|
Свобода мысли, аристократизм духа и Когнитивно-поведенческая терапияАвтор статьи: Попков Олег Евгеньевич
ПРАВО НА ИЛЛЮЗИИ, АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА И КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ
…Небольшое эссе для тех, кто любит думать и взвешивает все «за» и «против», кто не боится, когда написано больше двух абзацев. Для тех, кто не стоит на месте и ставит себя самого под вопрос. В нём я начинаю речь с темы о человеческих ценностях и праве на своё мнение, а затем перехожу к теме психотерапии, а именно когнитивно-поведенческой терапии (КПТ)… Изумляют люди, которые думают, что если у них есть право на своё мнение и на свои иллюзии, то это право запрещает другим людям разрушать их иллюзии. С чего бы вдруг?! Другой человек - такой же свободный субъект социальных взаимодействий и имеет все основания там, где царствует невежество, вносить свечу фактов и знаний, подвергать рассуждения закалке критического анализа. Хотя, разумеется, каждый сам решает, нужно ли разгонять тьму светом и прислушиваться к конструктивной критике. Тем не менее, право на мнение одного, не даёт право лишать инициативы и критичности другого. «…добытое упорным трудом, достоверное, длительное и потому полезное для всякого дальнейшего познания есть все же высшее; держаться его – значит действовать мужественно и свидетельствует о смелости, непритязательности и воздержности. Постепенно не только отдельная личность, но и все человечество возвысится до этой мужественности, когда оно наконец приучится больше ценить прочные, длительные познания и потеряет веру во вдохновение и чудесное приобретение истин». Впрочем, некоторые личности, не обременяющие себя критическим мышлением и исследовательским духом, признаются честно, что им, собственно, нет дела до каких-то там внуков и потомков... Ведь главное - оторваться на полную по жизни, "получить своё", а уж что будет дальше - их не касается, да и тратить свои силы и время на какие-то там с трудом добываемые факты и изысканно гранённые истины они не хотят: лень, скучно, затратно, тяжко, нудно. В общем они большие мастаки находить оправдания. Тем более что развлекательные шоу, интернет, тусовки, дурманы разума и мираж объединения через групповое растворение освежают их кровь кратковременными всплесками эмоций, уподобляя в духовном плане сгорающим мотылькам. Другие признаются прямо, что боятся жить и мыслить свободно, ведь общество у нас другое, не то, что в книжках про демократию пишут... «Надо быть, как все и не сбивать шаг, пока механистично маршируешь, нельзя выделяться, нужно соответствовать стандартам и стереотипам своей социальной группы. В психологии давно описывается такое закладываемое уже в детскую психику сценарное послание «не думай», «не проявляй себя» и т.п. Либо другая крайность - попытка кому-то доказать, что ты «не такой, как все», но не потому, что реально другой в силу богатой самобытности и многогранно раскрываемой индивидуальности, а потому что ради чужой оценки играешь в такую игру «инаковости», поверхностно и внешне создавая необычные и эпатажные образы, либо одномерно критикуешь, впадая в нигилизм. Но при ближайшем рассмотрении таких людей, всё встаёт на свои места. Не так уж и далеко они ушли от тех, от кого открещиваются. Аристократы духа, то есть люди укоренённой интеллектуальной совести, стоически покоряющие истину, словно рыцарь - принцессу в тёмной башне, охраняемой чудищами лжи, именно эти подвижники познания, ставят вопрос истины на чашу вечности, где с одной стороны – бездна смерти, а с другой – бесконечность...
«Для меня «благородная жизнь» означает жизнь напряженную, всегда готовую к новым, высшим достижениям, переход от сущего к должному. Благородная жизнь противопоставляется обычной, косной жизни, которая замыкается сама в себе, осужденная на perpetuum mobile — вечное движение на одном месте, — пока какая-нибудь внешняя сила не выведет ее из этого состояния. Людей второго типа я определяю, как массу потому, что они — большинство, потому что они инертны, косны». Что же мы получаем? Когда право на заблуждение преподносится нам как свобода мысли, как основа либерального обществе и атмосферы взаимоуважения, то мы получаем обильно взращиваемый эгоцентризм, интеллектуальную леность и пассивность, закостенелость, малодушие, бездумную склонность к стадности, а также безответственную толерантность ко всему, что чревато разрушением нации. Проще настаивать на своём мнении, чем подвергнуть его пламени критического анализа. И даже там, где человек якобы имеет истинно своё мнение, он обычно взял его готовеньким из уст авторитетных для него лиц, будь то родители, преподаватели, любимый автор или кумир кино. Сами процессы журналистики, пропаганды, доминирующих идеологических и культурных систем, формируют, шлифуют и демонстрируют лишь определённый вектор мнений, в рамках которого человек только и может избирать свою позицию из числа тех, которые для него уже уготовили. А идти против системы – опасно, страшно, да и зачем?.. Люди, которые изучали историю, биографии гениев и полководцев едва ли могут согласиться, что именно такие особенности развития помогали обществам добиваться успеха и прогресса. Скорее, наоборот, они были именно тогда, когда разрушались великие цивилизации, в периоды спада и культурной, духовной болезни нации. Нет, конечно же, можно надеяться, что великий и могучий Царь своей судьбоносной десницей выведет Россию из тьмы, либо, наоборот, мазохистично и инфантильно надеяться, что спасение придёт с Запада, от доблестных ястребов демократии…По мне так важнее внедрять систему трансформации мышления, и начинать каждому – с самого себя. И тут поможет как философия, наука и логика, так и психология, включая психотерапевтические процессы…
Также когнитивно-поведенческая терапия, особенно бихевиоральное течение в ней, очень тесно связаны с научной методологией, живыми полевыми экспериментами (в противовес пространным размышлениям, которые невозможно проверить и доказать) и реальными, биологическими закономерностями живых людей (например, это классическое и оперантное обусловливание, когнитивные искажения, закон Йеркса-Додсона, теорема Томаса и др.).
Итак, подводя итоги всему сказанному, хочу сформулировать следующие важные осознания. Во-первых, свобода человека – необычайно важное условия его полноценного, интенсивного развития, но свобода может быть и негативной, когда превращается в интеллектуальное распутство. Из этого вытекает второе – помимо свободы необычайно важна структура, самоорганизация, иерархия ценностей. То есть осознанно сформированные и служащие развитию человека и человеческого вида, прочные, внутренние ориентиры, которые проявляются как «интеллектуальная совесть», «духовная чистоплотность», тонкое, избирательное чувство вкуса в вопросах того, что помогает и улучшает, а что ослабляет разрушает. Эти ориентиры формируются не как принудительное обязательство, а как само условие развития и познания, как необходимый свежий воздух для дыхания. Эти ориентиры возвышают одних, губят или ослабляют других. Ницше писал на эту тему: «Моя проблема не в том, как завершает собою человечество последовательный ряд сменяющихся существ (человек — это конец), но какой тип человека следует взрастить , какой тип желателен , как более ценный, более достойный жизни, будущности». И, наконец, третье – есть множество способов развития и улучшения своего состояния, и один из самых эффективных и современных способов, набирающей всё большую популярность в мире, а особенно на Западе, это – когнитивно-поведенческая терапия. (с) Попков Олег Евгеньевич Также, представление о когнитивно-поведенческой терапии, которую я использую в консультировании, можно получить в этих статьях: 1) Роковые женщины. Аспект ответственности 2) Для чего можно болеть? 3) Работа с когнитивным психологом - это нелёгкий труд Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|