Почему когнитивно-поведенческая терапия?

Почему когнитивно-поведенческая психотерапия:

  • Один из немногих методов, эффективность которого доказана с помощью статистических данных
  • Быстрое симптоматическое улучшение
  • Получение навыков для самостоятельного решения сложных ситуаций
  • Редкость возникновения рецидивов
  • Выход из сложившейся ситуации
  • Выгода с экономической точки зрения

Когнитивно-поведенческая психотерапия – одно из направлений терапии, исходит из предположения, что проблемы человека возникают из неверно сформулированных убеждений и установок о себе и окружающем мире, которые в свою очередь ведут к негативным эмоциям и делают поведение неадаптивным, а будущее туманным и безрадостным. Обзор работ, посвященных оценке этого метода, показывает его чрезвычайную эффективность. Так, при депрессии, к примеру, за исключением самых тяжелых случаев, этот способ равен по эффективности медикаментозному лечению (Graighead, Graighead & Ilardi, 1998 и многие другие). Психотерапевт А.Бек с коллегами поставил для выявления эффективности данного способа следующий эксперимент: пациенты с диагнозом депрессия случайным образом были разделены на две группы — первую лечили медикаментозным методом, а вторую с помощью когнитивно-поведенческой терапии. Терапия продолжалась порядка 20 сессий (в среднем 3 месяца). Лечение препаратами составляло в среднем 11 недель, с одной 20-минутной встречей в неделю. Оказалось, что когнитивно-поведенческий метод значительно уменьшил признаки депрессии и вернул людей к нормальному ритму жизни, при этом за повторным курсом терапии через полгода обратились лишь 16% пациентов. Лечение препаратами, тоже имело положительный эффект, однако 68% пациентов, которые прошли медикаментозное лечение, позднее нуждались в повторном лечении. Также когнитивно-поведенческая терапия помогает эффективно бороться со стрессами, фобиями, тревожностью, расстройствами поведения и личностными проблемами, решает психосоциальные проблемы, формирует позитивное видение будущего.  Так, индивидуальная работа и тренинги, направленные на развитие уверенности в себе, формирование навыков эффективного общения, программирование себя на достижение целей, дают человеку возможность более эффективно функционировать в обществе и строить свои взаимоотношения с окружающими.

Особо широкое распространение когнитивно-поведенческая терапия, на сегодняшний день получила в Соединенных Штатах Америки, Германии и Великобритании, где этот метод является наиболее востребованным, (в силу того, что его эффективность проверена и доказана на фактах), а также наименее финансово затратным, в силу того, что он относится к краткосрочным способам лечения (в зависимости от ситуации курс терапии длится от одного месяца до полугода, в то время как психоанализ, к примеру, подразумевает под собой минимум двухгодичное лечение, чтобы добиться хороших результатов). В России когнитивно-поведенческая терапия пока не столь популярен, однако интерес к нему с каждым годом неуклонно растет.

Что же такое когнитивно-поведенческая психотерапия:

У каждого из нас есть некие установки и убеждения, взятые из прошлого опыта, и они формируют то, как мы воспринимают те или иные обстоятельства и что о них думаем, это наша картина мира. Так случается, что некоторые установки или убеждения оказываются нелогичными, неверными и  в силу этого мы имеем картину мира, которая мешает нам двигаться дальше и развиваться. Однако наши дисфункциональные установки и убеждения заставляют нас определенным образом мыслить и объяснять те или иные обстоятельства, которые с нами происходят. Получается, что не события сами по себе влияют на нас, а то, как мы их интерпретируем. От того, как мы воспринимаем происходящие с нами обстоятельства, зависят наши эмоции и настроение. Эмоции влекут за собой поведение. Неправильное поведение порождает неоднозначные ситуации, которые не всегда удается правильно интерпретировать и получается замкнутый круг. Приведу для ясности пример: родители все время говорили своему ребенку, что он должен быть во всем самым лучшим и хвалили и поощряли его только тогда, когда он им был, сформировав тем самым у него некое убеждение (схему), что «меня можно и будут любить, только если я буду во всем первым». Теперь каждый раз, когда уже выросшему ребенку не удается быть в чем-то первым, он испытывает снижение настроения и негативные эмоции. Его поведение работает по принципу или я работаю на износ и становлюсь лучшим или мне это в принципе не надо. В результате, рано или поздно столкнувшись с ситуацией, когда одержать победу не удаётся, он получает психологическую реакцию в виде депрессии. Находясь в депрессии, он сталкивается все с большим количеством ситуаций, которые подтверждают, что первым он быть не может, это порождает новые негативные мысли и так далее снова по кругу.

 

 

 

Что в этой ситуации может сделать когнитивно-поведенческий психотерапевт или психолог? В первую очередь выявить дисфункциональное убеждение, которое лежит в основе этой проблемы. Существует целый ряд дисфункциональных убеждений, и их количество слегка разнится в зависимости от разных направлений этого метода, но это в целом непринципиально. В основе этого случая лежат несколько дисфункциональных убеждений. Центральное из них -  «максимализм» - оперирование категориями или все или ничего, я неудачник при малейшем несоответствии вещей моим критериям. Дисфункциональное оно потому, что никому и никогда не удается во всем быть первым и умение справляться с неудачами одна из важных и адаптивных вещей, которая помогает человеку быть высоко эффективным. Задача специалиста в области когнитивно-поведенческой терапии указать на это дисфункциональное убеждение, проработать его с помощью специальных когнитивных и поведенческих техник и найти адаптивный вариант этой установки, который будет не мешать, а помогать двигаться человеку дальше.

Параллельно с этим или после этого (в зависимости от тяжести случая), специалист будет выявлять автоматические мысли клиента, чтобы определить, есть ли у него какие-то другие установки, которые мешают ему быть эффективным и на чем основаны его глубинные убеждения. Но все по порядку.

Что такое автоматические мысли и почему их важно выявить? У каждого человека есть мимолетные оценочные мысли или как мы их называем автоматические  мысли. Например, я сейчас вам рассказываю про терапию, вы можете одновременно и читать то, что написано, пытаясь в этом разобраться и оценивать то, что написано. Например, в вашей голове могут возникать следующие мысли: 1) Здорово, это то, что мне нужно (эмоция при этом волнение) 2) Чепуха, что за ерунда здесь написана (эмоция - разочарование или раздражение) 3) Интересно, но получится ли у меня (эмоция - тревога) и т.д.  Основная черта автоматических мыслей в том, что они не являются результатом рассуждений и не нуждаются ни в каких доказательствах. Они короткие, обрывочные и возникают как бы сами по себе. Обычно вы их не отслеживаете, а обращаете внимание на те эмоции, которые за этими мыслями возникают. Именно это открытие и дало основание утверждать, что мысли первичны, а эмоции вторичны. Задача научиться их распознавать и обращать внимание на то, как после них меняется ваше эмоциональное состояние, а также пытаться их оценить и понять, насколько они достоверны. Такое рациональное осмысление обычно сильно улучшает настроение и общее состояние.  Следующий этап – заменить неадаптивные установки на адаптивные. Постепенно это сформирует навык управления своим мышлением.

Не все автоматические мысли дезадаптивны, если, к примеру, в течение года студент ничего не делал и не учился, то его страх перед экзаменом и убежденность в том, что он его не сдаст, скорее всего имеет под собой вескую почву. В этом случае задача психотерапевта научить клиента реально смотреть на вещи, быть нацеленным на решением проблемы, уметь фокусироваться на результат, сформировать навык мобилизации своих ресурсов для того, чтобы решить ситуацию максимально быстро и выгодно для клиента. При этом также разрабатываются альтернативные сценарии, которые могут произойти в случае, если все таки экзамен будет не сдан и механизмы, как с этими ситуациями можно справиться.

Что же такое глубинные установки и почему их важно проработать? Приведу пример: человек, который боится, что он не разберется в новом методе, о котором сейчас читает (Интересный подход, но получится ли у меня), возможно, будет иметь глубинное убеждение типа «я ни на что не способен» (я никогда не осилю это, зря я сюда пришел, я ничего не понимаю, я тупой). Проработав только конкретную ситуацию и выяснив с ним, что он способен освоить этот метод, но не избавившись от глубинного убеждения, есть риск, что оно всплывет у него во время какого-то сильного стресса по другому поводу (увольнение, развод, смерть или болезнь близкого) и он, скорее всего, снова будет пропускать все происходящее через призму этого убеждения, и будет игнорировать всю информацию, которая будет этому убеждению противоречить. Научив же клиента находить адаптивные варианты ответа на свое глубинное убеждение, терапевт даст ему возможность справляться с разного рода проблемами в будущем самостоятельно, не прибегая каждый раз к помощи психотерапевта.

Вообще, один из огромных плюсов когнитивно-поведенческой терапии заключается в том, что задача терапевта сделать процесс терапии понятным, чтобы клиент четко знал, чего ожидать от терапии, каким образом будет строиться работа. Также клиент получает специальные техники и навыки и учится быть терапевтом самому себе и справляться с проблемами собственными силами. В данной терапии нет ничего мистического и непонятного. Этот вид терапии реалистичный, структурированный и логичный. Состояние будет улучшаться по мере того, как клиент будет лучше себя понимать и осваивать функциональные приемы с применением их в своей жизни. Задача когнитивно-поведенческого терапевта найти ложные установки и убеждения, заменить их на новые и дать все необходимые приемы, которые будут помогать эффективно справляться с жизненными проблемами.

* Отдельно хотелось бы отметить, что на сегодняшний день когнитивно-бихевиоральная или когнитивно-поведенческая психотерапия и психоанализ традиционно считаются двумя основными направлениями современной психотерапии. Так, например, в Германии лишь эти два направления признаны при университетах. Чтобы получить государственный сертификат специалиста-психотерапевта с правом оплаты через страховые кассы, нужно обязательно иметь базовую подготовку по одному из них. Гештальт-терапия, психодрама, системная семейная психотерапия, несмотря на свою популярность, пока признаются лишь как виды дополнительной специализации. В Америке когнитивно-поведенческая терапия признана наиболее эффективным и самым популярным методом на сегодняшний день.

 



Просмотров: 559
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?
  • Что дает когнитивно-поведенческая терапия?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Про что же когнитивно-поведенческая психология
  • Что почитать по Когнитивно-Поведенческой Терапии?
  • Свобода мысли, аристократизм духа и Когнитивно-поведенческая терапия
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Навязчивые мысли: причины и методы решения с помощью техник когнитивно - поведенческой терапии
  • Как когнитивно-поведенческая психотерапия помогает в мышлении, если нами руководит мозг?
  • Когнитивно-поведенческая терапия депрессии
  • Когнитивно-поведенческая терапия(создание дисфункциональных эмоций)
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия при Обессивно-компульсивном расстройстве. Современный подход.
  • Когнитивно-поведенческая терапия тревоги как депрессивного расстройства.
  • Расстройство сна: чем может помочь когнитивно-поведенческая терапия?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • «У меня никогда не будет той любви, которая мне нужна», или что такое схема* эмоциональной депривации.
  • Что, в ответ на реакцию, появляется первым: мысли или эмоции?
  • Телефонная когнитивно-поведенческая терапия для подростков с обсессивно-компульсивным расстройством
  • Почему когнитивно-поведенческая психотерапия?
  • Краткая методичка по когнитивно-поведенческой терапии для клиента
  • Притяжение будущего или за что я люблю когнитивно-поведенческую психотерапию
  • Каким навыкам учит когнитивно-поведенческая терапия?
  • Когнитивно-поведенческая терапия
  • Когнитивно-поведенческая терапия
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия тревоги и материал для работы
  • Когнитивно-поведенческая терапия эффективна
  • Когнитивно-поведенческая терапия ОКР
  • Победить страх: когнитивно –поведенческая терапия (КПТ)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь