных. Мышление без клинически значимых нарушений. Признаки дезориентации в пространстве/времени/собственной личности на момент общения с А. отсутствуют; суицидальных намерений не выявлено.

Со слов: психотравмирующие обстоятельства в течение жизни не выявлены; психическая наследственность не отягощена; родовые травмы, заболевания центральной и периферической нервной системы отрицает; хронических инфекций нет; из вредных привычек – курение.

Социальная адаптация: работает менеджером. Проживает с мужем; дети взрослые. Есть друзья, близкие.  За последние несколько лет отмечает сужение круга общения.

После установления психотерапевтического контакта, сбора анамнеза, определения целей взаимодействия была проведена диагностика психических процессов.

Данные диагностики.

По результатам диагностики психических процессов не было выявлено клинически значимых нарушений восприятия, внимания, памяти и мышления. Совокупность симптоматики соответствует психогенно-невротическому патопсихологическому симптомокомплексу.

По результатам проективных методик были выявлены признаки высокого уровня тревожности, а также длительного психологического давления на испытуемую (детали опущены по просьбе А.).

 

Психотерапевтическая интервенция.

По факту сбора анамнеза и диагностики была определена стратегия взаимодействия, сводящаяся к сеансам КПТ 1 раз в неделю. Когнитивный этап продолжался вплоть до октября 2018 г. Поведенческая часть самостоятельно откладывалась пациенткой на более поздние сроки.

В результате работы над когнициями были выявлены дезадаптивные автоматические мысли, промежуточные убеждения и глубинные противоречия. В частности, был определен ряд нарушенных потребностей, связанных с микросоциумом и самоактуализацией, а также установки, мешающие удовлетворению потребностей. Помимо этого А. была обучена работе с дисфункциональными убеждениями, а также техникам нервно-мышечной релаксации и самогипноза.

В октябре 2018 г. пациентка наконец выразила согласие на проведение поведенческой части. Был применен метод наводнения, а следом за ним метод экспозиции на основе поездки в лифте. Первые попытки провести экспозицию не увенчались успехом: А. не могла войти в лифт в течение получаса, нажимая на кнопку и наблюдая за открыванием и закрыванием дверей. Затем нам удалось, наконец, зайти внутрь. Будучи предупрежденной заранее о невозможности выйти из салона до окончания приступа, А., все же, вышла, проехав всего 4 этажа, воспользовавшись ситуацией, когда двери открылись для других пассажиров. Вернувшись в кабинет, мы оценили мысли, эмоции о ощущения в теле. А. отметила сильную усталость, («чувствую себя полностью выжатой»), однако страх более ее не беспокоил. Несмотря на некоторую незавершенность метода, уже в первый день со слов А. она смогла самостоятельно проехать два этажа на лифте в собственном доме. В тот день она открыла для себя много ранее забытых простых удовольствий: поход в ресторан, прогулка по городу и т.д. К вечеру она чувствовала себя довольной и находилась в приподнятом настроении.

В дальнейшем мы повторяли экспозицию, уже в полноценном варианте. А. стала самостоятельно регулярно ездить в лифтах, сначала в диапазоне до 10 этажей, а затем 15-20. Помимо этого изменился образ жизни А.  в сторону расширения круга общения, получения большего спектра удовольствий и разнообразия досуга.

В ходе следующих сессий метод экспозиции повторялся, закрепляя новый стиль мышления, а самостоятельная езда в лифте стала обычным делом для А.

В последующие несколько месяцев были отмечены лишь два случая панической атаки на фоне стрессовых ситуаций, успешно купируемых А. посредством изученных методов.

В настоящий момент А. отмечает значительное снижение уровня тревожности, отсутствие панических атак и улучшение качества жизни. Частота встреч сводится к 1 разу в 2 месяца, целью которых является профилактика возможных рецидивов состояния посредством дальнейшей работы над когнициями. В перспективах мы также рассматриваем отказ от курения.

 



Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Спасение на водах, а также в горах и небесах. История первая. Акула и лифт
  • Опыт общения клиента с психологами (а также психиатрами, неврологами и одним кинезиологом).
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Течение панических атак, преморбид и исходы
  • Свобода религий. Устраняем страх смерти. А также немного о развитии наших сверхспособностей
  • Понимание механизмов развития депрессивных состояний - типичных и атипичных, а также панических реакций
  • Причины возникновения панических атак с точки зрения когнитивно-поведенческой терапии
  • Модель диагностики уровня психического состояния клиента
  • Что такое панические атаки? Как самостоятельно справиться с панической атакой. Часть 1
  • Ребёнок боится ездить в лифте
  • Метод символдрамы для терапии панических атак
  • Как войти в настоящий момент? Практика.
  • Заставить себя влюбиться также трудно, как и заставить не влюбляться
  • Как самостоятельно определить причину панических атак и способы самопомощи для их преодоления
  • Симптомы панической атаки, о которых никто не говорит
  • От меня уходит жена. Что делать? Рекомендации психолога, после сбора анамнеза
  • Наше будущее в наших руках, а также в наших мыслях. Аффирмации.
  • Использование метода рисования архетипических тем для диагностики нарушений поведения у учащихся
  • Полный текст интервью газете "Деловой Петербург" от 28.09.2018 по теме панических атак
  • Когда смыслом ее жизни была семья...
  • Все также убегаете от счастья?
  • Применение психологического просвещения и психологического консультирования в высшей школе с целью снижения уровня личностной тревожности и профилактики аутоагрессивного поведения
  • Отличники и двоечники, а также их родители.
  • Про скованность и страх общения.
  • Тонкости психических процессов после травмы насилия
  • Несколько слов о гармонии в отношениях и в жизни
  • Войти в тупик, чтобы наконец начать возвращать себе себя
  • Мысли о Бионе: несколько слов о проективной идентификации
  • О дружбе эзотерики и психологии, а также о гуманности и человечности в них



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь