Когнитивно-поведенческая терапия: возникновение, развитие, основные постулаты

Когнитивно поведенческая терапия возникновение развитие основные постулаты

   В основе когнитивно-поведенческой терапии лежат два подхода: бихевиоральный (поведенческий) и конитивный.

    Джозеф Вольпе определял поведенческую терапию, как применение экспериментально установленных принципов научения для целей изменения неадаптивного поведения. Неадаптивные привычки ослабевают и устраняются, а адаптивные - возникают и усиливаются. Здесь не поднимается вопрос, почему возникают неадаптивные привычки, акцент делается на том, как их изменить и трансформировать эти привычки. Достаточно избавить человека от мешающих симптомов - и будет устранена болезнь.

     Когнитивная терапия возникла в связи с деятельностью Джорджа Келли, который  разработал метод репертуарных решеток. Келли заметил, что люди попадают в плен категорий неэффективного мышления, и задача терапии - расшатать эту конструкцию и научить клиента эффективному мышлению.

      Есть и более ранние работы, похожие на когнитивный подход: например, Дюбуа работал с неправильными представлениями у пациентов при помощи сократического диалога (клиент в ходе диалога сам приходил к выводу о том, что его мышление неправильное). В данном подходе очень важна активность самого человека, чтобы он считал, что сам пришел к выводу о своей неправильности.

     С течением времени когнитивные и поведенческие терапевты объединив свои усилия создали новое направления, который назвали, когнитивно-поведенческая терапия и сформулировали основные принципы данного напрвления:

- не обращаться к прошлому, работают с настоящим (поведением или мышлением);

- рассматривать терапию, как на процесс научения (новым способам поведения или мышления);

- включить в практику терапии домашние задания, чтобы между встречами пациенты практиковали в жизни новые способы поведения или мышления;

- делать акцент на практике, не слишком увлекаясь теоретизированием.

      Одними из наиболее известных представителей данного направления являются Аарон Бек и Альберт Эллис. Они оба начинали свою психотерапевтическую деятельность в рамках психоаналитического направления, но со временем разочаровались в его эффективности и решили создать терапию, которая решала бы проблемы клиента за достаточно короткий промежуток времени.


   Аарон Бэк работал с депрессиями и обратил внимание, что у людей часто звучали темы поражения. Он решил, что депрессия развивается у тех, у кого негативный взгляд на настоящее, безнадежное ощущение будущего, а также сниженное чувство собственного достоинства. Работа с депрессивными пациентами привела Бэка к созданию программы, включавшей, помимо когнитивных методов, ряд приемов из поведенческой терапии (ролевая игра, домашнее задание).



    Альберт Эллис (рационально-эмотивная терапия, РЭТ) считает, что тревога, чувство вины и депрессия вызываются не психотравмирующей ситуацией, а тем, как люди воспринимают эту ситуацию. Потому в процессе терапии он пытается понять, какие мысли наносят ущерб личности ("самопоражающие мысли"). Предполагается, что такие мысли пациент приобрел в результате неправильного научения, и надо заменить их на более реалистичные при помощи моделирования, поощрения и логики.

    Таким образом, можно сказать, что часто симптомы душевных расстройств связаны с неправильной переработкой информации о себе и окружающем мире. То есть задача - коррекция неадаптивных мыслительных схем.

    Говоря другими словами, на людей действует не обстоятельство, а их отношение к обстоятельствам. Ни у кого из нас нет объективного восприятия, все мы воспринимаем реальность через собственные фильтры, посредством которых мы толкуем те обстоятельства в которых мы оказываемся. У каждого человека индивидуальная эмоциональная реакция на одни и те же обстоятельства. В соответствие с этим возникает гипотеза о том, что между ситуацией и реакцией есть промежуточное звено, т.е. есть некоторое толкование ситуацией, которое вклинивается между ситуацией и эмоцией, т.е. каждый из нас дает свою оценку одного и того же обстоятельства.

     При терапии депрессий этот вид терапии дал высокие результаты. У больных депрессией часто встречаются три паттерна негативных оценок: негативные оценки себя, окружающего мира, и будущего. Конкретно это выражается в том, что больные считают себя неполноценными, обладающими многочисленными моральными, интеллектуальными и физическими недостатками, безвольными, беззащитными. Они считают, что мир к ним жесток, предъявляет к ним чрезмерные требования, ставит непреодолимые препятствия на пути к достижению жизненно важных целей, что будущее не сулит им никаких радостей, всем будет только хуже, и часто единственный способ ускользнуть от этого безрадостного будущего - это суицид.

    В подобных рассуждениях присутствуют следующие логические ошибки:

    неучет вероятностных принципов устройства мира (положительные и отрицательные варианты развития событий равновероятны);произвольные умозаключения, не следующие законам формальной логики (сверхобобщения на основе реальных фактов);возможность того, что некоторые недостатки могут быть очаровательными и важными.

       Задача психотерапевта - выявить подобные неадаптивные паттерны и вместе с пациентом найти путь их преодоления (с опорой на личный опыт пациента, на результаты научных исследований).

     Бек и Эллис сумели добиться того, что улучшение состояния происходило в течение нескольких месяца. Когда речь идет о пребывании больного в клинике, лечение идет на фоне фармакотерапии антидепрессантами, но не смотря на это когнитивно-поведенческая терапия улучшает показатели лечения.

Основные принципы работы в рамках когнитивно-поведенческого подхода:

а) Мишенью терапевта является и поведение, и восприятие человеком своих действий и мира, т.к. одно влияет на другое.

б) Терапевт не интересуется прошлым, вызвавшим данную симптоматику, т.к. все равно никто не знает подлинных причин.

в) Целью терапии является не изучение ситуации, а избавление от симптома. Если человек научился неврозу, невротическому поведению, то может и разучиться.

г) Используют методы, разработанные как когнитивными терапевтами (исследование рационального и иррационального, воображение, ролевые игры, проигрывание паттернов поведения, жестов, поз), так и поведенческими (систематическая десенсибилизация, т.е. пугающий стимул разбивается на много непугающих и предъявляется вместе с техниками релаксации, наводнение/имплозия, т.е. переизбыток пугающего стимула.



Просмотров: 800
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно-поведенческой терапии
  • Навязчивые мысли: причины и методы решения с помощью техник когнитивно - поведенческой терапии
  • Основные направления работы и принципы телесно-ориентированной терапии
  • Краткая методичка по когнитивно-поведенческой терапии для клиента
  • Куда пойти лечиться? Основные направления в психотерапии. Когнитивно-поведенческая психотерапия.
  • Доказательства эффективности когнитивно-поведенческой терапии
  • Свобода мысли, аристократизм духа и Когнитивно-поведенческая терапия
  • Основные принципы рационально-эмоциональной поведенческой терапии.
  • Использование методов когнитивно-поведенческой терапии в психокоррекции детей и подростков.
  • О когнитивно-поведенческой терапии
  • О Когнитивно-Поведенческой терапии
  • Суть когнитивно-поведенческой терапии.
  • Что почитать по Когнитивно-Поведенческой Терапии?
  • Преимущества когнитивно-поведенческой терапии
  • Что дает когнитивно-поведенческая терапия?
  • О когнитивно –поведенческой терапии, для тех кто далек от психологии
  • Философские основы Когнитивно-поведенческой терапии
  • Мускульный тест в когнитивно-поведенческой терапии
  • Снижение веса с помощью когнитивно-поведенческой терапии
  • Программа самопомощи в когнитивно-поведенческой терапии ПТСР
  • Когнитивно-Поведенческая Терапия / VS / Иррациональное Мышление
  • Клинический пример когнитивно-поведенческой терапии панических атак.
  • Нейробиологические аспекты и предмет веры когнитивно-поведенческой терапии
  • Почему часто только регрессия дает удовлетворение в терапии и как это можно изменить?
  • О так называемой третьей волне в когнитивно-поведенческой терапии и ее пользе для клиентов.
  • "4 Столпа" Когнитивно-Поведенческой Терапии (КПТ)
  • Почему когнитивно-поведенческая терапия?
  • Расстройство сна: чем может помочь когнитивно-поведенческая терапия?
  • Когнитивно-поведенческий подход при ГТР: первичное интервью, оценка ГТР и цели терапии
  • Причины возникновения панических атак с точки зрения когнитивно-поведенческой терапии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь