|
Когнитивно-поведенческая терапия в работе с замещающей семьейАвтор статьи: Кривомазов Павел Тимофеевич
Применение методов когнитивно-поведенческой терапии в кризисном сопровождении замещающей семьи. Элементы коучинг консультирования семьи с подростком. Занятие для специалистов Служб сопровождения замещающих семей. План занятия:
5.1 Колесо жизненного баланса с использованием метафорических карт «КАК»; 5.2 Коучинговый кубик (2 варианта);
Тема нашего сегодняшнего занятия весьма актуальна для всех специалистов, работающих с замещающими семьями, воспитывающими подростков. Подростковый возраст крайне тяжелый период в жизни и ребенка и родителя: половое созревание, «гормональная буря», ломка родительских стереотипов, поиск кумиров вне семьи, недовольство собой – вот небольшой список проблем, которые могут встать перед подростком и его родителями. В замещающих же семьях эти проблемы могут стать еще более акцентированными и болезненными из-за опасений родителей по поводу наследственной предрасположенности ребенка к негативному поведению. А отсюда и не вполне адекватные, резкие реакции приемных родителей на поведение их подростка. Такие особенности часто приводят к тому, что к нам на Службы подобные семьи обращаются в тот момент, когда ситуация в семье уже чрезмерно накалилась, и может даже стоять вопрос о распаде семьи, когда либо родители, либо подростки отказываются жить друг с другом. Что в данной ситуации может предпринять специалист? Прежде чем мы начнем рассматривать технологии работы с семьей, я хочу привести несколько случаев из моей практики, описывающие традиционные обращения семей. Случай из практики. За помощью обратилась замещающая семья: опекун – мама, опекаемый ребенок – девочка 15 лет. Проблема, описываемая со слов опекуна: девочку неоднократно ловили на переписке с многочисленными мужчинами интимного содержания и с интимными фотографиями; опекун старается максимально ограничить время нахождения девочки вне дома, что приводит к недовольству последней; в очередной раз попавшись на подобной переписке, где ей предлагалось приехать к молодому человеку и переночевать у него, занявшись сексом, девочка убегает из дому и ночует у подруги, опекун старалась задержать девочку дома, на что она не прореагировала, даже получив от опекуна две пощечины. Проблема, описываемая со слов ребенка: с мамой, в последнее время участились конфликты, причиной конфликтов явилось случайное ознакомление мамы с перепиской девочки в социальных сетях, в которой она рассылала мальчикам свои интимные фотографии; после этого опекун наказала девочку, запретив ей гулять и забрав телефон; конфликт возобновился с новой силой в связи с желанием девочки переночевать у молодого человека, с которым она также переписывалась, и который ей предлагал половую связь; опекун пыталась остановить девочку, дав ей две пощечины, но девочка все равно вырвалась и эту ночь не ночевала дома, провела ее у подруги. Результатом такого развития конфликта явилось то, что девочка, под влиянием подруг из детского дома, захотела уйти от опекуна в детский дом, что крайне огорчило и расстроило опекуна. Анамнез семьи. Девочка находится под опекой 9 лет, с 7 лет. Кроме нее в семье опекуна проживает еще опекаемый мальчик 12 лет. В семье воспитывается и старшая сестра девочки. Из истории семьи известно, что для опекуна это второй брак, есть два кровных сына от первого брака, живущих сейчас своими семьями. Во втором браке детей не было. Супруг предложил взять ребенка из детского дома. Взяли мальчика. У мальчика, в связи с пережитым им убийством кровной матери, наблюдались и сейчас наблюдаются эмоциональные нарушения. Опекуном и ее супругом было принято решение взять в семью еще девочку, что, по их мнению, могло способствовать улучшению состояния мальчика. Были взяты под опеку две сестры. Через год после этого супруг опекуна ушел из семьи. Опекун воспитывает детей одна. Девочка обучается в классе коррекции по программе для детей с ЗПР. Кровная мать сестер занималась проституцией. И так, какие же проблемы поднимает данный случай. Во-первых, это наличие у опекуна внутренних стойких установок по поводу возможного поведения девочки и причин, которые его вызывают (аналогия с судьбой матери девочки). Во-вторых, опекун имеет стойкие негативные установки и по поводу вообще всей современной молодежи (этот вывод можно сделать из того, что после случившегося последовал полный запрет на любые гаджеты для девочки). В-третьих, девочка убеждена, что мать делает все ей назло. Замечательный букет внутренних убеждений каждой из сторон конфликта, дополнительно заряженный аффективно! И что с этим делать? Для решения данной проблемы предлагаю обратиться к методам когнитивно-поведенческой терапии. Данная теория утверждает, что причиной любых поведенческих реакций человека являются не только внешние факторы, провоцирующие поведение, не только его желания и цели, но еще и внутренние убеждения человека, то, что в теории называется автоматическими мыслями. Для того чтобы наглядней показать данную зависимость, давайте рассмотрим один пример и заполним по нему таблицу. И так, представьте себе ситуацию, мама с папой сидят среди зрителей на соревнованиях по рукопашному бою, где их сын бьется на ринге, сын получает и раздает удары, мама при этом закрывает глаза и отворачивается, а папа громко кричит и подбадривает сына. Мама и папа совершенно в одинаковой ситуации, но реакции у них разные. Почему? Можно предположить, что, наверное, у каждого из них какие-то свои мысли в голове, которые и влияют на их реакцию.
Подобные автоматические мысли зачастую создают стереотипные, не отслеживаемые нами сознательно цепочки рассуждений в похожих ситуациях, которые вызывают у нас стереотипные способы реагирования на ситуации. Мысленные привычки. Это не плохо и не хорошо, это способ работы нашей психики, очень часто облегчающий нам жизнь. Но, как и у всякой привычки, у привычки мыслить определенным образом есть и свои минусы – привычка не позволяет тонко дифференцировать складывающуюся ситуацию, что часто может приводить к неправильному способу переработки информации. Такие ошибки мышления, когнитивные искажения, как раз и являются причиной неадаптивного поведения. Существует достаточно большой ряд когнитивных искажений. Мы не будем касаться их всех. Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся искажения, возникающие у замещающих родителей и подростков. По моему опыту работы с данными семьями, наиболее часто возникающие искажения можно отнести к разряду гиперобобщений, чтение чужих мыслей и верований. Гиперобобщение – это способ мышления, приводящий к объединению достаточно большого количества факторов без должного на то основания. Например: - Все, что она не делает, она делает мне назло! - Все подростки распущены! - Никто из подростков серьезно не думает о своем будущем! - Взрослые нас никогда не понимают! - Взрослые только приказывают! - Мать никогда и ничего хорошего мне не делала, только приказывала! Верования – это способ мышления, приводящий к принятию единичного фактора за истину без должного основания. Например: - У проститутки и дочь проститутка! - В детском доме будет лучше жить, чем с опекуном! Чтение чужих мыслей – это способ мышления, приводящий к принятию решения на основе наших догадок, ничем не подтвержденных, по поводу поведения другого человека. Например: - Она меня не уважает! Каким же образом происходит работа по коррекции автоматических мыслей? Подобная работа делится на несколько этапов. На первом этапе клиенту объясняется зависимость между его мыслями и его реакциями, выбирается мишени воздействия. Например: в нашем случае из разговора с опекуном удалось выяснить, что больше всего ее волнует и мешает чувствовать себя благополучно чувство обиды (для отслеживания динамики предлагается оценивать негативные переживания по десяти бальной шкале, обида первоначально была выражена на 9 баллов), девочка переживала страх, выраженный на 10 баллов. Дальше клиенту объясняется, что для контроля и отслеживания его автоматических мыслей ему придется вести дневник, несколько строк дневника заполняется на занятии.
На втором этапе ведется работа с дневником клиента, отслеживаются наиболее часто встречающиеся мысли, приводящие к негативным переживаниям. Эти мысли обобщаются, выбирается ведущая автоматическая мысль. Дальше идет работа, основанная на логических размышлениях, по поводу коррекции автоматической мысли. Например: - Вы утверждаете, что Аня недостаточно вас уважает? А какие способы уважения вас бы удовлетворили? - Мне будет достаточно, если она будет меня слушаться, не будет переписываться в сетях, будет готовиться к экзаменам, не будет дружить со своими подругами. - Вы рассказывали, что Аня помогает вам по дому, сама готовит, очень волнуется за ваше здоровье – это является способом выражения к вам уважения и любви. - Да. Является. - Если так, то первоначальная ваша мысль о том, что Аня вас недостаточно уважает, на сколько она реалистична? - Процентов на 40%, наверное. - Маловато! А давайте попробуем ее трансформировать, чтобы она более адекватно описывала реальность. Подумайте, как она может звучать? - «Аня не всегда показывает свое отношение ко мне» - На сколько, на ваш взгляд, реалистична эта мысль? - Процентов на 80%. - Первоначальная мысль вызывала у вас обиду на 9 баллов из 10. На сколько баллов вызывает обиду новая мысль? - На 1 балл. - Хорошо. Может ее использовать, думая о поведении Ани. - Да. Так, наверное, будет лучше. Дальше клиенту объясняются принципы использования новой мысли в жизни: нужна «напоминалка» о необходимости пользоваться данной мыслью (я часто прошу писать мысль на резиновом браслете и носить его всегда на себе), нужно поощрение за удачное использование мысли (в данном случае клиентка выбрала шоколад). Отправляя клиента домой, мы даем ему задание по применению новой мысли и ведению дневника самонаблюдений уже по новой форме.
Третий этап – это этап наблюдений за реализаций клиентом предложенных практик, с возможной коррекцией его ошибок. Терапия завершается, когда поведение клиента устойчиво меняется. В приведенном выше случае использовались еще и поведенческие тренинги: организуемая психологом беседа между матерью и ребенком по обсуждению волнующих проблем, претензий друг к другу, когда стороны говорят не друг с другом, а через психолога, давались беседы на дом, например, по обсуждению мальчиков, которые нравятся девочке, использовались элементы коучинг консультирования. На первой встрече состояние сторон было крайне эмоциональным, и предлагать им в этот период какие-либо техники когнитивно-поведенческой терапии было крайне неразумно. Основной задачей ставилось изменить решение ребенка уйти их семьи в детский дом, снять ее излишнее возбуждение. Для этого была применена техника коучинг консультирования "Коучинговый кубик". Работа с кубиком ведется по принципу вопрос-ответ, когда ведущий старается помочь клиенту максимально глубоко понять свои цели, желания и последствия их реализации. Порядок работы с кубиком: - Что меня сейчас не устраивает? - Что я хочу? - Что я получу, добившись желаемого? -Что я потеряю, добившись желаемого? -Что я получу, если все останется так, как есть? - Что я потеряю, если все останется так, как есть? В конце первой встречи, девочка достаточно четко осознала последствия ухода из дома (рядом не будет близких людей, можно скатиться в учебе, риск не поступить в то училище, куда хотела и т. д.) и согласилась остаться, посещать с мамой консультации психолога. В консультативной практике работы с подобными семьями я еще часто пользуюсь методикой «Колесо жизненного баланса». Принятие решения всегда начинается с полноценного осознания своих целей. Предлагаемое упражнение как раз и направлено на прояснение членами семьи своих личных целей и целей своей семьи. Членам семьи предлагается подробно разобраться с насущными потребностями и сторонами своей жизни, выявив при этом наиболее важные и значимые цели. Это происходит с помощью применения техники «Колесо жизненного баланса» с применением метафорических карт. Алгоритм работы:
- что нарисовано на картинке? - какие мысли и ассоциации по этому поводу у вас возникают? - как эти ассоциации связаны с названием вскрытого сектора? - проанализировав осознанные взаимосвязи, оцените уровень реализации данного сектора колеса и зафиксируйте его на схеме.
Затем дается задание выбрать самую важную цель, из определенных с помощью «Колеса жизненного баланса». Прописанный выше алгоритм работы повторяется для семьи в целом (одно колесо на всю семью). Только теперь члены семьи определяют аспекты жизни семьи, а не каждого ее члена по отдельности, определяя наиболее значимые цели семьи. Подобная техника позволяет обобщить цели всех членов семьи, учит их думать о семье в целом. Это все, чем я сегодня хотел поделиться с вами по методам моей работы с замещающими семьями. А теперь давайте закрепим на практике представленные технологии на демонстративной консультации.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|