Свобода мысли, аристократизм духа и Когнитивно-поведенческая терапия

ПРАВО НА ИЛЛЮЗИИ, АРИСТОКРАТИЗМ ДУХА И КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ 

Пристрастие силы к вопросам, на которые сегодня ни у кого нет мужества; мужество к запретному ; предназначение к лабиринту. Опыт из семи одиночеств. Новые уши для новой музыки. Новые глаза для самого дальнего. Новая совесть для истин, которые оставались до сих пор немыми. И  воля к экономии высокого стиля: сплачивать свою силу, своё вдохновение . Уважение к себе; любовь к себе; безусловная свобода относительно себя...

Ф. Ницше

 

…Небольшое эссе для тех, кто любит думать и взвешивает все «за» и «против», кто не боится, когда написано больше двух абзацев. Для тех, кто не стоит на месте и ставит себя самого под вопрос. В нём я начинаю речь с темы о человеческих ценностях и праве на своё мнение, а затем перехожу к теме психотерапии, а именно когнитивно-поведенческой терапии (КПТ)…

     Изумляют люди, которые думают, что если у них есть право на своё мнение и на свои иллюзии, то это право запрещает другим людям разрушать их иллюзии. С чего бы вдруг?! Другой человек - такой же свободный субъект социальных взаимодействий и имеет все основания там, где царствует невежество, вносить свечу фактов и знаний, подвергать рассуждения закалке критического анализа. Хотя, разумеется, каждый сам решает, нужно ли разгонять тьму светом и прислушиваться к конструктивной критике. Тем не менее, право на мнение одного, не даёт право лишать инициативы и критичности другого.

Для людей у которых строго взращено критическое мышление и которые наделены «интеллектуальной совестью» было бы оскорблением чести позволить, чтобы вокруг них торжествовали иллюзии и заблуждения, чтобы их дети и внуки росли и жили в невежественном, неразвитом и интеллектуально диком обществе. Главное побуждение людей стремящихся к истине и правдивости – это не просто забота о себе и своём мировоззрении, это забота о самом обществе, о самом виде Homo Sapiens, о будущем нашего рода, ведь во тьме лжи и заблуждений мы едва ли найдём путь к продлению нашего существования на десятки и сотни тысяч лет, а в идеале – на миллионы… Ницше писал по этому поводу:

«…добытое упорным трудом, достоверное, длительное и потому полезное для всякого дальнейшего познания есть все же высшее; держаться его – значит действовать мужественно и свидетельствует о смелости, непритязательности и воздержности. Постепенно не только отдельная личность, но и все человечество возвысится до этой мужественности, когда оно наконец приучится больше ценить прочные, длительные познания и потеряет веру во вдохновение и чудесное приобретение истин».

Свобода мысли аристократизм духа и Когнитивно поведенческая терапия

    Впрочем, некоторые личности, не обременяющие себя критическим мышлением и исследовательским духом, признаются честно, что им, собственно, нет дела до каких-то там внуков и потомков... Ведь главное - оторваться на полную по жизни, "получить своё", а уж что будет дальше - их не касается, да и тратить свои силы и время на какие-то там с трудом добываемые факты и изысканно гранённые истины они не хотят: лень, скучно, затратно, тяжко, нудно. В общем они большие мастаки находить оправдания. Тем более что развлекательные шоу, интернет, тусовки, дурманы разума и мираж объединения через групповое растворение освежают их кровь кратковременными всплесками эмоций, уподобляя в духовном плане сгорающим мотылькам.

Другие признаются прямо, что боятся жить и мыслить свободно, ведь общество у нас другое, не то, что в книжках про демократию пишут... «Надо быть, как все и не сбивать шаг, пока механистично маршируешь, нельзя выделяться, нужно соответствовать стандартам и стереотипам своей социальной группы. В психологии давно описывается такое закладываемое уже в детскую психику сценарное послание «не думай», «не проявляй себя» и т.п.

Либо другая крайность - попытка кому-то доказать, что ты «не такой, как все», но не потому, что реально другой в силу богатой самобытности и многогранно раскрываемой индивидуальности, а потому что ради чужой оценки играешь в такую игру «инаковости», поверхностно и внешне создавая необычные и эпатажные образы, либо одномерно критикуешь, впадая в нигилизм. Но при ближайшем рассмотрении таких людей, всё встаёт на свои места. Не так уж и далеко они ушли от тех, от кого открещиваются. 

Аристократы духа, то есть люди укоренённой интеллектуальной совести, стоически покоряющие истину, словно рыцарь - принцессу в тёмной башне, охраняемой чудищами лжи, именно эти подвижники познания, ставят вопрос истины на чашу вечности, где с одной стороны – бездна смерти, а с другой – бесконечность...


Хосе Ортега-и-Гассет писал по этому поводу:

«Для меня «благородная жизнь» означает жизнь напряженную, всегда готовую к новым, высшим достижениям, переход от сущего к должному. Благородная жизнь противопоставляется обычной, косной жизни, которая замыкается сама в себе, осужденная на perpetuum mobile — вечное движение на одном месте, — пока какая-нибудь внешняя сила не выведет ее из этого состояния. Людей второго типа я определяю, как массу потому, что они — большинство, потому что они инертны, косны».

   Что же мы получаем? Когда право на заблуждение преподносится нам как свобода мысли, как основа либерального обществе и атмосферы взаимоуважения, то мы получаем обильно взращиваемый эгоцентризм, интеллектуальную леность и пассивность, закостенелость, малодушие, бездумную склонность к стадности, а также безответственную толерантность ко всему, что чревато разрушением нации. Проще настаивать на своём мнении, чем подвергнуть его пламени критического анализа. И даже там, где человек якобы имеет истинно своё мнение, он обычно взял его готовеньким из уст авторитетных для него лиц, будь то родители, преподаватели, любимый автор или кумир кино. Сами процессы журналистики, пропаганды, доминирующих идеологических и культурных систем, формируют, шлифуют и демонстрируют лишь определённый вектор мнений, в рамках которого человек только и может избирать свою позицию из числа тех, которые для него уже уготовили. А идти против системы – опасно, страшно, да и зачем?..

Люди, которые изучали историю, биографии гениев и полководцев едва ли могут согласиться, что именно такие особенности развития помогали обществам добиваться успеха и прогресса. Скорее, наоборот, они были именно тогда, когда разрушались великие цивилизации, в периоды спада и культурной, духовной болезни нации. Нет, конечно же, можно надеяться, что великий и могучий Царь своей судьбоносной десницей выведет Россию из тьмы, либо, наоборот, мазохистично и инфантильно надеяться, что спасение придёт с Запада, от доблестных ястребов демократии…По мне так важнее внедрять систему трансформации мышления, и начинать каждому – с самого себя. И тут поможет как философия, наука и логика, так и психология, включая психотерапевтические процессы…



     К слову говоря, чем мне много лет назад особенно понравилась когнитивно-поведенческая психология, в отличие от шаманских ненаучных направлений, которыми переполнен социум, так это тем, что она учит мыслить критически, побуждает стремиться к конструктивному способу отношения к происходящему, сохранять контакт с реальностью и опираться на факты, доказательства, строгую логику и научные принципы. В основе этого направления лежит обучение последовательному, логичному мышлению, умению за поверхностным видеть суть явления, за видимой шелухой внешней обусловленности – внутренние мотивы самого человека, учит вскрывать глубинные механизмы «душевной» жизни, приводящие к привычным для субъекта эмоциям, чувствам, поступкам и трудностям. В процессе курса когнитивно-поведенческой терапии клиент устраняет вирусы души – иррациональные установки, которые своими щупальцами опутывают мыслительное поле и приводят к искаженному восприятию действительности. Эти вирусы приводят к целой совокупности негативных реакций, как во внутренней жизни человека, так и в его внешней деятельности, они доводят даже до того, что человек может воспринимать события кардинально противоположным образом, нежели они происходят в объективной реальностью и такое искажение ведёт к сильным страданиям и соматическим сбоям. Избавление от этих вирусов, приносит человеку успокоение, умиротворение, радость, свободу и много энергии. Это подобно тому, как если бы загрязненный источник был избавлен от портящих его ядов и благодаря этому стал чистым, полезным, дающим прилив сил и здоровья.

Также когнитивно-поведенческая терапия, особенно бихевиоральное течение в ней, очень тесно связаны с научной методологией, живыми полевыми экспериментами (в противовес пространным размышлениям, которые невозможно проверить и доказать) и реальными, биологическими закономерностями живых людей (например, это классическое и оперантное обусловливание, когнитивные искажения, закон Йеркса-Додсона, теорема Томаса и др.).

   

   Итак, подводя итоги всему сказанному, хочу сформулировать следующие важные осознания.

Во-первых, свобода человека – необычайно важное условия его полноценного, интенсивного развития, но свобода может быть и негативной, когда превращается в интеллектуальное распутство.

Из этого вытекает второе – помимо свободы необычайно важна структура, самоорганизация, иерархия ценностей. То есть осознанно сформированные и служащие развитию человека и человеческого вида, прочные, внутренние ориентиры, которые проявляются как «интеллектуальная совесть», «духовная чистоплотность», тонкое, избирательное чувство вкуса в вопросах того, что помогает и улучшает, а что ослабляет разрушает. Эти ориентиры формируются не как принудительное обязательство, а как само условие развития и познания, как необходимый свежий воздух для дыхания. Эти ориентиры возвышают одних, губят или ослабляют других. Ницше писал на эту тему: «Моя проблема не в том, как завершает собою человечество последовательный ряд сменяющихся существ (человек — это конец), но какой тип человека следует взрастить , какой тип желателен , как более ценный, более достойный жизни, будущности».

И, наконец, третье – есть множество способов развития и улучшения своего состояния, и один из самых эффективных и современных способов, набирающей всё большую популярность в мире, а особенно на Западе, это – когнитивно-поведенческая терапия.

(с) Попков Олег Евгеньевич

Также, представление о когнитивно-поведенческой терапии, которую я использую в консультировании, можно получить в этих статьях:

1) Роковые женщины. Аспект ответственности 

2)  Для чего можно болеть? 

3) Работа с когнитивным психологом - это нелёгкий труд





Просмотров: 565
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • О когнитивно –поведенческой терапии, для тех кто далек от психологии
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • «Я такой какой есть. И не изменюсь!» — о мужской иллюзии, что их примут такими, какие они есть.
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право
  • Что непереносимо для людей, которые боятся близких отношений?
  • Что дает когнитивно-поведенческая терапия?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Про что же когнитивно-поведенческая психология
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • Ответы, которые мы получаем. Про что они?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Что такое эмоции, и для чего они нам нужны?
  • «Ты суслика видишь?» или Надо ли лечить психологические травмы из детства просто потому, что они есть?
  • Как понять, что в жизненном пространстве человека, которого вы считаете близким, для вас нет места.
  • Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Делай, что можешь, с тем, что имеешь, там, где ты есть.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь